Тема № 7 - «Социальный механизм управления»

1. Сущность и содержание социального механизма управления

Категории социального механизма управления

   Социальные проблемы управления возникают в раз­ных звеньях цепочки системы управления.

   Специфика социального механизма управления состоит в следующем:

  - действует в сфере управления;

  - субъектами служат социаль­ные группы, размещенные в иерархии управления.

   Для обозначения упорядоченности групп, образующих социальный механизм управления ис­пользуется категория стратификация (иерархи­ческое построение управленческих групп) — это структу­ра общества и опреде­ленных его слоев на основе признаков социального рас­слоения (образования, бытовых условий, занятий, дохо­дов, способностей, уровня квалификации и профессио­нализма и т.д.).

   Управленческая стратификация — это совокупность управленческих групп, занимающих места в объективно заданной иерархии управления и различающихся своим управленческим статусом: должностным составом, объе­мом власти, характером вознаграждения, доступом к ин­формации, авторитетом.

   Управленческие группы осуществляют разнообразные виды ак­тивности и взаимодействуют между собой. Их актив­ность складывается из регламентированной и нерегла-ментированной (избираемой свободно). Первую форму активности называют управленческой деятельностью (трудом), вторую — управленческим поведением.

   Субъекты социального механизма управления  обладают всеми чертами, свойственными любым субъектам общественной жизни: определенным сознани­ем, активностью, саморегуляцией, взаимодействиями.

   Каждая отдель­ная группа находится в системе, состоящей из несколь­ких групп, занимающих разные места в иерархии управ­ления. Ранг группы задает права, которыми она обладает по отношению к другим группам внутри иерархии и вне ее: это действия и поступки, которые эта группа может осуществлять, круг обязанностей, область должностной компетенции; силу влияния, которое та или иная группа оказывает на всю пирамиду экономической власти и, в конечном счете, на ход и результаты развития производ­ства в отрасли или стране в целом.

   Функции разных субъектов в каждой из сфер управления неодинаковы: одни группы решают соответ­ствующие проблемы, другие консультируют, третьи уча­ствуют лишь формально. В каждой из сфер задействовано множество субъектов социального меха­низма управления.

   Поскольку многие субъекты социального механизма управления, включенные в состав стратификации, причастны к одним и тем же сферам хозяйственного механиз­ма, между ними складываются соответствующие взаимо­действия; от характера этих взаимодействий, от их соци­ального качества зависит развитие общества.

   Для оценки результатов функционирования социаль­ного механизма управления используются категории, которые подразделяют на экономические (показатели производительности труда руководимого коллектива, достигаемая эффективность производства) и социальные. В число социальных чаще всего включают условия труда (в широком смысле), создаваемые на про­изводстве для работников, социальные ка­чества работников, их социальные типы, формируемые тем или иным социальным механизмом управления (при одном его варианте могут формироваться карьери­сты, при другом — бездельники, тунеядцы, при третьем — преданные делу работники: новаторы, энтузиасты) и  организационный по­рядок в коллективе (слаженность работы разных катего­рий работников, четкость передачи распоряжений, учет обратных связей).

   Категории, которые описывают эко­номические условия функционирования социального ме­ханизма управления производством:

  1. Отношения собственности — система исторически изменяющихся отношений между людьми в процессе производства распределения, обмена, потребления, харак­теризующих присвоение средств производства и предме­тов потребления. Собственность на средства производст­ва выражает экономические различия и характер взаимо­отношений между различными социальными группами.

   Собственность — наиболее полная форма присвое­ния, означающая, что субъект, обладая возможностью выполнять любые действия над ресурсами, целиком при­сваивает полезный результат своих действий и несет всю полноту материальной ответственности за их следствия. Ему достаются все выгоды эффективных решений и все потери в случае неудачи.

   2. Другой экономический регулятор активности субъ­ектов социального механизма управления производст­вом — хозяйственный механизм, т.е. воплощение гос­подствующих отношений собственности в конкретные формы хозяйствования. Действительно, хозяйственный механизм существует в виде экономических рычагов, стимулов и санкций в сферах планирования, снабжения, организации производства,  научно-технического  про­гресса, стимулирования труда, кадровых вопросов и др. Эти стимулы и санкции определяют, что должно, можно и нельзя делать субъектам в разных отраслях производст­ва, на его разных уровнях.

   Субъ­екты социально-управленческого механизма осуществ­ляют разные управленческие функции: планируют про­изводство (или выполняют планы), распределяют (или получают) фонды, распределяют кадры, организуют про­изводственные процессы, внедряют новые формы хозяй­ствования и одновременно выступают либо как творцы стимулов (антистимулов), поощрений (наказаний), раз­решений (запретов), либо как потребители этих рычагов, испытывающие на себе их действие.

   3. Организационная структура управления производ­ством — это система взаимосвязанных организаций, из которых одни выполняют производственные, а другие — управленческие функции. Эта структура цементируется отношениями двоякого рода: горизонтальными и верти­кальными. С социальным механизмом управления про­изводством связаны в основном последние, а именно: от­ношения между организациями, выполняющими управ­ленческие функции, и теми, которые производят какую-либо продукцию. 

Содержание социального механизма управления

   Система категорий социального механизма управле­ния производством в социологии не разработана. Чтобы сформировать ее, целесообразно основываться на кате­гориях науки об управлении. Понятийный аппарат социального механизма управле­ния включает шесть основных групп категорий, с помощью кото­рых можно охарактеризовать:

  • виды субъектов, функционирующих внутри этого ме­ханизма, т.е. виды управленческих групп, их стра­тификацию;

  • черты сознания этих субъектов, управленческой культуры: ценностей и социальных норм, сложив­шихся в сфере управления производством;

  • виды и черты активности этих субъектов: управлен­ческий труд, управленческое поведение, взаимо­действия между управленческими группами разных уровней;

  • социально-экономическое положение субъектов управ­ления;

  • внешние условия (экономические и социальные), от которых зависит качество труда и поведение управленческих групп;

  • экономические и социальные результаты активно­сти субъектов.

   Для изучения субъектов социального механизма управления производством служит группа категорий, ко­торые относятся к социологии, в частности, теория ро­лей, социального действия, социальной стратификации и мобильности.

  1. Субъекты этого механизма — группы, которые за­нимают места в иерархии управления производством и выполняют функции руководителей, исполнителей или тех и других одновременно.

   По общепринятому пониманию, он носитель собственных целей, потребностей, интере­сов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы в соответствии со своими интеллектуальными позициями: выбирающий ту стратегию, которая ближе всего к его представлениям об эффективности и т.д. Субъект социально-управленческого механизма — это «совокупная  личность»,   которой  общество доверило управлять той или иной подсистемой производства и ко­торая реализует здесь свой личностный потенциал.

  2. Кадры управления (одна из категорий науки об управ­лении) — работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением управленческих функций. В со­ставе управленческих кадров выделяют работников: ру­ководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

  3. Стратификация управленческих групп — совокуп­ность субъектов социально-управленческого механизма, упорядоченных относительно друг друга так, что одни из них находятся на верхних, другие — на средних, третьи — на нижних уровнях формализованной иерархии управле­ния. Такую упорядоченность в социологии называют вер­тикальной, ибо в этом случае группы принадлежат к раз­ным уровням организационной структуры управления. Это придает им разный управленческий статус.

  4. Управленческое сознание субъектов — их цели, по­требности, интересы и организация, лежащая в основе решений, действий, осуществляемых ими в сфере управления производством. Основу управленческого сознания составляет система ценностей управленческих групп и их представление о том, что «важно» и что «не важно»: отношение к тому или иному уровню власти; их ориен­тацию на тот или иной стиль управления; полную отдачу или пассивную; убеждение подчиненных или давление на них; требовательность или попустительство; само­стоятельность или послушание; приверженность новому или традиционность.

  5. Управленческая деятельность — действия, поступ­ки, адекватные установленному регламенту, выполнение которых требуется от лиц, занимающих место в иерархи­ческой системе управления. Управленческая деятель­ность подчинена нормативно-правовому акту, и ее ха­рактер закреплен в законах, должностных инструкциях и положениях об отделах. Сущность управленческой дея­тельности заложена в основных функциях управления, планирования, организации, координации и регулирова­ния, контроля.

  6. Управленческое поведение — нерегламентируемые действия и поступки, осуществляемые организациями. Управленческие группы действуют самостоятельно, на основе своего понимания долга, общественных, группо­вых и личных интересов. Тот или иной тип поведения существенно влияет на результаты деятельности как са­мих работников управления, так и руководимых им кол­лективов.

  7. Взаимодействие управленческих групп — это поведение на основе выполнения об­щих функций управления или общих задач. Управленческое взаимодействие мо­жет быть прямое и косвенное. Прямое взаимодействие проявляется в форме контактов в системе отношений руководителя и подчиненных; косвенное — под влияни­ем результатов труда одних групп на условия и результа­ты труда других.

  8. Должностное положение управленческих групп (в нау­ке об управлении есть понятие управленческая должность — орган управления, который наделен определенными функциями, правами, обязанностями и ответственностью, обусловленного формами функцио­нального процесса разделения труда) — это должностное положение (или место) субъекта в социальном механиз­ме управления, которое должно осуществляться на долж­ностном месте теми действиями и поступками, которых ждут от лиц, занимающих данную должность.

  9. Распределение управленческой власти между субъек­тами — основная черта управленческой стратификации. Приобретая статус власти, ее обладатели занимают опре­деленное место в социальном механизме управления.

  10. Социально-экономическое положение управленческих групп — это положение, которое формируется на основе нормативно-трудовых актов: во-первых, это блага, полу­чаемые за счет источников, общих для всего населения страны (заработная плата); во-вторых, это блага, носящие статусный характер, т.е. поступающие непосредственно за занимаемое должностное место. Взаимосвязь этих положений формирует социально-экономический статус субъектов социального механизма управления.

  11. Управленческая культура — это совокупность ус­тойчивых традиционных для данных систем управления ценностей и социальных норм, мотивации и норм пове­дения.

   Субъекты социального механизма управления произ­водством включают две основные подсистемы общества: управленческую иерархию и социальную структуру. При этом, как представители тех или иных социальных групп, субъекты управленческого механизма характеризуются определенным социально-экономическим положением, т.е. местом в социальной структуре общества. Оно в су­щественной мере определяет управленческое сознание и управленческое поведение субъектов социального меха­низма управления производством. Вместе с тем, как функционеры иерархии управления, эти же группы образуют важнейшее из составляющих социально-экономического положения — вертикальную шкалу распределения управ­ленческой власти.

Место субъекта управ­ления на шкале «выше — ниже» определяет и его место в социальной дифференциации общества. Размещенные на разных уровнях иерархии управ­ления как совокупности должностных позиций управ­ленческие группы образуют социальный механизм управ­ления. Управ­ление осуществляется по линии каждой из подсистем и одновременно «перекрестным» способом.

Взаимосвязь хозяйственного и социального механизма управления

   Материальное производство — это основа развития любого общества. Производственные (экономические) от­ношения составляют экономическую базу общества, характер и содержание всех отношений, складывающихся в обществе: политических, правовых, социальных и т.д. Подчеркивая активную роль людей в развитии производства, следует отметить, что ничего не делается без сознательного намерения, без же­лаемой цели. Цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятельность, направленная на их реа­лизацию, есть конкретные формы проявления взаимо­действия во всей системе социальных и, прежде всего, экономических связей и отношений.

  Экономические отношения испы­тывают на себе влияние (политическое, право­вое, философское, религиозное, литературное, художест­венное и т.д.) всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними.

  Экономические явления в процессе производства взаимосвязаны с социальными процесса­ми, обращенными непосредственно на удовлетворение потребностей человека.

   При решении задач, связанных с созданием условий труда, одновременно создаются условия для всесторон­него развития членов производственного коллектива. Если условия труда благоприятны, личность раскрывается, проявляя свои способности через рационализатор­ские предложения; при этом повышается заинтересован­ность в росте уровня профессиональной квалификации.

   Эффективность взаимо­действия экономических и социальных процессов в рам­ках производства во многом зависит от уровня экономи­ки. Формирование хозяйст­венного механизма производства и организации управ­ления экономикой непосредственно связано с уровнем развития производительных сил. Формиро­вание, функционирование и развитие хозяйственного ме­ханизма опосредованы сознательной деятельностью людей.

  Структура производственных отношений и связей но­сит многослойный характер. Можно выделить экономи­ческие, организационные, управленческие, правовые, а также социальные отношения. Особенность этих отношений заключается в том, что они осуществляются в форме волевых действий. Волевые действия в управлении производством выступают в виде правовых отношений.

   Инструментом реа­лизации экономической политики государства, направлен­ной на развитие экономики и решение социальных про­блем с учетом ресурсов, которыми располагает общество, служит хозяйственный механизм.

   Хозяйственный механизм представля­ет собой составную часть системы управления экономи­кой и целостный социально-экономический организм, обладающий способностью к саморазвитию и создаю­щий условия для формирования и совершенствования всей совокупности управленческих отношений. Через хо­зяйственный механизм можно менять логику поведения людей в процессе производства, конкретные формы и методы хозяйствования.

   Для того чтобы все элементы хозяйственного механиз­ма были согласованы и внутренне взаимосвязаны между собой, необходимо четкое определение статуса каждого органа управления и должностного лица. Любое управ­ленческое решение проявляется как форма управленче­ских отношений и воздействия на отдельного человека и производственный коллектив.

   Следовательно, хозяйственный механизм управления — это основной регулятор социальных процессов развития производства. А решение социальных проблем управле­ния способствует повышению эффективности производ­ства. Некачественная работа управленческих кад­ров снижает эффективность производства.

   Эффективность хозяйствен­ного механизма управления зависит от социального ме­ханизма управления: от его субъектов, условий их труда, их поведения и взаимодействия, от социальных институ­тов, экономики, политики, науки, номенклатуры, кадро­вого потенциала.

   Хозяйственный механизм необходимо рассматривать как среду, влияющую на поведение людей, субъекты социального механизма управления производ­ством.

 

2. Цели и функции социального механизма управления

Цели социального механизма управления 

   В теории социально­го менеджмента все большее значение приобретает опре­деление содержания процесса управления социальными явлениями и процессами, которое выражается составом и взаимосвязями управленческих функций. В качестве сущности социального управления выступает координация взаимного положе­ния и деятельности людей посредством установленных целей, обеспечивающих ориентацию и стимулирование человеческой деятельности.

   Важность выявления целевого момента как сущност­ного компонента социального менеджмента понималась издревле. Еще Аристотель отмечал, что «благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятель­ности и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

   Цель в дея­тельности выступает как определяющее начало, управляющая сила, которая, как закон, определяет способ и характер его дей­ствий и которой он должен подчинить свою волю. К ус­тановлению целей сводится любое управлен­ческое воздействие на разных уровнях. План, нормативный акт, текущее рас­поряжение и т.п. обеспечивают согласованность в функциони­ровании отдельных элементов социального механизма управления.

   Переход от сущности социального менеджмента к его содержанию, т.е. от цели к функциям, означает дифферен­циацию и систематизацию целей. В соответствии с этим положением основные функ­ции управления (координация пла­нирование, организация, регулирование и др.) выступают элементами соци­ального механизма управления.

   Стимул — это не­обходимая сторона целеустановления и управленческого воздействия. В социальном механизме управления стимул высту­пает как побудительный момент всякого управленческого воздействия. Стимулирование как компонент социального механизма управ­ления не обособляется в качестве осо­бой функции и содержится в актах организации, планиро­вания, регулирования.

   Всякий процесс прогрессивных изменений есть раз­витие; он содержит в себе две стороны: изменение существующего состояния и со­хранение его определенных моментов в новом состоя­нии.

   Цели-программы устанавливают порядок жизнедеятель­ности субъектов социального механизма управления, т.е. ее законосообразность, вытекают из законов функцио­нирования и развития данной системы. Они обусловли­вают и распространяют программные цели на цели, обес­печивающие стабильное функционирование системы, т.е. на цели-нормы и цели-планы. Цели-нормы определяют относительный порядок функционирования социального механизма управления и выступают как организация, а цели-планы определяют порядок изменения параметров субъектов, определяющих их состояние в пространстве и времени.

   Цели-нормы, содержащиеся в организации управле­ния, определяют границы выбора динамичных целей в процессе планирования и координации социальных яв­лений в механизме управления. Следовательно, функции управления и социальный механизм имеют иерархичную зависимость: цели координационного характера подчи­нены целям-планам; цели-планы, в свою очередь, уста­навливаются в границах, определяемых нормативными актами управления.

   Обратная связь в социальном механизме управления представляет собой процесс информирования субъектов о фактическом состоянии управленческих групп, т.е. вы­ступает инструментом функции контроля.

Функции социального механизма управления

   Механизм взаимодействующих управленческих групп базируется на стандартизованных схемах деятельности и поведения отдельных субъектов и на тех функциях, ко­торые они должны выполнять. Некоторые из них обще­признанны — это организация производства и управле­ния, планирование, стимулирование, координирование, учет, контроль. Осуществляя эти функции, субъекты тем самым воплощают в жизнь полученные команды. Эти черты управленческих взаимодействий соответствуют определению социального механизма, так как связь меж­ду его разными уровнями обеспечивается социальными группами. Именно они определяют функционирование и развитие всей системы, придают ей целостность.

   По характеру социальный механизм управления выполняет следую­щие функции:

  ♦ организационно-политическую   —   конкретизирует политику внешних органов власти и транслирует ее на нижестоящие уровни управления. Субъекты социального механизма управления вырабатывают собственные политические установ­ки и преследуют не только государственные, но и групповые, и личные цели и интересы;

  ♦ хозяйственно-управленческую — формирует основ­ные условия хозяйствования, реали­зуется через планирование, организа­цию, материально-техническое снаб­жение, социально-экономическое нововведение, ре­шение проблем стимулирования;

  ♦ кадровую — формирует трудовые коллективы, ре­шает кадровые вопросы, комплектует и обновляет состав руководителей и специалистов;

  ♦ технологическую — обеспечивает ход производства со стороны его культуры и совершенствования;

  ♦ организационную — обеспечивает реальную регламен­тирующую организацию производства и высокое ка­чество труда;

  ♦ стимулирующую — определяет разработку и приме­нение действующих стимулов, способных обеспечить активность работников;

инновационную — совершенствует все звенья произ­водства, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения производственных достижений пе­редового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.

   Распределение функций социально-управленческого механизма между его субъектами позволяет изучать его в направлениях:

  1) отдельных управленческих групп — ус­тановить объем обязанностей, прав и ответственности руководителей и специалистов разных рангов с тем, что­бы понять характер сложившейся дифференциации этих групп по их должностному положению;

  2) функций, вы­полняемых разными управленческими группами — вы­делить функции, которые выполняются той или иной цепочкой групп. Функция, относящаяся к особой цепоч­ке управленческих групп, образует частный социальный механизм, регулирующий выполнение соответствующей функции управления.

3. Социальные ресурсы и их использование в менеджменте

   Понятие «ресурсы» имеет два значения:

  • запасы, средства, используемые при необходимости;

  • предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени — 24 часа).

   Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), со­циальной организации и общества в целом — содружества людей, ор­ганизаций, институтов, социальных групп.

  Социальные ресурсы условно можно разбить на: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, социально-психологические, соревновательные, демографические, социально-экологические, деятельностные, инновационные, стратегические, кадро­вые, организационные, управленческие, научные.

   Социальные ресурсы составляют главное звено всей системы ресурсов, не раскрыв которые, невозможно получить эффективный результат от реализации любых видов ресурсов — материальных, хозяйствен­ных, природных и т.д.

   Социальные ресурсы имеют особенности, которые принципиаль­но их отличает от других (например, от природных):

  » социальные ре­сурсы неисчерпаемы, управленче­ские, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет.

   » целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтоже­нию, а к увеличению.

  » если природные ресурсы можно хра­нить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности.

  » в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности-недостаточности» являются более сложными и пока недостаточно разра­ботаны.

  » обладают большим многообразием и взаимозаменяемостью.

Сегодняшняя ситуация характеризуется крайне низким уровнем освоения социальных ресурсов на разных уровнях управления. Местные сообщества располагают хорошим интеллектуальным, образовательным потенциалом, с этой стороны они почти все хорошо ресурсно обеспечены, но используют они эти ресурсы крайне неудовлетворительно.

   Исследования показали, что крайне низок уровень информирован­ности (информационный ресурс) населения о местных условиях, событиях, проблемах, имеется большой дефицит информации по всем существующим местным про­блемам. Значительно ослаблены и другие ресурсы: соревновательный, квалификационный, инновационный, кадровый, управленческий и др.

   Для эффективного использования социальных ресурсов важно следовать следующим принципам: комплексности, целевого использования, согласованности интересов, многоуровневого анализа, умеренности и др.

   Принцип многоуровневого анализа требует всестороннего учета уровня организации (федеральный центр, субъект Федерации, орган местного самоуправления) и на этой основе выяснения характера того или иного вида ресурсов: мотивационного, информационного, управ­ленческого, экологического, социально-психологического и т.п.

   Принцип целевого использования предполагает тщательное оформле­ние цели и задач оптимального использования социальных ресурсов, оценку их достаточности, выбор альтернатив, методов и процедур.

   Принцип комплексности означает не частное, а всестороннее использование социальных ресурсов, всего ресурсного потенциала. Это обусловлено тем, что использование многих видов социальных ресур­сов является одновременно условием и формой их возобновления и наращивания.

   Принцип согласованности требует нейтрализации взаимоисклю­чающих тенденций при использовании социальных ресурсов, когда, например, активное использование соревновательного ресурса может оказать деструктивное воздействие на социально-психологический принцип, и наоборот.

   Принцип умеренности предполагает при использовании социальных ресурсов сочетания их с поставленными целями и задачами, существующими ценностями. Иногда приходится несколько уменьшать ресурсное обеспечение по тому или иному направлению, например по соревнова­тельному ресурсу, информационному, чрезмерное наращивание кото­рых может вызывать и центробежные тенденции, подрывающие цело­стность сообщества.

   Сформулировав принципы оптимального использования социаль­ных ресурсов, необходимо обратить внимание на их инструменталь­ный и организационный аспект, что предполагает разработку и ис­пользование конкретных социальных технологий по отдельным видам ресурсов. Например, использование мотивационного ресурса осущест­вляется на трех взаимосвязанных уровнях: ценностных ориентации, социальных установок, мотивов.

   Базовая ценность местного сообщества, как известно, — это здо­ровье людей (физическое и нравственное), материальное благопо­лучие, семья и семейные отношения, любовь к «малой Родине», уверенность в завтрашнем дне, работа, дающая удовлетворение. В совокуп­ности эти ценности составляют в основном то, чем дорожит местное сообщество, ради чего оно готово активно действовать. Конечно, они все расходятся в зависимости от типа местного сообщества, прожи­вающих людей (молодые, старые), но совершенно очевидно, что если управленческое воздействие претендует на активизацию мотивацион­ного ресурса, то необходимы инновационные технологии:

  а) изменения отношения людей к собственности;

  б) повышения доверия населения к органам местной власти;

  в) повышение степени информированности населения по корен­ным вопросам местного самоуправления.

   Поэтому в приоритетном порядке необходима разработка и реали­зация таких социальных технологий, которые обеспечивают решение этих первоочередных вопросов. Но технологии решения этих проблем в каждом конкретном местном сообществе могут быть разными. Например, исследования показали, что к числу бы­товых ценностей социальной активности местного населения относят­ся три: забота о будущем детей, гражданский долг, проблемы города — «мои проблемы». Постепенно расширяя пространство коммуника­тивного, деятельностного и организационного мотивов взаимодейст­вия власти и населения, можно содействовать установлению доверия между ними, преодолению отчуждения и повышения значимости мо­тива «желания помочь местным властям».

   На этой основе можно более полно использовать возможности де­мографического ресурса — повышения рождаемости, снижения уров­ня безработицы, числа разводов, совершенствования структуры заня­тости и т.п.

    Таким образом, можно сказать, что ресурс стратегический, управленческо-аналитический во многом является определяющим. Его ис­пользование позволяет правильно определить цели местного сообще­ства, с учетом коренных интересов населения наметить пути их дости­жения и сконцентрировать ресурсы на главных направлениях. На этих принципах построена Программа социально-экономической под­держки интересов населения (СЭПИН), которая и является универ­сальной технологией развития местного сообщества в современных условиях.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!