ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ » ЛЕКЦИИ - СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ » Тема № 1- «Сущность и содержание социального менеджмента»

Тема № 1- «Сущность и содержание социального менеджмента»

1. Понятие и категории социального менеджмента

Понятие социального менеджмента 

   Социальный менеджмент — это один из элементов сложной системы управления экономикой страны, кото­рый призван обеспечить эффективность развития эконо­мики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результа­тов, постоянно решаются социальные проблемы.

   Из сложной системы социальных проблем и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рас­сматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмен­та — это социальный механизм управления не всей эко­номикой, а лишь одной ее составляющей — производст­вом. Конечно, успешное регулирование социальных про­цессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономи­ческими процессами.

   Производственный коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества процессов социаль­ной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, по­литические, нравственные, эстетические и т.д. Социаль­ные явления проникают во все сферы деятельности про­изводственного коллектива. И решение социальных про­блем — мощный фактор успешного повышения эффектив­ности производства.

   Важнейшая задача социального менеджмента — соз­дание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйствен­ных систем.

   Социальные проблемы управления производством изу­чены намного слабее, чем управление производством, поэтому методология и методика исследования этих про­блем не разрабатывались. В последние годы наблюдается оживление, возникают новые научные направления в психологии управления и социологии трудового коллек­тива. Негативная сторона социологического исследова­ния в данной области — это слабая связь изучаемых со­циологических проблем управления с состоянием эко­номики страны.

   В разработку социального механизма управления большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин, А.В. Филиппов), а также зарубежными учеными.

   Понятие управление прочно вошло в обиход ряда об­ластей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Но смысл и значение его во многом определяются спецификой исследуемого объекта.

   Можно говорить об управлении техниче­скими устройствами, машинами и механизмами, об управ­лении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведе­нием людей.

   Это понятие применяется при характеристике соци­альных явлений и процессов, протекающих в коллективе.

   Чтобы сформулировать систему категорий социаль­ного менеджмента, целесообразно основываться на кате­гориях науки об управлении.

   Задача управления заключается в том, чтобы стаби­лизировать систему, привести в соответствие с законо­мерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.

   При исследовании социальных проблем производ­ства надо использовать и другие  науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, стати­стику, теорию информации и т.д.

   Чтобы охарактеризовать сущность социального менеджмента, необхо­димы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес.

   Цель — запланированный результат деятельности лю­дей в процессе производства и управления. Человек уча­ствует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как за­кон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель высту­пает как функция потребности.

   Воля — это сознательное и целенаправленное регули­рование человеком своей деятельности, способность дей­ствовать в соответствии с наличным планом и преодоле­вать препятствия на пути достижения цели.

   Потребность выражает противоречие между необхо­димостью и возможностью реализации цели, детермини­руя, таким образом, функционирование, развитие хозяй­ственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая фор­ма деятельности, направленную на разрешение противо­речий между организованными управленческими груп­пами и объективно существующими предметами и явле­ниями, включенными в процесс функционирования про­изводства в целях удовлетворения потребностей.

   По содержанию можно выделить ка­тегории, которые сформулированы в науке управ­ления  и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое поло­жение субъектов, подразделение организационной струк­туры производства, устройство системы управления, управ­ленческие воздействия на субъектов, экономические ус­ловия и результаты и т.д.

   По содержанию все категории социального менедж­мента можно разделить на несколько групп.

Категории, характеризующие субъектов социального ме­неджмента

   1. Субъекты социального управления. Это группы, ко­торые занимают места в иерархии социально-экономи­ческих систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).

   Субъект — носитель собственных целей, потребно­стей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными по­зициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.

   Субъект социального менеджмента — это личность, которая представляет совокупность потреб­ностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразде­лением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.

    2. Кадры управления. Для социального менеджмента важна реальная субъективность, означающая не столько следование установленным функциям, сколько полноту реализации группового потенциала в процессе производ­ства и возможность использования резервов.

   3. Иерархическое построение управленческих групп — совокупность субъектов социального механизма управ­ления, упорядоченных относительно друг друга и зани­мающих определенный уровень в структуре иерархии управления производством, (т.е. высший, средний, низ­ший), что придает им управленческий статус.

    4. Управленческое сознание субъектов. Сюда входят по­требности, интересы и ориентация, которые лежат в ос­нове их действий. Основой управ­ленческого сознания является система ценностей управ­ленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».

   Зная характер ценностной ориентации, можно соста­вить приблизительное представление о том, как управ­ленческие группы ведут себя в реальной ситуации и как они будут вести себя в будущем.

    Мотивация — это проявление нормоценностного со­знания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производ­ственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризу­ет социальный уровень развитости руководителей, их от­ношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.

    5. Управленческая деятельность субъектов — поступки и действия по установленному регламенту, выполнение которых требуется от лиц, занимающих данное место в иерархии управления системы. Управленческая деятель­ность во всех сферах подчинена правовым и администра­тивным актам (должностные ин­струкции, положениях об отделах и др.).

    6. Управленческое поведение — действия и поступки в процессе управления производственным коллективом, осуществляемые на основе своего понимания долга, общественного, коллективного и личного интересов на ба­зе нормативно-правовых актов управленческой деятель­ности хозяйственных систем. Управленческое поведение зависит и от стиля руководства.

   7. Взаимодействие управленческих групп — поведение всех участников процесса управления, которое взаимоориентировано на основе общности целей и интересов.
Каждая управленческая группа имеет свой комплекс взаи­модействий, но система их взаимодействия раз­личается составом элементов и полномочиями внутри различных систем.

   Характер их полномочий (прав) определяет ранг руководителя в системе управления.

   Управленческие взаимодействия подразделяются на прямые и косвенные.

   Прямые взаимодействия проявляются через отношения руководителей и подчиненных; косвенные — это влияние результатов труда одних групп на условия и результаты труда других.

   8. Должностное положение управленческих групп — это элемент в процессе управления, определяемый кон­кретными задачами, правами и обязанностями на основе функционального процесса разделения труда в системе управления.

   В социальном менеджменте должностное положение более емко, оно отражает место, занимаемое субъектом в социальном механизме управления, которое характеризу­ется:

  = содержанием установленных и реально выполняе­мых обязанностей;

  = объемом прав, предоставленных этому субъекту;

  = ролевым поведением, которое должно осуществлять­ся на этом должностном уровне, действиями и по­ ступками занимающих данную должность.

   9. Распределение управленческой власти между субъек­тами — это основа при иерархическом построении управ­ленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.

   10. Социально-экономическое положение управленческих групп складывается из:

   • благ, получаемых из источников, общих для всего населения страны, главное из них — заработная плата;

   • благ статусного характера, т.е. благ, непосредствен­но связанных со статусом занимаемой должности;

  • обеспечением обслуживающим персоналом, транс­портом, кабинетом. В целом экономическое поло­жение субъекта зависит от его должностного поло­жения в процессе управления хозяйственными сис­темами.

   11. Управленческая культура — это совокупность ус­тойчивых традиционных положений для данной хозяйст­венной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.

   Эффективность управления социальными про­цессами и явлениями зависит от полного использования человеческого потенциала организации, развития орга­низационной культуры, налаживания духа предпринима­тельства, новаторства.

   Для характеристики ре­зультатов функционирования хозяйственных систем ис­пользуют экономические и социальные аспекты. Для ха­рактеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.

   Для социального менеджмента необходимо использовать дополнительные показатели:

  • характеризующие качество работника (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и т.д.);

  • организационный порядок, т.е. слаженность дейст­вий в процессе управления и производства всех ка­тегорий работников, четкость передачи распоряже­ний, мобильная обратная связь.

   Категории, описывающие экономические условия, от которых зависит функционирование социального механизма управления производством.

   Отношение к собственности — выражает экономиче­ские различия и характер взаимоотношений между различ­ными социальными группами. Собственность означает, что субъект имеет право выполнять любые действия над ресурсами, целиком присваивая полезный результат сво­их действий, после уплаты налогов, а также несет всю полноту материальной ответственности за их последст­вия. Связь формы собственности в социальном менедж­менте формирует отношения и экономический статус его субъектов.

   Хозяйственный механизм управления — отражает гос­подствующие отношения собственности в конкретных формах хозяйствования. Хозяйственный механизм управ­ления представляет собой совокупность средств воздей­ствия (это экономические рычаги, стимулы, санкции, на­логи и т.д.) и инструментов (методы управления — эко­номические, организационно-административные и соци­ально-психологические).

    Экономические средства и инструменты хозяйствен­ного механизма определяют, что, как и можно или нель­зя делать субъектам в разных сферах деятельности про­изводства и на его разных уровнях.

   Организационная структура управления производства — отражает взаимосвязи субъектов социального механизма управления, их отношения в процессе производства и управления.

   Описанные выше некоторые категории разработаны наукой об управлении и составляют основу понятийного аппарата теории социального управления, социальный менеджмент заимст­вует эти категории из науки об управлении и корректи­рует их с учетом разрешения собственных социальных проблем управления.

 

2. Социальные проблемы управления и их виды

   Социальные проблемы можно условно разделить на группы:

   » социальные проблемы труда (произ­водства)

   » непроизводственной сферы.

   » в сфере управления — это комплекс социаль­ных проблем, касающихся управленческих групп, кото­рые причастны к управлению производством на его раз­ных уровнях: профессиональных «менеджеров» (от ми­нистра до мастера участка); специалистов, профессия ко­торых требует выполнения управленческих функций (юри­стов, экономистов, технологов).

   К социальным проблемам, возникающим в процессе управления производством, можно отнести проблемы, свя­занные с составом управленческих кадров, их положением в иерархии управления, дефектами их подбора, расстанов­ки и обновления, распределением между ними управлен­ческой власти, качеством управленческого труда. Нере­шенность этих и многих других социальных проблем управ­ления производством делает изучение социального менедж­мента важным и актуальным.

   Сегодняшняя ситуация в стране резко отличается не только от 30-х, но и от 80-х годов. Главной для управле­ния производством впервые становится необходимость социального заказа, изучение социальных проблем управ­ления экономикой.

   В этих условиях социальный менеджмент должен вы­полнять функции:

  • объяснительную — объяснение причин не­гативных явлений;

  • информационную — обеспечение надежных данных о ходе изменений, о том, где они происходят, какие стороны общественного устройства затрагивают, каково отношение ко всему этому разных социальных групп, какова стратегия их поведения;

  • прогнозную и инженерную — разра­ботку проектов решения актуальных проблем.

   Социальный менеджмент определяет теоретико-методологическую базу социального механизма управления экономикой, который, в свою очередь, опре­деляет лицо общества и характер его динамики. Изучение социальных проблем управления позволяет формировать иерархию субъектов управления производством и управ­ленческих групп: условия, в которых существуют и рабо­тают эти группы; то или иное положение, которое пре­доставляется группам в иерархии власти и системе управ­ления производством; регламентацию полномочий; результаты, к которым приводят действия управленческих групп, уровень развития экономики производства и управ­ления.

   К социальным проблемам управ­ления, возникающим в разных звеньях системы социаль­ного управления производством относятся:

   1. Проблемы, порожденные сложившейся иерархией власти:

      » излишняя концентрация власти на верхних уров­нях иерархии управления в руках центральных ор­ганов управления производством;

  » некачественный состав управленческих кадров, об­ладающих такими социальными чертами, как амо­рализм, пассивность, бездумная исполнительность, некомпетентность;

    » номенклатурный способ формирования и обновле­ния управленческих кадров, т.е. отбор на основе аппаратных игр, осуществляемых за спиной тех коллективов, которыми они должны руководить, а также аналогично осуществляемое их высвобожде­ние.

   2. Проблемы, порождаемые правовым положением управленческих кадров в системе управленческих отно­шений, в распределении власти и социальных благ меж­ду разными управленческими органами управления и исполнителями:

   - дефицит распределительных прав, хозяйственной вла­сти у органов управления всех уровней иерархии сис­темы управления;

   - неадекватность всего комплекса благ их реальному трудовому вкладу.

   3. Проблемы, порожденные хозяйственным механиз­мом:

   ≈ проблемы, вытекающие из сложившегося эконо­мического механизма, финансирования и кредито­вания, учета и контроля за ходом производства;

   ≈ дефекты оплаты, организации и охраны труда, из которых вытекают определенные трудности прове­дения производственных процессов.

   Поведение коллектива порождает определенное пове­дение руководителя. Внутри социального механизма управ­ления образуется порочный круг, из которого не так лег­ко выйти.

   4. Социальные проблемы, вызванные спадом произ­водства, значимость которых связана с глубиной их ло­кализации. От того, кто реально решает производствен­ные проблемы, зависит, действует ли главная движущая сила экономического поведения — чувство хозяина. Здесь немалое значение имеет стиль руководства произ­водством, но он зависит от устройства власти хозяйст­венных систем, управленческих групп; готовности управ­ленческих групп к принятию тех или иных моделей, к работе в соответствующих условиях; от динамики самих управленческих групп как субъектов перестройки, изме­нения их социальных качеств, отношения к труду.

 

3. Социальные процессы и их типы

   История человечества свидетельствует о том, что за последние сто лет объем знаний и технических достиже­ний вырос больше, чем за все предыдущие эпохи. Уско­ряется изменение и социальных характеристик.

   Важнейшие свойства социальной системы заключа­ются в самообновлении, самовоспроизведении, прогрес­сивном развитии.

   Преобразование материально-технического ба­зиса производства закономерно ведет к изменениям его социальных характеристик.

   Под социальным процессом понимается последова­тельная смена состояний социальной организации в це­лом или ее отдельных структурных элементов. Он совер­шается под влиянием определенных внутренних и внеш­них условий, обладает устойчивым порядком взаимодей­ствия составляющих его компонентов, продолжительно­стью и направленностью к определенному результату.

   Все со­циальные процессы, происходящие в отрасли, взаимо­связаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего. Например, инновационный процесс, преобра­зующий технику или технологию, способствует измене­нию профессиональной структуры, а это, в свою оче­редь, может привести к мобильности. Процессы управ­ления вообще оказывают прямое воздействие на интен­сивность и содержание всех остальных процессов.

   Совокупность социальных процессов в рамках социальной организации представляет собой непрерыв­ное движение всех ее структурных элементов, приводя­щее к изменению социальной организации в целом, или к ее воспроизводству.

Социальные процессы классифицируются по разным признакам.

   Одной из наиболее полных считается классификация, проведенная на основе анализа специфических функций социальной организации как подсистемы производст­венной организации. К таким функциям относятся: целе­вая — осуществление главной задачи (цели) производст­венной организации в целом; интерактивная — объеди­нение членов организации с помощью социальных цен­ностей и средств для наилучшего осуществления целевой функции; изменяюще-поддерживающая — воспроизведе­ние и изменение (повышение) социального статуса чле­нов организации и самой организации.

   В рамках целевой функции социальной организации предприятия выделяется первая группа процессов — ба­зовые: труд и тесно связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, т.е. формирование и развитие цен­ностных ориентации членов коллектива.

   Ко второй группе относятся интегративно-обеспечивающие социальные процессы — управление, коммуни­кационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегративно-обеспечивающие процессы: ру­ководство и лидерство в первичных коллективах, спло­чение и разобщение первичных коллективов, включение индивида в группу и выход из нее и др.

   К третьей группеизменяюще-поддерживающих процессов относится мобильность, т.е. изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, а также генетические процессы, прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в ок­ружающей ее среде.

   По критерию масштабности следует различать глобаль­ные и локальные социальные процессы. Примерами таких процессов могут быть науч­но-техническая революция, рост образовательного уров­ня населения и т.д.

   Локальные процессы также могут протекать как в об­ществе, так и в отдельных его подсистемах: отраслевые, региональные, организационные (протекающие в отдель­ных организациях). Однако они не оказывают воздейст­вия на все общество, а вызывают определенные измене­ния в ограниченных масштабах.

   Локальные процессы одного и того же типа в разных регионах и отраслях могут вызываться различными при­чинами и характеризоваться различными интенсивно­стью и направленностью. Примером тому может служить мобильность населения и такая разновидность мобиль­ности, как движение кадров. В одном регионе миграция идет из села в город, в другом — наоборот, из города в село (например, в период освоения целины). В одной отрасли текучесть кадров близка к нулю, в другой при­нимает огромные размеры и т.д.

   Глобальный процесс - не может быть такого элемента общества, где он не ощущался бы и где не сказывались бы его ре­зультаты.

   Глобальный процесс может складываться из отдель­ных локальных процессов. Причем локальные иной раз носят направленность, противоположную глобальному. Так, глобальный процесс, который принято называть «демографическим взрывом», складывается из многочис­ленных локальных демографических процессов, одни из которых (в отдельных странах и регионах) приводят к бурному росту населения, другие — к простому его вос­производству, третьи — к снижению численности.

   Рассматривая социальные процессы через призму достижения цели, можно прийти к выводу, что любой из процессов может стать процессом функ­ционирования, развития или деградации в зависимости от того, к каким изменениям системы он ведет в данной конкретной ситуации. В связи с тем, что, как уже говори­лось, отрасль промышленности представляет собой, мно­гоцелевую социотехническую систему, при оценке того или иного социального процесса необходимо исходить из комплекса целей этой системы.

   Функции и цели социальной организации конкретизируются и реализуются в функциях и целях многочис­ленных организаций и предприятий.

   Функции социаль­ной организации предприятияцелевая, интегративная и изменяюще-поддерживающая — свойственны также и социальной организации отрасли промышленности.

   Не все социальные процессы могут быть управляе­мыми тогда, когда это нужно обществу. Знание внутренних механизмов социальных про­цессов имеет огромное практическое значение.

 

4. Соотношение и взаимосвязь экономических и социальных процессов

   Материальное производство — это и условие и осно­ва развития общества, поэтому из всего многообразия социальных отношений можно выделить производствен­ные, совокупность которых составляет экономический базис общества, определяющий характер и содержание надстроечных отношений: политических, правовых и др.

   Экономический базис находится в тесном взаимодей­ствии и диалектическом единстве с производительными силами общества, которые получают дальнейшее разви­тие в зависимости от степени соответствия производст­венных отношений уровню их развития. Это достигается не стихийно, а в результате целенаправленной, сознатель­ной деятельности людей.

   Следует подчеркнуть активную роль людей в развитии общественного производства, которые ничего не делают без сознательного намерения, без желаемой цели, которые тесно связаны с объективными условиями и всей систе­мой общественных отношений. Поэтому цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятель­ность, направленная на их реализацию, — это конкретные формы проявления воздействия на него всей системы со­циальных, и прежде всего экономических, отношений.

   Ведущая роль экономических отношений не дает ос­нований для их абсолютизации: будучи органической со­ставной частью целостной социальной системы, они постоянно испытывают на себе влияние всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними. Полити­ческое, правовое, философское, религиозное, литератур­ное, художественное и т.д. развитие основано на эконо­мическом развитии и также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение служит при­чиной, что только оно активное, а все остальное — лишь пассивное следствие.

   Подъем материального и культурного уровня жизни народа включает в себя задачу создания лучших условий для всестороннего развития личности.

   Последовательное решение задач, связанных с созда­нием условий для всестороннего развития всех членов общества, вызывает рост профессионального, квалифи­кационного, культурного и интеллектуального уровня тру­дящихся, помогает проявлению способности каждой лич­ности, что в результате повлияет на ускорение научно-технического прогресса и эффективное функционирова­ние общественного производства.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!