Тема 11 "КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РОССИИ"

«Категории земель земельного фонда России»

 

1. Виды земель в земельном фонде

   Земельное право как отрасль права является самостоятельным элементом правовой системы России и в свою очередь представ­ляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию, управлению, охране земельных ресурсов.

   Предмет земельного права - совокупность имущественных и неимуществен­ных общественных отношений, возникающих в области управления, пользования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

   В отличие от обычного имущества, которое, в конечном счете, изна­шивается, устаревает, заменяется более ценным, земля не может быть заменена какими-то другими объектами и не устаревает, она вечно значима для человеческого общества. Однако ее использование обя­зательно сопряжено с охраной, и функция охраны земли является неотъемлемой частью функций использования земель

   Правовой режим земель - это установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

   По виду объекта правового регули­рования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный.

   Целевое использование земель - основное предназначение земель данной категории. Конкретное целевое назначение - вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить ника­ких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных куль­тур и выращивания корнеплодов и овощей.

   В понятие земли как объекта правового регулирования включают­ся только наиболее важные ее свойства, которые  многообразны в своих отличиях и их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объясняется класси­фикация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и др.

   Категории земель, входящих в государственный земель­ный фонд России.

  1. Земли сельскохозяйственного назначения служат главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важная категори­я земель в земельном фонде России.

  2. Земли поселений (городов, поселков городского типа — дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения) - предназначаются для обслуживания городов, поселков городского типа и сельских поселений.

  3. Земли специального назначения - промышленно­сти, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и т.п., не связаны с сельскохозяйственным производством.

  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения -  природные и био­сферные заповедники, национальные и природные парки, государственные при­родные заказники, памятники природы, дендрологические парки и бо­танические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты).

  5. Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функциони­ровании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная рас­тительность, и как средство производства, питающее корневую систе­му лесов почвенными компонентами (влагой, питательными вещества­ми и др.).

  6. Земли водного фонда - водопокрытые зем­ли, т.е. такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (веч­но или большую часть времени года) и которые заняты естественными водоемами.

  7. Земли запаса — это резерв государства.

 

2. Особенности земель различных категорий

Земли сельскохозяйственного назначения

   Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с тер­риториальным планированием использования земель.

   Земли сельскохозяйственного назначения как объект право­вого режима имеют тройственную правовую характеристику:

   общий объект (часть земельного фонда), на который распрост­раняется общий правовой режим использования земли;

  родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распро­страняются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения;

  непосред­ственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права.

   Перечень земель сельхозназначения обозначен в ст. 77—82 ЗК РФ не является закрытым. Они включают в себя сель­скохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др.

   К сельскохозяй­ственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья.

   В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются виды земель в зависимости от их роли в сельском хозяйстве (главного средства производства или пространственно-территориального базиса):

  сельскохозяйственные угодья;

  земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, комму­никациями;

  земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земли от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений;

  земли, занятые водными объектами;

  земли, занятые постройками и сооружениями, использу­емыми для производства, хранения и первичной обработки сель­скохозяйственной продукции.

   Земли сельскохозяйственного назначения как категории земель­ного фонда нельзя отождествлять с землями сельскохозяйственного использования. Первые — это определенная категория земель, вторые — земельные угодья, которые могут находиться и в дру­гих земельных категориях.

   Сельскохозяйственное назначение охватывает как выращивание сельскохозяйственной продукции, так и весь связанный с этим цикл. Следовательно, все земли, обслуживающие этот цикл, подпадают под понятие «земли сельскохозяйственного назначения».

   Непосредственное сельскохозпроизводство (выращива­ние сельхозкультур, откорм скота) невозможно без соответствующей инфраструктуры (дорог, жилых зданий, мастерских, складов и т.п.).

    «Чисто» сельскохозяйственными землями (сельскохозяйственными угодьями) являются земельные участки, используемые под выращива­ние сельскохозяйственных культур.

   Эти угодья подразделяют на биоценозы (естественные уго­дья) — не подвергнутые окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т.п. и агроценозы (окультуренные человеческим трудом) — пашня, многолетние насаждения, окультуренные (мелиорированные) пастби­ща, сенокосы и другие сельхозугодья.

   Все виды названных угодий являются природной машиной, которая либо сама, без вмешательства человека (естественные пастбища, сено­косы) производит сельскохозяйственную продукцию (кормовые травы), либо человеческий труд на ней позволяет получить сельскохозяйствен­ные продукты (зерно, плоды, корнеплоды и т.п.).

Земли поселений

   Земли поселений — одна из категорий земель в земельном фонде России. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располага­ющихся на них городов и других поселений. Пространственную и зе­мельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составля­ют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверх­ностью указанных территорий.

   Согласно Градостроительному кодексу РФ от 07.05.1998 № 73-ФЗ (в ред. от 10.01.2003) все населенные пункты Российской Федера­ции подразделяются на:

  ♦ городские (города и поселки);

  ♦ сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки);

  ♦ иные по­селения.

   Землями поселений признаются земли, предоставленные для раз­мещения и развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83— 86 ЗК РФ).

   Использование земель поселений осуществляется на основе нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов федерации, муниципальных образований, а также градо­строительной документации — документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Земли, принадлежащие гражданам

   Частные интересы в использовании земель противоположны публич­ным интересам, хотя и совпадение их возможно при оптимальном пра­вовом управлении. Например, в рациональном использовании сельско­хозяйственных угодий одинаково заинтересованы как фермер, так и го­сударство, предоставившее ему эти угодья (ст. 2, 8, 9 Конституции РФ).

   Специфические черты правового режима земель, принадлежащих гражданам, обусловлены субъектным составом. Сферу частного в использовании земель представляют земли, при­надлежащие гражданам, что выделяет их в особый вид по правовому режиму.

   Правовой режим земель, принадлежащих гражданам, облада­ет единством правового содержания, обусловленным единством правового статуса граждан Российской Федерации. Вместе с тем опре­деленное влияние оказывают на них и особенности правового режима той категории земель, в которой расположены участки граждан.

   Товарный характер использования земель выражается в использо­вании земельных участков для удовлетворения предпринимательских интересов гражданина. Например, крестьянское (фермерское) хозяйство создается для производства сельскохозяйственной продукции (выращи­вания сельскохозяйственных культур, производства мяса и молока) и последующей реализации ее потребителям; хозяйственное общество, принадлежащее гражданину, осуществляет на производственных мощ­ностях, расположенных на определенных участках, производство тех или иных изделий, ремонт техники и оказание определенных услуг другим гражданам и организациям (потребителям). Собственник фермерского хозяйства и производственных мощностей получает лишь прибыль от реализации продукции, производства работ и оказания услуг, результа­ты же его труда идут на удовлетворение нужд других лиц.

   Потребительский характер использования земель выражается в том, что все или основные результаты такого использования предназнача­ются для удовлетворения личных потребностей граждан, которым при­надлежат используемые участки. Например, использование земли в качестве личного подсобного хозяйства в виде индивидуального ого­родничества; использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и т.д.

   Права граждан на земельные участки можно рассматривать с двух позиций:

  юридический факт, на основании которого возникает право обладания земельным участком;

  совокупность правомочий в отношении владения, пользования и распоряжения землей.

   Эти обе позиции переплетаются друг с другом: основание правообладания земельным участком определяет пределы правомочий граж­дан в отношении земли, а данные правомочия зависят от основания, на котором им принадлежит тот или иной участок.

   Виды прав граждан на землю различают по следующим критериям.

  1. Право собственности на земельный участок, которое может возникнуть у граждан при наличии:

* земельной правоспособности гражданина, выражающейся в наличии у него прав быть собственником, нести соответствующие права и обязанности самому лично;

* соблюдения правил приобретения земельного участка в соб­ственность (правил купли-продажи, соответствия формы договора куп­ли-продажи типовому договору и т.п.

   Право собственности граждан на земельный участок может быть:

  » односубъектным - право одного гражданина на конкретный земельный участок, определенный на местности в натуре.

  » многосубъектным - право собственности нескольких граждан на один земельный участок, который может быть разделен на доли или без разделения.

   Право собственности граждан на земельный участок можно подразде­лить на реальное и относительное.

   Реальное право собственности существует на земельные участки граждан-собственников, у которых объект собственности определен в натуре на местности.

   Относительное право собственности существует в правоотношени­ях собственности граждан на земельные доли, находящиеся в хозяй­ственных обществах и товариществах, а также в общей совместной собственности, где доли не выделены и для реального обладания зе­мельным участком необходимо проведение определенных юридических и технических действий.

   2. Вещные права граждан на земельные участки:

■ их можно разде­лить на периоды их действия: пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и временное пользование;

■ определены законом, поэтому не допускается установление режима этих отношений в админист­ративном и в договорном порядке;

■ устанавливаются и с учетом правового режима земель, которые предоставляются на основе этих прав. Чем более значимо использование земельного участка, тем проч­нее право принадлежности этого участка лицам, осуществляющим его использование.

   3. Обязательственные права граждан на земельный участок по­рождаются только в результате сделок, основной из которых явля­ется договор аренды земельного участка, поскольку по этому догово­ру предоставляется в срочное возмездное пользование весь земель­ный участок.

   Обязательственные правоотношения граждан, ос­нованные на возникновении прав на земельные участки, можно под­разделить на связанные с созданием коллективных организаций ком­мерческого типа (хозяйственные общества и товарищества, в кото­рые вносятся в качестве вкладов земельные участки граждан, что дает возможность другим гражданам осуществлять участие в использова­нии этого суммированного земельного массива) и некоммерческого типа (например, кондоминиумы, товарищества домовладельцев и др.), а также не связанные с созданием таковых организаций (например, индивидуальная или коллективная аренда земельных участков).

Земли специального назначения

   Землями специального назначения признаются земли, отведен­ные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и орга­низациям для выполнения соответствующих задач.

   В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляют­ся новые формы целевого использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. В 1920-х гг. не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, земель космического обес­печения; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.

   Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориаль­ного базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством про­изводства в сельском хозяйстве.

   Правовой режим земель специального назначения распространяет­ся и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определен­ный правовой статус.

   Земли специального назначения имеют две основные формы — в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточ­ную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, уч­реждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вто­рым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водным транспортом и т.п.

   К землям специального назначения относятся:

   1. Земли промышленности, энергетики и недропользования.

   К землям промышленности, энергетики и недропользования относят­ся земельные участки, занятые производственными и административ­ными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными пу­тями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженерны­ми коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и дру­гими объектами, используемыми для нужд промышленности, энергети­ки и недропользования.

   2. Земли энергетики.

   Землями энергетики признаются:

* земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других элек­тростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

* размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключатель­ных, распределительных и секционирующих пунктов и других соору­жений и объектов энергетики.

   3. Земли, предоставленные для разработки недр.

   Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, явля­ется то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельно­го фонда России, не отграничиваются от других земель по непосред­ственному целевому назначению. Одна­ко эти земли имеют специфику в правовом режиме, которая определяется особенностью недр как самостоятель­ного объекта права федеральной собственности российского госу­дарства.

   Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: зем­лепользованием и недропользованием, т.е. совместным земельным и горным правовым регулированием.

   Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпри­нимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону, кооперативные организации, акционерные обще­ства и другие структуры, в отдельных случаях - могут быть только государственные предприятия, например для добычи радиоактивного сырья.

   Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может про­изводиться как государственными, так и частными предприятиями на основании лицензии.

   Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др. Их строительство осуществляется на основании лицен­зии.

   Пользование недрами бывает срочным и бессрочным.

   Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

   Виды платежей: 1) разовые платежи за пользование при поступле­нии определенных событий оговоренных в лицензии; 2) регулярные платежи за пользование недрами; 3) плата за геологическую инфор­мацию о недрах; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за лицензии.

   Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, устано­вленные законодательством РФ. Добытые полезные ископаемые могут находиться в государственной собственности субъектов РФ, муници­пальной и частной собственности.

   4. Земли транспорта. Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутренне­го водного и трубопроводного транспорта для осуществления возложен­ных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, рекон­струкции, ремонту, развитию и строительству разного рода зданий и со­оружений и других объектов транспорта. К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водными и иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта: автотранспортными, вагон­ными и иными депо, автовокзалами, администрацией железных дорог, железнодорожными вокзалами и т.п. (ст. 90 ЗК РФ).

   5. Земли связи, радиовещания, телевидения и информати­ки. Земельные участки данного вида хозяйственных объектов можно подразделить на три основных вида:

  » занятые под служебными зданиями и предприятиями связи, радиовещания, телеви­дения и т.п.;

  » занятые под опорами воздушных линий связи;

  » под которыми находятся подземные кабельные сети и которые являются охранной зоной для последних.

   6. Земли обороны, безопасности и космической деятельно­сти. К землям обороны, безопасности и космической деятельности отно­сятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельно­сти войсковых частей, образовательных учреждений, реализующих воен­ные профессиональные образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспе­чению.

   7. Земли специального назначения. В земельном законодатель­стве не отработан должным образом правовой механизм управления некоторых видов использования земель специального назначения. В частности, землепользование атомных электростанций, в прилегающих местностях к которым должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности; землепользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

   Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общена­ционального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.

   Земли особо охраняемых территорий, несмотря на их зна­чительные различия, обладают единством правового режима; все они изъяты из активной хозяйственной деятельности в интере­сах настоящего и будущих поколений в установленном государ­ством порядке.

   Правовой статус природных объектов, расположенных на указанных землях, подразделяется на общий (типовой) и специ­альный (индивидуальный).

   Согласно ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответст­вии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полно­стью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

   В состав земель особо охраняемых территорий относятся земли:

   1. Государственные природные заповедники (ст. 6—9 Феде­рального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они расположены на зем­лях природно-заповедного фонда. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета;

   2. Национальные парки (ст. 12—17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они размещены на землях природно-заповедного фонда (ст. 95 ЗК РФ). Национальные парки являются природоохранны­ми, эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, тер­ритории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого ту­ризма.

   3. Природные парки (ст. 18—21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они находятся на землях природно-заповедного фонда.

   Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объек­ты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просве­тительских и рекреационных целях. Природные парки являются юридическими лицами и финансируют­ся за счет средств субъектов РФ.

   4. Государственные природные заказники (ст. 22—24 Феде­рального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ. Они расположены на зем­лях природно-заповедного фонда. Государственными природными заказ­никами являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компо­нентов и поддержания экологического баланса. Они могут иметь различный профиль: комплексный (ландшафтный), предназначенный для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ланд­шафтов); биологический (ботанический и зоологический), предназначен­ный для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, на­учном и культурном отношениях; палеонтологический, предназначенный для сохранения ископаемых объектов; гидрологический (болотный, озер­ный, речной, морской), предназначенный для сохранения и восстановле­ния ценных водных объектов и комплексов неживой природы.

   5. Памятники  природы  (ст.  25—27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Земли, занятые памятниками природы, относятся к землям природно-заповедного фонда. Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты ес­тественного и искусственного происхождения. Памятники природы мо­гут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ.

   Особенности правового режима земель, занятых памятниками при­роды, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, досто­примечательные горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полез­ных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живопис­ные скалы, метеоритные карьеры, отдельные редкие или исторически ценные деревья и т.п.).

   6. Дендрологические парки и ботанические сады (ст. 28—30 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они расположены на землях природно-заповедного фонда. Дендрологические парки и бота­нические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях со­хранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осу­ществление научной, учебной и просветительской деятельности. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть как фе­дерального, так и регионального значения и образуются соответственно решениями представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов РФ.

   Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается их администрацией; научно-экспери­ментальную, доступ в которую имеют научные сотрудники; админист­ративную.

   7. Земли природоохранного назначения. В состав земель при­родно-заповедного фонда включаются земельные участки с природ­ными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, на­учное, эстетическое, культурное и рекреационное значение. К ним от­носятся земли водоохранных зон, рек и водоемов, запретных и нерестоохранных полос; занятые лесами, выполняющими защитные функции; земли зон, округов санитарной охраны; занятые уникальны­ми типичными и редкими ландшафтами; занятые противоэрозийными и полезащитными лесонасаждениями; другие земли, выполняющие при­родоохранные функции (ст. 97 ЗК РФ).

   8. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. К этим землям относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обладающие природными лечебными ресурсами (месторожде­ниями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благо­приятным климатом и иными природными факторами и условиями, кото­рые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний. К ним относятся земли курортных зон и лечебно-оздорови­тельных местностей, т.е. земли, обладающие природными лечебными свой­ствами, минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климати­ческими и иными условиями, благоприятными для профилактики и лече­ния заболеваний и для отдыха населения (ст. 96 ЗК РФ).

   Лечебно-оздоровительная местность — это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации ле­чения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

   Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактиче­ских целях особо охраняемая территория, располагающая природны­ми лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зда­ниями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

   9. Земли рекреационного назначения. К землям рекреацион­ного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности населения. В их состав входят выделенные в установленном порядке участки земли, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, турбазы и т.д. (ст. 98 ЗК РФ).

   Данные земельные участки  можно подразделить на три основных вида:

• занятые территориями учреждений для отды­ха (санаториями, пансионатами, домами отдыха, туристическими база­ми, пионерскими и спортивными лагерями и т.п.);

• по которым проходят учебно-туристские тропы, маркиро­ванные трассы, расположенные вне земель оздоровительного назначе­ния. Они выделяются по согласованию с пользователями земель и могут подлежать изъятию;

• земли пригородных зеленых зон и земельные массивы, находящи­еся за пределами городской черты, занятые зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, явля­ющиеся местом отдыха населения.

   10. Земли историко-культурного назначения. К землям ис­торико-культурного назначения относятся земельные участки:

»  памятников истории и культуры, в том числе археологических, объектов и структур;

»  организации хранения памятников истории и культуры (музеев-, усадьб, музеев-заповедников и других музеев);

»  достопримечательных мест, нахождения исторических промыслов, производств и ремесел; исторических поселений;

»  военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).

   11. Особо ценные земли. К ним относятся земельные участки, в границах которых имеются природные и историко-культурные объек­ты, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образо­вания, виды растений и животных, стационарные опытные участки научно-исследовательских учреждений) (ст. 100 ЗК РФ).

Земли лесного, водного фонда и земли запаса

   Согласно ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее вос­становления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

   В соответствии со ст. 7-11, 19, 20 ЛК РФ, все многолетние насаждения делятся на следующие группы:

  = лесной фонд - совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды;

  = леса, не входящие в лесной фонд, - это леса, расположенные на землях городских и
сельских поселений, а также на землях обороны и безопасности, которые имеют
специфическое назначение и нуждаются в особом правовом регулировании;

  = древесно-кустарниковая растительность - это многолетние насаждения и кустарники, не входящие в лесной фонд и расположенные на различных категориях зе­мель: на земельных участках, предназначенных для садоводства, дачного строи­тельства, землях поселений, землях промышленности и иного специального назна­чения и т.д.

   В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп.

   К лесам первой группы (ст. 56 ЛК РФ) относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздорови­тельных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

   Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

  запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

  запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

  противоэрозионные леса;

  защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

  государственные защит­ные лесные полосы; ленточные боры;

  леса на пустынных, полупустынных, степных, лесо­степных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

  леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; ле­са первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

  леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы;

  леса, имеющие научное или историческое значение;

  памятники природы; орехово-промысловые зоны;

  лесоплодовые насаждения;

  притундровые леса;

  леса государственных природных заповедников;

  леса национальных парков;

  леса природных парков;

  заповедные лесные участки.

   К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населе­ния и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохран­ные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имею­щие ограни-ченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточ­ными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

   К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Они разде­ляются на освоенные и резервные леса.

   К землям водного фонда, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ, относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяе­мые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических соору­жений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

   Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанав­ливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предот­вращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

   В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

   К землям запаса (ст. 103 ЗК РФ) относятся земли, находящиеся в государ­ственной или муниципальной собственности и не предоставленные к гражданам и юри­дическим лицам. В то же время, к землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

   Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.

   Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных кате­горий, и их особенностью является то, что их целевое назначение еще не определено.

Перегородки из стекла

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!