Тема № 9 - «Социальное лидерство»

1. Личность и социальное ли­дерство

Личность в социуме

   Понятие личности отражает цельного человека в единстве его ин­дивидуальных способностей и социальных функций, которые он вы­полняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В об­ществе личность зависит от других индивидов, от социального про­странства, в частности, от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

   Однако очень важно подчеркнуть, что личность не только продукт общественных отношений, она не только впитывала в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но и, во-первых, реализует себя каждый раз в специфической форме в зави­симости от своего творческого потенциала, во-вторых, впитывая со­циальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказыва­ет обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в со­ответствии с вырабатываемыми ценностями.

   Одностороннее рассмотрение обусловленности человека объек­тивными обстоятельствами по сей день нередко выглядит как «запро­граммированность» человека бытием, почти не оставляющая места для свободного саморазвития, самореализации личностного потен­циала.

   Обычно из понятия «личность» выпадают такие категории, как «характер», «темперамент», «индивидуальность», не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, являющиеся тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но и продолжа­ют возрастать.

  Сегодня проблема состоит в том, чтобы научиться измерять раз­ность творческих потенциалов личностей, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности людей с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее полной их реализации на благо общества. В этом залог успешного решения воз­никающих накануне XXI века глобальных проблем. Оно начинается в рамках социального менеджмента.

   Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более та­лантливых, может и должен быть поставлен на службу обществу. Для этого необходимы иные философия и современная культура человече­ского сообщества: одаренность, талантливость не заменимы ни­где — ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности, они общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных, творчески богатых людей — дело всего обще­ства, его политики, проектов и программ поддержки. Принцип суще­ствования современного общества, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, — предоставить всем личностям социально равные условия на старте для самореализации, возможность богатого жизненного выбора, профессионального в том числе, способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лиде­рами, в том числе и управления.

Понятие социального ли­дерства

   Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию в социуме. Выбор делает каждый человек, общество только создает возможность для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жиз­ненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только не целесообразна, не конкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в органи­зации общественных институтов — понятие не социальное, а в боль­шей мере воспитательное, педагогическое.

   Необходимы колледжи, лицеи, специальные управленческие и на­учные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть со­циально всеобщим, критерий отбора — степень одаренности, профес­сиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае — стагнация развития, нарастание разрушитель­ных тенденций, безответственности со стороны личностного начала, которая накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распаду на этом «клеточном уровне».

   Социальная динамика современного развития общества свидетельствует не только против «социальной одинаковости», «со­циальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми «врожденными пороками» рынка, требованиями неомальтузианской теории.

    Сегодня пробивает себе дорогу теория «естественного права» че­ловека на развитие и реализацию каждым человеком своих способно­стей, на созидательное мышление и творчество. В рамках «естествен­ного права» вполне правомерна теория «элитарного развития», кото­рая не противоречит «естественному праву». Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой, и не больше: если заложе­но больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях ин­формационной цивилизации.

   Гармоничное развитие общества в бу­дущем без гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистиче­ской работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.

   Раскрытие творческого потен­циала личности, менеджера в частности, — это задача не только общества, но и самого человека.

   Самопознание для социального менеджера — первое условие успешной профессиональной дея­тельности, ее эффективности и значимости. Наибо­лее принципиальные черты личностного аспекта социального ме­неджмента следующие.

   Первое, — это возрастание роли науко­емких технологий саморазвития личности, менеджера в частности, ко­торые помогают человеку оптимизировать процесс самопознания.

   Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с по­мощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой рабо­ты), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле пе­реживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к миру. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемир­но известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям твор­чества.

 

2. Основные качества современного со­циального менеджера

Модель качеств личности социального менеджера

   Основным для самопознания и самореализации внутренних сил социального менеджера может быть теоретическая модель качеств личности социального менеджера, составленная применительно к сфере промышленного производства.

Личностная характеристика, качество

Индикаторы качеств

Ориентированность на поиск возможностей и инициативность

Видит и использует новые деловые возможности, действует до того, как его вынудят к этому

Упорство и настойчивость

Готов встретить вызов или преодолеть препятствие, меняет стратегии, чтобы достичь цели

Готовность к уменьшению риска

Предпочитает ситуацию умеренного риска, взвешивает условия, предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты

Ориентация на эффективность и качество

Находит пути делать продукцию качественнее и дешевле, стремится достичь совершенства, улучшить стандарты эффективности

Вовлеченность в рабочие контакты

Принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы

Целеустремленность

Ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение, ставит и корректирует краткосрочные задачи

Стремление быть информированным

Лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, использует в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности

Систематическое планирование и наблюдение

Планирует, разбивая задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями; разрабатывает или использует процедуры наблюдения за выполнением работы

Способность убеждать и устанавливать связи, быть социальным лидером

Использует осторожные стратегии для влияния и убеждения людей, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей

Независимость и уверенность в себе

Стремится к независимости от правил и контроля других людей, полагается на себя, верит в свою способность выполнять трудные задачи

   Из приведенных в модели качеств личности видно, что одни из них — результат обуче­ния и опыта, другие представляют собой врожденные свойства, ос­тальные — продукт развития природной предрасположенности.

   В свое время Институт Гэллапа провел оп­рос 782 руководителей высшего ранга крупнейших корпораций США и выявил сильные и слабые личностные стороны менеджера. Исследо­вания показали:

   А) сильные руководители обладают:

~ честностью и прямотой,

~ способностью ладить с другими людьми,

~ трудолюбием,

~ интеллектом,

~ знанием экономической деятельности,

~ способностью быть лидером,

~ высоким уровнем образования,

  Б) слабые руководители проявляют:

— ограниченность взглядов,

— неспособность понимать других людей,

— неспособность работать с другими людьми,

— нерешительность,

— отсутствие инициативы,

— неспособность брать на себя ответственность.

  В) было выявлено пять общих черт суперлидера:

   » проницательность — способность создавать привлекатель­ную картину желаемого состояния дел, которая воодушевляет людей на действие;

  » коммуникативность — способность четко изображать свое видение ситуации таким образом, чтобы оно нашло поддерж­ку у клиентуры и потребителей;

   » настойчивость — способность идти выбранным курсом, не­смотря на препятствия, встречающиеся на пути;

   » воодушевление — способность создавать структуру, которая использует энергию подчиненных для достижения желаемых результатов;

   » организационные способности — умение направлять деятель­ность групп, учиться на ошибках и использовать полученные из этого опыта знания для совершенствования деятельности организации.

   Считается, что стремление к конкурентному превосходству — это факел, который указывает путь к обновлению, если судить по таким компаниям, как «Дженерал моторз» и «Ай-Би-Эм».

Основные качества современного со­циального менеджера

   Новый стиль руководства предполагает наличие у менеджера спе­цифических качеств.

   Внимание к подчиненным. Сегодня в литературе по управлению мы читаем о гуманизации рабочего места, японской форме управле­ния, качестве трудовой жизни и новаторских компенсационных систе­мах. Все это является частью основной идеи, состоящей в том, что внимание к работникам, забота о них, так же как и интерес к произ­водству, играет решающую роль в эффективном и умелом управле­нии. Мотивация работников к труду, что является ключом к успеху, не может быть достигнута без создания у них убеждения в том, что руко­водство действительно заботится о них. Ориентация руководителя на человека, применение политики «открытых дверей», консультирова­ние со своими подчиненными, побуждение их к лучшему труду, реа­гирование на их личные нужды — такие методы дают разительные ре­зультаты.

   Чуткость к запросам потребителей и ориентация на их удов­летворение. Одна из основных задач менеджера — постоянное кон­тролирование запросов и требований потребителей, способность стро­ить планы и вводить инновации, чтобы реагировать на прямые и кос­венные запросы потребителя. Часто забывается, что и корпорации, и менеджеры существуют для того, чтобы удовлетворять определенные запросы потребителя.

   Стремление к созданию и сохранению функциональной органи­зационной культуры. Организационная культура может быть опреде­лена как система разделяемых всеми ценностей и убеждений, которой руководствуются члены организации. Считается, что эффективные культуры наделяют организацию особой компетентностью. Элементы эффективной культуры включают:

» сообща разделяемую философию;

» внимание к индивидууму;

» признание выдающихся людей;

» веру в действенность ритуалов и церемоний;

» осмысленное следование неформальным правилам и ожида­ниям;

» убежденность в том, что все, что делают работники, важно для других.

   Стратегический подход в планировании. Весьма рекомендуется иметь долгосрочный план, который бы учитывал внешние возможнос­ти и опасности, сильные и слабые стороны организации. Предприятия и организации должны иметь актуальный, практический, работоспо­собный и эволюционный стратегический план в качестве «путеводной звезды».

   Успех в обновлении компаний придет к лидерам, обладающим умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми и настойчивостью. Ожидается, что лидеры должны рассмат­ривать технические, социальные, политические и культурные аспекты в деятельности организации как части составной картины. Они долж­ны уметь так соединить эти части, чтобы картина получила смысл. Ко­нечно, в этом деле не может быть какого-то одного подхода, а, скорее, нужно многообразие подходов. Тем не менее новый лидер должен стремиться обладать такими способностями, как умение вовлечь в ре­шение вопросов своих подчиненных, внимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды потребителей.

   Упомянутые выше факторы вызывают необходимость разработки новых форм управления людскими ресурсами и подготовки резерва, которые более правильно охарактеризовать как большее вовлечение персонала в процесс управления — от стратегического планирования до повседневной деятельности. Такой подход может дать плоды толь­ко в организации с сильной культурой.

   Только организации с сильной культурой, как правило, мотивиру­ют саморазвитие личности менеджера, создавая для этого атмосферу доверия, поддержки, «открытой карьеры» и т.п. Характерно, что пере­довая организационная и корпоративная культура оказывает влияние на «нерадивых». Так, под влиянием японской практики американские менеджеры переходят от индивидуалистических подходов к корпора­тивным, групповым и бригадным в решении возникающих проблем.

   Сильные, «мужские» ценности, включая такие черты характера, как агрессивность, равнодушие к чувствам других, постепенно меня­ются в сторону увлеченности работой и повышения внимания к дру­гим. Подчеркнем, усвоение современных ценностей среды — важней­ший фактор самоменеджмента. Именно культивируемые ценности в обществе, в организации мотивируют личность к самосовершенствованию, к саморазвитию, к выбору оптимальных технологий личной работы, планированию личного времени, утверждению принципов са­моконтроля и самосовершенствования.

   Наличие мотивационного климата в организации, соответствую­щих ценностей и условий позволяет сосредоточить внимание каждого социального менеджера на тех свойствах личности, которые ему необ­ходимо развивать в себе для должной профессиональной деятельно­сти в данной среде, сознательно строить свою служебную карьеру и личную судьбу.

   С этой точки зрения, социальный менеджер должен быть способен к объективной самооценке имеющихся возможностей, к выявлению «больных точек» собственной личности (интеллектуальных, эмоци­ональных, черт характера, физического и психического здоровья и т.п.) и к составлению личного плана работы над собой на протяжении всей жизненной карьеры. Определяющими на этом пути являются ин­теллектуальные способности, волевые качества и личная организован­ность.

    Если менеджер мотивирован к деятельности по самосовершен­ствованию — желает совершенствовать свои физические, интеллек­туальные, морально-психологические силы, наращивать собствен­ные ресурсы деятельности,— а социальная организация приветству­ет такое стремление, то препятствий на этом пути нет. Технология выбора целей личной работы, планирования личного времени, пере­работки информации, самосовершенствования в целом сегодня хо­рошо известны, изложены в многочисленных учебниках и пособиях по личной тектологии, которые подбираются по вкусу и в соответ­ствии с требованиями, предъявляемыми к менеджеру в данных конк­ретных условиях.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!