Тема 16 "ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ"

«Правовой режим земель сельхозназначения»

 

1. Общая характеристика и элементы правового режима земель сельхозназначения

Понятие правового режима земель сельхозназначения

   Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена ника­кой денежной оценкой, ни в какой валюте. Ущерб, нанесенный немецки­ми оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941—-1945 гг. путем вывоза из России в Германию верхнего почвенного слоя земли, был огромен. В результате в тех местах, где до войны получали высо­кие урожаи, земледелие сократилось на 45%. Лишь к 1953 г. сель­ское хозяйство России с трудом достигло довоенного уровня, а затем вступило в полосу застоя. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой значимости нуждаются в особой защите.

   Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с тер­риториальным планированием использования земель.

   Земли сельскохозяйственного назначения как объект право­вого режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распрост­раняется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распро­страняются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения, а также непосред­ственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права.

   Перечень земель сельхозназначения открытый и обозначен в ст. 77—82 ЗК РФ не является закрытым. Они включают в себя сель­скохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяй­ственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья.

   Правовой режим земель сельскохозяйственного назначе­ния это установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

   По виду объекта правового регули­рования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный.

   Общий правовой режим распрост­раняется на все земли и его элементами является использование зе­мель по их целевому назначению. Под целевым использованием земель сельскохозназна­чения понимается основное предназначение земель данной категории. Кроме этого различают «конкретное целевое назначение» - вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить ника­ких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных куль­тур и выращивания корнеплодов и овощей.

   Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения повер­хности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природ­ных качеств и свойств.

   Право­вой режим земель сельскохозяйственного назначения это установлен­ный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной, категории земельного фонда РФ.

   Правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.

   Неоднородность в правовом режиме (общий, особенный и специальный) обусловлена:

  › видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономичес­кими и экологическими свойствами;

  › юридическим статусом субъектов, осуществляющих использова­ние земель;

  › иными объективными обстоятельствами.

Элементы правового режима земель сельскохозяйственного назначения

   К элементам правового режима этих земель относятся:

   1. Объект правового регулирования: общий (элемент земельного фонда), родовой (земля определена категорией этого фонда) и конкретный (земельное угодье)

   Общий объект правового регулирования - земля как часть окружающей среды, обладающая бесценным биопотенциалом в виде плодородия почв.

   Родовой объект правового режима - категории земель. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой осо­бую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая пред­назначена и используется по основному назначению.

   Конкретный объект правового регу­лирования - земельное угодье, представляющее собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, зале­жи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградни­ками и др.) в составе земель сельскохозяйственного назначения. Они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

   Для земель сельскохозназначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохо­зяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощен­ных и деградированных земельных угодий, для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.

   Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделен­ных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют дей­ствия собственников земельных участков, землевладельцев и землеполь­зователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле.

   2. Государственный орган, специально уполномоченный по регулиро­ванию правового режима земель.

   Регулирование правового режима земель как общего объекта право­вого режима осуществляют государственные органы общей компетен­ции — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его тер­риториальные органы и Министерство имущественных отношений РФ. Регулирование правового режима отдельных категорий земель и земель­ных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.

   3. Круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом соб­ственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществ­лять тот или иной вид эксплуатации земли.

  • граждане, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

  • хозяйственные общества и товарищества, производствен­ные кооперативы, государственные и муниципальные унитарны­е предприятия, иные коммерческие организации;

  • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;

  • казачьи общества;

  • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учеб­но-производственные хозяйства научно-исследовательских учреж­дений, образовательных учреждений высшего профессионального, сред­него профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

  • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, тра­диционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

   4. Права и обязанности субъектов правоотношений по использованию земель.

   Права и обязанности субъектов зависят от используемого объекта (особенности зем­ли), и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств (ст. 40—43 ЗК РФ).

   5. Правовой механизм, обеспечивающий правовой режим использования земель.

    К правовому и правоприменительному механизмам относятся:

 ♦ наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед другими землями;

  ♦ разработка таких правовых норм, применение которых позволи­ло бы устранить условия, способствующие нарушению правового ре­жима земель;

  ♦ санкции за нарушение право­вого режима земель;

  ♦ порядок, позволяющий устранить нарушения режима использования земель.

Субъекты землепользования и их правомочия

   Все субъекты правоотношений по использованию земель сель­скохозяйственного назначения можно подразделить:

  = на субъекты в широком смысле — обладающие титулом на пра­во использования земель (собственники, землевладельцы, землеполь­зователи, арендаторы);

  = субъекты в узком смысле — осуществляющие непосредствен­ную эксплуатацию сельскохозяйственных угодий на законных ос­нованиях без наличия титула на право их использования (работ­ники сельскохозяйственных предприятий, лица, работающие по договору и т.п.).

   Перечисленные субъекты обладают определенными право­мочиями по использованию земель сельскохозяйственного назна­чения, круг которых различен в зависимости от статуса этих субъектов:

  • граждане, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

  • хозяйственные общества и товарищества, производствен­ные кооперативы, государственные и муниципальные унитарны­е предприятия, иные коммерческие организации;

  • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;

  • казачьи общества;

 • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учеб­но-производственные хозяйства научно-исследовательских учреж­дений, образовательных учреждений высшего профессионального, сред­него профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

  • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, тра­диционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

   Все правомочия субъектов по использованию земель сель­хозназначения выражаются в трех основных функ­циях: владение, пользование и распоряже­ние земельными участками.

Правомочия субъектов конкретизируются в каждом конкрет­ном случае использования земель.

 

2. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима

Особенности земли как объекта регулирования

   Подразделение поня­тий земли на общий, родовой и конкретный объект имеет теоретическое и приклад­ное значение, поскольку правовой режим использования земли подраз­деляется на общий, особенный и специальный.

   Земля как общий объект

   Любой земельный участок имеет природные особен­ности, свойственные всем видам земель:

   1. Это территория, на которой располагаются природные объекты (водоемы, растительность) и объекты имущественного характера (строения, сооружения, другое недвижимое и движимое имущество). В силу этого первой обязанно­стью собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов является осуществление рациональной организации тер­ритории своих участков.

   «Рациональная организация террито­рии» предполагает наличие в этой обязанности следу­ющих признаков:

  - рациональное размещение и совмещение природных и имуще­ственных объектов на территории земельного участка;

  - устранение отрицательных последствий от размещенных сосед­ствующих объектов.

   2. Это неперемещаемый объект, что является особенностью его правового режима и отличает его от режима обычного имущества:

  • если право собственности, владения, аренды на обычный имуще­ственный объект возникает путем передачи имущества, то аналогичные права в отношении земель­ного участка возникают после установления границ этого участка на местности и выдачи документов, удостоверяющих право собственнос­ти, владения, пользования, аренды этим участком;

  • поскольку при участии земли в гражданском обороте перемеща­ется не земля, а пограничные линии, распределяющие и перераспреде­ляющие права собственности, землевладения, землепользования и арен­ды, то в ходе использования земель неизбежно возникают отношения соседства.

   Земельно-соседские правоотношения имеют, как правило, две сто­роны: право на требование соседа определенных ограничений при­надлежащих ему правомочий и обязанность подчиниться законным требованиям соседа об ограничении собственных правомочий в от­ношении использования своего участка.

   3. это часть окружа­ющей природы, является элементом экосистемы, а поэтому находится в сфере эколого-правового режима регулирования.

   4. это сложное природное образова­ние с зональными и региональными особенностями, обладающее устой­чивой природной неоднородностью, которая является необходимым, а не случайным явлением.

   5. Любому земельному участку, как и всякому имуществу, присуща порча, как от естественных природных процессов, так и от деятельнос­ти людей.

   В отличие от обычного имущества, которое, в конечном счете, изна­шивается, устаревает, заменяется более ценным, земля не может быть заменена какими-то другими объектами и не устаревает, она вечно значима для человеческого общества. Однако ее использование обя­зательно сопряжено с охраной, и функция охраны земли является неотъемлемой частью функций использования земель:

  ◊ охрана земель планируется в государственном масштабе и явля­ется неотъемлемой функцией государственного регулирования земле­пользования;

  ◊ охране земель придан статус системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, защиту от вредных воздействий, восстановление про­дуктивности земельных угодий;

  ◊ система охраны земель включает в себя комплекс правовых ме­роприятий, позволяющих государству осуществлять всестороннее пра­вовое воздействие на негативные формы хозяйственной эксплуатации земель. Это:

  ◊ нормирование предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактив­ных веществ в почве;

  ◊ запрещение осуществления воздействия на землю без положи­тельного заключения специальных экспертиз, дающих оценку отрица­тельного влияния на состояние земель и эффективности предусмот­ренных защитных мероприятий при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений, сооружений и технологий;

  ◊ экономическое стимулирование охраны земель;

  ◊ запрещение финансирования проектно-изыскательных работ для объектов, деятельность которых наносит вред земле.

   Земля как родо­вой объект - характеризует в качестве категории земельного фонда.

   Согласно ЗК РФ на категории делится весь земельный фонд РФ, т.е. нет земель вне категории.

   Земли сельскохозяйственного назначения как категории земель­ного фонда нельзя отождествлять с землями сельскохозяйственного использования — земельными угодьями, которые могут находиться и в дру­гих земельных категориях.

   Сельскохозяйственное назначение охватывает как выращивание сельскохозяйственной продукции, так и весь связанный с этим цикл. Следовательно, все земли, обслуживающие этот цикл, подпадают под понятие «земли сельскохозяйственного назначения».

   Непосредственное сельскохозпроизводство (выращива­ние сельхозкультур, откорм скота) невозможно без соответствующей инфраструктуры (дорог, жилых зданий, мастерских, складов и т.п.).

  «Чисто» сельскохозяйственными землями (сельскохозяйственными угодьями) являются земельные участки, используемые под выращива­ние сельскохозяйственных культур.

   Эти угодья подразделяют на биоценозы (естественные уго­дья) — не подвергнутые окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т.п. и агроценозы (окультуренные человеческим трудом) — пашня, многолетние насаждения, окультуренные (мелиорированные) пастби­ща, сенокосы и другие сельхозугодья.

   Все виды названных угодий являются природной машиной, которая либо сама, без вмешательства человека (естественные пастбища, сено­косы) производит сельскохозяйственную продукцию (кормовые травы), либо человеческий труд на ней позволяет получить сельскохозяйствен­ные продукты (зерно, плоды, корнеплоды и т.п.).

 

3. Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения

Функции правового управле­ния режимом земель сельхозназначения

   Государственное управление землей сельскохозяйственного на­значения осуществляется преимущественно экономико-правовы­ми, а не административно-командными методами.

   Государство осуществляет следующие функции правового управле­ния режимом земель сельскохозяйственного назначения.

   1. Функция ведения учета и наблюдения за состоянием кате­гории земель сельскохозяйственного назначения, который ведется в форме:

   а) земельного кадастра, позволяющего получить систему необходи­мых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределе­нии по собственникам, землевладельцам, землепользователям и аренда­ торам, о качестве и ценности земель. Организация ведения земельного кадастра возложена на органы местного самоуправления, а обеспечение работ по ведению кадастровой работы — на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

   б) мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, который позволяет своевременно вы­явить изменения, возникшие в нем, дать оценку негативным процессам, обеспечить предупреждение и устранение их последствий;

   в) выявление сельскохозяйственных земель, используемых не по целевому назначению, либо используемых неэф­фективно, либо выбывших из оборота, либо переведенных в менее ценные угодья.

   2. Функция планирования использования земельного фонда. Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет экспертизу программ, схем и проектов в части развития землевладе­ния, землепользования, землеустройства и рационального использова­ния земель. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ совмест­но с органами местного самоуправления разрабатывают и выполняют федеральные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплек­се с другими мероприятиями.

   3. Функция распределения и перераспределения земель и создания специального фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

   4. Функция управления порядком хозяйственной эксплуа­тации земель сельскохозяйственного назначения, которая осу­ществляется путем:

  ≈ применения и совершенствования налогообложения лиц, исполь­зующих земли сельскохозяйственного назначения;

  ≈ установления повышенных цен за экологически чистую продук­цию, выращиваемую на землях сельскохозяйственного назначения;

  ≈ частичной компенсации расходов землепользователей из средств бюджета за снижение дохода, возникшее в результате временной кон­сервации земель не по вине лиц, использующих эти земли;

  ≈ осуществления государственной экспертизы при размещении объектов, могущих отрицательно влиять на состояние земель и окру­жающей природной среды; организации выявления мнения населения через формы непосредственной демократии;

  ≈ установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радио­активных веществ в почве.

   5. Функция контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми гражданами, организациями, должностными лицами и государственными органами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

   Государственный контроль осуществляется органами местного са­моуправления, Федеральным агентством кадастра объектов недвижи­мости и его органами на местах и другими государственными органа­ми. Функции санитарного контроля за технологией использования сельскохозяйственных земель осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Функции общего конт­роля за охраной окружающей среды осуществляются органами МПР России и т.д.

   Непосредственные контрольные функции на местах осуществляют специалисты-землеустроители Росземкадастра.

   6. Охранительная функция обеспечения правового режима использования сельхоз земель.

   Основная работа по реализации этих функций возложена на федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и орга­ны, местного самоуправления (и их администрацию).

Правовые методы и формы осуществления оборота земель сельхозназначения

   Правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяй­ственного назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые.

   Административно-правовой метод применяется в случаях:

  а) использования сельхозугодий с нарушением законодатель­ства;

  б) при применении санкций (конфискация) за противоправное поведение собственников сельскохозяйственных угодий, т.е. даже и при правильной эксплуатации этих угодий (деяние совершено за пределами сферы сельскохозяйственной деятельности);

  в) при обстоятельствах, обязывающих государство осуществ­лять это административно-правовое вмешательство;

  г) при временно-вынуждающих обстоятельствах (реквизиция земельного участка).

   Административно-правовые методы выражаются в том, что:

  ~ от имени российского государства соответствующие государ­ственные органы вправе осуществлять перераспределение этих земель, если они используются с нарушениями закона;

  ~ органы государственной власти субъектов РФ осуществляют принудительное перераспределение сельскохозяйственных угодий между собственниками, если в результате оборота этих угодий возник­нут обстоятельства, требующие государственного вмешательства;

  ~ принудительное вмешательство в оборот земель сельскохозяйствен­ного назначения может иметь и временно-вынужденный характер и пре­кращается с устранением обстоятельств, которые вызвали потребность в этом вмешательстве;

  д) органы судебно-исполнительного производства (судебные приставы-исполнители) осуществляют конфискацию сельскохозугодий на основании судебного решения в порядке санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ) в спе­циальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10.01.2003).

   Гражданско-правовой метод применяется в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения путем регули­рования двусторонних сделок:

  а) купли-продажи сельхозугодий, при которой участок перехо­дит к другому собственнику за деньги, передаваемые в ходе совер­шения этого договора;

• в общем порядке (ст. 454—491, 549—558 ГК РФ);

• в специальном порядке (приватизация, продажа с публичных торгов и т.д.).

  б) мены (ст. 567—571 ГК РФ), при которой либо происходит обмен угодьями, либо об­мен угодий на определенные объекты недвижимости;

  в) ренты (ст. 583—605 ГК РФ), отличающейся от договора купли-продажи в основ­ном рассроченными формами расчета за приобретенный земельный участок.

   Платежи по договору ренты бывают двух основ­ных видов:

  ◊ бессрочная рента — при продаже земельного участка по дого­вору постоянной ренты (ст. 589—595 ГК РФ). Приобретать земель­ные участки по такой форме ренты недопустимо у собственников — коммерческих организаций и допустимо лишь у граждан либо у та­ких некоммерческих организаций, которым закон не запрещает совер­шать подобные сделки и их совершение соответствует целям устав­ной деятельности этих организаций (п. 1 ст. 589 ГК РФ). Договор бессрочной (постоянной) ренты, таким образом, представ­ляет собой возможность покупки земельного участка с рассрочкой платежа за него на неопределенное и длительное время;

  ◊ пожизненная рента (ст. 596—605 ГК РФ) применима лишь к случаям приобретения земельных участков у граждан (п. 1 ст. 596 ГК РФ) и определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты (бывшему собственнику участка) в течение его жизни (п. 1 ст. 597 ГК РФ).

  г) дарения (ст. 572—582 ГК РФ) и наследства, являющихся односторонними сделка­ми, но отличающимися различной правовой природой.

  д) приобретение сельскохозяйственных угодий по наследству (ч. 3 ГК РФ):

  ~ осуществляется в форме односторонней сделки — за­вещания наследодателя (ст. 1118—1140 ГК РФ) или по основаниям, указанным в законе (ст. 1141 —1151 ГК РФ);

  ~ эта форма оборота одно из конституционных прав (п. 4 ст. 35 ГК РФ);

  ~ переход с/х угодья по наследству может осу­ществляться из частной формы собственности в частную и из частной формы собственности в публичную, но не наоборот;

~ переход наследственных прав на с/х угодье осуществляется в особом наследственно-процессуальном порядке, пре­дусмотренном законом;

е) аренды (ст. 606—625 ГК РФ), представляющей собой форму регулирования оборо­та земель сельскохозяйственного назначения, при которой вклю­чаемые в сферу частного капитала земельные участки не теря­ют титула публичной собственности.

Правовые ограничения в обороте земель сельхозназначения

   Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляются свободно, если это не входит в противоречие с публичными интересами.

   Противоречие частных интересов публичным обусловлено тем, что земля представляет собой основу жизни и деятельности прожи­вающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), а значит, и пра­вовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначе­ния должно осуществляться с учетом интересов настояще­го и всех будущих поколений.

   Правовые ограничения в обороте земель сельхозназначения обусловлены:

  а) особой значимостью земель сельхозназначения, в связи с чем оборот допускается при условии обеспечения целевого, рационального и эффективного использования этих земель;

  б) недопустимостью оборота иных сельскохозяйственных земель, внешне сходных с землями сельскохозяйственного назначения;

  в) недопустимостью возникновения в результате этого оборота латифундизма и минифундизма, т.е. концентрации земель сельскохозяй­ственного назначения в частной собственности отдельных лиц и чрезмерного дробления земельных участков в качестве объектов собствен­ности;

  г) недопустимостью нарушения прав третьих лиц при осуществле­нии оборота земель сельскохозяйственного назначения и обязанности лиц, осуществляющих оборот этих земель, компенсировать потерпев­шим стоимость понесенных ими убытков;

  д) потребностью в обеспечении приоритета публичных интересов:

российских граждан и юридических лиц перед иностранными;

приоритетного права в покупке земель сельскохозяйственного назначения субъектами РФ и органами местного самоуправления;

исключения из оборота тех видов земель сельхозназначения, которые имеют особую публичную значимость;

  е) потребностью привлечения к эксплуатации земель сельхозназначения наиболее эффективных хозяйствующих субъ­ектов;

  ж) обеспечением равного доступа хозяйствующих субъектов к зем­лям сельхозназначения и исключения монополизма;

  з) обеспечением эффективного государственного контроля за обо­ротом земель сельхозназначения, включающего в себя:

- федеральный контроль за осуществлением оборота этих земель региональными (субъектами РФ) и муниципальными органами;

- государственный учет земель, соблюдение ценовой дисцип­лины при их обороте и т.д.

Охрана земель сельскохозяйственного назначения

  Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения - система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ).

  Целями охраны земель являются:

  = предотвращение деградации, загрязнения и захламления, наруше­ния земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной дея­тельности;

  = обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности.

   Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональ­ное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Виды ответственности в земельном праве

  Административная ответственность. В статьях ЗК РФ и КоАП РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земель­ных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя зем­ли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды.

   Уголовная ответственность. В ЗК РФ указано, что уголов­ная ответственность устанавливается УК РФ.

   Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связан­ного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и ин­тересам собственников, землепользователей и арендаторов земли не­зависимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий:

  ♦ ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного;

  ♦ при возникнове­нии имущественного вреда;

  ♦ если имеется вина причинителя.

   Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!