Тема 14 "ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ"

«Правособственности на землю»

 

1. Понятие права собственности на землю

Собственность как экономическая категория

   Собственность как экономическая категория признается господ­ствующей в политической, экономической и в юридической науке.

   На форме зе­мельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отли­чающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда.

   Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражда­нин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.

   Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

   Отношения собственности на землю представляют собой неотъем­лемую составную часть экономических отношений собственности в целом.

   Каждой общественно-экономической формации соответствовала своя система отношений земельной собственности. На смену монополии исключи­тельной государственной собственности на землю в СССР, установ­ленной в 1917 г., пришло закрепленное новой Конституцией РФ мно­гообразие форм земельной собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы. Собственность — это необходимое ус­ловие как для экономической свободы и жизни отдельного человека, так и для экономической свободы и существования всего человечес­кого общества и государства.

   Понятие «собственность» можно рассматривать в юридическом и неюридическом смысле. Собственность в юридическом смысле (юридически значимое гос­подство над объектом) включает в себя отношения, характеризуемые определенными признаками.

   В этих отношениях иногда возникают противоречия интересов их участников, и они при своей остроте не могут разрешиться без правового вмешательства (судебный порядок разрешения спора между владельцами долевой собственности на землю).

   Противоречия в отношении собственности значимы для интере­сов государства, что и побуждает его применять правовое вмешатель­ство в эти отношения (не целевое использование с/х земли - основание принудительного прекращения прав на землю).

   Противоречие необходимо устранить, поскольку, будучи не уст­ранимым, оно может нанести ущерб общественным или государствен­ным интересам (причинение ущерба окружающей природной среде).

   Противоречие возможно устранить в силу того, что данный вид общественных отношений поддается правовому регулированию (особый правовой режим).

   Правовая форма экономических отношений собственно­сти становится объективно необходимой, волевые отношения собствен­ности не могут нормально развиваться и функционировать вне право­вой оболочки, без принудительной силы, охраны со стороны государ­ства.

   Необходи­мо рассмотреть соотношение конституционного и гражданско-правового по­нятий права собственности на землю и другие природные ресурсы.

   Пункт 2 ст. 36 Конституции РФ определяет параметры ограниче­ния осуществления правомочий собственника земли и других природ­ных ресурсов:

  » соблюдение экологических требований;

  » необходимость защиты прав и законных ин­тересов других лиц;

  » законодательное огра­ничение права собственности на землю в социальных целях, так как земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории;

  » свои полномочия земельный собственник осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом (п. 3 ст. 209 ГК РФ);

  » земли и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами не запрещенными законами о зем­ле (п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Правовое регулирование отношений собственности

   Правовое регулирование отношений собственности складывается из правил (норм) поведения, которые, во-первых, устанавливают саму возможность (или невозможность) принадлежности материальных благ определенным лицам (их коллективам), тем самым закрепляя юриди­чески фактическое состояние их присвоенности; во-вторых, определяют характер и границы поведения владельцев имущества, охраняемые законом, т.е. их правомочия, характеризующие конкретные возможности «хозяйственного господства»; в-третьих, правовые способы защиты от посягательства других лиц на охраня­емое «состояние присвоенности» материальных благ и предоставля­емые им возможности хозяйственного господства.

   По своей юридической природе все перечисленные правила разно­родные и разноотраслевые.

   В первую группу названных норм нужно будет включить консти­туционные правила, земельно-, гражданско- и административно-право­вые нормы об основаниях приобретения и прекращения прав на иму­щество.

   Во вторую группу войдут земельно-правовые и гражданско-пра­вовые нормы, определяющие правомочия собственников и других вла­дельцев.

   Третья группа правил охватит нормы земельного, гражданского, административного и уголовного права о защите отношений собствен­ности.

   Это означает, что отношения собственности определяются норма­ми различных отраслей права. Из этого следует, что совокупность норм, регулирующих отношения собственности, имеет комплексный, межот­раслевой характер. Но нужно также учитывать, что право собствен­ности — это не единственный институт, опосредствующий отношения собственности как состояние принадлежности. Даже в земельном праве эти отношения регулируются не только с помощью права соб­ственности, но и иными вещными правами. Например, право пожизнен­ного наследуемого владения, сервитута и др.

   Таким образом, праву известны разнообразные правовые формы регулирования отношений собственности, которые могут быть услов­но объединены в комплексный институт права собственности.

Содержание права собственности на землю

   Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

   В понятие «права собственности на землю» можно включить:

  институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

  земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

  субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту,  на  взыскание убытков);

  юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

   Право собственности на землю в объективном смысле представ­ляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ).

   Эти нормы содержатся и в других отраслях российского законода­тельства. При этом, если в земельном праве формулируется «конст­рукция» права собственности на землю, то в иных отраслях права содержатся нормы, обеспечивающие эту конструкцию.

   Право собственника на землю в субъективном смысле — это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

   В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия -  владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

   Для всех форм собственности характерен единый набор правомо­чий, но содержание и объем их различны.

   1. Владение - основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

   В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

   Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

  2. Пользование - это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц. Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

  3. Распоряжение - это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

   Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

  изменение фактического состояния земли (земельного участ­ка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой при­своение этому участку положения сельскохозяйственного угодья);

  изменение правового режима земель (частный собственник не вправе менять целевое назначение – связано со льготами в час­ти размера поземельных платежей, идущих в пользу государства);

  изменения в составе лиц, являющихся собственниками земель­ных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществ­ляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности.

   По действующему земельному законодательству, например, собствен­нику земельной доли принадлежит право выбора одного из десяти вариантов ее распоряжения: передача в аренду, дарение, передача по наследству, продажа, внесение в уставной капитал с правом или без права получения обратно, передача на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания, обмен на земельную долю в другом хозяйстве, получение земельного участка в счет доли для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства.

   Перечисленные три правомочия права собственности на землю в субъективном смысле встречаются в нормах различных отраслей права:

  ■ в нормах государственного права;

  ■ в нормах административного права устанавливаются правомо­чия министерств и ведомств по управлению государственными предприя­тиями.;

  ■ в нормах гражданского права закрепляются порядок реализа­ции прав наследования земли, ее купли-продажи, залога и других сде­лок с землей;

  ■ в нормах финансового права определяются правила финанси­рования мероприятий по использованию земель, применения финансово-правовых санкций при реализации отношений собственности на земельные участки и т.п.;

  ■ в нормах уголовного права устанавливается ответственность за самовольное занятие земельных участков, нарушение правил владения и пользования ими (выращивание наркотикосодержащих культур, на­рушение правил безопасности при использовании угодий и т.п.), пра­вил при сделках с земельными участками и др.

Структура права собственности на землю

   При рассмотрении понятия «право собственности на землю» в ка­честве земельного правоотношения выявляется следующая структура элементов.

  1. Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении.

  2. Субъекты права собственности на землю — это те лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка:

  》государство в лице Российской Федерации и субъектов РФ;

  》муниципальные образования (в орга­низации ведения кадастра и землеустройства, в определении правово­го статуса тех или иных земель, в регистрации прав на земельные участки, в организации охранительных мероприятий и т.п.);

  》предприятия, учреждения, организации, которые имеют в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество и отвечают по своим обязательствам имуще­ством, могут от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные  и личные  неимущественные права,  нести обязанности,  быть истцами и ответчиками в суде (ст. 48 ГК РФ);

  》физические лица — граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

  3. Содержание права собственности на землю представляет со­бой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком.

   Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществ­ляются исключительно по его воле.

   Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности на землю и име­ющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.

   К общим правомочиям относятся права и обязанности на совершение определенных дей­ствий в отношении земли или воздержание от них (самостоятельно хозяйствовать на земельном участке; возводить строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым назначением земельного участка; передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды; передавать земельный участок в качестве вклада как пай в производственные и потребительские кооперативы и др.) Собственники земельных долей имеют право про­давать принадлежащие им земельные доли; закладывать право на зе­мельную долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право на земельную долю, сдавать земельную долю в аренду и т.п.

   Специальные правомочия собственников земли обусловлены тре­мя группами факторов: особенностями земельных участков, находящих­ся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами.

   Государство, закрепляя в нормах вариан­ты должного и возможного поведения субъектов собственности, осуще­ствляет правовое регулирование отношений собственности на землю.

   Применение земельного законодательства служит формой государ­ственного управления, основанного на властно-организующих функциях государства.

   Государственное регулирование земельных отношений, основанное на частной и иных формах собственности на землю, в различных модифи­кациях характерно для всех современных зарубежных государств. При­чем, чем более развито государство, тем более жестко осуществляется регулирование частной собственности на землю, использование земли.

   Основными целями государственного регулирования отношений собственности на землю России является:

  ≈ предотвращение создания крупных земельных латифундий;

  ≈ обеспечение экологических требований при хозяйственном ис­пользовании земли;

  ≈ обеспечение целевого использования земельных участков в за­висимости от качественных характеристик, определяемых в соответ­ствии с земельным кадастром;

  ≈ регулирование формирования рынка земли с целью предотвраще­ния спекуляции земельными участками.

   Право собственности как юридический факт можно рассматривать в качестве правообразующего, правоизменяющего и правопрекращающего начала.

   Право собственности как правообразующее начало представляет собой основание возникновения земельных, гражданских, финансовых отношений.

   Право собственности как правоизменяющее начало характерно влиянием на уже сложившиеся правоотношения по поводу земельно­го участка.

   Право собственности как правопрекращающее начало выражается в том, что с возникновением права собственности прекращаются иные пра­воотношения по поводу земельного участка, имевшие место раньше.

 

2. Виды и формы земельной собственности

   В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

   Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

   В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности:

  • частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

  • государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом;

  • муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

  • иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

   Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию.

   1. Право частной собственности граждан на земельные участ­ки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременении и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ).

   Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

   Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку  4200 $).

   В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель:

   ■ приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

  ■ приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

   ■ приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий.

   Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ.

   Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства.

   Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату.

   2. Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ).

   Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

   Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

   Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ.

   Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

   Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре.

   Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

   При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду.

   3. Право общей собственности на земельный участок. Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Для общей собственности характерна множественность субъек­тов права собственности, которые именуются участниками общей соб­ственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имуще­ство, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредствен­но законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключени­ем случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов кресть­янского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглаше­нием могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ).

   В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользова­ния садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

   В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделя­ющегося собственника имеет место лишь как исключение, член кресть­янского хозяйства может при выходе из него получить только денеж­ную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ).

   Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не мо­жет быть определен на основании закона и не установлен соглашени­ем всех ее участников, земельные доли являются равными.

   При продаже земельной доли в праве общей собственности на зе­мельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предвари­тельного определения земельной доли каждого из участников этой собственности.

   В сельскохозяйственных организациях, которые являются собствен­никами земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника:

  = граждане — собственники своей доли, участвуя в хозяйствен­ной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая пло­дородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.;

  = предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуата­ции земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необхо­димо.

   4. Право государственной собственности на землю. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

   Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.  

   Определены следующие уровни государственной собственности на землю.

   1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).

   В состав федеральных земель входят:

    ■ земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ;

  ■ земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

  ■ земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

   ■ земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ;

  ■ иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

   Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

  2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).

   Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем.

  - Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности.

  - Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением.

  - Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности.

  - Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками.

  Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы:

   а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению;

   б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим.

   3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю — это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ).

   К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

   Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу­дарственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).

   В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправ­ление осуществляет владение, пользование и распоряжение муници­пальной собственностью, к которой относится все то, что не являет­ся федеральной собственностью субъектов РФ и частной собствен­ностью.

   Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственно­сти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передают­ся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назна­чения.

   В муниципальной собственности находятся земли в пределах чер­ты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участ­ки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправ­ления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их раз­вития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в госу­дарственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собствен­ников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

   Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль­ной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потреб­ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш­него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ­ственной собственностью.

   4. Общая собственность супругов на земельный участок. В соответствии с ЗК РФ земельный участок, безвозмездно предоставлен­ный одному из супругов в собственность при приватизации приуса­дебных, садовых, личных подсобных хозяйств, гаражных участков или приобретенный им в результате сделок с землей либо по иным осно­ваниям, предусмотренным законом, во время брака, является совмест­ной собственностью супругов, если договором между ними не установ­лено иное.

   5. Общая собственность крестьянского (фермерского) хо­зяйства на земельный участок. Крестьянскому (фермерскому) хо­зяйству, созданному без образования юридического лица, земель­ные участки предоставляются на праве общей совместной собствен­ности.

   Общие предельные размеры сельскохозяйственных земель кресть­янского (фермерского) хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ.

   6. Собственность жилищного товарищества (кондоминиума). Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также придомовые участки, обслуживающие эти строения, мо­гут находиться в собственности или на правах аренды жилищного товарищества (кондоминиума), передаваемых домовладельцам или то­вариществам собственников жилья.

   Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223 было ут­верждено Положение «Об определении размеров и установлении гра­ниц земельных участков в кондоминиумах» (в ред. от 21.08.2000).

 

3. Основания права собственности на землю

Юридический факт как основание права собственности на землю

   Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотно­шений являются юридические факты.

   Юридический факт должен иметь объективное, реальное содержа­ние. Так, если у гражданина возникло намерение купить земельный участок, то это намерение пока не является юридическим фактом, по­рождающим правоотношение собственности на тот или иной земель­ный участок. Если же гражданин обращается в местную администра­цию с заявлением о передаче (продаже) ему участка в собственность, то такое действие будет юридическим фактом для возникновения правоотношений по продаже участка, поскольку заявление подлежит исполнению в установленный срок и неисполнение этой обязанности влечет за собой наложение штрафа на виновных должностных лиц в размере от 40 до 100 минимальных окладов.

   Юридические факты должны отвечать как минимум трем требова­ниям (ст. 44 ЗК РФ).

   1. Юридический факт выражается в двух основных формах: событие и поведение людей.

   Событие как юридический факт представляет собой обстоятельство, совершающееся помимо воли человека.

   Поведение людей как юридический факт выражается в виде дей­ствия и в виде бездействия. Действие как юридический факт — это совершение поступка, имеющего юридическую значимость. Бездействие признается юридическим фактом, если гражданин (или иное лицо) обязан был по закону совершить определенные действия, но не совершил их.

   2. Конкретность - имеет две стороны:

  • фактическая конкретность, которая выразилась в объективной реальности: уровень снижения урожайности участка достиг критической отметки, определенной в законе; время бездействия (неисполь­зования земельного участка по целевому назначению) перешагнуло ус­тановленный законом рубеж; причинная связь между способами использования земли и снижением ее плодородия налицо и т.п.;

  • документально доказанная конкретность. Каким бы конкретным ни был юридический факт, если он не до­казан документально, то не может служить основанием возникнове­ния, изменения или прекращения отношений права собственности на землю.

  3. Связь с законом — прямая связь факта с законом выражается в том, что факт кон­кретно предусмотрен в гипотезе правовой нормы (т.е. в условии, при котором эта норма может применяться или не применяться).

   Таким образом, юридические факты — это конкретные, объективные обстоятельства, с которыми закон прямо или косвенно связывает воз­никновение, изменение или прекращение правоотношений.

 

Виды оснований права собственности на землю

    Данные факты можно классифицировать на три группы: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

   Правообразующие факты — это юридические факты, на основа­нии которых возникают правоотношения собственности на земельные участки:

  • административные акты государственных органов, изданные ими в пределах своей компетенции;

  • сделки граждан и организаций по приобретению земель в собственность (купля-продажа, обмен земельными участками и иные дозволенные за­коном). Сделки можно подразделить на прямые и косвенные, срочные и бессрочные, правомерные и неправомерные и др.

   Обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение права собственности на землю:

   а) приобретение земельных участков в порядке наследства: через наследование недвижимости, расположенной на данном земельном уча­стке, и через непосредственное наследование земельного участка, при­надлежащего наследодателю.

Первый путь получения наследства имеет преимущественно граж­данско-правовую природу, второй — смешанную гражданско-правовую и земельно-правовую природу;

   б) при вступлении в хозяйственные товарищества и общества, про­изводственные кооперативы на получение в собственность земельного участка выдается документ, подтверждающий количественное и сто­имостное выражение их земельных паев. Полученные ранее свидетель­ства на право собственности на землю утрачивают силу;

   в) пользование непрерывно более 15 лет земельным участком дает гражданам и юридическим лицам преимущественное право на приоб­ретение в собственность земельного участка (ст. 234 ГК РФ) без юридического оформления своих прав, если он продается (передается безвозмездно) для того же назначения;

   г) приватизация является ведущим основанием для приобретения земельной собственности гражданами и юридическими лицами.

   Приватизация земельных участков — это передача из государствен­ной и муниципальной собственности в собственность граждан и юри­дических лиц земельных участков, находящихся у них на праве посто­янного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владе­ния и аренды.

   Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном насле­дуемом владении или аренде. Уменьшение размеров земельных участ­ков, ранее предоставленных гражданам в установленном порядке, зап­рещается.

   Земельный участок может быть приватизирован только собствен­ником (собственниками в долях) строения, сооружения, находящегося на этом участке. Территориальные границы приватизируемого участ­ка должны корректироваться таким образом, чтобы максимально ис­ключить необходимость установления сервитутов.

   Для приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить: договор, судебное решение, постановление правомочного органа власти и иные документы, бесспорно подтверж­дающие право собственности на строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, если участок застроен; постановление уполномо­ченного органа власти об отводе земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; чертежи (планы) земельного участка и др.

   Правоизменяющие факты — это предусмотренные законом обстоя­тельства, с которыми он связывает изменение правоотношений собствен­ности. К таким фактам относятся:

  ■ обстоятельства (юридические факты), сужающие правомочия собственника земельного участка;

  ■ обстоятельства (юридические факты), возлагающие дополнитель­ные функции на собственников земель;

  ■ обстоятельства (юридические факты), расширяющие права соб­ственников земельных участков;

  ■ обстоятельства (юридические факты), обязывающие собственника осуществлять свои правомочия с соблюдением определенных дополни­тельных правил.

   Правопрекращающие факты — обстоятельства, с которыми закон связывает обязанности и возможности прекращения права собствен­ности.

   Данные факты подразделяются на две группы — факты, которые позволяют прекратить право собственности на землю, и факты, кото­рые обязывают это сделать.

   Факты, позволяющие прекратить право собственности на землю, характерны тем, что реализация действий по прекращению права соб­ственности ставится в зависимость от усмотрения субъекта права собственности и соответствующих государственных органов.

   Факты, обязывающие принудительно прекратить право собственно­сти на земельный участок, имеют императивный характер, если соб­ственник земли грубо нарушает земельное законодательство.

Документы, удостоверяющие права на земельные участки

   Права граждан и юридических лиц на земельные участки, а также обязанности по их использованию возникают на основании: постанов­лений органов государственной власти и решений органов местного самоуправления и договоров с ними; договоров и иных сделок с зем­лей между гражданами и юридическими лицами; приобретательной давности, за исключением прав собственности на земельные участки из государственных или муниципальных земель; решения суда, уста­новившего права на земельный участок, а также событий, с которыми закон связывает возникновение права на земельные участки и обязан­ностей по их использованию.

   Возврат земельных участков гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, у которых они были изъяты до 1991 г., не до­пускается. Они вправе приобрести земельные участки на общих ос­нованиях или особых условиях, установленных федеральными зако­нами.

   Гражданин или юридическое лицо, получившие в установленном законом порядке земельный участок в собственность, обязаны юри­дически документально удостоверить свою земельную собственность (ст. 26 ЗК РФ).

   Права граждан и юридических лиц — несобственников земельных участков юридически оформляются иными документами. Так, Прави­тельство РФ 19 марта 1992 г. утвердило форму Договора аренды зе­мель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения, к которым имеется по три приложения.

   Право юридических лиц на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, а граждан — на пожизненное наследуемое владение удостоверяется особым государственным актом (см. распо­ряжение вице-мэра Москвы от 02.03.1992 № 110-РВМ «Об аренде зем­ли как основной форме земельно-правовых отношений в г. Москве» (в ред. от 11.01.1996) (вместе с Договором о предоставлении участ­ка в пользование на условиях аренды).

   Земля приравнена действующим законодательством к недвижимо­му имуществу. В настоящее время принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 09.06.2003).

   Государственная регистрация является единственным доказатель­ством существования зарегистрированного права на землю. Оно мо­жет быть оспорено только в судебном порядке. Данная государ­ственная регистрация — юридический акт признания и подтверж­дения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соот­ветствии с ГК РФ.

   Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по месту нахожде­ния недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Данные права будут регистрироваться в Едином государственном реестре прав.

   Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступле­ния в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии у них государственной регистрации, введенной по названному Закону.

   До введения нового порядка ведение государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость по единой системе на всей территории РФ осуществляли органы Государственного коми­тета РФ по земельной политике и его территориальные органы на ме­стах (ныне Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости).

   Государственная регистрация прав на земельный участок осуще­ствляется по месту расположения земельного участка и включает внесение в Государственный реестр (Поземельную книгу): сведений о лице, приобретающем право на земельный участок; описание зе­мельного участка (категория земель, цель использования, виды уго­дий, площадь, доля в общем владении, границы, кадастровый номер и другие характеристики); сведений об условиях предоставления зе­мельного участка, о сервитутах, об ограничениях и обременениях в его использовании; сведений о совершенных сделках и иных дей­ствиях по распоряжению земельным участком, сведений о наложении запрета на совершение сделок с земельным участком; решений уполномоченного органа о включении земельного участка в зону от­чуждения для государственных и муниципальных нужд; иных све­дений, установленных федеральными законами и законами субъек­тов РФ.

   О произведенной государственной регистрации прав на земельный участок выдается удостоверение с указанием в нем сведений о реги­страции с указанием даты и номера регистрационной записи на доку­мент, представленный для государственной регистрации.

   Основанием для отказа в государственной регистрации прав на земельный участок или сделок с ним являются:

  ♦ отсутствие поста­новления органа исполнительной власти для решения органа мест­ного самоуправления о предоставлении земельного участка из го­сударственных или муниципальных земель, договора, свидетельства о праве собственности на земельный участок, документа об опла­те земельного участка в случае предоставления его из государ­ственных и муниципальных земель за плату, других документов, предусмотренных федеральными законами о государственной реги­страции прав на недвижимость и сделок с ней;

  ♦ прямой запрет на предоставление земельного участка из земель, изъятых из граждан­ского оборота или ограниченных в гражданском обороте;

  ♦ отсут­ствие в предоставленных документах сведений, предусмотренных ЗК РФ;

  ♦ наличие в органе государственной регистрации документов, свидетельствующих о наличии спора о принадлежности данного земельного участка; изменение целевого назначения земельного участка с нарушением установленных правил;

  ♦ наличие в органе государственной регистрации постановления органа исполнитель­ной власти об изъятии земельного участка;

  ♦ нарушение установ­ленных норм общей площади земельного участка в результате сделки, отсутствие документа об уплате регистрационного сбора;

  ♦ наличие спора о границах земельного участка и его принадлежно­сти подтверждается определением суда, арбитражного суда о при­нятии дела к производству либо документом, выданным органом, уполномоченным рассматривать указанные споры в административ­ном порядке.

УФ печать

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!