ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА » ЛЕКЦИИ по ОСНОВАМ ПРАВА » Раздел II. ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА » Лекция 23 "АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

Лекция 23 "АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

«Административное правоотношение, правонарушение и ответственность»

 

1. Понятие, содержание и виды административных правоотношений

Особенности административных правоотношений

Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности.

Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

Основные особенности административно-правовых отношений:

~ они складываются в сфере государственного управления;

~ возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;

~ одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством  управленческими полномочиями;

~ построенны на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

~ одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

~ разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;

~ разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

~ мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

Элементы административного правоотношения

Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:

1)    Индивидуальные субъекты:

= граждане России;

= иностранные граждане;

= лица без гражданства.

2)    Коллективные субъекты:

a)  Государственные организации:

  •  
    • Органы государственной власти (государственного управления);
    • Государственные предприятия, учреждения и их объединения;
    • Структурные подразделения органов исполнительной власти.

b) Негосударственные организации:

Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

Трудовые коллективы;

Коммерческие структуры;

Органы местного самоуправления.

    Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения.

   Можно выделить три основных уровня управляемых объектов:

1) Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли.

2) Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности.

3) Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений.

   В административном праве различают два вида объектов:

  ◊ Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

  ◊ Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

  • по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);
  • по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.).

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Их можно разделить на виды:

a) В зависимости от воли субъекта:

- События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

- Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Они могут быть:

   ◆  Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами.

= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

   ◆  Неправомерные – нарушающие правила поведения, установленные административным правом. Ими являются:

= правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;

= преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.

b) по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

c) по форме своего проявления:

  • положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;
  • отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.

Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

Виды административного правоотношения

Многообразие форм управленческой деятельности и широта административно-правового регулирования различных сфер общественной жизни вызывают возникновение различных видов административно-правовых отношений. Их можно классифицировать и объединять в различные группы в зависимости от оснований и общих признаков:

  1) по содержанию: материальные и процессуальные;

  2) по направленности отношений:

внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.).

  3) в зависимости от характера юридических фактов:

  • порождаемые правомерными действиями;
  • порождаемые неправомерными действиями.

  4) в зависимости от государственного устройства:

= между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации;

= между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации;

= между исполнительными органами разноуровневых субъектов.

  5) в зависимости от особенностей участников отношений:

между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;

между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

между субъектом исполнительной власти и гражданами;

между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

  6) по способу защиты:

защищаемые в административном порядке;

защищаемые в судебном порядке.

  7) по направленности связей:

♦ вертикальные – отношения «власть-подчинение»;

♦ горизонтальные – между субъектами исполнительных органов.

  8) по функциям права:

* регулятивные

* охранительные.

  9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения:

отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции;

отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);

административно-правовые споры – отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству;

отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.

В государственном управлении регулируются также отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний.

Внутренний контроль (административный) – он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами.

Внешний контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей – судебной и законодательной.

 

2. Правонарушения в административном праве

Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Определяющими для правонарушения являются следующие признаки:

a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;

b) Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;

c) Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права. Поведение субъекта должно быть сопряжено с нарушением норм административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового, экологического и т.п.), которые охраняются государством. Здесь возможно два варианта: во-первых, когда установлен запрет совершения определенных действий, во-вторых, когда закрепляется обязанность совершить или не совершить определенные действия;

d) Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя.

e) Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.

Для разграничения правонарушений между собой используется конструкция юридического состава правонарушения.

Состав административного правонарушения

Признаки админи­стративного правонарушения нужно отличать от состава право­нарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к админи­стративной ответственности. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава админи­стративного правонарушения, которыми являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 

Объективная сторона - представляет собой проявление противоправного поведения вовне. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам.

   По своему составу деяния могут быть простыми, содержащими одно (единое) действие или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц.

   К элементам объективной стороны правонарушения относится причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред.

Совокупность признаков (элементов), характеризующих внешнее проявление правонарушения (объективную сторону), можно разделить на два вида: 

   = Основные: собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями; 

   = Факультативные: время, место, способ, признак «другого лица».

   Объект  - это совокупность общественных отношений, возникающие в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. В административном праве в общем объекте условно различают:

Родовые объекты – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта:

 = по отрасли общественной деятельности, в которой складываются общественные отношения родовые объекты, как отношения в промышленности, в социальной сфере, сельском хозяйстве, на транспорте;

= по содержанию охраняемых общественных отношений: права и свободы граждан, порядок управления, государственный и общественный порядок, различные формы собственности и др.

Видовые объекты – обособленная группа общественных отношений, общих для проступков одного рода:

= по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства (безопасность дорожного движения при нарушении правил движения и т.п.).

Непосредственный (основной) объект – конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением;

Дополнительный - конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правовой охраны со стороны государства;

Факультативный - общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением.

Субъективная сторона  правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному  им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям. Основным элементом субъективной стороны правонарушения является наличие вины в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (самонадеянность или небрежность, халатность).

Субъект. Административное право различает индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений.

В числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие: 

особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД);

прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);

иные особенности правового статуса (военнослужащие, сотрудники налоговой и таможенной служб, иностранные граждане).

В связи с особенностями общественных отношений в сфере государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил  должностных лиц, под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти.

Субъективная сторона правонарушения воплощается в понятии деликтоспособности правонарушителя. Признание правонарушением виновного деяния возможно лишь в случае, когда такое деяние находилось под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли, т.е. возможности выбрать правомерный вариант поведения вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр., являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия.

В соответствии с российским законодательством граждане могут быть признаны субъектами административного правонарушения по достижении 16 лет. При этом в отношении лиц от 16 до 18 лет применяется особый порядок рассмотрения совершенных ими административных правонарушений и к ним применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних.

Виды административных правонарушений

ВИДЫ АДМ НАРУШЕНИЙ

С учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления выделяют виды административных правонарушений:

a) в экономической сфере:

- в области охраны собственности;

- в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

- в промышленности, строительстве и энергетике;

- в области связи и информации;

- на транспорте;

- в сельском хозяйстве;

- ветеринарии и мелиорации земель;

- в предпринимательской деятельности;

- таможенные правонарушения;

- в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

b) социальной сфере:

- посягающие на права граждан;

- посягающие на здоровье населения;

- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения;

- общественную нравственность;

c) в административно-политической сфере:

= посягающие на институты государственной власти;

= против порядка управления;

= связанные с защитой государственной границы;

= нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

= посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

= нарушения воинского учета;

= в области дорожного движения;

Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права.

 

3. Административная  ответственность

 

Понятие и принципы административной ответственности

Административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения.

Административная  ответственность, представляя собой разновидность юридической ответственности, является тем средством, которое препятствует противоправному поведению и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере государственного управления.

В широком значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам.

В узком или специально-юридическом значении ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение и обязанность лица претерпеть определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершение правонарушение.

Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Негативные последствия могут быть:

  • Личного характера (предупреждение, лишение права занимать определенную должность,     прекращение действия лицензии и др.);
  • Имущественного  характера (штраф, принудительное лечение, взыскание неуплаченных налогов и др.).

Административная ответственность имеет две основных цели: защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Цель конкретизируется в  функциях ответственности, среди которых выделяются следующие основные функции:

a) Репрессивно-карательная (штрафная). Ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю;      во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений.

b) Предупредительно-воспитательная (превентивная). Она призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц.

c) Правовосстановительная (компенсирующая). Установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред причиненный противоправным поведением подлежит компенсации.

Принципы юридической ответственности:

Законность. К административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом.

Целесообразность. Она означает соответствие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности.

Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства.

Справедливость: ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Гуманизм - учитывается соразмерность наказания совершенному противоправному деянию, личность виновного и потерпевшего, не допускается оскорбление чести и достоинства личности. 

Гласность. Рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом.

 

Основание административной ответственности

Основание административной ответственности имеет тройственный характер:

  •  
    • Нормативное основание – означает наличие правовых норм, установленных в законодательном порядке государством запретов;
    • Фактическое – совершение  противоправного деяния, в котором присутствует состав административного правонарушения, что установлено и подтверждено доказательствами.
    • Процессуальное – издание правоприменительного акта уполномоченным субъектом (государственным органом или его должностным лицом).

При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

В ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации:

● недостижение установленного законом возраста (16 лет);

● невменяемость – неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

● крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

● необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя.

Применению административного наказания предшествуют определенные процессуальные действия, составляющие в целом производство по делу об административном правонарушении.  Задача производства по делу – своевременное, всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения, а также воспитательные цели.

В ходе производства по делу могут участвовать различные лица, которые можно разделить на три группы:

  •  
    • Компетентные органы и должностные лица, полномочные вести производство по делу и его рассматривать (в зависимости от уровня органов государственного управления - федеральные и субъектов Федерации):
    • Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности; потерпевший; законные представители; адвокат и др.
    • Лица, содействующие осуществлению производства: свидетели; эксперты и специалисты; переводчик; понятые.

Производство по делу состоит из следующих стадий:

Возбуждение дела.

Административное расследование.

Рассмотрение дела.

Обжалование постановления по делу.

Исполнение постановления.

 

Административные взыскания

Административное взыскание — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени госу­дарства по решению уполномоченных органов к лицу, совершив­шему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует сле­дующие цели:

- воспитание лица, совершившего административное право­нарушение;

- предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

- предупреждение совершения новых правонарушений други­ми лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

= унижение человеческого достоинства физического лица;

= причинение ему физических страданий;

= нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на право­нарушителя разными методами. Прежде всего используется ме­тод морального воздействия, затем — материального.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета или орудия административ­ного правонарушения;

- конфискация предмета или орудия административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

- дисквалификация;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по прин­ципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все ука­занные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, адми­нистративное выдворение, кроме того, и в качестве дополни­тельных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!