Тема 3 -«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА»

1. Правовое регулирование в области занятости населения

   Вопрос правового регулирования занятости населения в курсе трудового права является относительно новым. Проблема занятости появилась в годы перестройки, в связи с изменениями в экономической политике страны. Именно в этот период реально появляется и начинает расти безработица. С учетом складывающейся в сфере труда обстановки в 1991 году был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Закон дает понятие занятости, подходящей работы, кто считается занятым, а кто безработным.

   В статье 5 указанного закона закреплены положения о государственной политике в области занятости. В новой редакции Закона 2003 года подчеркивается, что государство проводит политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд, а также свободный выбор занятости и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

   Обеспечение занятости представляет собой целый комплекс  социально-экономических и юридических гарантий права на труд, предусмотренных  положениями Конституцией РФ (ст. 7,8,15, 34, 37, 45 и др.), в которых закреплены основополагающие принципы деятельности государства в сфере труда и занятости.

   Трудовой кодекс РФ в ст. 1, 2 и 3 раздел Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляют общие для всех гарантии  реализации права на труд и специальные гарантии  для слабо защищенных граждан. Вопросам занятости населения и гарантий реализации права на труд посвящены также ряд указов Президента РФ («О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок» № 723 от 02.07.1992 г. (1999), «О размере пособия по временной нетрудоспособности» № 508 от 15.03.2000 (2002) и др.) и Постановлений правительства РФ («Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» № 7 от 1993 г., «О мерах по поддержке занятости населения « № 659 от 22.06.99 г. и др.).

   Так, в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.02.1995 г., определены критерии массового увольнения. Если за месяц уволено 50 и более работников, за 2 – 200 и более, за 3 – 500 и более, то это признается массовым увольнением. В этом же Постановлении указывается также высвобождение работников при ликвидации предприятия, сокращении численности или штата за определенный период времени, которое считается массовым увольнением. Основным критерием определения массового высвобождения является численность уволенных или сокращенных работников. органы местного самоуправления могут устанавливать другие критерии, усиливающие защищенность работников в зависимости от особенностей экономики  и уровня безработицы в конкретной местности.

   Много нормативных актов принято Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда РФ по вопросам занятости населения. В системе российского законодательства о занятости находятся и международно-правовые акты по этому вопросу, ратифицированные Россией. В их числе конвенции и рекомендации МОТ.

   Основным «рабочим» законодательным актом является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», состоящий из 7 глав и 39 статей.

   В соответствии с указанным Законом, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству России и приносящая, как правило им заработок, трудовой доход. Она означает фактическую реализацию права на свободу труда, добровольное распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду. Согласно этому Закону 9 групп граждан признается занятыми (виды занятости), в том числе, работающие по трудовому договору, занятые в подсобных промыслах, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие очный курс обучения, включая направленных службой занятости, являющиеся учредителями (кроме общественных, религиозных, благотворительных и иных фондов, не имеющих имущественных прав в отношении этих организаций) организаций и др.

   Работу органов службы занятости возглавляет и организует Минтруда РФ. Финансирование этой работы осуществляется за счет средств госбюджета. Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, хотя и координируют с ними свою деятельность.

   В систему органов, призванных решать задачи обеспечения наиболее полной занятости населения входят не только органы Федеральной государственной службы занятости, но и негосударственные организации, оказывающие услуги населению в сфере занятости, а также иные органы, способствующие трудоустройству граждан.

 

2. Институт безработных в трудовом праве

Понятие безработного

   Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к работе. Бомжи в подавляющем числе не готовы трудиться, поэтому они не признаются безработными.

   Пенсионер, который хочет трудиться и ищет работу, не признается безработным, поскольку в соответствии с законодательством считается нетрудоспособным и имеет доход в виде пенсии.

   Акты МОТ признают безработным лицо, не имеющее работы, ищущее ее и готовое приступить к ней. Исходя из этих критериев в нашей стране безработных во много раз больше, чем зарегистрировано.

Правовой статус безработного

   Регистрация безработных проводится органами занятости по месту жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки (справки с места жительства для впервые ищущих работу) и других документов (об образовании, квалификации, среднем заработке за последние три месяца).

   Гражданин признается безработным со дня предъявления им необходимых документов. Решение об этом орган занятости должен принять не позднее 11 дней с момента предъявления документов, если в течение 10 дней он не смог предоставить гражданину подходящую работу.

   Правовой статус безработного – это его правовое положение по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в который входят:

   - официальная регистрация органом службы занятости данного гражданина в качестве безработного, т.е. правосубъектность;
   - основные права и обязанности как безработного (на подыскание органом службы занятости для него работы, направление на общественные оплачиваемые работы, на пособие по безработице, на направление на повышение квалификации и др.);
   - основные гарантии основных трудовых прав безработного.

   Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом  его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (кроме оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

   В тоже время законодательство определяет критерии, которые не позволяют считать предлагаемую работу подходящей. К ним, в частности, относится необходимость смены места жительства без согласия работника, не соответствие условий труда правилам и нормам по охране труда, заработок ниже среднего за последние три месяца его работы или ниже величины прожиточного минимума.

 

3. Социально-правовые гарантии временно неработающим и безработным

   Признавая права граждан на труд, на достаточный жизненный уровень для гражданина и его семьи (питание, одежда, жилище) и на непрерывное улучшение условий жизни, государство берет на себя обеспечение гарантий при безработице. К их числу относятся:


гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций;
выплату пособий зарегистрированным безработным;
выплату стипендий в период профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации по направлениям службы занятости;
компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению службы занятости;
выплату пособия по временной нетрудоспособности в период безработицы;
оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

   Законодательство дает возможность коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями устанавливать дополнительные социальные права и гарантии и помощь при потере работы. Круг гарантий при безработице может быть шире, чем указанные в Законе по усмотрению субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В этом случае дополнительные гарантии финансируются за счет средств соответствующих субъектов их установивших.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!