Тема 14 -«КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ»

1. Понятие стороны коллективного трудового спора

Законодательство о коллективных трудовых спорах

  Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей ра­бочего движения за улучшение условий труда и быта трудящих­ся. Однако законодательство развитых стран вплоть до 50-х го­дов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных трудовых споров. В настоящее время в Англии и США имеется главным образом коллективно-договорное их регулирование.

   Международно-правовые акты по трудовому праву, преду­сматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах, появились лишь после Второй миро­вой войны. Так, в 1949 году МОТ приняла Конвенцию № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров, а в 1951 году — специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров: Рекомендацию № 92 о добро­вольном примирении и арбитраже. Конвенция МОТ № 154 и ее Рекомендация № 163 1981 года о коллективных переговорах пре­дусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при веде­нии коллективных переговоров. Эти международно-правовые акты по коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства.

   Примирительный порядок разрешения коллективных трудо­вых споров во многих развитых странах находит ныне все боль­шее развитие и в законодательстве.

   Советское трудовое законодательство до 1990 года не регулиро­вало порядок разрешения коллективных трудовых споров, поскольку собственность на средства производства принадлежала государству и коллективные трудовые споры возникали очень редко. Впервые по­рядок разрешения коллективных трудовых споров был предусмотрен Законом СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров (конфликтов)», установившим двухсту­пенчатый порядок разрешения коллективных трудовых споров: сна­чала в примирительной комиссии, а при неурегулировании этого спора - в трудовом арбитраже, образуемых самими спорящими сто­ронами, но разным порядком. Данный Закон действовал в Россий­ской Федерации в ред. от 20 мая 1991 г.  вплоть до принятия Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Статья 37 Конституции РФ (п. 4) закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спо­собов их разрешения, включая право на забастовку. Порядок раз­решения коллективных трудовых споров может быть оговорен в коллективном договоре и социально-партнерских соглашениях, но с соблюдением норм федерального закона.

Понятие коллективного трудового спора  

   Моментом начала коллективного тру­дового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работ­ников (их представителей) или несообщение им своего решения в установленный законом срок, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

   Определение понятия коллективного трудового спора дается в ст.398 ТК РФ, в соответствии с которой коллективный трудовой спор это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

   Из этого определения коллективного трудового спора в юридической литературе выделяют два его признака:

» коллективный характер и

» особый предмет разногласий.

   Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами. Коллективный трудовой спор возникает между работниками и работодателем или работодателями, т.е. вторая сторона спора также может быть представлена своеобразным коллективом – работодателями данной отрасли, территории и т.п.

   Второй обязательный признак, характеризующий коллективный трудовой спор, – предмет спора, Такой связан с установлением и изменением условий труда, заключением, изменением и выполнением коллективных договоров, соглашений, отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

   Если спор характеризуется лишь одним из них его нельзя признать коллективным.

   Политические и экологические забастовки не относятся к трудо­вым спорам, поэтому данный Закон на них не распространяется.

Виды коллективных трудовых споров

   Все коллективные трудовые споры можно классифицировать на виды по различным основаниям: а) по характеру спора; б) по правоотношениям, из которых вытекает спор, - его уровень.

По характеру спора различают:

  1) споры по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство. К ним относятся и споры при коллективных переговорах о коллективных договорах и соглашениях. По общепринятой международной классификации такой спор считается спором интересов, т.е. спором, возникшим из конфликта интересов, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. Иногда подобные споры называют экономическими, подчеркивая их неправовой характер.

   Спор интересов может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношении: отраслевом, региональном, территориальном и др. К спорам интересов надо отнести и споры, возникающие на уровне организации об отказе работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников в ходе принятия локальных нормативных актов о труде;

  2) споры по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений. Эти называют споры права. Момент начала таких споров – день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в установленный законом срок. Споры права возможны только на уровне организации.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:

А - споры коллектива работников с работодателем (его представителем);

Б - споры выборного профсоюзного или иного представительного органа работников с работодателем (его представителем);

В - споры социальных партнеров выше уровня организации.

   Все коллективные споры – это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. Таких уровней соглашений может быть пять, поэтому и коллективных трудовых споров может быть пять видов, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней:

• Российской Федерации;

• субъекта Российской Федерации;

• территории;

• отрасли;

• профессии.

Стороны коллективного трудового спора

   Каж­дому виду коллективного трудового спора соответствуют опреде­ленные социально-партнерские органы и их представители как стороны данного спора.

   Сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном, территориальном уровне.

   Согласно ст.29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

   Представителями работодателя согласно ст.33 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

   Представителями работодателей могут быть соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

   Если в роли работодателей выступают государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, то их представителями могут быть органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

 

2. Разрешение коллективных трудовых споров

Примирительные процедуры

   В Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» основное внимание уделяется регламентации порядка разрешения коллек­тивного трудового спора и мирным его процедурам, которые на­званы примирительными и дается их понятие (п. 2 ст. 2).

   Порядок разрешения коллективных трудовых споров включает в себя несколько этапов разбирательства:

1) урегулирование разногласий самими сторонами спора;

2) примирительные процедуры;

3) забастовка в качестве крайнего средства для разрешения коллективного трудового спора. Первые два этапа разбирательства принято рассматривать как мирные процедуры разрешения коллективных трудовых споров.

   Согласно ст.398 ТК РФ примирительные процедуры это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

   В соответствии со ст.401 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

   Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

   Согласно ст.407 ТК РФ Служба по урегулированию коллективных трудовых споров это система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Эта Служба была создана при Минтруда России в 1992 г.

   При недостижении согласия в примирительной комиссии рассмотрение коллективного трудового спора в дальнейшем осуществляется с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

   Наряду с указанными органами полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляют подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Этапы разрешения коллективных трудовых споров

   Порядок разрешения коллективного трудового спора состо­ит из последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

1 - рассмотрение спора примирительной комиссией;

2 - рассмотрение спора с участием посредника;

3 -  рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

   В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Согласно ст.398 ТК РФ забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

   Забастовки имели большое значение для появления трудово­го законодательства во всех странах, в том числе и в царской России. Ни один закон о труде ни в царской России, ни в зару­бежных странах в конце XIX — начале XX в. не издавался без стачечной борьбы трудящихся. И в настоящее время рабочий класс развитых стран путем стачечной борьбы, забастовок в раз­личных формах (замедленный темп работы, предупредитель­ные — кратковременные, 24- или 28-часовые, ступенчатые — пре­кращение работы на несколько часов в день или неделю, переме­жающие — по очереди останавливается работа каждого цеха, до объявленного полного прекращения работы и др.) не только вы­нуждает собственников и правительства идти на социальные ре­формы, улучшающие определенным образом условия труда, но и борется против антирабочих законов, ущемляющих, отнимающих завоеванные уступки. Право на забастовку закреплялось в зако­нодательстве также под напором рабочего движения.

   Советский Союз в 1974 году ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 года, согласно которому принявшие его государства обязы­ваются обеспечить право на забастовку в соответствии с регла­ментирующим ее законодательством страны. Но закон, регламен­тирующий забастовки, был принят у нас лишь через 15 лет по­сле ратификации указанного пакта, поскольку до 1989 года в стране забастовок не было.

   Право на забастовку является правом трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастов­ка — это коллективные действия, форма коллективного ультима­тума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем.

   В отличие от примирительных процедур разрешения коллектив­ного трудового спора забастовка — ультимативное действие ра­ботников, давление на работодателя, чтобы путем прекращения работы добиться выполнения своих требований, не урегулиро­ванных в примирительных процедурах. Она — крайняя, исключи­тельная мера разрешения трудового спора.

   Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в следующих случаях:

• если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

• если работодатель уклоняется от примирительных процедур;

• если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

   Порядок проведения забастовки включает несколько этапов: 1) принятие решения об объявлении забастовки; 2) объявление забастовки и предупреждение работодателя; 3) прекращение работы и проведение примирительных процедур; 4) приостановка забастовки в случае необходимости; 5) достижение согласия (или признание забастовки незаконной) и прекращение забастовки.

   Признаками забастовки являются:

  1. Забастовка – коллективное действие, один работник не может провести забастовку. Возможно объявление забастовки работниками определенной отрасли, профессии, региона, так как они выступают стороной на коллективных переговорах и могут вступить в коллективный трудовой спор.

  2. Забастовка – это временная акция, не может быть забастовок бессрочных.

  3. Забастовка – это добровольное действие. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Согласно ст.409 ТК РФ лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

  4. Забастовка – это средство разрешения коллективного трудового спора. При отсутствии коллективного трудового спора забастовку проводить нельзя. Процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров, установленная гл.60 ТК РФ, не предполагает проведения забастовочных действий.

  5. Забастовка – это акция, которую проводят только работники.

   Согласно ст.410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается на собрании (конференции) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, который был ранее уполномочен работниками на разрешение коллективного трудового спора. Если решение об объявлении забастовки принято профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), то оно должно быть утверждено для каждой организации на собрании (конференции) работников данной организации. Возможен вариант поддержки решения профсоюзного органа и путем сбора подписей более половины работников в поддержку проведения забастовки.

   Действующее российское законодательство предусматривает два вида забастовок: предупредительная и основная.

   Предупредительная забастовка может быть проведена однократно в течение одного часа после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О проведении этой забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

   О начале предстоящей основной забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

Ограничение права на забастовку

   Кодекс огра­ничивает право на забастовку в некоторых случаях. Так, в ст. 413 ТК указывается, что в соответствии со ст. 55 Конститу­ции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

  а) в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Воо­руженных Сил Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварий­но-спасательных и поисково-спасательных, противопожарных ра­бот,  предупреждения или ликвидации  стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в орга­низациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож­ной медицинской помощи;

  б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятель­ности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если прове­дение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

   Следовательно, Трудовой кодекс расширил как безусловный (п. «а»), так и условный (п. «б») запрет забастовок и конкрети­зировал его. Запрещено участие в забастовках федеральным го­сударственным служащим законодательством о них.

   Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом.

   В ходе разрешения коллективного трудового спора стороны должны выполнять обязанности, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашением либо соглашением, достигнутым при разрешении спора. При нарушении законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров стороны несут административную и материальную ответственность.

 

3. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

   Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора и создается в срок до трех рабочих дней с момента его начала.

   Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, так как примирительная комиссия является обязательной стадией разрешения коллективного трудового спора.

   Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

   Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

   При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

   После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в соответствии со ст.403 ТК РФ могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Особенность этой примирительной процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое лицо – посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

   Если стороны коллективного трудового спора не могут найти подходящую кандидатуру, то при необходимости они могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

   Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой независимый специалист. К его личным качествам и профессиональным навыкам предъявляются повышенные требования.

   Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законом не установлен и определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

  Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения).

  Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения сторон (например, обращение в Службу и создание трудового арбитража).

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

   Согласно ст.404 ТК РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

   В соответствии с законом к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следующих случаях:

• при недостижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

• при недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить примирительные процедуры;

• при уклонении работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии;

• при рассмотрении коллективного трудового спора в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок144.

   Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.

   Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган (в отличие от примирительной комиссии, формируемой на смешанной основе), в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

   Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы.

   Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов: изучение документов и материалов, представленных сторонами; заслушивание представителей сторон; заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость; выработка рекомендаций.

  Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие рекомендаций по его урегулированию, которые оформляются протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!