ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ » Тема 18 "ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Тема 18 "ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

«Правовой режим земель специального назначения»

 

1. Характеристика и виды земель специального назначения

Общая характеристика правового режима земель специального назначения

   Основным целевым назна­чением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемыми на этих землях объек­тами. Землями специального назначения признаются земли, отведен­ные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и орга­низациям для выполнения соответствующих задач.

   В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляют­ся новые формы целевого использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. В 1920-х гг. не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, земель космического обес­печения; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.

   В силу того, что дать исчерпывающую классификацию видов и форм использования земель данной категории не представляется возмож­ным, законодатель оставляет их перечень открытым, заканчивая его расширительным термином земель иного назначения.

   Всем землям (специального назначения) присущи общие и специ­альные цели использования.

   Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориаль­ного базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством про­изводства в сельском хозяйстве.

   Правовой режим земель специального назначения распространяет­ся и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определен­ный правовой статус.

   В правовом режиме большое значение имеет регулирование отношений соседства со смежными землеполь­зователями, проявляемое, как правило, через установление особых «бу­ферных» (охранных) зон и особого правового режима, обязательного для всех лиц. Так, в пределах охранных зон линий электропередач запрещается жечь костры, располагать полевые станы, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т.п.

   Правовой режим данных охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного специального назначения. Так, если на трассах радиорелейных линий охранные зоны создаются с целью предупреждения их экранизирующе­го действия на распространение волн, то в охранной зоне автомобиль­ных дорог эти зоны служат для препятствования нарушению расти­тельного покрова способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов и т.п.

   Земли специального назначения имеют две основные формы — в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточ­ную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, уч­реждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вто­рым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водным транспортом и т.п.

   На правовой режим земель специального назначения влияют сле­дующие обстоятельства:

  ♦ объект, под который предоставлена земля специального назна­чения;

  ♦ правовой статус субъектов, использующих земельный участок специального назначения;

  ♦ особенности земель, на которые распространяется режим специального назначения;

  ♦ обстановка, которая сложилась в данной местности.

   Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользовании, действу­ет на каждом из этих видов землепользовании в преломлении к спе­циальному режиму, установленному законом для земель промышлен­ности, связи, транспорта и др.

Виды земель специального назначения

   К землям специального назначения относятся:

  1. Земли промышленности, энергетики и недропользования.

   К землям промышленности, энергетики и недропользования относят­ся земельные участки, занятые производственными и административ­ными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными пу­тями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженерны­ми коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и дру­гими объектами, используемыми для нужд промышленности, энергети­ки и недропользования.

  2. Земли энергетики.

   Землями энергетики признаются:

  ◊ земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других элек­тростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

  ◊ размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключатель­ных, распределительных и секционирующих пунктов и других соору­жений и объектов энергетики.

   3. Земли, предоставленные для разработки недр.

   Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, явля­ется то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельно­го фонда России, не отграничиваются от других земель по непосред­ственному целевому назначению. Одна­ко эти земли имеют специфику в правовом режиме, которая определяется особенностью недр как самостоятель­ного объекта права федеральной собственности российского госу­дарства.

   Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: зем­лепользованием и недропользованием, т.е. совместным земельным и горным правовым регулированием.

   Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпри­нимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону, кооперативные организации, акционерные обще­ства и другие структуры, в отдельных случаях - могут быть только государственные предприятия, например для добычи радиоактивного сырья.

   Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может про­изводиться как государственными, так и частными предприятиями на основании лицензии.

   Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др. Их строительство осуществляется на основании лицен­зии.

   Пользование недрами бывает срочным и бессрочным.

   Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

   Виды платежей: 1) разовые платежи за пользование при поступле­нии определенных событий оговоренных в лицензии; 2) регулярные платежи за пользование недрами; 3) плата за геологическую инфор­мацию о недрах; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за лицензии.

   Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, устано­вленные законодательством РФ. Добытые полезные ископаемые могут находиться в государственной собственности субъектов РФ, муници­пальной и частной собственности.

   4. Земли транспорта. Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутренне­го водного и трубопроводного транспорта для осуществления возложен­ных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, рекон­струкции, ремонту, развитию и строительству разного рода зданий и со­оружений и других объектов транспорта.

   К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водными и иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта: автотранспортными, вагон­ными и иными депо, автовокзалами, администрацией железных дорог, железнодорожными вокзалами и т.п. (ст. 90 ЗК РФ).

   5. Земли связи, радиовещания, телевидения и информати­ки. Земельные участки данного вида хозяйственных объектов можно подразделить на три основных вида:

» занятые под служебными зданиями и предприятиями связи, радиовещания, телеви­дения и т.п.;

» занятые под опорами воздушных линий связи;

» под которыми находятся подземные кабельные сети и которые являются охранной зоной для последних.

   6. Земли обороны, безопасности и космической деятельно­сти. К землям обороны, безопасности и космической деятельности отно­сятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельно­сти войсковых частей, образовательных учреждений, реализующих воен­ные профессиональные образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспе­чению.

7. Земли специального назначения. В земельном законодатель­стве не отработан должным образом правовой механизм управления некоторых видов использования земель специального назначения. В частности, землепользование атомных электростанций, в прилегающих местностях к которым должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности; землепользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.

   По своим особенностям данный вид землепользования можно от­нести к правовому режиму зе­мель промышленности, транспорта, связи и т.п.

 

2. Правовой режим земель специального назначения

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

   Земля является не только пространственным базисом любой хозяйственной дея­тельности, но и основой размещения иных объектов природы - лесов, водных объектов, животного мира, а также комплексных природных объектов, представляющих собой совокупность структурно и функционально связанных между собой природных объектов, объединенных физико-географическими и иными признаками.

   Земли, имеющие особое назначение и нуждающиеся в связи с этим в особом ре­жиме охраны, объединены в одну категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов.

   Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общена­ционального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.

   Земли особо охраняемых территорий, несмотря на их зна­чительные различия, обладают единством правового режима; все они изъяты из активной хозяйственной деятельности в интере­сах настоящего и будущих поколений в установленном государ­ством порядке.

   Правовой статус природных объектов, расположенных на указанных землях, подразделяется на общий (типовой) и специ­альный (индивидуальный).

   Согласно ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответст­вии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полно­стью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

   В состав земель особо охраняемых территорий относятся земли:

   1. Государственные природные заповедники (ст. 6—9 Феде­рального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они расположены на зем­лях природно-заповедного фонда. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета;

   2. Национальные парки (ст. 12—17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они размещены на землях природно-заповедного фонда (ст. 95 ЗК РФ). Национальные парки являются природоохранны­ми, эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, тер­ритории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого ту­ризма.

   3. Природные парки (ст. 18—21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они находятся на землях природно-заповедного фонда.

   Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объек­ты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просве­тительских и рекреационных целях. Природные парки являются юридическими лицами и финансируют­ся за счет средств субъектов РФ.

   4. Государственные природные заказники (ст. 22—24 Феде­рального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ. Они расположены на зем­лях природно-заповедного фонда.

   Государственными природными заказ­никами являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компо­нентов и поддержания экологического баланса.

   Они могут иметь различный профиль:

  комплексный (ландшафтный), предназначенный для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ланд­шафтов);

  биологический (ботанический и зоологический), предназначен­ный для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, на­учном и культурном отношениях;

  палеонтологический, предназначенный для сохранения ископаемых объектов;

  гидрологический (болотный, озер­ный, речной, морской), предназначенный для сохранения и восстановле­ния ценных водных объектов и комплексов неживой природы.

   5. Памятники  природы  (ст.  25—27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Земли, занятые памятниками природы, относятся к землям природно-заповедного фонда. Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты ес­тественного и искусственного происхождения. Памятники природы мо­гут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ.

   Особенности правового режима земель, занятых памятниками при­роды, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, досто­примечательные горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полез­ных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живопис­ные скалы, метеоритные карьеры, отдельные редкие или исторически ценные деревья и т.п.).

   6. Дендрологические парки и ботанические сады (ст. 28—30 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они расположены на землях природно-заповедного фонда. Дендрологические парки и бота­нические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях со­хранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осу­ществление научной, учебной и просветительской деятельности. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть  фе­дерального  и регионального значения и образуются соответственно решениями представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов РФ.

   Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны:

» экспозиционную, посещение которой разрешается их администрацией;

» научно-экспери­ментальную, доступ в которую имеют научные сотрудники;

» админист­ративную.

   7. Земли природоохранного назначения. В состав земель при­родно-заповедного фонда включаются земельные участки с природ­ными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, на­учное, эстетическое, культурное и рекреационное значение.

   К ним от­носятся земли водоохранных зон, рек и водоемов, запретных и нерестоохранных полос; занятые лесами, выполняющими защитные функции; земли зон, округов санитарной охраны; занятые уникальны­ми типичными и редкими ландшафтами; занятые противоэрозийными и полезащитными лесонасаждениями; другие земли, выполняющие при­родоохранные функции (ст. 97 ЗК РФ).

   8. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. К этим землям относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обладающие природными лечебными ресурсами (месторожде­ниями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благо­приятным климатом и иными природными факторами и условиями, кото­рые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний. К ним относятся земли курортных зон и лечебно-оздорови­тельных местностей, т.е. земли, обладающие природными лечебными свой­ствами, минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климати­ческими и иными условиями, благоприятными для профилактики и лече­ния заболеваний и для отдыха населения (ст. 96 ЗК РФ).

   Лечебно-оздоровительная местность — это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации ле­чения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

   Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактиче­ских целях особо охраняемая территория, располагающая природны­ми лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зда­ниями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

   9. Земли рекреационного назначения. К землям рекреацион­ного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности населения. В их состав входят выделенные в установленном порядке участки земли, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, турбазы и т.д. (ст. 98 ЗК РФ).

   Данные земельные участки  можно подразделить на три основных вида:

занятые территориями учреждений для отды­ха (санаториями, пансионатами, домами отдыха, туристическими база­ми, пионерскими и спортивными лагерями и т.п.);

по которым проходят учебно-туристские тропы, маркиро­ванные трассы, расположенные вне земель оздоровительного назначе­ния. Они выделяются по согласованию с пользователями земель и могут подлежать изъятию;

земли пригородных зеленых зон и земельные массивы, находящи­еся за пределами городской черты, занятые зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, явля­ющиеся местом отдыха населения.

   10. Земли историко-культурного назначения. К землям ис­торико-культурного назначения относятся земельные участки:

памятников истории и культуры, в том числе археологических, объектов и структур;

• организации хранения памятников истории и культуры (музеев-, усадьб, музеев-заповедников и других музеев);

• достопримечательных мест, нахождения исторических промыслов, производств и ремесел; исторических поселений;

• военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).

   11. Особо ценные земли. К ним относятся земельные участки, в границах которых имеются природные и историко-культурные объек­ты, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образо­вания, виды растений и животных, стационарные опытные участки научно-исследовательских учреждений) (ст. 100 ЗК РФ).

   Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, город­ские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

   На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

предоставление садоводческих и дачных участков;

строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий элек­тропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация про­мыш-ленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционирова­нием особо охраняемых природных территорий;

движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функ­ционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Правовой режим земель лесного фонда, земель водного фонда и земель запаса

   В связи с тем, что леса обладают важнейшими экологическими функциями и хозяйственной значимостью, отношения по их охране и использованию регулируются специальным лесным законодательством, основным законодательным актом которого явля­ется Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ (в ред. от 22.08.2004).

   В соответствии со ст. 7-11, 19, 20 ЛК РФ, все многолетние насаждения делятся на следующие группы:

  ◊ лесной фонд - совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды;

  ◊ леса, не входящие в лесной фонд, - это леса, расположенные на землях городских и
сельских поселений, а также на землях обороны и безопасности, которые имеют
специфическое назначение и нуждаются в особом правовом регулировании;

  ◊ древесно-кустарниковая растительность - это многолетние насаждения и кустарники, не входящие в лесной фонд и расположенные на различных категориях зе­мель: на земельных участках, предназначенных для садоводства, дачного строи­тельства, землях поселений, землях промышленности и иного специального назна­чения и т.д.

   Согласно ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее вос­становления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

   В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности (ст. 55 Л К РФ).

   В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп.

   К лесам первой группы (ст. 56 ЛК РФ) относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздорови­тельных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

   Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

  ≈ запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

  ≈ запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

  ≈ противоэрозионные леса;

  ≈ защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

  ≈ государственные защит­ные лесные полосы; ленточные боры;

  ≈ леса на пустынных, полупустынных, степных, лесо­степных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

  ≈ леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; ле­са первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

  ≈ леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы;

  ≈ леса, имеющие научное или историческое значение;

  ≈ памятники природы; орехово-промысловые зоны;

  ≈ лесоплодовые насаждения;

  ≈ притундровые леса;

  ≈ леса государственных природных заповедников;

  ≈ леса национальных парков;

  ≈ леса природных парков;

  ≈ заповедные лесные участки.

   К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населе­ния и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохран­ные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имею­щие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточ­ными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

   К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Они разде­ляются на освоенные и резервные леса.

   К землям водного фонда, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ, относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяе­мые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических соору­жений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

   Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанав­ливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предот­вращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

   В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

   Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвен­ных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для бо­лот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

   Согласно п. 3 ст. 102 ЗК РФ, для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством.

   К землям запаса (ст. 103 ЗК РФ) относятся земли, находящиеся в государ­ственной или муниципальной собственности и не предоставленные к гражданам и юри­дическим лицам. В то же время, к землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

   Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.

   Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных кате­горий, и их особенностью является то, что их целевое назначение еще не определено.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!