КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины "Конституционное право" является приобретение обучающимися профессиональных компетенций в сфере государственного и муниципального управления, необходимых для успешной профессиональной деятельности в современных условиях.

Изучение курса учебной дисциплины "Конституционное право" имеет своей задачей выработать у студентов ряд профессиональных и личностных качеств, а именно:

- умение правильно понимать государственно-правовые явления;

- выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности;

- привить практические навыки работы с конституционным законодательством Российской Федерации;

- обучить студентов правильной ориентации в конституционном праве Российской Федерации, его применению в повседневной жизни и в практической работе;

- развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Задачами изучения дисциплины также являются познание и формирование навыков толко­вания правовых категорий и институтов конституционного права, в том числе конституционные основы Российской Федерации и правового статуса человека и гражданина, конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти, конституционные положения организации местного самоуправления, субъекты и объекты конституционно-правовых отношений и особенности их ответственности по конституционному праву.

В процессе изучения учебной дисциплины студент должен получить знания, умения и навыки, которые позволят в практической деятельности решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

- организация исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;

- участие в разработке и реализации правовых актов и на их основе управленческих решений; 

- участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;

- участие в контроле качества управленческих решений и осуществления административных процессов;

- участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях на основе конституционных положений и действующего законодательства государства.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП

Дисциплина "Конституционное право" относится к базовой части профессионального  цикла (Б3.Б6) и  углубляет знания, умения и навыки, определяемые содержанием базовых дисциплин, для   успешной профессиональной деятельности   и   для   продолжения   профессионального   образования   в магистратуре.

Сферами профессионального использования знаний, получаемых в результате изучения дисциплины, являются все регулируемые правом общественные отношения, в ко­торых участвуют физические и юридические лица, государство и муниципальные обра­зования. Это отношения экономического оборота, реализации властных полномочий в сфере государственного управления и по реализации прав и свобод граждан. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Для изучения данной дисциплины студент должен знать основные начала обществознания, основы права, положения концепции современного естествознания, иметь представление о государстве и праве, правонарушении и юридической ответственности.

Изучение дисциплины "Конституционное право" дает основу для изучения последующих курсов  управленческого профиля:

- Отраслей публичного и частного права: административное, гражданское, трудовое, муниципальное, земельное право.

- Государственная и муниципальная служба.

- Принятие и исполнение государственных решений.

- Основы управление персоналом.

- Принятие и исполнение государственных решений.

- Государственное регулирование экономики.

3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:

а) общекультурные:

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

б) профессиональные:

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

- способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

- способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

- умением правильно применять нормы права (ПК-10);

- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

- умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

- способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48).

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

- основные этапы развития конституционализма в России;

- понятие, типы и источники конституционного права;

- основные положения Конституции Российской Федерации;

- базовые понятия и категории конституционного права;

- основы конституционного строя государства;

- систему конституционных органов власти;

- конституционные институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством;

уметь:

- применять теоретические и конституционные положения о государстве и праве при изучении  специальных  дисциплин;

- применять понятийно-категориальный аппарат и нормы конституционного права в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

- работать с нормативно-справочными материалами, правовыми актами и правильно использовать их в своей практической работе и повседневной жизни.

владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- навыками работы с нормативными актами;

- базовыми понятиями конституционного права;

- юридической терминологией.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет - 3 зачетных единицы, 108 часов.

4.1. Структура дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 3-й

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

51

51

Лекции (Л)

34

34

Практические занятия (семинары) (ПЗ, С)

17

17

Самостоятельная работа (СРС)

57

57

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

2

2

Самостоятельное изучение разделов (СмИз)

14

14

Контрольная работа (К)

4

4

Самоподготовка (СмПод) (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, тестированию  и контрольным  работам)

37

37

Промежуточная аттестация

Зачет

4.2. Разделы (темы) учебной дисциплины, виды учебной работы и количество часов

 

п/п

 

Раздел (тема) дисциплины

 

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации*

Л

С

СРС

1

Тема 1. Теоретические основы учения о конституции и современном конституционализме.

1

2

 

3

УО-1, ПР-1

2

Тема 2. Конституционное право как отрасль российского права.

2

2

1

4

УО-1, ПР-1

3

Тема 3. Конституция России 1993 г.

3

2

1

2

УО-1

4

Тема 4. Конституционные основы российского государства.

4

2

1

4

УО-1

5

Тема 5. Конституционные характеристики Российского государства.

5

2

1

6

УО-2, ПР-3

6

Тема 6. Конституционно-правовые основы российского федерализма.

6

2

1

6

УО-2, ПР-3

7

Тема 7. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

7

2

1

4

УО-1

8

Тема 8. Конституционно-правовой статус личности.

8

2

1

3

УО-1, ПР-1

9

Тема 9. Институт гражданства.

9

2

1

2

УО-1, ПР-1

10

Тема 10. Конституционная система власти в России.

10

2

1

2

УО-1

11

Тема 11. Избирательная система России.

11

2

1

2

УО-1

12

Тема 12. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

12

2

1

2

УО-1

13

Тема 13. Законодательная власть.

13

2

1

3

УО-1, ПР-1

14

Тема 14. Исполнительная власть.

14

2

1

3

УО-1, ПР-1

15

Тема 15. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти.

15

2

1

3

УО-1

16

Тема 16. Место и роль прокуратуры в системе государственной власти России.

16

2

1

2

УО-1, ПР-1

17

Тема 17. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

17

2

2

6

УО-1, ПР-3

Итого часов по видам занятий:

34

17

57

 

Всего часов дисциплине

108

 

 

 

 

Промежуточный контроль

Зачет

* Формы текущего контроля:

Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2).

Технические средства контроля (ТС).

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), реферат (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).

Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый)- зачет (УО-3).

4.3. Содержание тем (лекционных занятий) учебной дисциплины

Тема 1. Теоретические основы учения о конституции и современном конституционализме.

Основные теоретические положения общего учения о конституции. Понятие конституционализма. Понятие и сущность конституции. Фактическая и юридическая конституции. Верховенство и высшая юридическая сила. Конституционное и правовое государство: соотношение и проблемы государственно-правой практики. Этапы конституционного развития в Российской Федерации. Классификация конституций.

Тема 2. Конституционное право как отрасль российского права.

Конституционное право как отрасль российского права, как наука и учебная дисциплина. Место конституционного права в системе общественных и юридических наук. Место конституционного права в системе Российского права.

Предмет конституционного права. Метод конституционно-правового регулирования. Источники конституционного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник конституционного права РФ.

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционно-правовых отношений, их особенности.

Тема 3. Конституция России 1993 г.

Структура и содержание Конституции России. Учредительная, политическая, юридическая, ограничительная, воспитательная функции Конституции России. Юридические свойства и основные черты конституции. Социальная Ценность Конституции. Конституция Российской Федерации. Конституция и текущее законодательство. Непосредственное действие норм Конституции Российской Федерации. Толкование Конституции. Особый механизм охраны Конституции. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ.

Тема 4. Конституционные основы российского государства.

Понятие и содержание конституционного строя России. Соотношение конституционного, государственного и общественного строя. Характерные черты и принципы конституционного строя. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Российского государства. Конституционные основы организации публичной власти в РФ. Экономические и политические основы конституционно строя Российской Федерации. Социальные и культурно-духовные начала конституционного строя России.

Тема 5. Конституционные характеристики Российского государства.

Демократическое государство. Федеративное государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. Республиканская форма правления.

Тема 6. Конституционно-правовые основы российского федерализма.

Исторические этапы российского федерализма. Понятие, признаки и формы национально-государственного устройства. Основные принципы современного российского федерализма. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов. Равноправие субъектов федерации. Национальный и государственный суверенитет. Государственная целостность России. Единство системы государственной власти. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Тема 7. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Конституционно - правовой статус Российской Федерации как суверенного государства. Состав субъектов Федерации. Территория Российской Федерации. Государственный язык. Таможенная, денежная и налоговая системы. Предметы ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Правовая система Российской Федерации. Организация исполнительной власти. Федеральные округа. Единая судебная власть и прокуратура. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Участие в межгосударственных объединениях.

Государственные символы и столица.

Содружество Независимых Государств.

Тема 8. Конституционно-правовой статус личности.

Концепция прав человека и отражение ее в Конституции РФ. Международно-правовой базис прав личности Понятие "человек", "личность", "гражданин". Конституционно-правовой статус личности. Основные элементы правового статуса личности.

Понятие основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их отличие от не основных. Права человека и права гражданина.

Личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их виды. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Соответствие прав и свобод личности общепризнанным принципам и нормам международного права.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Тема 9. Институт гражданства.

Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Гражданство как субъективное право. Гражданство как особое правоотношение лица с государством. Правовое регулирование вопросов гражданства в Российской Федерации. Документы, удостоверяющие гражданство Росси. Принципы гражданства.

Тема 10. Конституционная система власти в России.

Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в РФ. Разделение властей как один из важнейших принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации, его содержание и значение. Механизм "сдержек" и "противовесов" в современной конституционной практике России.

Государственный аппарат и механизм государства, их соотношение. Основные направления совершенствования деятельности государственного аппарата в Российской Федерации.

Понятие и признаки государственного органа. Виды государственных органов. Конституционные основы классификации государственных органов Российской Федерации в зависимости от вида государственной деятельности.

Тема 11. Избирательная система России.

Понятие избирательной системы и избирательного права. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Значение выборов в демократическом государстве.

Система правовых актов о выборах и референдуме. Международно-правовые стандарты в избирательном праве России.

Избирательный процесс. Порядок организации и проведение выборов.

Референдум - как основная форма непосредственной демократии. Понятие и виды референдумов. Организация и проведение референдума. Юридическая сила решений референдума.

Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации

Правовой статус депутата представительного органа власти. Права и обязанности депутата. Основные гарантии депутатской деятельности.

Тема 12. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

Понятие главы государства. Глава государства в системе властей. Конституционно-правовой статус Президента РФ. Президент России как глава государства. Символы президентской власти. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента. Процедура вступления Президента РФ в должность. Присяга Президента. Полномочия Президента РФ в различных сферах государственной деятельности. Полномочия Президента во взаимоотношениях с Парламентом. Президент и исполнительная власть. Взаимодействия Президента с Судебной властью. Полномочия Президента в области законотворчества. Вето Президента. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Добровольная отставка, неспособность по состоянию здоровья исполнять обязанности главы государства. Основания и порядок отрешения Президента от должности.

Юридическая природа актов Президента. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

Тема 13. Законодательная власть.

Законодательная власть в РФ. Место и роль парламента в системе органов власти. Структура Федерального Собрания.

Совет Федерации: порядок формирования, состав, компетенция.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок избрания, состав, полномочия. Регламент Государственной Думы. Совет Государственной Думы: порядок образования, компетенция, функции и решения. Депутатские объединения. Фракции и депутатские группы, порядок их формирования, регистрации и назначение. Руководители фракций и депутатских групп. Основные организационно-правовые формы депутатской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания. Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания: назначение, порядок формирования, компетенция, акты. Вопросы, отнесенные к исключительному ведению Государственной Думы. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

Законодательный процесс и его стадии. Особенности принятия Федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов Российской Федерации и иных актов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Тема 14. Исполнительная власть.

Понятие исполнительной власти и ее особенности. Место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти. Порядок формирования и состав Правительства РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием РФ. Порядок назначения и конституционно - правовой статус Председателя Правительства РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства и министры (члены) Правительства.

Принципы и основные направления деятельности Правительства РФ.

Право законодательной инициативы Правительства РФ. Компетенция и ответственность Правительства России. Досрочное сложение полномочий Правительства Российской Федерации. Основания и порядок отставки Правительства. Полномочия Правительства РФ по руководству работой федеральных министерств и ведомств, координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Акты Правительства Российской Федерации и их юридическая природа. Порядок принятия, опубликования и вступление в силу.

Тема 15. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти.

Понятие судебной власти. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры в РФ. Единство судебной системы Российской Федерации. Специфические признаки, отличающие судебную власть от других ветвей власти государства. Свойства судебной власти: самостоятельность, исключительность, под законность, полнота. Требования, предъявляемые к судьям. Институт народных, присяжных и арбитражных заседателей. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Основные принципы и формы деятельности Конституционного Суда. Юридическая сила актов Конституционного Суда. Решения Конституционного Суда. Система судов субъектов РФ: Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации и иные федеральные суды.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Мировые судьи.

Тема 16. Место и роль прокуратуры в системе государственной власти России.

Органы прокурорского надзора и их место в механизме государства Конституционно-правовые основы прокуратуры Российской Федерации, Основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. Система и организация прокуратуры Российской Федерации. Понятие прокурорского надзора его цели и виды. Формы реагирования прокурора на нарушение закона. Протест, представление, постановление прокурора.

Тема 17. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

Понятие, принципы и система местного самоуправления. Назначение и функции местного самоуправления. Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Соотношение местного самоуправления и государственной власти. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.

Местное самоуправление в системе народовластия. Формы прямого волеизъявления населения муниципального образования. Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Конституционные гарантии прав местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

4.4. Темы и вопросы семинарских занятий

Семинар № 1 - 2 час.

Тема: Конституционное право как отрасль российского права.

Вопросы семинара:

История конституционного развития и источники конституционного права России.

Предмет и метод конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.

Юридические свойства и принципы Конституции Российской Федерации.

Конституционно-правовые отношения: особенности, виды и их субъекты.

Конституционно-правовая ответственность: понятие, виды и особенности.

Семинар № 2 - 2 час.

Тема: Конституционные основы организации публичной власти в РФ.

Вопросы семинара:

Понятие, принципы и содержание конституционного строя России. Соотношение конституционного, государственного и общественного строя.

Конституционные основы организации публичной власти в РФ: экономические, политические, правовые, социальные и культурно-духовные.

Особенности государственного устройство России: верховенство Конституции РФ, равноправие субъектов федерации, государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Государственные символы Российской Федерации. Статус столицы.

Семинар № 3 - 2 час.

Тема: Конституционно-правовой статус личности.

Вопросы семинара:

Нормативно-правовые акты о правах человека и гражданина.

Понятие, принципы и элементы правового  статуса.

Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Основания и порядок приобретения и прекращение гражданства.

Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

Семинар № 4 - 2 час.

Тема: Конституционная система власти в РФ.

Вопросы семинара:

Орган государственной власти: понятие, признаки и виды.

Принципы организации и деятельности и система органов государственной власти РФ.

Народовластие как конституционная основа государственной власти России: понятие и формы.

Понятие и конституционные принципы избирательного права России.

Понятие избирательной системы и ее виды.

Семинар № 5 - 2 час.

Тема: Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Вопросы семинара:

Президент России как глава государства и его место в системе властей.

Элементы конституционно-правового статуса Президента РФ.

Вступление в должность, основания и порядок отрешения Президента от должности.

Полномочия Президента РФ в различных сферах государственной деятельности.

Взаимодействие Президента с законодательной, исполнительной и судебной властью.

Юридическая природа актов Президента. Указы и распоряжения Президента России.

Семинар № 6 - 2 час.

Тема: Законодательная и исполнительная власть в РФ.

Вопросы семинара:

Федеральное Собрание России в системе органов власти: его структура и порядок формирования.

Основные организационно-правовые формы депутатской деятельности.

Порядок формирования, состав и место Правительства РФ в системе государственной власти государства.

Структура федеральных органов исполнительной власти.

Принципы и основные направления деятельности Правительства РФ.

Семинар № 7 -2 час

Тема: Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры в РФ.

Вопросы семинара:

Свойства судебной власти: единство, самостоятельность, исключительность, подзаконность, полнота. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к судьям. Институт народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Система судов РФ: Конституционные (уставные) суды, Суды общей юрисдикции и Арбитражные суды России. Мировые судьи.

Особенности судебных актов и их юридическая сила.

Органы прокуратуры в механизме государства: место, конституционно-правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Система и организация прокуратуры Российской Федерации.

Понятие прокурорского надзора: цели, виды и формы реагирования прокурора на нарушение закона. Протест, представление, постановление прокурора.

Семинар № 8 – 3 час

Тема: Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

Вопросы семинара:

Понятие местного самоуправления и основные  теории  его.

Международное законодательство по вопросам местного самоуправления.

Принципы и функции местного самоуправления.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления России: правовые,

территориальные, организационные, социально-культурные.

Правовые гарантии местного самоуправления.

4.5. Самостоятельная работа студентов  

Самостоятельная работа студентов включает проработку и дополнение конспекта лекций, изучение соответствующих разделов учебника, нормативных актов по пройденной теме, подготовка выступления на семинарском занятии и решение тестовых задач.

Объем учебного материала предполагает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов как с учебной литературой, так и с нормативными, методическими и справочными материа­лами. Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в не­обходимости отслеживания изменений, происходящих в области государственного управления и правотворчества. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и исполь­зовать накопленные в процессе обучения знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в общественной жизни.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Как соотносятся нормы-принципы и нормы-цели с юридическими фактами и конкретными правонарушениями?

Какие критерии позволяют определить предмет конституционного права как отрасли права?

В чем выражается практическое применение принципа прямого действия Конституции РФ?

Могут ли применяться на территории Республики Татарстан акты текущего законодательства Федерации, противоречащие Конституции Республики Татарстан?

Каким Вам представляется оптимальный механизм реализации актов Конституционного Суда РФ?

Чем отличаются основы конституционного строя от правовых основ конституционного строя?

Можно ли вынести на всероссийский референдум вопрос о выходе Чечни из состава РФ?

Какие меры воздействия могут применяться к общественным объединениям, действующим вне правового поля России?

Сформулируйте конституционные основы рыночных отношений.

Как изменилась социальная структура российского общества за 1990-1999 гг.? Существуют ли в России компрадоры? Являлось ли неизбежным разгосударствление социальных отношений?

Как соотносятся права человека и права гражданина? Что такое позитивация естественных прав человека?

В каких случаях гражданин РФ может быть лишен российского гражданства?

Предусматривает ли законодательство РФ участие иностранцев и апатридов в выборах представительных органов и глав администрации?

Что нового внес Федеральный Договор от 31 марта 1992 г. в правовую природу Российской Федерации? Почему Республика Татарстан не подписала этот Договор?

В чем состоят принципиальные правовые различия между декларациями о государственном суверенитете бывших союзных республик и декларациями бывших автономных республик?

Может ли быть одно и то же государство субъектом двух федераций одновременно? Какая историко-правовая ситуация может иллюстрировать Ваш ответ?

Является ли принцип состязательности непременным условием проведения выборов на всей территории России?

Могут ли кандидаты, включенные в списки избирательных объединений, одновременно баллотироваться в мажоритарных избирательных округах?

Считаете ли Вы, что органы государственного контроля составляют самостоятельный вид органов государства?

Сохраняются ли элементы императивного мандата в статусе депутатов где-либо на территории России?

Считаете ли Вы, что иммунитет должен быть сохранен за депутатами на всех уровнях представительных органов государственной власти?

Устраивает ли Вас существующий порядок формирования палат Федерального Собрания РФ и формирования Госсовета РТ, а если нет, то почему?

Можно ли утверждать, что в структуре Госсовета РТ существует скрытая двухпалатность, а если да, то почему?

Обязательно ли участие Совета Федерации в повторном рассмотрении закона, который ранее был правомерно принят Госдумой без рассмотрения в Совете Федерации, но отклонен Президентом РФ?

Согласны ли Вы с тем, что в формировании правительства РФ должна участвовать Государственная Дума? Если да, то в каких пределах? Следует ли сохранить право Президента отправлять Правительство в отставку без согласия парламента?

Могут ли суды общей юрисдикции принимать решения, устанавливающие неконституционность правовых актов?

Ваше отношение к вопросу о предоставлении Генеральному прокурору РФ права законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

Что такое муниципальное образование?

Что такое местное территориальное самоуправление граждан?

5. Образовательные технологии

В ходе реализации программы учебной дисциплины «Конституционное право» наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий активно используются такие образовательные технологии как разбор конкретных правовых ситуаций, деловые игры.

Перечень обязательных видов работы студента:

- посещение аудиторных занятий – лекций и семинаров;

- ответы на теоретические вопросы на семинаре;

- коллоквиумы по отдельным темам;

- решение практических задач, тестов на семинаре;

- выполнение контрольных работ и решение тестовых задач;

- выполнение домашних заданий и работ;

- подготовка докладов, рефератов, эссе;

- участие в студенческой научной конференции.

6. Оценочные средства для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

6.1. Тест для текущей проверки усвоения учебного материала

1. Предмет конституционного права РФ:

а) субординация в армии;

б) основные общественные отношения;

в) дипломатические отношения.

2. Конституционное право как отрасль права:

а) изучает общественные отношения;

б) определяет технику конституционного законодательства;

в) закрепляет и регулирует определенные общественные отношения.

3. Конституционное право РФ как наука:

а) регулирует общественные отношения;

б) изучает общественные отношения.

4. Источники конституционного права РФ как отрасли права:

а) акты применения права;

б) любые нормативные правовые акты;

в) нормативные акты, содержащие нормы конституционного права.

5. Нормы:

а) непременно состоят из гипотезы, диспозиции и санкции;

б) могут выступать как нормы-принципы.

6. Субъекты конституционных правоотношений:

а) только органы государства;

б) только субъекты Российской Федерации;

в) любые государственные и муниципальные образования, их органы, физические, юридические и должностные лица, а также общественные объединения, участие которых допускается конституционным законодательством.

7. Конституционное право РФ в системе отраслей права:

а) занимает ведущее место;

б) входит в систему международного права;

в) стоит над правовой системой.

8. Санкции:

а) иногда устанавливаются непосредственно в нормах конституционного права;

б) применяются только санкции, установленные нормами других отраслей права;

в) вообще не применяются.

9. Первая Конституция СССР была принята:

а) в 1918 г.;

б) в 1922 г.;

в) в 1924 г.

10. Действующая Конституция РФ может быть изменена:

а) только посредством референдума;

б) Государственной Думой;

в) обеими палатами Федерального Собрания в особом порядке.

11. Изменения могут вноситься:

а) в любую главу Конституции РФ;

б) только в главы с третьей по восьмую;

в) только в главы 1, 2 и 9.

12. Действие Конституции может быть приостановлено:

а) Президентом РФ;

б) Постановлением Совета Федерации;

в) посредством референдума.

13. Конституция РФ может быть принята:

а) только народом;

б) только Конституционным собранием;

в) исчерпывающий ответ законодательство не дает.

14. Конституционный контроль:

а) то же, что и конституционный надзор;

б) проверка конституционности нормативных актов посредством конституционного судопроизводства;

в) контроль за соблюдением Конституции, осуществляемый Федеральным Собранием и Президентом.

15. Постановления Конституционного Суда:

а) могут быть приостановлены Президентом РФ;

б) окончательны, отмене и изменению не подлежат;

в) могут быть отменены Федеральным Собранием в особом порядке.

6.2. Тестовые задания для промежуточной проверки усвоения учебного материала (зачета)

1. Правовые основы конституционного строя:

а) основные общественные отношения;

б) нормы Конституции, закрепляющие основные общественные отношения;

в) правосознание и правопорядок.

2. В систему политической организации общества входят:

а) все институты народовластия;

б) только органы государства и местного самоуправления;

в) только политические партии.

3. Общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации:

а) во всех случаях;

б) только политические общественные объединения;

в) только общероссийские объединения;

г) только региональные объединения.

4. Конституция РФ закрепляет:

а) плановое хозяйство;

б) рыночную экономику, не регулируемую государством;

в) рыночную экономику под контролем государства.

5. Формы собственности:

а) равны перед законом;

б) установлен приоритет государственной собственности;

в) установлен приоритет частной собственности.

6. Монополии:

а) ограничены мерами законодательного и экономического регулирования;

б) запрещены.

7. Социальная основа государства:

а) союз рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции;

б) понятие социальной основы государства не конституировано.

8. Социальное государство:

а) аналог социалистического государства;

б) государство, которое обеспечивает социальную защиту граждан.

9. Основы правового положения личности:

а) аналог основных прав, свобод и обязанностей;

б) институт конституционного права, устанавливающий основы отношений между личностью, обществом и государством;

в) аналог гражданства.

10. Натурализация:

а) приобретение гражданства по праву крови;

б) приобретение гражданства по праву почвы;

в) приобретение гражданства иностранцем или лицом без гражданства.

11. Может быть лишено гражданства:

а) лицо, совершившее преступление;

б) лицо, выехавшее на постоянное жительство в другую страну, или вступившее в брак с иностранцем;

в) лицо, получившее гражданство в порядке натурализации, если обнаружится, что оно скрыло обстоятельства, препятствовавшие получению гражданства.

12. Гражданство республики в составе РФ:

а) существует независимо от гражданства РФ;

б) может быть сохранено после выхода из гражданства РФ;

в) может быть предоставлено иностранцу, не являющемуся гражданином РФ;

г) предоставляется гражданам РФ, проживающим в республике.

13. Основные права и свободы:

а) приобретаются на основе актов текущего законодательства;

б) действуют, потому что установлены Конституцией и международным правом исходя из естественных прав человека;

в) приобретаются индивидуальными усилиями гражданина.

14. Личное право:

а) право на отдых;

б) право на информацию;

в) право на неприкосновенность жилища.

15. Социально-экономическое право:

а) право на труд;

б) свобода совести;

в) избирательное право.

16. Политическое право:

а) право на жизнь;

б) свобода демонстраций;

в) право частной собственности.

17. Российская Федерация:

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) республика со смешанной формой правления.

18. Государственный суверенитет РФ распространяется:

а) на всю ее территорию;

б) только на территории краев, областей и автономных образований;

в) только на территории субъектов, которые признают суверенную власть России.

19. Национальный суверенитет в РФ:

а) право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

б) право нации на самоопределение в границах России.

20. Органы местного самоуправления:

а) входят в систему органов государства;

б) не входят в систему органов государства;

в) входят в систему общественных объединений.

21. Муниципальные образования - это:

а) форма национальной автономии;

б) поселение или иная территория, на которой проживает самоуправляющееся сообщество;

в) низовое звено государственного аппарата.

22. Верхний уровень местного самоуправления определяется:

а) Президентом РФ;

б) Советом Федерации;

в) законами субъектов Федерации.

23. Местное территориальное самоуправление граждан - это:

а) то же, что и местное самоуправление;

б) самоуправление граждан на территориях, подчиненных муниципальным образованиям;

в) форма территориального самоопределения малочисленных народов.

24. Собственность муниципальных образований:

а) может отчуждаться в административном порядке;

б) может отчуждаться только по суду;

в) не может отчуждаться ни при каких обстоятельствах.

25. Акты органов местного самоуправления:

а) могут быть опротестованы прокуратурой;

б) не могут быть опротестованы прокуратурой;

в) могут быть отменены по соображениям целесообразности.

6.3. Примерные вопросы для подготовки к зачету (экзамену).

1. Источники российского конституционного права.

2. Развитие советского и постсоветского конституционного законодательства в Российской Федерации.

3. Развитие советского и постсоветского конституционного законодательства в Республике Татарстан.

4. Основные принципы Конституции РФ 1993 г.

5. Конституционный Суд Российской Федерации.

6. Формы реализации народного суверенитета в Российской Федерации.

7. Политические партии Российской Федерации: система, классификация, место в политической организации общества.

8. Конституционные основы регулирования рыночных отношений в РФ.

9. Социальная структура современного российского общества и конституционные основы регулирования социальных отношений.

10. Гражданство Российской Федерации: принципы и основы правового регулирования.

11. Понятие, система и виды основных прав, свобод и обязанностей личности в Российской Федерации.

12. Государственный и национальный суверенитет, особенности его реализации в РФ.

13. Становление и развитие советской и постсоветской федерации.

14. Государственно-правовые особенности Российской Федерации и ее субъектов.

15. Правовой статус республики в составе РФ.

16. Понятие и виды автономии. Автономия в Российской Федерации.

17. Избирательная система Российской Федерации.

18. Правовой статус депутата в Российской Федерации.

19. Формирование, структура и компетенция палат Федерального Собрания РФ.

20. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

21. Правовой статус и акты Президента РФ.

22. Правительство России: порядок формирования, компетенция, акты, его место в системе органов власти.

23. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

24. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Рекомендуемая литература

Основная:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Баглай Марат Викторович. - 6-е изд.,изм.и доп. - М.: НОРМА, 2007.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Баглай М.В., Бобылев Г.В., Воробьев В.П. и др.; МГИМО (Университет) МИД РФ; Под общ.ред. М.В.Баглая и др. - 2-е изд.,перераб. - М.: НОРМА, 2008.

3. Правоведение: Учебник / Абросимова Е.А., Алехин А.П., Голиченков А.К. и др.; Отв.ред. Б.И.Пугинский. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 462с.

Дополнительная:

1. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райсберг Б.А. - М.:ИНФРА-М, 2003.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т.2 / Авакьян Сурен Адибекович; Рец. Е.И.Колюшин, В.О.Лучин; МГУ им.М.В.Ломоносова. Юридический факультет. - 3-е изд.,стер. - М.: Юристъ, 2010.

3. Правоведение: Учебник / Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Третьяков В.И. и др.; Под общ.ред. М.Б.Смоленского. - М.; Ростов н/Д: Дашков и К: Наука-Пресс, 2007. - 480с. - Лит.:с.475.

4. Правоведение: Учебник/под общей ред. проф. М.Б. Смоленского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007.

7.2. Рекомендуемые Интернет-ресурсы

http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна";

www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль­тант-Плюс);

www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru - Право в области информационных технологий;

www.rg.ru - сервер «Российской газеты»;

www.elibrary.ru – журналы AIP.

 

Автор программы Есин В.А.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!