Тема 17 -«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА»

1. Правовое регулирование охраны труда

Понятие, содержание и значение охраны труда

   Охрана труда работника была и является важнейшей соци­альной проблемой в каждом государстве. Первые акты в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего вре­мени. В нашей стране первый Кодекс законов о труде 1918 года также закреп­лял основные нормы охраны труда, в том числе нормы об осо­бой охране труда женщин и несовершеннолетних.

   После распада СССР и появления частной собственности на имущество организаций проблемы охраны труда в России значительно обострились, поскольку частный предприниматель стремится не тратить прибыль на охрану труда и не заботится о безопасности своих работников как того требует действующее законодательство.

   В юридической литературе охрана труда рассматривается в нескольких аспектах (смыслах).

   В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организацион­но-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактиче­ские, реабилитационные и иные мероприятия.

   Если какая-то сторона охраны труда (правовая, медицинская, техническая или экономическая) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается.

   В узком смысле понятие охраны труда в трудовом пра­ве — это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудо­вой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система та­ких правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права.

   Третий аспект понятия охраны труда - как один из основных принци­пов трудового права — обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

   Охраны труда в России обеспечивается правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими средствами, что закреп­лено в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. в ред. от 20 мая 2002 г. и в разделе X (ст. 209) ТК РФ.

   Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены (ст. 37), что труд и здоровье людей охраняются государ­ством (ст. 7). Всесторонняя охрана труда, отвечающая конституционным требованиям о правах человека, может быть обеспечена при соблюдении одновременно всех аспектов.

   Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда в том, что она:

охраняет жизнь и здоровье работника от возможных произ­водственных вредностей;

направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

способствует его культурно-техническому росту (усталый от работы человек не способен вече­рами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекать­ся, заниматься спортом и т.п.);

способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение охраны труда в том, что она спо­собствует:

росту производительности труда работников, а тем самым и росту экономики;

экономии фонда обязательного социального страхования и со­кращению потерь рабочего времени (меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а, следовательно, меньше больничных листков и воз­мещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника).

Правовое значение охраны труда в том, что:

  › она обеспечивает каждому работу по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей организ­ма (с учетом психофизиологических особенностей женского организма и несовер­шеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов семейных обязанностей работников и т.п.);

  › правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на ра­боту лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать жен­щин, несовершеннолетних до 18 лет на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

  › вопросы охраны труда являются объектом организацион­но-управленческих отношений коллектива работников и проф­союзного органа организации с работодателем, социально-партнерских отношений на федеральном, от­раслевом, региональном и территориальном уровнях;

  › она является важнейшим элементом трудового правоотноше­ния работника с работодателем, по которому работодатель обя­зан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника, а ра­ботник — соблюдать инструкции по охране труда.

   Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему правовых норм об охране труда и о над­зоре за их исполнением.

   Трудовой кодекс в разделе X «Охрана труда» определяет понятий­ный аппарат института охраны труда, определяет основные его по­нятия (гл. 33, ст. 209) и основные направления государственной политики в этой сфере, там же установлены требования (гл. 34, ст. 211—215) и вопросы организация (гл. 35, ст. 216—218) охраны труда, обеспечение прав работников на охрану труда (гл. 36, ст. 219—231).

   Надзор и контроль за охраной труда и ответственность за ее нарушение в Трудовом кодексе выделены в самостоятельную гл. 57 в разд. XIII «Защита трудовых прав работников. Разреше­ние трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства».

   В ТК РФ среди прочих раскрываются такие понятия как:

   Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

   Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работо­способность и здоровье работника .

   В трудовом праве употребляется понятие «условия труда» и в широком смысле: как все условия трудовых договоров работников.

   Вредный производственный фактор — производственный фак­тор, воздействие которого на работника может привести к его за­болеванию.

   Опасный производственный фактор — такой, воздействие ко­торого на работника может привести к его травме.

   Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производ­ственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

   Рабочее место — место, в котором работник должен нахо­диться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работо­дателя.

  Средства индивидуальной и коллективной защиты работни­ков — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от за­грязнения.

  Сертификат безопасности — документ, удостоверяющий соот­ветствие проводимых в организации работ по охране труда уста­новленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

   Производственная деятельность — совокупность действий ра­ботников с применением средств труда, необходимых для пре­вращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строитель­ство, оказание различных услуг. В трудовом праве есть и более широкое понятие производственной дея­тельности - работа по трудовому договору в любой организации, в том числе в учреждении.

  Тяжелый физический труд. Тяжесть физического труда характеризуют: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве. При наличии в трудовом процессе любого из этих факторов в объеме, превышающем допустимые нагрузки, работа будет считаться тяжелой.

   Указанные и другие основные понятия в сфере охраны труда полностью перенесены в Трудовой кодекс, т. е. возведены в ранг норм кодифицированного акта из Федерального закона об основах охраны труда.

Основные принципы института охраны труда

   ТК РФ (ст. 210) и Основы об охране труда (ст. 4) закрепляют основные принципы (или направления) государственной по­литики в области охраны труда. Они представляют собой базу в подходе к решению вопроса охраны труда. Все принципы по направленности можно условно разделить на три группы:

1. организации охраны труда;

2. экономической политики в охране труда;

3. организационные.

   К принципам организации охраны труда относятся следующие:

1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производст­венной деятельности;

2) координация деятельности по охране труда с другими об­ластями экономической и социальной политики, а также в об­ласти охраны окружающей природной среды;

3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны;

4) государственное управление деятельностью по охране тру­да, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

5) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работни­ками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими ор­ганы;

6) взаимодействие и сотрудничество органов государственно­го управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюз­ными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;

7) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

8) установление статистической отчетности об условиях тру­да и несчастных случаях на производстве;

   Принципы экономической политики по охране труда следующие:

♦ проведение эффективной налоговой политики, стимулиру­ющей создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты;

♦ участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

♦ установление компенсаций и льгот за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современных техническом уровне производства и организации труда;

♦ защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.

Организационные принципы охраны труда:

• подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и учреждениях среднего профессионального образования;

• информирование работников о состоянии условий и охра­ны труда на производстве;

•распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны и условий труда.

   К указанным принципам следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите (женщин, несовершеннолетних, инвалидов). Институт охраны труда в гл. 41 и 42 ТК закрепляет такую за­щиту, которая ранее была предусмотрена в ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Законодательство об охране труда

   Основным правовым документом, регулирующим вопросы охраны труда, конечно, является Конституция Российской Федерации.

   Она предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст.7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

   Среди источников правового регулирования охраны труда важное место занимает международное законодательство, в частности МОТ. Большинство из таких актов ратифицированы Россией и тем самым признаны отечественным законодательством.

   Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах 1966 года предусматривает, что государства долж­ны признавать право каждого на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 3).

   Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен вопросам ох­раны труда, инспекциям труда и содержат детали по безопас­ности и гигиене труда. Отдельные акты посвящены труду жен­щин, детей и подростков.

   К основным нормативным актам об ох­ране труда также относятся: Основы законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г. в ред. Федерального закона от 2 марта 1998 г.  (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об ос­новах охраны труда в Российской Федерации»; разд. X ТК (в том числе гл. 41 и 42); Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30), а также иные нормативные акты, приня­тые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством тру­да и социального развития РФ и специализированными феде­ральными инспекциями по надзору за охраной труда; единые и отраслевые правила по технике безопасности и производствен­ной гигиене труда (многие из которых в целях унификации тре­бований по охране труда взяты в стандарты), система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Рос­сийской Федерации могут в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты по охране труда.

   Вопросы охраны труда в трудовом законодательстве образуют самостоятельный правовой институт, в котором конкретизируются основной принцип трудового права об обеспечении охраны труда и соот­ветствующее субъективное право работника и его гарантии. Охрана труда как институт трудового права – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.

   Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

  1. Нормы-принципы об основных направлениях государствен­ной политики в области охраны труда и правила государствен­ного управления охраной труда, поскольку охраной труда управ­ляет государство.

  2. Нормы, касающиеся права работников на охрану труда и его гарантий.

  3. Нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда, т.е. требования по охране труда, которые обязаны обеспечить работодатель и его администрация;

  4. Правила по технике безопасности и производственной сани­тарии. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

  5. Правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

  6. Специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью и работников с се­мейными обязанностями;

  7. Нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

   Все указанные группы норм института охраны труда тесно связаны между собой.

   Кроме указанной группировки правовых норм по охране труда, существуют и другие классификации норм по охране труда:

- по сфере действия норм - единые межотраслевые, отраслевые и разработанные на их основе с учетом производственной специфики локальные нормы по охране труда, утверждаемые на предприятии, в учреждении и организации;

- по субъектам – исполнителям нормативных предписаний

◆ организационно-правовые нормы, устанавливающие обязанности администрации;

◆ материально-правовые нормы, определяющие обязанности как работодателя, так и работников по охране труда;

◆ нормы по контролю и надзору за соблюдением охраны труда, возлагающие соответствующие обязанности на органы, предусмотренные ст. 244 КЗоТ РФ (эти нормы одновременно относятся и к самостоятельному правовому институту о контроле и надзоре за соблюдением законодательства о труде – подробнее см. раздел 17);

- по форме нормативных предписаний подзаконных актов постановления, положения, стандарты системы стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, предприятий), правила и нормы (например, санитарные, строительные, безопасности и т. д.), инструкции (по безопасности, типовые отраслевые по охране труда, действующие на предприятиях инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ), организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).

   В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с дого­ворными условиями, повышающими, конкретизирующими этот минимум на основании социально-партнерских соглашений, кол­лективных договоров, а также трудовых договоров.

   Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государст­венные нормативные требования по охране труда в России, при­нят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г.

   Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. устано­вило, что в Российской Федерации действует система норматив­ных правовых актов. Она состоит из межотраслевых (ПОТРМ) и отраслевых (ПОТРО) правил и типовых инструк­ций по охране труда (ТИРО), строительных и санитарных норм и правил (СНиП и СанПиН), инструкций по безопасности, пра­вил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

   На них и ориентируются соответствующие органы и организации при разработке региональных и локальных актов по охране труда. На основе этих актов организации сами разрабатывают и ут­верждают стандарты предприятия (СТП ССБТ) и инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (НОТ). Профсоюзы, их органы имеют право принимать участие в согласовании нормативных правовых актов по охране труда, учете их мнения.

   Государственные нормативные требования охраны труда утвер­ждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года. Это сделано для того, чтобы данные требования по охране труда не отставали от технического прогресса. Пересмотр их осуществляется в порядке, установленном при принятии.

   Субъекты РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. принимают свои акты по охране труда.

   Генеральное соглашение также предусмат­ривает ряд обязательств трех социальных российских партнеров (объединений профсоюзов, объединений работодателей и Пра­вительства РФ) по улучшению охраны труда. Это трехсторон­нее социально-партнерское Соглашение предусматривает соз­дание службы охраны труда, а также институт упол­номоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственно­сти, разработку новых и пересмотр дей­ствующих нормативных правовых актов по охране труда.

   Другие социально-партнерские соглашения различных уров­ней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, в котором предусматриваются различные меры по ее улучшению.

   Комплексный Федеральный закон «Об осно­вах охраны труда в Российской Федерации» закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и га­рантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономиче­ский механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства в этой области и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре главы: Общие поло­жения (ст. 1—7); Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 8—10); Обеспечение охраны труда (ст. 11 — 19); Государствен­ный надзор и контроль за соблюдением законодательства об ох­ране труда (ст. 20—22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время осо­бенно важно. Статья 11 гл. III Закона предусматривает, что ох­раной труда управляет государство непосредственно через Пра­вительство РФ или по его поручению федеральные органы ис­полнительной власти.

Право работника на охрану труда, его гарантии

   В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации и ст.2 ТК РФ, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право конкретизировано в ст.219 ТК РФ и подкреплено гарантиями, содержащимися в ст.220 ТК РФ.

   Право на охрану труда — это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить. С поступлением гражданина на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работо­датель.

   Содержание права на охрану труда включает ряд прав (воз­можностей) работника (как бы право в праве), в частности на:

◆безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опас­ных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболева­ние или снижение работоспособности;

◆возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья ра­ботника в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

◆получение достоверной информации от работодателя или го­сударственных и общественных органов о состоянии охраны тру­да на его рабочем месте, об имеющемся риске повреждения здо­ровья и принятых мерах по его защите от этого;

◆отказ от выполнения работ в случае возникновения непосред­ственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

◆обеспечение его бесплатно средствами коллективной и инди­видуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;

◆бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приос­танавливаются или закрываются предприятие, а также в случае производственной травмы;

◆обращение с жалобой в соответствующие органы о неудовлетворительных условиях и охране труда и др.

   Первая из указанных возможностей — получить безопасное рабочее место — отражает и требование дифференциации регули­рования труда женщин и несовершеннолетних до 18 лет.

   Права работника в сфере труда подкреплены законодателем их гарантиями (ст. 9 Федерального закона об охране труда и ст. 220 ТК). Гарантии права работника на охрану труда довольно много­численны: правовые, экономические, социально-культурные и политические. Гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда о ее организации, предупредительном и текущем надзоре и общественном профсоюзном контроле, исполнение работниками своих обязанностей, а также обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

   В законодательстве закреплены следующие гарантии права работника на охрану труда:

государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

условия трудового договора должны соответствовать требова­ниям охраны труда: компенсации и льготы за работу с тяжелы­ми, вредными и опасными условиями труда

в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом и др.

   Основная экономическая гарантия – финансовое обеспечение планомерного не­прерывного улучшения охраны труда на производстве. Правовыми гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда, об ее организации, предупредительном и текущем надзоре за охраной труда, а также обязанности работодателя по обеспе­чению охраны труда. Глава III этих Основ, названная «Обеспе­чение охраны труда», целиком посвящена таким гарантиям.

   В качестве гарантий могут рассматриваться и обязанности работодателя в сфере охраны труда. Статья 14 Федерального закона и ст. 212 ТК закрепили обя­занности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

   Работодатель обязан обеспечить:

применение работником средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудо­вым законодательством;

расследование и учет в установленном законодательством по­рядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужива­ние работников;

обязательное социальное страхование работников и др.

   Эти и другие обязанности работодателя в то же время означа­ют и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда.

 

2. Организация охраны труда

Основные направления организации охраны труда

   Организация работы по охране труда заключается в планомерном и целенаправленном осуществлении различных мероприятий по охране труда в целях создания здоровых и безопасных условий труда как в целом на предприятии, в учреждении и организации, так и на отдельном рабочем месте.

   Основными направлениями организации охраны труда включает: государственное управ­ление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

   Государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации ука­занных основных направлений государственной политики, разра­ботке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организа­ции труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия тру­да всех работников.

   Государственное управление охраной труда осуществляют не­посредственно Правительство РФ или по его поручению Мин­труд России и другие федеральные органы исполнительной вла­сти, а на территории субъектов Федерации — федеральные орга­ны и органы субъектов Федерации в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральны­ми органами осуществляет Правительство РФ.

   В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой ор­ганизации производственной деятельности.

   В организациях, осуществляющих производственную деятель­ность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о создании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуги в области охраны труда.

   Структуру и численность работников службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций фе­дерального органа исполнительной власти по труду (ст. 217 ТК).

   Кроме того, в организации по инициативе работодателя и (или) работников либо профсоюзного органа создается коми­тет (комиссия) по охране труда, состоящий из представителей работодателя и профсоюзного органа на паритетной основе.

   Ответственность за состояние условий и охраны труда на произ­водстве законом возлагается на работодателя (его администрацию).

   Планирование мероприятий по охране труда и их финанси­рование осуществляет работодатель. Комплексные планы улуч­шения условий и охраны труда конкретизируются в коллектив­ных договорах и соглашениях. В Кодексе (ст. 226) предусмотрен порядок финансирования мероприятий по охране труда.

   Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) осуществляется еще до пуска в экс­плуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и произ­водственной санитарии.

   Как предусмотрено ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране, запрещается. С целью реализации требований по охране труда разрабатываются различные инструкции по охране труда и технике безопасности.

Техника безопасности: понятие и содержание

   Требования об обеспечении здоровых и безопасных условий труда для работников, предъявляемые к работодателю, преду­смотрены не только ст. 212, 220—223 ТК, но и Едиными межот­раслевыми и отраслевыми правилами по технике безопасности и производственной санитарии. Многие из этих правил включе­ны в государственные стандарты.

   Техника безопасности предохраняет работников от производ­ственных травм, а производственная санитария или гигиена тру­да — от профессиональных и иных заболеваний.

   Техника безопасности — это безопасные для работника оборудование, станки, технологии, правильная расста­новка станков, безопасность производственных материалов, сырья, защитные средства при их опасности — как коллективные, так и индивидуальные (маски, противогазы, очки, респираторы, за­щитные перчатки и т. д.), профилактические средства на вредных условиях труда (бесплатное молоко или витаминный набор на го­рячих работах, подсоленная газированная вода, чтобы организм работника не обезвоживался и не обессоливался).

   В производственную санитарию входят состояние воздушной среды, освещение, выдача бесплатной специальной одежды, мыла или смывающих веществ на грязных работах, оборудование бы­товых помещений. Порядок и нормы выдачи молока, спецпита­ния, мыла, спецодежды (и сроки ее носки), защитных средств устанавливаются работодателем производства с учетом мнения профсоюзного органа. Это также находит отражение в коллек­тивных договорах.

   Работники обязаны соблюдать все инструкции по охране тру­да, установленные требования обращения с машинами и меха­низмами.

   В системе мер по охране здоровья работников на производстве важная роль принадлежит средствам индивидуальной защиты. Их назначение – предотвратить или уменьшить воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

   Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах, работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики средства индивидуальной защиты выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на каких участках они работают (если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах).

   В случае необеспечения работника средствами индивидуальной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ч.6 ст.220 ТК РФ).

   На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

   На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, которое выдается в виде горячих завтраков перед началом работы.

   Коллективными договорами и соглашениями по охране труда может предусматриваться организация и других форм санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, не противоречащих требованиям охраны труда.

   В трудовом законодательстве устанавливаются специальные правила о трудоустройстве инвалидов, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха.

Инструктаж по охране труда

   Инструкциями по охране труда называются нормативные акты, устанавливающие требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные задания.

   Различают типовые (отраслевые) и локальные (местные или организационные) инструкции для работников данного предприятия, инструкции производственных участков и конкретного рабочего места.

   Инструкции по охране труда для работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии – на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

   Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуется и проводится работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкции по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно

   Инструктаж по охране труда со всеми работниками проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения по безопасности труда. Общие положения», как правило, непосредственно руководителем работ с соответствующей записью в учетном журнале. Им предусмотрены пять видов инструктажа в зависимости от целевого назначения:

   а) вводный - при поступлении на работу со всеми вновь принимаемыми на работу лицами независимо от образования, стажа работы по данной профессии или должности, современными работниками, командированными, учащимися, прибывшими в организацию на производственное обучение или практику, с военнослужащими, привлекаемыми к работе на производственных объектах, а также с учащимися в образовательных учреждениях всех видов перед началом лабораторных и практических занятий в учебных лабораториях, мастерских, на участках, полигонах и др. Данный инструктаж проводят главный инженер либо начальник службы охраны труда, а с учащимися в учебном заведении - преподаватель, с обязательной его фиксацией в контрольном листе прохождения инструктажа (хранится в службе кадров) и в журнале регистрации вводного инструктажа;

   б) первичный - проводится на рабочем месте непосредственно до начала производственной деятельности индивидуально с каждым работником или с группой лиц непосредственным руководителем работ (мастером, прорабом, начальником цеха);

  в) повторный - проводится со всеми работниками, за некоторым исключением, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в полугодие;

   г) внеплановый проводится при необходимости:

- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

- при изменении технологического процесса, замене оборудования, инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований по охране труда;

- по требованию органов контроля и надзора;

- при длительном перерыве в работе.

д) целевой - проводится в следующих случаях:

- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;

- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и прочие документы.

   Проведенный инструктаж фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

   Работодатель обязан проводить все виды инструктажа. Руководитель участка, подразделения производства отвечает за создание безо­пасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте вве­ренного ему участка.

   Все работники организации, включая руководителей, обязаны проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, пра­вил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установ­ленные для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК).

   В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на работы с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет — на любую работу. Далее эти катего­рии работников проходят периодический медицинский осмотр, а лица до 21 года — ежегодный. Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя.

Медицинский осмотр: цель и виды

   Медицинский осмотр применительно к охране труда может быть различных видов. Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников (освидетельствуемых) поручаемой им работе.

   Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев.

   В случаях, когда по состоянию здоровья работнику необходимо пройти внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, он должен быть направлен на такой осмотр (обследование) с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.

   Работники организаций пищевой промышленности, общест­венного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечеб­но-профилактических и детских учреждений и др. проходят та­кие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, ими обслу­живаемых, предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.

   Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 213 ТК).

   Прохождение лицами, занятыми на работах с вредными и опасными условиями труда, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) является их обязанностью.

   Отказ работника от прохождения очередного периодического медицинского осмотра без уважительной причины работодатель может рассматривать как нарушение трудовой дисциплины и подвергнуть его дисциплинарному взысканию.

   Работодатель не вправе допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!