Тема № 6 - «Система социального менеджмента»

1. Элементы системы социального менеджмента

   Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты и объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления.

   К субъектам управления относятся население, органы власти (фе­деральные, региональные, местные), органы местного самоуправле­ния в муниципальных образованиях, гражданские институты общест­ва и институт менеджмента и финансово-промышленные группы, ко­торые создаются в местных сообществах в рамках Программы «СЭПИН». К объектам управления — социальные процессы, соци­альная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.

  Социальные системы условно можно раз­делить на следующие виды: социально-политические (политические партии, общественные движения и т.д.), социально-культурные (твор­ческие, научные, просветительские сообщества и т.п.), социальные и экономические.

   Экономическая система пред­ставляет собой способ, каким общество производит и распределяет имеющиеся в его распоряжении ресурсы для удовлетворения потреб­ностей населения.

   Социальная система ха­рактеризуется тем, как используются человеческие ресурсы, какое ка­чество жизни предоставлено членам общества, каким образом реали­зуются творческие и самодеятельные силы общества в целом, его от­дельных подсистем.

   Факторы производства — это ресурсы: земля, труд, капитал и предпринимательская способность, которые общество использует для производства товаров и услуг.

   Факторы социальной сферы — человеческие ресурсы, ум и талант человека, профессиональная деятельность, мотивация к труду, усиленная в социальной организации

   Самый лучший способ выявить различия между разными типами организаций общественной жизни — сравнить степени свободы, ко­торую они предоставляют индивидам в овладении факторами произ­водства и реализации их коренных интересов.

   Любая система является совокупностью элементов. Элемент — всегда структурообразующая часть системы (например, предпри­ятие — элемент производственного объединения (корпорации) как сис­темы; вместе с тем само предприятие представляет собой сложную со­вокупность элементов — цехов и служб). Элементу присуще одно или несколько свойств, которые определяют его место во внутренней орга­низации системы. Свое назначение элемент может выполнять только при условии, если будет взаимодействовать с другими элементами сис­темы.

 

2. Управляющая и управляемая подсистемы

   Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсис­тем: управляемой и управляющей.

   К управляемой подсистеме относят­ся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс управле­ния, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы лю­дей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляю­щей системы является организационная структура управления.

   Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внима­ние на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управ­ляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однород­ные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономиче­скую и социальную.

   Техническая система представляет собой пропорциональное со­четание отдельных технических средств из множества отдельных ви­дов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе матери­ального производства способны производить продукцию заданного качества и в определенном количестве.

   Технологическая система основана наделении деятельности, ма­териального или духовного производства на стадии и процессы. Эле­ментами технологической системы являются предметы труда, отдель­ные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в про­цессе материального или духовного производств и управления ими.

   Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет ра­ционально использовать технические средства, предметы труда, ин­формацию, площади и трудовые ресурсы.

   Экономическая система представляет собой единство хозяйствен­ных и финансовых процессов и связей.

   Социальная система является совокупностью социальных отно­шений, образуемых в результате совместной деятельности людей и со­циальных групп. Именно социальная система совместно с экономиче­ской определяет цели материального и духовного производства, об­щественной политики, формирует принципы и методы их организации.

   Все системы — техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная — взаимосвязаны. При этом техническая, технологиче­ская и организационная системы в совокупности обеспечивают и ха­рактеризуют организационно-техническую сторону управления, а эко­номическая и социальная — социально-экономическую.

   Каждое звено, характеризующее уровень управле­ния социальными системами, состоит из управляемой и управляющей подсистем, находящихся во взаимной связи и зависимости. Например, предприятия являются первичными звеньями в иерархии управления отраслями и регионами народного хозяйства. Они составляют часть структуры экономики и в то же время представляют собой основные звенья народного хозяйства, определяющие экономическую структу­ру современного общества.        

   Связь между управляющей и управляемой системами осуществля­ется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляю­щей системы в управляемую для исполнения.

   Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в про­цессе управления она испытывает внутренние и внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

 

3. Функции социального менеджмента как элемент системы

   Для процессов самоорганизации социальных систем в пространстве и времени необ­ходимы следующие условия: 1) относительная открытость системы, которая предполагает наличие определенных потоков в систему и из нее (природные источники ресурсов и энергии, обменные потоки ка­питала, товаров, человеческих ресурсов с другими социумами и т.д.); 2) нелинейность взаимодействия различных частей социальной систе­мы; 3) наличие элемента случайности (например, случайности при­родного происхождения, случайности в научно-технических изобретениях и последствиях их применения и т.д.); 4) определенность диа­пазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых бифуркационных - управляющих параметров.

   Механизмы социального менеджмента сводятся к социальному целеполаганию, к методам управления (экономическим, административ­но-организационным, юридическим, научным и т.д.). Среди них осо­бенно выделяются социальные, которые являются объединяющими во всей системе управляющих воздействий. К социальной организации относятся проектирование и созда­ние социальных организаций, их постоянное инновирование, техноло­гии саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала, технологии самоменеджмента и профессиональной подготовки соци­альных менеджеров.

   Процесс управления и механизм самой системы социального ме­неджмента включает методы социальной диагностики, сбора, анали­за и хранения социальной информации, передачи ее субъектам управления и осуществления контроля за деятельностью субъектов управления по социальным нормативам на разных уровнях управле­ния.

   Функции управления — это особые виды деятельности, выражаю­щие направления или стадии осуществления целенаправленного воз­действия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций управления должен обес­печить эффективную реакцию управляющей системы на любое изме­нение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

  1) особенности самого процесса управления, т.е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;

  2) процесс социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жиз­недеятельности общества.

   В силу этого процессу социального управления объективно прису­щи основные и конкретные функции.

   К основным функциям управле­ния относятся:

  • планирование (прогнозирование), представляющее собой форму проявления целенаправленного воздействия на коллективы лю­дей, которая предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере социального управления, а также определение пу­тей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

  • организация — форма проявления целенаправленного воздейст­вия на коллективы людей, предусматривающая создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элемента процесса реализации планов и целей социального управления;

 • координация (регулирование) — форма проявления целенаправленного воздействия, предусматривающая обеспечение не­ обходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;

  • стимулирование    (активизация)    и    обучение    (инструк­таж) — формы проявления целенаправленного воздействия на людей путем побуждения и подготовки их к действию, преду­сматривающие обеспечение повышения эффективности систе­мы менеджмента как элемент процесса реализации целей управ­ления.

   Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального управления к другой сопровождается изменением соотношения их со­держания и роли (например, ведущая для министерского уровня функ­ция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией органи­зации и т.д.).

   Если основные функции являются общими для любых процессов социального управления, в каких бы системах управления обществом они ни осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специ­фику. Например, производственно-хозяйственная деятельность пред­приятия может быть подразделена на три стадии — подготовитель­ную, производственную и заключительную, — каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствую­щих каждому выделенному объекту социального управления. По со­держанию каждая конкретная функция управления является в свою очередь комплексной и включает планирование, организацию, коор­динацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обо­собленных объектов воздействия.

 

4. Структура управления

   Категория «структура» отражает строение и внутреннюю форму системы. Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие взаимодействие ее элементов, направленное на дос­тижение определенных целей, является организованной. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения опреде­ленной цели, называется организационной.

   Функции и структура управления — две неразрывно взаимосвя­занные и взаимообусловленные стороны единого целого — организа­ции системы управления; они выступают, соответственно, как содер­жание и форма процесса управления. Наличие организационной структуры управления и ее развитие является основой всей организа­ции. Вне их рамок исключается возможность реализации функций ме­неджмента, то есть самого процесса управления. Процесс формирова­ния организационной структуры представляет собой, прежде всего, организационное закрепление тех или иных подразделений аппарата управления. При этом функции управления определяют задачи орга­нов управления.

   В силу научно-технического прогресса и дальнейшего разделения труда общественное производство постоянно дифференцируется на составные части (отрасли, подотрасли, объединения, предприятия, це­хи, участки и т.п.). В итоге в управляющей системе формируются зве­нья и ступени управления. Они находятся в известном соотношении со звеньями и ступенями управляемой системы. Тем самым достигается соотносительность управляющей и управляемой систем, обеспечива­ется возможность воздействия органов управления на социальные процессы.

   Звено (подразделение, орган) управления представляет собой обо­собленную ячейку со строго очерченными функциями управления; ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления на определенном иерархическом уровне управления. В структуре управ­ления конкретизируется управляющая система, определяется роль ка­ждой ступени, каждого звена, раскрываются связи в процессе управ­ления.

   Структура у правления, может быть двухступенчатой (двухзвенной) и многоступенчатой (многозвенной). Если звенья находятся на одной ступени управления, то их связь носит сугубо координационный (горизонтальный) характер, если на нескольких — становится субор­динационной (иерархической), или вертикальной. В организационной структуре управления звенья (органы) управления подразделяются на линейные и функциональные. Линейные звенья — это администра­тивно обособленные части социальной системы, осуществляющие не­посредственное комплексное управление объектом (отраслевые ми­нистерства, корпорации, тресты, объединения, предприятия, цехи, участки и т.п.). Функциональные звенья представляют собой админи­стративно обособленные части аппарата управления, осуществляю­щие реализацию одной или нескольких функций управления (комите­ты, управления, отделы, агентства, бюро и т.п.).

   Различают три основных типа организационных структур управ­ления: линейную, функциональную и смешанную (линейно-функцио­нальную). Для обеспечения гибкости сложных систем управления в линейно-функциональные структуры вводятся программно-целевые формы управления в виде матричных структур: управление по проек­ту, управление по продукту, координационные комиссии и т.д.

   Условиями, или критериями, рациональной системы управления выступают: а) соответствие звеньев управления его функциям; б) воз­можно меньшее число ступеней (звеньев) в иерархии управления; в) со­средоточение на каждой ступени всех необходимых функций управле­ния; г) концентрация функциональных звеньев в функциональных уз­лах (например, все социальные службы объединяются под руководством заместителя директора по кадрам); д) четкое выделение характера участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования санкций; е) наименьшее число источников «приема» и «выхода» команд из каждого звена управле­ния.

   Организационная структура менеджмента документально фикси­руется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, поло­жениях о структурных подразделениях, а также в должностных инст­рукциях для исполнителей.

 

5. Управленческий персонал

   К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, то есть работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления.

  Существуют различные классификации кадров управления: по должностному приказу, по уровням (ступеням) в иерархии управле­ния, по специальному образованию, по отраслям производства и т.д. Однако базовой классификацией является классификация работников в процессе принятия и реализации решений. По этому признаку кадры управления подразделяются на три большие группы: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал (технических исполните­лей), которые характеризуются определенным местом в системе управления, особенностями профес­сиональной подготовки.

   Руководители — это работники, возглавляющие соответствую­щий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппа­рата управления или его отдельных звеньев, осуществляющие кон­троль и регулирующие деятельность коллектива по выполнению по­ставленных задач и достижению целей.

  Руководители подразделяются на линейных и функциональных. Линейные руководи­тели — лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее обособленной, организа­ционно оформленной части (объединение, предприятие, цех, участок, бригада). К функциональным руководителям относят лиц, ответствен­ных за определенный функциональный участок работы в системе управления и возглавляющих подразделения, осуществляющие кон­кретные функции управления (комитеты, отделы, бюро и др.).

   Руково­дители классифицируются также по уровням управления. Например, линейными руководителями являются руководители низового (масте­ра, начальники участков, цехов и т.п.), среднего (начальники корпу­сов, директора предприятий, главные специалисты объединений) и высшего (начальники главков, министры, председатели комитетов и т.д.) звеньев.

   Специалисты — это специализированные работники, разрабаты­вающие на основе имеющейся у них информации варианты решения отдельных конкретных, как правило функциональных, вопросов про­изводственного или управленческого характера. Специалисты управ­ления характеризуются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. Различают главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов различных категорий и классов и т.д. К группе специалистов относятся инженеры, экономисты, бух­галтеры, юристы, психологи и пр.

   Вспомогательно-технический персонал — это работники, об­служивающие деятельность руководителей и специалистов. Их, как правило, классифицируют по отдельным операциям управления. К та­ким работникам относятся секретари, машинистки, техники и пр. Тех­нические исполнители имеют узкую и конкретную профессиональ­ную подготовку, призваны обеспечивать техническую помощь руко­водителям и специалистам управления, в частности при обработке и реализации управленческих решений (сбор, первичная обработка, хранение и выдача информации, учет, контроль и т.п.).

   Количество людей, находящееся в непосредственном подчинении у менеджера, называется нормой управления, или сферой контроля. Когда в непосредственном подчинении у менеджера находится боль­шое количество людей, он обладает высокой нормой управления, когда же это число невелико, то норма управления менеджера низка.

  На формирование нормы управления действует ряд факторов: индивидуально-психологические способности управляю­щего, уровень профессионализма и культуры работников, виды их мо­тивации и род профессиональной деятельности. Обычно высококва­лифицированные работники в меньшей мере нуждаются в управле­нии, чем менее квалифицированные. Поэтому менеджер организации, состоящей почти исключительно из профессионалов или ученых, мо­жет иметь высокую норму управления.

   Норма управления определяется числом иерархических уровней в организации, то есть зависит от того, является ее вертикальная струк­тура высокой или плоской. Высокая структура имеет более низкую норму управления и больше иерархических уровней, а плоская — бо­лее высокую норму управления и меньше иерархических уровней. Высокие структуры требуют больше средств на свое содержание, за­медляют деловое общение и принятие решений, затрудняют четкое определение обязанностей и ответственности.

   Кроме официальных (формальных) структур, в любой социальной организации существует система взаимоотношений, которая характеризуется не­формальной организационной структурой, состоящей из целой сети взаимосвязей, возникающих между работниками в неформальных группах, на межличностном уровне.

   Структура управления включает такие звенья: общая структура управления, конкретная система органов управления, кадры управле­ния и технические средства управления. Структура управления фор­мируется на основе комбинации базовых управленческих струк­тур — линейной и функциональной. Система органов управления в­ключает органы управления общей компетенции, межотраслевые (функциональные), отраслевые, территориальные органы управления первичными звеньями.

   Технические средства управления — следующий компонент структуры управления, обеспечивающие повышение эффективности управленческого труда.

    Процесс управления включает содержательную и организацион­ную характеристики, организацию принятия и реализации решений, технологию и процедуры управления, организацию деятельности ра­ботников управления. С организационной точки зрения процесс управления образует цикл, со­стоящий из предварительного (прогнозирования и планирования) и оперативного (организации, мотивации, распределительности, коор­динации) управления, а также контроля (учета, анализа, проверки). Ре­шение является сердцевиной процесса управления, состоящего из со­вокупности решений, находящихся на разных стадиях принятия и реа­лизации. Технология управления представляет собой процесс получения, хранения, преобразования и передачи управленческой ин­формации, предусматривающий использование общих приемов, про­цедур и операций.

   Подчеркнем, что основные виды социального управления, соот­ветствующие ведущим сферам организации общества, позволяют вы­делить как общее, так и особенное в теории социального менеджмен­та. Наука социального управления различает два уровня зна­ния — собственно теорию социального управления, объясняющую механизм регулирования общественной жизни на определенном исто­рическом этапе, и теорию организации и управления, обеспечиваю­щую научно-методическую базу для практического совершенствова­ния социального менеджмента в различных сферах организации об­щества.

   Социальный менеджмент объединяет теоретический и приклад­ной аспекты, акцентируя свое внимание в большей мере на последнем, что позволяет социальным менеджерам получать более эффективный конечный результат в социальной сфере.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!