Тема 1 "ВВЕДЕНИЕ В РИМСКОЕ ПРАВО"

«ВВЕДЕНИЕ В РИМСКОЕ ПРАВО»

 

1. Понятие частного права

   Предметом изучения настоящего учебного курса является право античного Рима, но не в полном его объеме, а в гра­ницах частного права. Поэтому необходимо установить, что означает термин «частное право» (jus privatum).

   Римский историк Тит Ливии (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.), вероятно, следуя традиции, писал, что законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права. Позже, в III в., эти два понятия теоретически разграничил юрист Ульпиан: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц» (D. 1.1 Л.2)1. Ульпиан указыва­ет, что публичное право (jus publicum) включает в себя «святы­ни, служение жрецов, положение магистратов», т. е. сюда относятся нормы, определяющие правовое положение госу­дарства и его органов и регулирующие их отношения с частны­ми лицами. Отношения же последних (отдельных индивидов) между собой регулируются частным правом, поэтому нормы его воплощаются в институтах семейного права, а также ин­ститутах, связанных с производством, обменом вещей и услуг: собственность, наследование, обязательства и т. п.

1 D — Digesta. При цитировании Дигест цифры после литеры D. последовательно означают книгу, титул, фрагмент, параграф: при цитирова­нии Институций Гая римская цифра указывает номер книги, арабская — пара­граф.

   Частное право включает в себя комплекс имущественных и комплекс личных прав. Особенность имущественных прав состоит в том, что ими можно распоряжаться, т.е. они могут быть и являются объектами хозяйственного оборота. Личныe же права абсолютны, они неотчуждаемы и существуют, постольку, поскольку существует их носитель (права супругов, родителей, детей и т.п.), поэтому личные права и их субъекты неотделимы друг от друга.

   Частное право отличается от публичного также и тем, что субъекты его в соответствии с уполномочивающим и диспозитивным характером норм автономны в своих действиях (непосредственная регулирующая деятельность государства здесь ограничена): собственник вправе защищать свое имущес­тво или не защищать, содержание договора устанавливается сторонами, интересы лица защищаются лишь по его требова­нию и в пределах заявленного притязания. В публичном праве нет места подобным альтернативам, например, его субъект не может сам определять, платить налоги или не платить: императивные нормы действуют независимо от воли частного лица. Вместе с тем нельзя представлять себе дело таким образом, что весь массив частного права формируется исключительно уполномочивающими и диспозитивными нормами. Напротив, в него включаются и императивные нормы, но суть заключается в том, что они не являются определяющими.

   Автономия субъектов частного права не беспредельна, гра­ницы ее очерчиваются публичным правом: «Частные соглаше­ния не могут изменить предписаний публичного права» (D.2.14.38).

   По сравнению с публичным частное право — более ценный массив римского права, оно более развито и до тончайших деталей приспособлено к регулированию отноше­ний, возникающих из форм товаропроизводства и товарообо­рота.

   Различение права на публичное и частное — основное деление национальных правовых систем современности.

 

2. Система римского частного права

   Наряду с собственно римским правом римляне создали также систему расположе­ния частноправовых норм, известную как институционная сис­тема, действующая и ныне. Гай, живший во II в., писал: «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)» (D.1.5.1). Заме­тим, что «правовые действия» в широком смысле охватывают не только процессуальные действия по предъявлению иска, но и другие способы защиты и приобретения собственности (иму­щества). Следовательно, частноправовые нормы в институци­онной системе группируются в трех разделах: лица, вещи (имущество) и способы приобретения имущества.

   Указанному порядку в основном подчинена система изло­жения настоящего курса лекций. Трем названным разделам предпосланы сведения об источниках римского права и фор­мах защиты четных прав, ибо без ознакомления с ними невозможно осмысленно разобраться в ряде конкретных институтов.

 

3. Значение римского частного права

   Римское право, зародившееся в VIII в. до н. э. в средней части Италии, Лациуме, когда на берегу Тибра возник Рим, развивалось и действовало в течение 13 столетий — до эпохи императора Юстиниана (527—565 гг.). За это время формализованное право небольшого полиса, проходившего ступень от скотовод­ства к земледелию, превратилось в высокоразвитую правовую систему общества, основанного на товарном производстве, и оказало огромное влияние на юридическую практику и правовую культуру последующих эпох. Эта правовая система изучается в университетах современного мира как специальный предмет. Чем объяснить это едва ли не уникаль­ное явление?

   Римское частное право заслуживало бы изучения, если бы оно даже и не пережило Римскую империю. Оригинальные черты римского частного права рельефно выделяют его из числа древних правовых общностей. В нем наиболее полно отразился один из этапов истории культуры человечества и содержащийся в нем богатый, исторически завершенный юридический материал иллюстрирует закономерности разви­тия права.

   Распростране­нию римской частноправовой системы во времени и простран­стве способствовали два фактора, две черты, присущие самой этой системе, и один фактор, находящийся вне ее, — развитие частной собственности.

   С расширением территории Римское государство включало в себя крупнейшую часть известного в то время мира. Оно простиралось от Шотландии до Египта, от Гибралтара до южного Кавказа. Под его властью находились области, рас­кинувшиеся между Средиземным морем и Рейном, Балканский полуостров, Дакия, большая часть Малой Азии и Северная Африка. Между тем еще до того, как Рим стал синонимом мира, на Средиземноморском побережье была развита международная торговля. 

   Подчиняясь объективным условиям, Рим втягивается в международный оборот и становится не только центром политической жизни, но и средоточием международной торговли. Отныне римские магистраты были вынуждены разрешать споры, возникающие из усложнившихся отношений между лицами, представляющими различные национальные правовые общности. Старое римское цивильное право не располагало соответствующими средствами. Необходимо было новое право, свободное от национальных и местных перегородок. Заслуга римлян заключается в том, что они, взяв на себя роль «лаборанта», сумели переработать различные территориальные нормы международного оборота и слить их «в единое, поразительное по своей стройности, целое» (И. А.Покровский), создав универсальную правовую систему завещанную последующим поколениям в Кодификации, Юстиниана.

   Варвары, покорившие Римскую империю в 476 г., находясь на низкой ступени общественного развития, подчинялись соб­ственным партикулярным нормам и потребности в римском праве не испытывали. Тем не менее, римское право продол­жало действовать в отдельных частях прежней Римской им­перии, а также в Византии (для прежних римских граждан сохранилось действие римского права). В различные периоды издавались юридические сборники, основанные на Юстиниановской кодификации (например: Вестготский сборник 506 г., Эклога 726 г., Прохирон 879 г.).

   Интеллектуальный слой юристов из поколения в поколе­ние передавал свое неизменное отношение к римскому праву как вечному и всеобщему праву и писаному разуму (ratio scripta).

   Развитие феодальной собственности, возникновение средневековых городов и купеческих сословий, пространственное расширение торговых связей, особенно в связи с крестовыми походами, ясно показали непригодность партикулярных правовых норм, действовавших внутри ограниченных феодальных территорий, для регулирования новых типов общественных отношений.

   Два фактора способствовали восприятию римского классического права:

   1) «По существу, римляне впер­вые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности» (К.Маркс). Существенной чертой римского права в данной характеристике является его абстрактность, которая позволяет применять это право к любым отношениям, основанным на частной собственности, в необходимых случаях — с оп­ределенными модификациями;

   2) римское частное право — «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Ф. Эн­гельс).

   Все это предопределило необходимость приспособления римского частного права к новым, жизненным условиям; начался процесс его рецепции. Не все господствующие слой средневекового общества были одинаково заинтересованы во взаимствовании римского права, ибо оно не опосредствует чисто феодальных отношений, не признает их (пожалуй, за единственным исключением — отношений колоната). Более всего в нем были заинтересованы товаропроизводители и торговцы. Однако положения римского права успешно приспосабливались к выгоде отдельных феодальных собственников. Так, римское право абсолютно исключает возможность виндикации вещи, приобретенной от казны, Средневековая интерполяция состоит в том, что виндикация невозможна лишь в случае, когда казна отчуждает чужое имущество, добросовестно считая его собственным.

   В рецепции римского права значительной была роль юри­стов, в известной степени они предвосхитили ее и стояли в ее авангарде. Уже в IX в. создается школа в Равенне, а вслед за ней — в Павии, Орлеане и других городах. В этих школах не только изучали и преподавали римское; право, в них велась также большая работа по систематизации римских источни­ков. Существенных результатов в научной разработке римско­го права достигли глоссаторы, начавшие свою деятельность в возникшем в XI в. Болонском университете. Научные идеи глоссаторов, а затем постглоссаторов, распространились по всей Европе. Можно утверждать, что они (а также уче­ные-гуманисты) на основе римского права создали европей­скую правовую науку, сделали римскую правовую терминоло­гию универсальной терминологией юристов всех культурных народов:

   На отдельных этапах рецепции заимствование положений римского права не всегда соответствовало классическим рим­ским представлениям. Средневековая схоластика усваивала эти представления, искаженно, приспосабливая к принципам местного обычного права не чисто римское право, а его ос­новы, откорректированные позднейшими комментаторами.

   Ни одна страна средневековой Европы, включая Англию, не избежала влияния римского права. Под влиянием Италии изучение римского права распространилось в Германии. В университетах открылись кафедры римского права, которые с XVв. были уполномочены давать заключения по спорным попросим права. Здесь римское право рано проникло в суды и оказало непосредственное влияние на правотворчество. Уже и Швабском Зерцале 1275 г. содержится множество прямых и приспособленных к немецким условиям заимствований из Кодификации Юстиниана. С учреждением в 1495 г. Имперско­го Суда, рассматривавшего дела на основе местного и римско­го права, последнее становится основным источником права для всех судов Германии. Официально оно прекратило свое действие лишь в 1900 г., с введением гражданского уложения, которое, тем не менее, основано на древнеримских правовых идеях.

   В отношении действовавшего права, Франция с XIII в. делилась на две части — север и юг, где соответственно применялись обычное и римское право. Действие двух систем права сказалось в дальнейшем на теоретических разработках права и в законотворчестве.

   Наука права во Франции пред­ставлена крупными учеными-гуманистами, разрабатывавши­ми как обычное право, так и римское. В частности, выдающа­яся роль в изучении последнего ив восстановлении знаний о сочинениях Папиниана, Павла, Ульпиана принадлежит Я. Куяцию (умер в 1590 г.).

   Обе системы права действовали вплоть до принятия Кодекса Наполеона 1804 г. и были поло­жены в его основу с преобладанием римско-правовых установле­ний. В свою очередь, Кодекс Наполеона, оказавший огромное влияние на законодательство других стран, «лежит в основе кодификаций всех частей света» (Ф. Энгельс). Понятно, на­сколько распространено в нынешнем мире римское частное право.

   С завершением кодификационных работ в Европе и вне ее прямое действие римского права уменьшается, но оно продол­жает действовать в интерпретированной форме, зафиксирован­ной в кодексах, оказывая позитивное влияние на развитие теории права своим понятийным инструментарием.

   Как отмечает венский профессор права Г. Хаусманингер, непосредственное действие римского частного права возможно в настоящее время в Южной Африке, где оно является одним из источников права. Другой ученый — германский романист Р. Кнютель — анализирует случаи применения древнеримских правовых положений при разрешении конкретных дел феде­ральным и конституционным судами Германии. Разумеется, такие экскурсы предполагают основательное знание римского права.

   Современное значение римского права не исчерпывается возможностью его прямого применения. Кроме того, что без знания римского права невозможно освоить правовые системы развитых стран, оно, как и сотни лет назад, представляет собой непреходящую ценность для профессиональной и общей культуры юриста. Римское право способствует преодолению узости национального правопорядка и юридического провинциализма, учит кри­тически мыслить, соизмерять уровень собственной правовой системы с иными системами, пробуждает дух творчества, без чего невозможно истинное правопонимание и пра­воприменение.

   В силу известных причин Россия не рецепировала римское частное право. Начавшийся процесс его восприятия проектами гражданских кодексов в начале века был прерван октябрьским переворотом, вскоре после которого В. И. Ульянов (Ленин) заявил: «Мы ничего «частного» не признаем...» и потребовал «применять не corpus juris romani (свод римского прав), а наше революционное правосознание». К чему привело непризнание очевидного и ут­верждение произвола вместо права, общеизвестно. История свидетельствует, что любая власть, выступающая против ос­нов человеческой культуры, неизбежно становится сначала палачом, а затем — жертвой.

   Ныне частная собственность в России узаконена. Но пред­стоят немалые усилия, чтобы чеканная формула французской декларации прав человека и гражданина 1789 г. «...собствен­ность есть право неприкосновенное и священное...», идущая от римского права, воплотилась в праве и в жизни граждан России.

   Начатое страной движение в мировое сообщество настой­чиво указывает на необходимость освоения общечеловеческих ценностей, существенной частью которых является римское право, оказавшее глобальное влияние на развитие юридичес­кой мысли и практики.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!