ТРУДОВОЕ ПРАВО

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами устойчивых знаний в области трудового права Российской Федерации и способности грамотно ори­ентироваться в действующем трудовом законодательстве Российской Федерации.

Задачами изучения дисциплины являются:

изучение правового регулирования трудовых правоотношений и иных непосред­ственно связанных с ними отношений;

формирование у студентов навыков по решению проблем, связанных с конкрет­ными ситуациями в сфере трудового права.

В рамках учебной дисциплины с учетом тенденций развития науки трудового права изучается правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе современной законодательной базы в данной об­ласти и правоприменительной практики. Особое внимание уделяется углубленному изу­чению положений и практики применения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, до­говоров и конвенций Международной организации труда, а также других нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними от­ношения.

В связи с этим для успешного изучения данной дисциплины студент должен об­ладать определенными знаниями по теории права (учебной дисци­плины «Теория государства и права» «Правоведение»). В частности, студенты долж­ны иметь четкие представления о понятии и сущности права, о формах его реализации, представлять соотношение системы права и системы законодательства, знать учение о правоотношении и юридической ответственности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП

Дисциплина "Трудовое право" относится к базовой части профессионального  цикла (Б3.Б15) и углубляет знания, умения и навыки, определяемые содержанием базовых дисциплин, для   успешной профессиональной деятельности   и   для   продолжения   профессионального   образования   в магистратуре.

Сферами профессионального использования знаний, получаемых в результате изучения дисциплины, являются все регулируемые правом общественные отношения, в ко­торых участвуют физические и юридические лица, государство и муниципальные обра­зования. Это отношения экономического оборота, реализации властных полномочий в сфере государственного управления и по реализации прав и свобод граждан. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Для изучения данной дисциплины студенты используют знания, умения, навыки о государстве и праве, правонарушении и юридической ответственности, ранее сформированные входе изучения следующих дисциплин: «Основы права», «Правоведение», «Конституционное право Российской Федерации», «Гражданское право»

Изучение дисциплины "Трудовое право" углубляет знания правовых и обще-профессиональных курсов  управленческого профиля:

- отраслей публичного и частного права: административное, гражданское, муниципальное, земельное право.

- Государственная и муниципальная служба.

- Принятие и исполнение государственных решений.

- Основы управление персоналом.

- Принятие и исполнение государственных решений.

- Государственное регулирование экономики.

 

3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:

а) общекультурные:

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

б) профессиональные:

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

- способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

- способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

- умением правильно применять нормы права (ПК-10);

- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

- умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

иметь представление: об особенностях трудовых правоотношений в обществе; об ос­новных терминах и понятиях трудового права России, его месте в системе отраслей права; о правоотношениях составляющих предмет трудового права и нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения;

знать: базовые понятия и категории трудового права; содержание правовых норм, регулирующих трудовые и иные непосредст­венно связанные с ними отношения, их взаимосвязь и значение; содержание прав и обязанностей работников и работодателей; формы и порядок защиты прав ра­ботников и работодателей; основные правила подготовки различных видов доку­ментов правового характера;

уметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; применять понятийно-категориальный аппарат и нормы трудового права в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; грамотно толковать нормы трудового права; работать с нормативно-справочными материалами, правовыми актами и правильно использовать их в своей практической работе и повседневной жизни; использовать и составлять нормативные и иные документы правового характера, относящиеся к будущей
профессиональной деятельности.

владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества; навыками работы с нормативными актами; базовыми понятиями трудового права; юридической терминологией.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3,5 зачетных единицы, 126 часов.

4.1. Структура дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Часов в семестре

семестр 6-й

Общая трудоемкость дисциплины

126

126

Аудиторные занятия

51

51

Лекции (Л)

34

34

Практические занятия (семинары) (ПЗ, С)

17

17

Самостоятельная работа (СРС)

39

39

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

2

2

Самостоятельное изучение разделов (СмИз)

14

14

Контрольная работа (К)

4

4

Самоподготовка (СмПод) (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, тестированию  и контрольным  работам)

19

19

Промежуточная аттестация

Экзамен

36

4.2. Разделы (темы) учебной дисциплины, виды учебной работы и количество часов

п/п

Раздел (тема) дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формируемые компетенции

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации*

Л

С

СРС

1

Тема 1. Трудовое право как отрасль права

1

2

1

3

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-10

УО-1

2

Тема 2. Функции и принципы трудового права

2

2

1

2

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-5, ПК-9

УО-1, ПР-1

3

Тема 3. Источники трудового права

3

2

1

2

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-10

УО-1

4

Тема 4. Международно-правовое регулирование труда

4

2

1

2

ПК-9, ПК-10

УО-1

5

Тема 5. Трудовое правоотношение

5

2

1

3

ОК-1, ОК-6

УО-1, ПР-1

6

Тема 6. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд

6

2

1

2

ОК-6

УО-1, ПР-3

7

Тема 7. Социальное партнерство в сфере труда

7

2

1

2

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ПК-2, ПК-10

УО-1, ПР-1

8

Тема 8. Трудовой договор

8

2

1

3

ОК-1, ОК-6, ПК-5, ПК-10

УО-1, ПР-1

9

Тема 9. Рабочее время

9

2

1

2

ОК-1, ОК-6, ПК-9

УО-1, ПР-1

10

Тема 10. Время отдыха

10

2

1

2

ОК-1, ОК-6, ПК-9

УО-1, ПР-1

11

Тема 11. Заработная плата

11

2

1

2

ОК-1, ОК-6, ПК-9

УО-1, ПР-7

12

Тема 12. Гарантии и компенсации

12

2

1

2

ОК-1, ОК-6, ПК-9

УО-1

13

Тема 13. Дисциплина труда

13

2

1

2

ОК-1, ОК-6, ОК-15, ПК-9

УО-1, ПР-1

14

Тема 14. Материальная ответственность сторон трудового договора

14

2

1

3

ОК-1, ОК-6, ОК-15, ПК-9

УО-1, ПР-7

15

Тема 15. Охрана труда

15

2

1

2

ОК-1, ОК-6, ПК-12

УО-1, ПР-1

16

Тема 16. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

16

2

1

2

ОК-1, ОК-6, ОК-15, ПК-9, ПК-12

УО-1, ПР-1

17

Тема 17. Трудовые споры и порядок их урегулирования

17

2

1

3

ОК-1. ОК-6, ОК-15, ПК-9

УО-1, ПР-3

 

Итого часов по видам занятий

 

34

17

39

 

 

 

Промежуточный контроль

Экзамен

36

 

 

 

Всего часов дисциплине

 

126

 

 

* Формы текущего контроля:

Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2).

Технические средства контроля (ТС).

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), реферат (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).

Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый)- экзамен (УО-4).

4.3. Содержание тем (лекционных занятий) учебной дисциплины

Тема 1. Трудовое право как отрасль права

Понятие труда. Понятие трудового права и его место в общей системе права. Предмет трудового права: трудовые отношения работников и иные непосредственно связанные с ни­ми отношения. Метод трудового права как отрасли права. Особенности метода трудового права. Система трудового права как отрасли права. Понятие, виды и содержание принципов правового регулирования труда. Гарантии обеспечения правовых принципов. Конкретиза­ция принципов трудового права в институтах отрасли трудового права.

Тема 2. Функции и принципы трудового права

Понятие функций трудового права. Регулятивная и охранительная функции трудового права. Социальная функция трудового права. Защитная функция. Идеологическая (воспитательная) функция.

Понятие принципов трудового права. Виды принципов трудового права: основные, межотраслевые, отраслевые, принципы отдельных правовых институтов. Их содержание.

Гарантии обеспечения соблюдение принципов.

Тема 3. Источники трудового права

Понятие источников трудового права и их виды. Система источников трудового права. Акты международного права как источник трудового права. Порядок применения международных конвенций. Общая характеристика Трудового кодекса РФ и важнейших федеральных законов как источников трудового права. Принимаемые работодателем локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Место и значение ру­ководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового за­конодательства. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда. Общее и специальное законодательство о труде. Виды специальных норм. Действие ис­точников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Тема 4. Международно-правовое регулирование труда

Понятие, субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда. Международная организация труда (МОТ) и ее роль в правовом регулировании трудовых отношений. Конвенции и рекомендации МОТ.

Тема 5. Трудовое правоотношение

Понятие и содержание трудового правоотношения, его отличие от иных правоот­ношений, возникающих в связи с применением труда. Субъекты трудового правоотно­шения. Права и обязанности сторон трудового правоотношения. Основания возникнове­ния, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Тема 6. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд

Понятие занятости и трудоустройства. Круг граждан, считающихся занятыми. Ос­новные направления государственной политики в области занятости населения. Государ­ственные органы занятости и их полномочия. Понятие безработного. Право граждан на трудоустройство через посредничество органов занятости. Понятие подходящей работы. Правовой статус безработного, его права и обязанности. Условия, порядок, размеры и сроки выплаты пособий по безработице.

Тема 7. Социальное партнерство в сфере труда

Понятие социального партнерства в сфере труда и его цель. Основные принципы социального партнерства. Формы социального партнерства. Система (уровни) социаль­ного партнерства. Представители работников и работодателей. Стороны социального партнерства. Порядок и организация ведения коллективных переговоров. Понятие кол­лективного договора, его содержание и структура. Порядок разработки проекта коллек­тивного договора и его заключения. Действие коллективного договора. Изменение и до­полнение коллективного договора. Понятие соглашений, их виды, содержание и струк­тура. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения. Действие соглашения. Изменение и дополнение соглашения.

Тема 8. Трудовой договор

Понятие и значение трудового договора. Стороны трудового договора. Форма и содержание трудового договора. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. Отказ в приеме на работу. Вступление трудового договора в силу. Оформление приема на работу. Испытание при приеме на работу и его правовые последствия.

Изменение трудового договора. Переводы на другую постоянную работу, времен­ные переводы. Изменение определенных сторонами условий трудового договора. Трудо­вые отношения при смене собственника имущества организации. Трудовые отношения при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реор­ганизации.

Общие основания прекращения трудового договора Расторжение трудового дого­вора по инициативе работника (по собственному желанию). Расторжение трудового до­говора по инициативе работодателя. Особенности расторжения срочного трудового до­говора. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сто­рон. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с отдельными ка­тегориями работников. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Выходные пособия. Правовые последствия незаконного перевода или увольнения работников.

Тема 9. Рабочее время

Понятие и виды рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего вре­мени, сокращенное и неполное рабочее время. Рабочая неделя. Продолжительность еже­дневной работы (смены). Продолжительность работы накануне выходных и нерабочих праздничных дней. Работа в ночное время. Режим и учет рабочего времени. Режим гибкого рабочего времени (скользящий график работы), сменная работа, вахтовый метод органи­зации работ, разделение рабочего дня на части. Работа за пределами установленной про­должительности рабочего времени: сверхурочная работа и работа в режиме ненормиро­ванного рабочего дня. Порядок привлечения работников к сверхурочным работам.

Тема 10. Время отдыха

Понятие и виды времени отдыха. Продолжительность перерывов в работе. Ежене­дельный непрерывный отдых (выходные дни) и нерабочие праздничные дни. Случаи и порядок привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Право работника на отпуск и виды отпусков. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодный ос­новной оплачиваемый отпуск. Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпус­ков, очередность их предоставления. Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска. Замена отпуска денежной компенсацией. Отпуск без сохранения заработной платы и порядок его предоставления.

Тема 11. Заработная плата

Понятие и формы оплаты труда. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Минимальная заработная плата. Тарифная система оплаты труда и ее элементы. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Удержания из заработной платы. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику. Оплата труда при отклонениях от установлен­ных нормальных условий труда. Сроки и порядок расчета при увольнении.

Тема 12. Гарантии и компенсации

Понятие и случаи предоставления гарантий и компенсаций. Гарантии и компен­сации при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность, при исполнении государственных или общественных обязанностей, при со­вмещении работы с обучением, при расторжении трудового договора, при временной нетрудоспособности работника и т.п.

Тема 13. Дисциплина труда

Понятие дисциплины труда и методы ее обеспечения. Обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину. Правила внутреннего трудового распорядка. Уставы и положения и дисциплине. Трудовые обязанности работников и обязанности работодате­ля. Меры поощрения за труд: виды, основания и порядок применения. Дисциплинарная ответственность работников. Виды и порядок применения дисциплинарных взысканий. Снятие дисциплинарного взыскания.

Тема 14. Материальная ответственность сторон трудового договора

Понятие материальной ответственности сторон трудового договора. Материаль­ная ответственность работодателя перед работником и ее виды. Компенсация работни­кам морального вреда. Основание и условия привлечения к материальной ответственно­сти работников. Ограниченная и полная материальная ответственность работников. До­говоры о полной индивидуальной и коллективной (бригадной) материальной ответст­венности.

Тема 15. Охрана труда

Понятие и значение охраны труда. Основные направления государственной по­литики в области охраны труда. Требования охраны труда. Нормы и правила по охране труда (межотраслевые, отраслевые). Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью.

Обязанности работников в области охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Медицинские осмотры некоторых ка­тегорий работников.

Компенсации и льготы работникам за тяжелые условия работы и работы с вредными условиями труда.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.

Тема 16. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Способы защиты работниками трудовых прав. Самозащита работниками своих трудовых прав. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессио­нальными союзами.

Государственные органы надзора и контроля охраны труда и соблю­дением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда, ее задачи и функ­ции, права и обязанности. Специализированные органы государственного надзора, действующие в системе министерств.

Общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Ответственность должностных лиц организаций за нарушение правил по охране труда и нарушение трудового законодательства.

Тема 17. Трудовые споры и порядок их урегулирования

Понятие, виды трудовых споров и причины их возникновения. Органы по рас­смотрению индивидуальных трудовых споров. Подведомственность трудовых споров, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде и в комиссии по трудо­вым спорам. Понятие и виды коллективных трудовых споров. Забастовка как крайняя мера разрешения коллективного трудового спора. Ответственность за нарушение зако­нодательства о коллективных трудовых спорах.

4.4. Темы и вопросы семинарских занятий

Семинар № 1: Трудовое право как отрасль права

Вопросы семинара:

Понятие труда, предмет и метод трудового права.

Задачи, функции и принципы трудового права.

Система и виды источников трудового права.

Понятие, особенности и виды правоотношений в трудовом праве.

Основания и субъекты трудовых правоотношений.

Роль и место профсоюзов в трудовых отношениях.

Семинар № 2: Трудовое правоотношение.

Вопросы семинара:

Понятие, стороны и основания возникновения трудового правоотношения.

Принципы, стороны, система и формы социального партнерства.

Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов.

Содержание и действие коллективного договора.

Соглашение и его виды. Действие соглашения, его изменение и дополнение.

Участие работников в управлении организацией.

Семинар № 3: Трудовой договор.

Вопросы семинара:

Правовое регулирование в области занятости населения.

Безработные граждане: понятие, правила регистрации, статус безработного.

Социально-правовые гарантии временно неработающим и безработным.

Понятие, особенности и виды трудового договора.

Стороны и содержание трудового договора.

Общий порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора.

Понятие, уровни и принципы социального партнерства в сфере труда.

Понятие и виды коллективного договора и социально-партнерских соглашений.

Семинар № 4: Рабочее время. Время отдыха.

Вопросы семинара:

Понятие рабочего времени и его регулирование.

Виды и особенности рабочего времени.

Исчисление и учет рабочего времени.

Понятие и значение времени отдыха.

Виды времени отдыха и их особенности.

Гарантии и компенсации в области рабочего времени и отпусков работникам, совмещающим работу с обучением.

Семинар № 5: Методы правового регулирования заработной платы.

Вопросы семинара:

Понятие оплаты труда и заработной платы.

Принципы и методы регулирование оплаты труда.

Минимальный размер заработной платы.

Понятие системы оплаты труда и ее элементы.

Тарифная система оплаты труда и ее элементы.

Понятие системы заработной платы и ее виды.

Нормирование труда.

Понятие и виды гарантий и компенсаций в сфере заработной платы.

Семинар № 6: Трудовая  дисциплина.

Вопросы семинара:

Понятие и значение трудовой дисциплины.

Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Понятие, особенности и виды материальной ответственности по трудовому праву.

материальной ответственности.

Семинар № 7: Индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Вопросы семинара:

Понятие, причины, условия и виды трудовых споров.

Принципы и сроки рассмотрения трудовых споров.

Подведомственность трудовых споров.

Порядок рассмотрения и стороны индивидуальных трудовых споров.

Понятие, виды и стороны коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры в разрешении коллективных трудовых споров.

Этапы разрешения коллективных трудовых споров.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Семинар № 8: Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Способы защиты работниками трудовых прав.

Государственные органы надзора и контроля охраны труда и соблю­дением трудового законодательства.

Общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Ответственность должностных лиц организаций за нарушение правил по охране труда и нарушение трудового законодательства.

4.5. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает проработку и дополнение конспекта лекций, изучение соответствующих разделов учебника, нормативных актов по пройденной теме, подготовка выступления на семинарском занятии и решение тестовых задач.

Объем учебного материала предполагает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов как с учебной литературой, так и с нормативными, методическими и справочными материа­лами. Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в не­обходимости отслеживания изменений, происходящих в области государственного управления и правотворчества. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и исполь­зовать накопленные в процессе обучения знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в общественной жизни.

4.6. Примерный перечень тем рефератов, эссе по дисциплине «Трудовое право»

  1. Предмет трудового права и сфера его действия.
  2. Социальное назначение трудового права и его основные функции.
  3. Защитная функция трудового права.
  4. Особенности метода правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ним отношений.
  5. Механизм правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ним отношений.
  6. Нормативное правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ним отношений (понятие и виды).
  7. Источники трудового права.
  8. Действие нормативно- правовых актов, в том числе во времени и в пространстве.
  9. Единство и дифференцирование правового регулирования трудовых отношений и отношений, непосредственно связанных с ним отношений.

10.  Нормативные право-разъяснительные акты в механизме правового регулирования трудовых отношений.

11.  Право на коллективные переговоры и механизм его реализации.

12.  Коллективный договор и его место в правовом регулировании трудовых отношений и отношений непосредственно связанных с ними отношений.

13.  Коллективные соглашения и их роль в правовом регулировании социально-трудовых отношений.

14.  Нормативные правовые договоры в механизме правового регулирования трудовых отношений.

15.  Индивидуальное правовое регулирование трудовых отношений.

16.  Субъекты трудового права.

17.  Индивидуальные субъекты трудового права.

18.  Коллективные субъекты трудового права.

19.  Правовой статус работодателя по российскому трудовому законодательству.

20.  Правовой статус работника по трудовому праву.

21.  Правоприменительная деятельность работодателя и его представителей.

22.  Индивидуальные права работников и формы их защиты профсоюзами.

23.  Понятие и виды правоотношений по трудовому праву.

24.  Индивидуальные трудовые отношения (понятие, стороны, основания возникновения, изменения и прекращения, содержание).

25.  Трудовой договор как основание возникновения индивидуальных трудовых правоотношений.

26.  Порядок заключения и оформления трудового договора.

27.  Случаи заключения срочного трудового договора.

28.  Изменение существенных условий трудового договора.

29.  Переводы на другую работу (понятие, виды).

30.  Временные переводы на другую работу.

31.  Случаи отстранения от работы.

32.  Прекращение трудового договора.

33.  Расторжение трудового договора.

34.  Прекращение трудового договора по обстоятельствам независящим от воли сторон трудового договора.

35.  Прекращение трудового договора вследствие нарушения обязательных правил заключения трудового договора.

36.  Правовые вопросы аттестации кадров.

37.  Отпуска по трудовому праву.

38.  Правовое регулирование труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе сторон трудового договора.

39.  Права и обязанности работодателей в обеспечении трудовой дисциплины (проблемы «Хозяйской власти»).

40.  Дисциплинарная ответственность (понятие и виды).

41.  Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

42.  Материальная ответственность работника перед работодателем.

43.  Порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником организации.

44.  Материальная ответственность работодателя перед работником.

45.  Основные направления правого регулирования охраны труда.

46.  Права и обязанности сторон трудового договора по охране труда.

47.  Правовое регулирование отношений по расследованию и учёту несчастных случаев на производстве.

48.  Система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

49.  Способы защиты трудовых прав работников.

50.  Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

5. Образовательные технологии

В ходе реализации программы учебной дисциплины наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий используются такие образовательные технологии как разбор конкретных правовых ситуаций, деловые игры и др.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

Вид контроля

Форма учебной работы

Текущий

Решение тестовых задач

Выполнение домашних заданий

Обобщающий

Контрольные работы

Эссе, реферат

Коллоквиум

Промежуточный (по итогам изучения учебной дисциплины)

Экзамен – устный ответ на билет

Зачет – собеседование или тестирование.

Рейтинговая система

В качестве оценки уровня усвоения учебного материала по дисциплине преподавателем может применяться рейтинговая (балльная) система. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в ходе изучения дисциплины, оцениваются в баллах.

Оценка качества работы в рейтинговой системе является накопительной и используется для оценивания отработки студентом учебного материала в течение всего периода изучения учебной дисциплины.

В процессе обучения студент может заработать баллы за следующие виды работ.

1. Лекции.

За систематическое посещение лекционных занятий и наличие конспекта лекций в течение семестра студент получает 2 балла (максимально).

2. Семинарские занятия.

- за систематическое посещение семинарских занятий студент получает 2 балла (максимально).

- за активное участие в обсуждении вопросов и положительные ответы на семинарском занятии (на «хорошо» и «отлично») – 1 балл.

- за подготовку доклада – 1 балл.

3. Коллоквиум.

Каждый коллоквиум может включать только теоретическую часть (собеседование) или теоретическую часть и выполнение практического задания по пройденным темам, которые вынесены на коллоквиум. При положительном итоге работы студента в ходе коллоквиума один коллоквиум оценивается в 2 балла.

4. Контрольная работа.

Контрольная работа может проводиться в аудитории или выполняться как домашнее задание. Вид и форма контрольной работы выбирается преподавателем исходя из особенностей тематики занятий: эссе, реферат, решение тестового задания.

Успешно выполненная контрольная работа (на «хорошо» и «отлично») в аудитории оценивается в 2 балла, дома – 1 балл.

5. Домашнее задание.

Программой учебной дисциплины по каждой теме предусматривается выполнение домашнего задания, которое может заключаться в подготовке доклада для выступления на семинаре, решение тестовых задач, составлении конспекта главы или параграфа учебника (учебного пособия), нормативно-правового акта, составление тестового задания, схем, таблиц, и т.п.

Каждая домашнее задание, выполненное своевременно, успешно и в полном объеме оценивается в 2 балла.

6. Курсовая работа (проект).

Написание и защита курсовой работы является одной из форм научно-практической  работы студента, которая демонстрирует уровень практического применения теоретических знаний студента в профессиональной сфере в соответствии со специальностью. За качественное (в соответствии с предъявляемыми требованиями) и своевременное выполнение курсовой работы студенту начисляется 3 балла при ее защите на «отлично» и 1 балл на «хорошо».

7. Участие в научно-практической конференции.

Одной из задач обучения студентов является развитие навыков научно-практической работы в качестве инструмента углубления знаний, получаемых в процессе обучения и выработке навыков их применения на практике.

Каждое участие студента в различных научно-практических конференциях и положительной оценки научной работы студента (диплом, грамота, публикация работы студента в сборнике конференции) оценивается в 5 баллов.

8. Промежуточная аттестация («срез знаний).

Промежуточная аттестация проводиться с целью определения уровня усвоения студентом учебного материала и уровня остаточных знаний. При положительном итоге промежуточной аттестации студенту начисляется 1 балл.

«Премиальные» баллы.

За общую активность при изучении учебной дисциплины, посещаемость, поведение, индивидуальное выступление на семинаре и т.д. допускается присвоение студенту дополнительных "премиальных" баллов. Сумма всех премиальных баллов составляет не более 5. Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки.

 «Штрафные» баллы.

Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов  за пропуск лекционных и семинарских занятий, за не выполнение, не качественное (формальное) выполнение, нарушение сроков выполнения заданий, за отказ отвечать на семинарских занятиях и т.п. Размер «штрафных» баллов соответствует количеству баллов, которые могли быть начислены за выполнение работы.

Студент может ликвидировать задолженность до зачетной недели. При этом ему могут быть начислены баллы в 50 % соотношении от установленного количества, если задолженность имела место без уважительных причин. В случае, когда задолженность возникла по уважительной причине, студенту могут быть начислены соответствующие баллы в полном размере при качественном выполнении установленного объема работы.

Учет набранных студентом в процессе обучения баллов ведется преподавателем с целью определения уровня усвоения и отработки студентом учебного материала дисциплины. Сведения о количестве набранных студентом баллов доводятся преподавателем до студентов по итогам промежуточных аттестаций проводимых в вузе.

Количество баллов набранных студентом в течение семестра учитываются при решении вопроса о допуске к экзамену или зачету.

Соответствие рейтинговых баллов и академических оценок:

«Отлично» - 81-100 % от максимального количества баллов.

«Хорошо» - 71-80 % от максимального количества баллов.

«Удовлетворительно» - 60-70 % от максимального количества баллов.

«Неудовлетворительно» – менее 50 % от максимального количества баллов.

В случае, когда студент набирает 80 % и более от максимального количества баллов преподаватель вправе принять решение о выставлении студенту соответствующей оценки «автоматически» на экзамене или «автоматически» выставить зачет с соответствующей записью в зачетной книжке студента.

6.1. Тесты и задания для текущей проверки усвоения учебного материала

Задача 1.

Сравнить основные признаки трудового отношения с признаками правоотноше­ний на основании договоров гражданско-правового характера (например, договор подряда). Результат сравнения изложить в таблице:

№п/п

Трудовое отношение

Правоотношение на основании дого­вора гражданско-правового характера

 

 

 

Задача 2.

Зосимова Н.О., работающая менеджером проекта в представительстве Burger AG в г. Москве - ЗАО «Бюргер АГ» (учредитель - немецкая фирма), в связи с беременностью попросила предоставить положенный ей по российскому трудовому законодательству отпуск по беременности и родам общей продолжительностью 140 календарных дней (20 недель) и выплатить соответствующее пособие за этот период. Работодатель сообщил Зосимовой Н.О., что отпуск будет ей предоставлен в соответствии с немецким законода­тельством о материнстве.

Вопросы (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы Трудового кодекса РФ и иных нор­мативных правовых актов, содержащих нормы трудового права):

Нормы какого законодательства распространяются на отношения между Зосимовой
Н.О. и ее работодателем - ЗАО «Бюргер АГ»?

Правомерны ли действия работодателя?

Задача 3.

Попов Е.П. устроился на работу в ООО «Доставка-экспресс». С ним был заключен договор сроком на 1 год, который назывался: «гражданско-правовой договор о выполне­нии работы». По данному договору Попов Е.П. должен был выполнять курьерские функции, то есть развозить пакеты документов из ООО «Доставка-экспресс» по клиентам данной организации. Оплата по договору производилась ежемесячно исходя из объема доставленной корреспонденции (200 рублей за единицу). При этом в тексте договора ус­тановлена обязанность Попова Е.П. доставлять корреспонденцию с 9.00 до 18.00 по рабо­чим дням (суббота и воскресенье - нерабочие дни). Попов Е.П. должен утром в 9.00 в офисе получить корреспонденцию и список адресов, а вечером подать отчет о достав­ленной корреспонденции за день.

После истечения срока договора, когда руководитель ООО «Доставка-экспресс» проинформировал Попова Е.П. о прекращении с ним договорных отношений, Попов Е.П. потребовал кроме оговоренной в договоре платы выплатить ему также и компенса­цию за неиспользованный отпуск в количестве 28 календарных дней.

Вопросы (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы трудового законодательства):

В каких отношениях с ООО «Доставка-экспресс» находился Попов Е.П. (в трудовых
или в гражданско-правовых)?

Правомерны ли требования Попова Е.П.?

 

Задача 4.

В ЗАО «Красный серп» существуют три первичных профсоюзных организации, представляющих интересы работников данного работодателя. В связи с принятием об­щим собранием работников решения о заключении коллективного договора у профсою­зов возникли следующие вопросы (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы трудового законодательства):

С какой первичной профсоюзной организацией работодатель должен вести переговоры и
заключить коллективный договор?

Может ли заключенный при таких обстоятельствах коллективный договор распро­страняться на всех работников ЗАО «Красный серп»?

Отметьте основные особенности отрасли трудового права:

а) регулирует имущественные и личные неимущественные отношения;

б) отношения между участниками регулируемых отношений строятся на двух уровнях - индивидуальном и коллективном;

в) сочетание норм материального и процессуального права;

г) является комплексной отраслью права;

д) характеризуется отсутствием норм-принципов.

Тестовые задания

1. Предмет правового регулирования трудового права - это:

а) отношения, связанные с организацией и материально-техническим оснащением производства;

б) отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда и иные, связанные с ними отношения;

в) приемы и методы работы при данных средствах труда и технологии производ­ства;

г) отношения, возникающие в процессе выполнения работы.

2. Отметьте пункты, отражающие роль принципов в отрасли трудового права:

а) определяют сущность трудового права и являются основой построения данной отрасли;

б) могут выступать в качестве особого регулятора общественных отношений в слу­чае пробелов в законодательстве;

в) описывают понятие и признаки трудового отношения;

г) являются одним из видов источников трудового права;

д) обеспечивают единство отрасли трудового права, взаимосвязь и согласованность правовых норм данной отрасли.

3. Нормативные акты органов местного самоуправления, принимаемые ими в пределах своей компетенции:

а) не являются источниками трудового права;

б) являются источниками трудового права, но носят рекомендательный характер и
применяются по усмотрению сторон трудовых отношений;

в) являются источниками трудового права, но носят акцессорный (дополнитель­ный) характер по отношению к нормам, установленным федеральными законами, и применяются при прямом указании сторон трудовых отношений;

г) могут содержать нормы трудового права и являться источником трудового права.

4. Сторонами трудовых отношений являются:

а) работник и работодатель;

б) работник, работодатель и органы местного самоуправления;

в) работник, работодатель и органы государственной власти;

г) работник, работодатель, а также органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления;

д) работник, работодатель и Международная организация труда (МОТ).

5. На федеральном уровне социального партнерства образуется:

а) коалиционная Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соци­ально-трудовых отношений;

б) временная Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-
трудовых отношений;

в) постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулирова­нию социально-трудовых отношений;

г) Общероссийская комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
на федеральном уровне социального партнерства.

6. Безработными являются:

а) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка;

б) нетрудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка;

в) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрирован­ные в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости;

г) нетрудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистриро­ванные в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости;

д) предприниматели без образования юридического лица.

6.2. Тестовые задания для промежуточной проверки (экзамена)

1. Трудовое право России - это:

а) отрасль публичного права;

б) отрасль частного права;

в) комплексная отрасль права;

г) подотрасль гражданского права;

д) институт конституционного (государственного) права.

2. Метод правового регулирования в трудовом праве:

а) частно-правовой (диспозитивный);

б) публично-правовой (императивный);

в) носит комплексный характер (сочетает частно-правовые и публично-правовые компоненты);

г) господства и подчинения;

д) дисперсии и централизации.

3. Работодателями могут являться:

а) только юридические лица;

б) только физические лица;

в) только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели без
образования юридического лица (ПБОЮЛ);

г) физические лица или юридические лица (организации), вступившее в трудовые
отношения с работником, а также в установленных федеральными законами
случаях и иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры.

4. Сторонами социального партнерства являются:

а) работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей;

б) работники в лице уполномоченных в установленном порядке представителей;

в) комиссии по трудовым спорам;

г) органы законодательной власти;

д) органы судебной власти.

5. При смене формы собственности организации коллективный договор:

а) прекращается;

б) сохраняет свое действие;

в) сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собствен­ности.

6. Занятыми считаются:

а) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрирован­ные в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости.

б) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предме­тами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по до­говорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (ар­телей).

в) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

г) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

7. По общему правилу, определенные сторонами условия трудового договора могут быть изменены:

а) только по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме;

б) как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, при условии преду­преждения другой стороны о предполагаемом изменении;

в) только в одностороннем порядке, при условии предупреждения другой сторо­ны о предполагаемом изменении.

8. По общему правилу, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

а) 30 часов в неделю;

б) 38 часов в неделю;

в) 40 часов в неделю;

г) 48 часов в неделю;

д) 50 часов в неделю.

9. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением особых случаев, прямо перечисленных в ст. 113 Трудового ко­декса РФ) допускается:

а) только с их письменного согласия;

б) только на основании приказа работодателя;

в) с их письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной
профсоюзной организации;

г) с их письменного согласия и с учетом мнения территориального органа по труду;

10. Право на основной ежегодный оплачиваемый отпуск за первый год работы возникает у работника по истечении:

а) 2 месяцев непрерывной работы;

б) 6 месяцев непрерывной работы;

в) 8 месяцев непрерывной работы;

г) 11 месяцев непрерывной работы;

д) 1 года непрерывной работы.

В случае полного брака продукции по вине работника, оплата труда работника:

а) производится в размере обычной ставки (оклада);

б) производится в размере 1/2 ставки (оклада);

в) производится в размере 2/3 ставки (оклада);

6.3. Примерные вопросы для подготовки к зачету (экзамену).

  1. Предмет трудового права.
  2. Источники трудового права.
  3. Действие нормативно-правовых актов во времени и в пространстве.
  4. Принципы трудового права.
  5. Система трудового права.
  6. Виды субъектов трудового права.
  7. Правоотношения регулируемые трудовым правом.
  8. Правовое регулирование в сфере занятости и трудоустройства.
  9. Правовой статус граждан как субъектов трудового права.

10.  Понятие и виды трудового договора.

11.  Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров.

12.  Условия трудового договора.

13.  Заключение, изменение и прекращение трудового договора.

14.  Понятие и виды рабочего времени.

15.  Понятие и виды времени отдыха.

16.  Форма оплаты труда.

17.  Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда.

18.  Виды компенсационных выплат по трудовому праву.

19.  Понятие нормирования труда.

20.  Понятие дисциплины труда и трудового распорядка.

21.  Ответственность в трудовом праве.

22.  Понятие и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

23.  Коллективные трудовые споры.

24.  Понятие и основные принципы социального партнерства.

25.  Понятие охраны труда.

26. Система трудового права.

27. Работник, как субъект трудового права.

28. Правовой статус представителей работодателя и работников.

29. Гарантии реализации прав профсоюзов.

30. Случаи отстранения от работы.

31. Стимулирующие выплаты.

32. Правовые методы укрепления дисциплины труда.

33. Виды юридической ответственности за ее нарушение.

34. Компенсация морального вреда, причиненного работнику работодателем.

35. Самозащита работниками трудовых прав.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Рекомендуемая литература

Основная:

Трудовое право: Учебник / Бриллиантова Нина Алексеевна, Волкова О.Н., Гладков Н.Г. и др.; Под ред. О.В.Смирнова, И.О.Снигиревой; Академия труда и социальных отношений. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2010. - 624с.

Желтов О.Б. Трудовое право России: Курс лекций / Желтов Олег Борисович, Сошникова Тамара Аркадьевна; Рец. К.Д.Крылов; Отв.ред. К.Павленко. - М.: ЭКСМО, 2011. - 272с.

Трудовое право России :[Электронный ресурс] : (Приложение): Практикум. Нормативные акты / Завгородний А.В., Коробченко В.В., Кузьменко А.В. и др. - 2-е изд. - М.: Высшее образование: Юрайт, 2009. - 1 CD. - (Прогрессивный учебник).

Дополнительная:

Сошникова Т.А. Трудовое право в схемах с комментариями / Сошникова Тамара Аркадьевна; Рец. К.Д.Крылов, О.Б.Желтов; Отв.ред. К.Павленко. - М.: ЭКСМО, 2010. - 240с. - (Право - наглядно и доступно). - Рек.лит.:с.8.-Доп.лит.

Трудовое право: акцент на судебной практике!?: Обзор материалов конференции, организованной кафедрой трудового права факультета права ГУ-ВШЭ / Подгот. текста А. Я. Петрова // Управление персоналом. - 2010. - № 24.

Трудовое право России: Учебник для вузов / Завгородний А.В., Коробченко В.В., Кузьменко А.В. и др.; Под общ.ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Высшее образование: Юрайт, 2009. - 671с. - (Прогрессивный учебник). - Алф.-предм.указ.:с.669-671.

 

7.2. Рекомендуемые Интернет-ресурсы

http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна";

www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль­тант-Плюс);

www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru - Право в области информационных технологий;

www.rg.ru - сервер «Российской газеты»;

www.elibrary.ru – журналы AIP.

 

 

Автор программы Есин В.А.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!