Тема 5 -«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА»

1. Понятие и принципы социального партнерства

Понятие социального партнерства в сфере труда

   Социальное партнерство как форма взаимоотношений между работниками и работодателями в западных странах появилось в середине XIX века, но правовое регулирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, стало осуществляться только в первой половине XX века. Социальное партнерство явилось следствием обострения отношений между трудом и капиталом как один из путей достижения компромисса между работниками и работодателями. Коллективные договоры дали возможность во взаимоотношениях перейти «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству».

   В России социальное партнерство нашло свое отражение в первом кодексе законов о труде 1918 года в институте коллективного договора. Правовое регулирование социального партнерства в России на современном этапе стало осуществляться с 1992 года с принятием Закона «О коллективных договорах и соглашениях». Этот закон впервые ввел термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мировой практике они были известны еще с Первой мировой войны  1914-1918 гг., в правовых актах МОТ после Второй мировой войны. Значимость указанного Закона заключается в том, что коллективные переговоры и социальное партнерство были введены в предмет трудового права и подробно урегулированы правовыми нормами.

   В действующем Трудовом кодексе РФ с учетом происходящих в социально-экономической жизни страны этому вопросу уделено большое внимание. В статье 23 ТК РФ раскрыто понятие социального партнерства как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства когда выступают в роли работодателей или их представителей.

   Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.

   Впервые в истории трудового права России этот закон урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях. В Законе о коллективных договорах и соглашениях впервые также в соответствии с Конвенцией МОТ № 98 (1949) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры».

   1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Федеральный закон призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров. Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, правительства, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе.

   С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл.3–9) закреплены ст.23–55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

   Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. Социальное партнерство – система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

   Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Уровни и принципы социального партнерства

    Система социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:

   » федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда;
  » региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями;
  » отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование;
  » территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.);
  » локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.

   В качестве основы социального партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнерства:

  1. Равноправие сторон.

  2. Уважение и учет интересов сторон.

  3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

  4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

  5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.

  6. Полномочность представителей сторон.

  7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

  8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств.

  9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств.

  10. Обязательность выполнения коллективных договоров.

  11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

  12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

   Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29).

   Представителями работодателей в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.

   Представителями работодателей – государства и муниципального образования – являются их исполнительные органы.

   Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях системы партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя комиссия, правовой статус которой определен ФЗ «О  российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г. Аналогичные комиссии могут образовываться в субъектах Федерации и на территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

   Основное предназначение социального партнерства состоит в том, чтобы путем переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы. Этим вопросам посвящена гл.6 ТК РФ. Решение принимается при единогласном голосовании сторон комиссии. Если в ходе работы трехсторонней комиссии (на любом уровне) возникают споры по каким-либо вопросам, по таким вопросам составляется протокол разногласий и они разрешаются в соответствии с порядком разрешения споров.

   Достижение целей социального партнерства происходит благодаря использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства.

 

2. Коллективный договор и его субъекты

Понятие коллективных переговоров

   Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

   Представителями работников в социальном партнерстве являются: профес-сиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласований социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации,  объединение профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.

   Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило.

   При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Однако наличие представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

   Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

  Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

   На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст.35 ТК РФ). Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Понятие коллективного договора и его субъекты

   Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

   Его роль и значение в регулировании трудовых отношений неоднократно менялись в зависимости от изменений экономических и социальных условий. Становление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

   Коллективный договор является нормативным соглашением, т.е. актом, заключающимся в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержащим нормы права. Поэтому коллективный договор – это не только правовой акт, но и акт сознательного партнерства работников и работодателя конкретной организации, а в нормативной его части и источник локальных норм трудового права. Основная его задача – регулирование социально-трудовых отношений.

   Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

   Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации (или правовым актом) лицом. Заключенный коллективный договор, являясь регулятором социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организации, выражает интересы работников и работодателей. Поэтому условия и нормы коллективного договора для них обязательны и не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. В противном случае они признаются недействительными.

Содержание и структура коллективного договора

   Содержанием коллективного договора являются согласованные сторонами условия, которые призваны урегулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;

  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления продолжительности отпусков;

  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

  • другие вопросы, определенные сторонами (ст.41ТК РФ).

   Реализация коллективного договора – это осуществление на практике тех условий, которые составляют его содержание. Его реализация призвана соединить интересы работников и работодателей и создать правовой климат для существования их социально-партнерских отношений, сгладить угрозу социального конфликта.

   Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

   Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения. Коллективный договор распространяется также на лиц, поступивших на работу после его заключения.

   Изменение наименования организации, увольнение руководителя, подписавшего от имени работодателя коллективный договор, не влияет на его судьбу. Действие коллективного договора сохраняется.

   При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

   При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

   При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

   При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

   Особые правила установлены для приватизируемых предприятий. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган открытого акционерного общества могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.

  Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения, т.е. в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила могут быть определены сторонами в коллективном договоре.

 

3. Понятие и виды социально-партнерских соглашений

Понятие социально-партнерских соглашений

   Политические изменения в нашей стране в последнее десятилетие и переход к рыночным отношениям в экономике вызвали изменения и в социальном партнерстве. Появился новый вид правовых актов-договоров, расширивший договорное регулирование в сфере труда. Социально-партнерские соглашения стали заключаться не только на уровне организации, но и на уровне Федерации и ее субъектов.

   Социально-партнерское соглашение – это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

   Соглашение занимает по отношению к трудовому законодательству подчиненное положение, должно ему соответствовать и не противоречить. В тоже время оно может улучшать условия труда, установленные трудовым законодательством. Само название «соглашение» указывает на то, что это определенный вид договора с определенным кругом его участников, их интересами и целями. Эти соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования отношений в сфере труда.

   Как и коллективный договор, соглашение является правовой формой социального партнерства. Однако сфера и характер его применения отличаются от коллективного договора. Коллективный договор регулирует отношения работников и работодателей на уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком уровне. Как и коллективный договор, соглашения занимают по отношению к трудовому законодательству подчиненное место, так как условия соглашений не могут противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они недействительны. Более того, призваны повышать их социальные гарантии, условия труда и быта.

   Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Виды социально-партнерских соглашений

   В зависимости от количества участников соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними, многосторонними.

  По сфере регулирования  отношений и уровню их заключения различают соглашения: федеральные, отраслевые, региональные и территориальные.

  Соглашения, заключаемые в различных сферах могут быть: генеральные (федеральный уровень), региональные (субъектов Федерации), тарифные межотраслевые и отраслевые, территориальные.

  Каждый вид соглашений предполагает конкретный круг участников и определенный вид отношений в сфере труда, т.е. конкретную сферу регулирования.

   Соглашения федерального уровня устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории России. Они могут заключаться на два-три года.

  Соглашения регионального уровня устанавливают общие начала регулирования социально-трудовых отношений, нормы оплаты труда и другие условия в пределах субъекта Федерации.

  Отраслевые тарифные соглашения заключаются отраслевыми советом профсоюза и объединениями работодателей по направлениям социально-экономического развития отрасли, социальным гарантиям, условиям и оплате труда в конкретной отрасли, поэтому распространяется только на конкретную  отрасль.

   Территориальное соглашение представляет собой специальный акт, устанавливающий условия решения определенных социально-трудовых вопросов, связанных с территориальными особенностями (Крайний Север, Чернобыльская зона и т.п.). Подобные соглашения отражают и углубляют дифференциацию трудового права.

  Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  Порядок и сроки разработки и заключения соглашения определяет комиссия, образованная сторонами на паритетной основе. Содержание и структура соглашения определяется представителями сторон и может включать вопросы содействия занятости, социально-бытовые, подготовки и повышения квалификации, гарантии и льготы, оплаты труда, порядок разрешения споров и другие вопросы, которые возникают в ходе отношений в сфере труда. В ходе переговоров этой комиссией готовиться проект соглашения, который подписывается сторонами. Срок действия соглашений определяется сторонами и составляет не более трех лет.

   Трудовое законодательство установило ответственность представителей сторон за уклонение от подписания или невыполнение соглашений. Виновные лица несут материальную ответственность за причинение в результате этих действий материальный ущерб, дисциплинарную ответственность (ст.192-195 ТК РФ) или могут подвергаться по решению суда штрафу до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Регистрация коллективного договора, соглашения

   Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Министерство труда России, другие соглашения и коллективные договоры – в региональные и территориальные органы по труду. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, и не зависят от факта их уведомительной регистрации.

    Информация необходима органам исполнительной власти по труду для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и условий, коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Выявив такие условия, орган по труду сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключивших соответствующий коллективный договор, соглашение, чтобы внести необходимые изменения, и в соответствующую государственную инспекцию труда, которая может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!