Тема № 5 - «Методы социального менеджмента»

1. Понятие методов социального менеджмента

   Различают следующие подходы к изучению вопросов социального менеджмента:

  » конкретно-исторический, который предполагает изучение от­ ношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов:

  » комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социаль­но-психологического и других подходов к анализу отношений управления;

  » аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отноше­ний управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется ка­кой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);

  » системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвя­занных, объединенных общей целью элементов, выявить свой­ства системы, ее внутренние и внешние связи.

   Реализация принципов менеджмента осуще­ствляется путем применения различных методов.

   Метод управления — это совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения поставленных организаци­ей целей.

   Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

   Основная цель методологических исследований состоит в выра­ботке наиболее эффективных путей, подходов и методов для получе­ния знаний о явлениях, системах и процессах управления.

   Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

   Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направ­ленность, содержание и организационную форму.

   Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

   Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

   Организационная форма — воздействие на конкретно сложив­шуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

   К эффективным методам науки социального менеджмента отно­сятся моделирование (применяются различные виды моделей — вер­бальные, физические, графические, математические и др.), экспери­мент — социологический и психологический (опросы, тестирование, наблюдение и т.д.), а также экономико-математические методы (про­граммирование, теория игр, теория информации, корреляционный и факторный анализ и др.).     

 

2. Научные методы социального менеджмента

   Характерными чертами научного социального менеджмента явля­ются познание и сознательное использование социальных законов, за­кономерностей управления, обеспечение системности и непрерывно­сти процесса управленческих воздействий, моделирование управляе­мых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений, взаимосвязь и взаимодействие го­сударственного, хозяйственного и социального менеджмента.

   Сила научных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объеме анализа, обеспечивают надеж­ную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее со­стояние объекта, указывают средства воздействия, обеспечивающие желанное изменение его. Они могут рационализировать процесс при­нятия решений в социальной сфере. Такие научные методы, как моделирование, прогнозирование, экс­пертные оценки, имеют многовековую историю.

   Для более эффективной реализации социальных целей и осущест­вления принципов социального менеджмента необходимо более пол­ное использование следующих научных методов:

  • социального проектирования и программирования;

  • сбора и анализа социальной информации на основе современ­ных вычислительных средств, прежде всего компьютерной тех­ники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;

  • сплочения социальных организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;

  • создания положительной мотивации у людей к труду, к жизни в целом, к целесообразному поведению в организации и в общест­ве в целом (за счет инновирования целей организации, проясне­ния перспектив развития, разработки стратегии организации и личных интересов);

  • психологического влияния (специальные тренинги и игровые методы), направленного на активизацию жизненных сил лично­сти, в том числе и менеджеров;

  • методов самосовершенствования личности, в том числе лично­сти менеджера, развития самоменеджмента;

  • использования знаний, полученных в фундаментальной науке, кибернетике, синергетике и других отраслях, прикладных ис­следованиях, пригодных для повседневных и перспективных за­дач, социологии управления.

   Научно-техническая революция рассматри­вается как существенная основа преобразований в методах и средствах управления.

   Все большее значение в принятии управленческих реше­ний играет моделирование социальных процессов. В настоящее время наука и практика располагают самыми разно­образными по характеру и предназначению методами и формами моделирования. Большие возможности оптимизации управления раскрывает ки­бернетическое моделирование. Математическое моделирование дает возможность использовать современные методы и технические устройства в позна­нии и повышать точность моделей. Наряду с этим следует моделиро­вать и качественную сторону социальных явлений, специфика кото­рых полно раскрывается философией, социологией и целым комплек­сом общественных наук.

   Метод моде­лирования широко используется в прогностической деятельности. В настоящее время прогнозирование занимает важное место в управлении социальными системами. Прогноз как форма социального предвидения описывает возмож­ную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий.

   В процессе управления прогнозы выполняют ряд функций: ориен­тировочную, нормативную, предупредительную и др. Прогнозы выступают как необходимый элемент всего про­цесса управления, содействуют его оптимизации.

   Науке и практике известны и различные методы экспертных оце­нок, которые успешно используются в прогнозировании и в выработке управленческих решений. Сопоставление различных суждений, вни­мательный разбор аргументов, которые они содержат, синтез оценок обеспечивают необходимую достоверность прогноза и способствуют подготовке и принятию оптимальных решений.

   Разновидностью независимой экспертизы служит введение в сове­ты директоров компаний ученых, которые специализируются по во­просам экономики, рыночных отношений, финансов, капиталовложений, социального управления. Не отвечая за определенный участок работы и не бу­дучи связан какой-либо отдельной производственной функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего руководства.

   Для оптимизации работы по подготовке решений, как научный метод социального менеджмента используются социальные и социологические исследований. Через них обес­печивается сбор информации об изучаемом объек­те, раскрываются его характерные черты и тенденции развития, фор­мулируются выводы и рекомендации, которые помогают руководите­лю в его деятельности.

   Социологические исследования помогают выработать и принять управленческие решения и изучить механизм их воздействия на людей, характер восприятия этих решений различ­ными социальными категориями, проследить, как управленческие ре­шения трансформируются в мыслях людей, как отражаются на их по­ведении, на развитии социальных событий, на отношениях в коллек­тивах и социальных группах, на отношениях между личностями.

   В конкретных социальных исследованиях используется чаще все­го метод анкетирования. Этот метод дает информацию главным обра­зом о социально-психологических аспектах изучаемых процессов и явлений. В арсенале методов и средств конкретного изучения действительности можно отметить - интервью, анализ, наблюдение, социальные эксперименты, анализ форм и методов деятельности предприятий, учреждений и пр. и различные методы обработки собранной информации.

   Процесс сбора и обработки информации качественно меняется в результате применения электронно-вычислительной техники. Электронно-вычислительная техника обеспечивает ус­коренную обработку огромных объемов информации и таким образом помогает руководителям в подготовке и принятии управленческих ре­шений.

   Большие возможности электронно-вычислительной техники наи­более полно реализуются в автоматизированных системах управления (АСУ). Повышая оперативность управления, авто­матизированная система предполагает активное участие человека в управленческом процессе. Именно человек принимает окончательное решение на основе оценки различных вариантов, учитывая дополни­тельную информацию.

   Таким образом, теория социального менеджмента устанавливает законы и закономерности, принципы протекания социальных процес­сов и явлений в области управления общественными процессами.

 

3. Виды и содержание методов социального менеджмента

   В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации). Все методы управле­ния органически дополняют друг друга, находятся в постоянном дина­мическом равновесии.

   В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

  • организационно-административные, основанные на прямых ди­рективных указаниях;

  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;

  • социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

  • самоуправление как разновидность саморегулирования соци­альной системы.

   Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотноше­ние организационно-административных, экономических и социаль­ных методов.

   В наиболее общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся те, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

  По содержанию  методы социального управления отражают требо­вания различных объективных законов социального развития: эконо­мических, организационно-технических, демографических, социоло­гических, психологических и т.д. В связи с этим различают экономи­ческие, организационно-административные, социальные и социально-психологические методы управления.

   Социальные методы управления связаны со способами достиже­ния социальных целей через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, по­вышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, ме­неджеров в первую очередь.

   Социальные методы менеджмента включают широкий спектр ме­тодов социального нормирования, социального регулирования, мо­рального стимулирования и др.

   Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, прави­ла внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.

   Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним отно­сятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределе­ния и удовлетворения социальных потребностей.

   Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профес­сиональной деятельности.

   Социальные методы управления включают в себя социально-пси­хологические способы и приемы воздействия на процесс формирова­ния и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Социально-психологические методы управления отличаются своей мотивационной характе­ристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспече­ние растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активно­сти личности и эффективной деятельности коллективов.

   Психологические методы управления направлены на регулирова­ние отношений между людьми путем оптимального подбора и расста­новки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оп­тимальные количественные и качественные отношения между работ­никами с учетом психологической совместимости. К методам гумани­зации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение твор­ческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обуче­ния направлены на профессиональную ориентацию и подготовку лю­дей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

   В целом к социальным и психологическим методам относятся спо­собы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные зако­ны социального развития и законы психологии. Объектом воздейст­вия здесь являются социальные и психологические процессы на уров­не народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

   Экономические методы управления представляют собой спосо­бы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении по­нимается экономический расчет, основанный на сознательном ис­пользовании всей системы экономических законов и категорий ры­ночной экономики.

   Среди экономических методов управления можно выделить метод экономического стимулирования, опирающийся на экономические интересы работников в зависимости от их личного вклада в формирование доходов. Экономическое стимулирование базируется насле­дующих основных принципах:  

  • взаимосвязь и согласованность целей экономического стимули­рования с целями развития организации;

  • дифференциация экономического стимулирования, направлен­ная на реализацию необходимых изменений в структуре произ­водства;

  • сочетание экономического стимулирования с другими метода­ ми мотивации;

  • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответствен­ность организаций и отдельных работников.

   Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-админист­ративное воздействие осуществляется в следующих основных ви­дах:

  ♦  прямое административное указание, которое имеет обязатель­ный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуа­цию;

  ♦ установление правил, регулирующих деятельность подчинен­ных (нормативное регулирование), выработка стандартных про­цедур  административного  воздействия,  унифицированных форм менеджмента;

  ♦ разработка и внедрение рекомендаций по организации и совер­шенствованию тех или иных процессов, подвергаемых органи­зационно-административному воздействию;

  ♦ контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

   Основной формой реализации и применения организационно-ад­министративных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координа­ции усилий его участников для выполнения поставленных перед ним задач.

   Выделяют три основные группы организационно-административ­ных методов, которые могут использоваться раздельно и совместно, дополняя друг друга:

  » организационно-стабилизирующие. Содержание данных мето­дов воздействия заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними по­средством закрепления определенных обязанностей как за сис­темой в целом, так и за отдельными ее звеньями. К данным мето­дам относятся регламентирование, нормирование и инструкти­рование;

  » распорядительного воздействия. Отражают текущее использо­вание установленных организационных связей и их частичную корректировку при изменении условий работы. В основе распо­рядительного воздействия лежат полномочия и обязанности. К данным методам относятся постановление, приказ, распоряже­ние, указание, резолюция;

  » дисциплинарного воздействия. Предназначены для поддержа­ния стабильности организационных связей посредством дисци­плинарных требований и системы ответственности.

   В целом объективной основой использования организационно-ад­министративных методов управления выступают организационные отношения, составляющие частью механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управ­ления — функция организации, задача организационно-администра­тивной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

   Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организацион­ную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, со­циального регулирования.

   В рамках конкретной организации возможно применение таких форм организационно-административного воздействия:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

  • согласительные формы (консультация, компромисс);

  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

   Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряже­ний и указаний, их невыполнение рассматривается как прямое нару­шение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Организационно-административные методы — это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

 

4. Самоуправле­ние как  метод социального менедж­мента

   Одним из методов, используемых социальным менеджментом, является самоуправление, противопоставляемое демократическому централизму.

   В управленческой деятельности выявляются функции (обязанности) и их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства, где родились и получили распространение различные формы прогрессивной организации труда и всей общественной жизни. В этих условиях принцип демократического централизма превращает­ся в принцип демократического управления, что в идеале соответству­ет самоуправлению.

   Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует развитию и совершенствова­нию самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуж­дает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспек­тов общественной деятельности, принятии и реализации управленче­ских решений на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, функ­ция контроля трансформируется в самоконтроль.

   Самоуправление предусматривает личную ответственность каждого субъекта управления за принимаемые решения и каждого члена коллектива за выполнение решений.

   Самоуправление возможно в таких экономических услови­ях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют се­бя в качестве субъектов собственности и если трудовой коллектив вклю­чен в самоуправляющую систему организации.

   Применительно к самоуправлению техника комплексной мотивации людей включает три ос­новные группы приемов:

  1) приемы, ориентированные на работников: а) постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выра­ботки, выплачиваются премии); б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); в) переподготовка (прохождения курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

  2) приемы, ориентированные на работу: а) усовершенствова­ние рабочих мест и расширение сферы деятельности работни­ков (такое распределение обязанностей в организации, при ко­тором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); б) гибкий график работы (такой ре­жим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); в) организа­ция телекоммуникации и домашних офисов (работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и фак­сом); г) сокращение рабочего времени и деление функциональ­ной нагрузки как способы минимизировать число увольнений;

  3) приемы, ориентированные на организацию: а) расширение полномочий сотрудников (предоставление ра­ботникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); б) участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результа­ты коллективной работы и др.).

    Возможности использования раз­личных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием со­циальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основах самоуправления.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!