Тема 18 -«НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА»

1. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда

   В ст.7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

   К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью.

   Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.

   Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им организациях, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст.353 ТК РФ).

   Профессиональные союзы и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и по вопросам охраны труда (ст.370 ТК РФ и ст.20 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.).

   Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

 

2. Расследование несчастных случаев на производстве

Особенности расследования и учета несчастных случаев на производстве

   Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. Данной цели служат нормы о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

   Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происходящие с ра­ботниками и другими лицами, в том числе подлежащими обяза­тельному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя — физического лица.

   К указанным лицам относятся:

работники, выполняющие работу по трудовому договору;

студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учре­ждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, про­ходящие производственную практику в организациях;

лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;

другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

   Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на про­изводстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; пора­жение электрическим током, молнией, излучением; укусы насеко­мых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедст­вий и других чрезвычайных ситуаций,— повлекшие за собой необ­ходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли:

♦ в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок ору­дий производства и одежды перед началом и после окончания ра­боты, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

♦ при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора;

♦ при следовании к месту служебной командировки и обратно;

♦ при следовании на транспортом средстве в качестве сменщи­ка во время междусменного отдыха (водитель — сменщик на транспортом средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);

♦ при работе вахтовым методом во время междусменного отды­ха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

♦ при привлечении работника в установленном порядке к уча­стию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрез­вычайных происшествий природного и техногенного характера;

♦ при осуществлении действий, не входящих в трудовые обя­занности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение ава­рии или несчастного случая.

   Несчастный случай на производстве является страховым слу­чаем, если он произошел с работником, подлежащим обязатель­ному социальному страхованию от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний.

   Следует учесть, что при несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;

принять неотложные меры по предотвращению развития ава­рийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

сохранить до начала расследования несчастного случая на про­изводстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);

обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с настоящей главой;

немедленно проинформировать о несчастном случае на про­изводстве родственников пострадавшего, а также направить сооб­щение в органы и организации, определенные настоящим Кодек­сом и иными нормативными правовыми актами.

   При групповом несчастном случае на производстве (два чело­века и более), тяжелом несчастном случае на производстве, не­счастном случае на производстве со смертельным исходом рабо­тодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить соответственно:

1) о несчастном случае, происшедшем в организации:

—в соответствующую государственную инспекцию труда;

—прокуратору по месту происшествия несчастного случая;

—федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;

—орган исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции;

—организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

—территориальные объединения организаций профсоюзов;

—территориальный орган государственного надзора, если несча­стный случай произошел в организации или на объекте, подкон­трольных этому органу;

—страховщику по вопросам обязательного социального страхо­вания от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний;

2) о несчастном случае, происшедшем у работодателя — физи­ческого лица:

—в соответствующую государственную инспекцию труда;

—прокуратуру по месту нахождения работодателя — физическо­го лица;

—орган исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции;

—территориальный орган государственного надзора, если нес­частный случай произошел на объекте, подконтрольном этому ор­гану;

—страховщику по вопросам обязательного социального страхо­вания от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний;

3) о несчастном случае, происшедшем на судне:

  — работодателю (судовладельцу), а при нахождении в загранич­ном плавании — также в соответствующее консульство Российской Федерации. Судовладелец при получении сообщения о не­счастном случае, происшедшем на судне, обязан сообщить об этом:

а) если несчастный случай произошел на судне морского транспорта:

= в соответствующую государственную инспекцию труда;

= транспортную прокуратуру;

= федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопро­сами морского транспорта;

= федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, если несчастный случай про­изошел на ядерной энергетической установке судна или при пере­возке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

= территориальные объединения организаций профсоюзов;

= страховщику по вопросам обязательного социального страхо­вания от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний;

б) если несчастный случай произошел на судне рыбопромыс­лового флота:

= в соответствующую государственную инспекцию труда;

= прокуратуру по месту регистрации судна;

= федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопро­сами рыболовства;

= территориальные объединения организаций профсоюзов;

= страховщику по вопросам обязательного социального страхо­вания от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний.

   О случаях острого отравления работодатель (его представи­тель) сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпиде­миологического надзора (ст. 228 ТК).

Порядок расследования несчастных случаев

   Порядок расследования несчастных случаев на производстве предусмотрен ст. 229 ТК РФ.

   Расследование производится в общем и специальном порядке, причем последний осуществляется при групповом или тяжелом несчастном случае либо несчастном случае со смертельным исходом.

   В состав комиссии при расследовании в специальном порядке также входят государственный инспектор по охране труда, представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и некоторые другие. При крупных авариях с числом погибших 15 и более человек расследование производится комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации.

   Положением предусмотрены следующие сроки расследования: в течение 3 суток или в срок до 1 месяца со дня подачи пострадавшим заявления - при расследовании в общем порядке либо в течение 15 дней - при расследовании в специальном порядке.

   Для расследования несчастного случая на производстве в ор­ганизации работодатель незамедлительно создает комиссию в со­ставе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответствен­ным за организацию работы по охране труда приказом (распоря­жением) работодателя, представители работодателя, представите­ли профсоюзного органа или иного уполномоченного работника­ми представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распо­ряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отве­чающий за безопасность труда на участке (объекте), где произо­шел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

   В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договор­ной основе.

   Несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав данной комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

   Несчастный случай, происшедший с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организа­ции, расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

   Несчастный случай, происшедший с работником при выпол­нении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству.

   Расследование несчастного случая на производстве, проис­шедшего в результате аварии транспортного средства, проводит­ся комиссией, образуемой работодателем с обязательным исполь­зованием материалов расследования, проведенного соответствую­щим государственным органом надзора и контроля.

   Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного слу­чая на производстве, происшедшего с работником.

   Для расследования группового несчастного случая на произ­водстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчаст­ного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор по ох­ране труда, представители органа исполнительной власти субъек­та Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.

   По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавше­го — его родственников) в расследовании несчастного случая мо­жет принимать участие его доверенное лицо. В случае если дове­ренное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с ма­териалами расследования.

   В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включа­ется также представитель органа санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

   Если несчастный случай явился следствием нарушений в ра­боте, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и техни­ческой безопасности на объектах использования атомной энер­гии, то в состав комиссии включается также представитель тер­риториального органа федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности.

   При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерально­го горного и промышленного надзора, состав комиссии утверж­дается руководителем соответствующего территориального орга­на. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

   При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерально­го органа исполнительной власти по ведомственной принадлеж­ности и представители общероссийского объединения профессио­нальных союзов. Председателем комиссии является главный го­сударственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтроль­ных территориальному органу федерального горного и промыш­ленного надзора,— руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопро­сами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.

   При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утвержда­ется Правительством РФ.

   Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

   Расследование группового несчастного случая на производст­ве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится ко­миссией в течение 15 дней.

   Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого не­трудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенно­го лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

   При необходимости проведения дополнительной проверки об­стоятельств несчастного случая, получения соответствующих ме­дицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не бо­лее чем на 15 дней.

   В целях расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, не­счастного случая на производстве со смертельным исходом под­готавливаются следующие документы:

приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

планы, эскизы, схемы, а при необходимости — фото- и видео­материалы места происшествия;

документы, характеризующие состояние рабочего места, нали­чие опасных и вредных производственных факторов;

выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;

протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должно­стных лиц, объяснения пострадавших;

экспертные заключения специалистов, результаты лаборатор­ных исследований и экспериментов;

медицинское заключение о характере и степени тяжести по­вреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсичес­кого опьянения;

копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств инди­видуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного над­зора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из пред­ставлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выяв­ленных нарушений нормативных требований по охране труда;

другие документы по усмотрению комиссии.

   Для работодателя — физического лица перечень представляе­мых материалов определяется председателем комиссии, прово­дившей расследование.

   На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, оп­ределяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяс­нялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный слу­чай, не связанный с производством, определяет лиц, допустив­ших нарушения требований безопасности и охраны труда, зако­нов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по установлению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

   Если при расследовании несчастного случая с застрахован­ным комиссией установлено, что грубая неосторожность застра­хованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюз­ного органа или иного уполномоченного застрахованным пред­ставительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

   Порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования не­счастных случаев на производстве, утверждены постановлением Минтруда РФ 24.10.2002 г.

   Законодатель предусмотрел оформление материалов расследо­вания несчастных случаев на производстве и их учет (ст. 230 ТК).

 

3. Ответственность за нарушение требований охраны труда

   Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

  Соблюдение трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая и правила охраны труда), является обязанностью и работодателя, и работника. Неисполнение, ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным в ст.192-195 ТК РФ.

   Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст.357 ТК РФ).

   Виды взысканий за нарушение трудового законодательства:

- штраф;

- освобождение правонарушителя от занимаемой должности;

- дисквалификация - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- привлечение к обязательным работам;

- исправительные работы;

- лишение свободы.

   В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права (ст.184 ТК РФ). В гл.38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

   Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

   Субъектами, уполномоченными привлекать к ответственности за нарушение трудового законодательства являются:

   Федеральные надзорные и контролирующие органы и аналогичные органы субъектов федерации;

   Административные взыскания в виде штрафа за указанные выше правонарушения имеют право налагать:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда (ст.23.12 КоАП). Суммы административных штрафов, взыскиваемые на территории субъекта Российской Федерации за нарушение законодательства о труде и об охране труда, используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда (см. п.1 Постановления Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда».

   Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

   Прежде всего, возмещение этого вреда в настоящее время осуществляется посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющегося видом социального страхования граждан. По этой причине общественные отношения, возникающие по поводу возмещения данного вреда, являются предметом права социального обеспечения.

   Статьей 8 этого же Федерального закона определены следующие виды обеспечения по страхованию (в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право):

   1) пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний. Выплачивается в размере 100% среднего заработка застрахованного, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности (ст. 9 Федерального закона);

   2) страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти:

   а) единовременная страховая выплата. Размер выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. В случае смерти застрахованного выплата устанавливается в максимально возможном размере (60-кратном МРОТ).

   В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер выплаты определяется с их учетом (ст. 11 Федерального закона);

   б) ежемесячные страховые выплаты. Их размер определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, устанавливаемой медико-социальной экспертизой (ст. 12 Федерального закона);

  3) оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на:

»  дополнительную медицинскую помощь, в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;

» посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

»  санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством), стоимость проезда и некоторые другие расходы;

»  протезирование, а также обеспечение приспособлениями, необходимыми для трудовой деятельности и в быту;

»  обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

»  профессиональное обучение (переобучение).

   Нуждаемость застрахованного в указанных в п. 3 настоящего перечня видах помощи устанавливается медико-социальной экспертизой. Оплата этих расходов производится в порядке, определяемом Правительством РФ.

    В то же время возмещение застрахованному морального вреда производится причинителем этого вреда.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!