ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ » Тема 3 "ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУРСА «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО"

Тема 3 "ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУРСА «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО"

«История формирования курса «Земельное право»

 

   Учебная дисциплина отличается от отрасли изучаемого права тем, что:

  = в учебной дисциплине изучаются и те правовые вопросы, которые не входят в предмет правового регулирования для надлежащего усвоения материала (например, трудовых отношений, которые входят в предмет регулирования трудового права);

  = система учебного курса не всегда совпадает с системой отрасли права в силу логики изложения курса, исключающей дублирование учебного материала.

   Анализ истории формирования указанного учебного курса позволяет выделить следующие этапы.

  Первый этап — период до 1938 г., когда дисциплина «Земельное право» не имела самостоятельного статуса, а преподавалась в качестве земельно-колхозного права.

   Структура учебников этого периода была различной, однако во всех давалось понятие земельного права и особое внимание уделялось раскрытию понятия трудового землепользования, являвшегося центральным институтом не вполне сформировавшейся еще отрасли земельного права.

   Вместе с тем в учебниках начинает появляться исследование правового режима природных объектов, связанных с землей, режима государственных земельных имуществ.

   Второй этап — период после 1938 г. до середины 1980-х гг., когда в вузах страны преподавалась дисциплина «Земельное право» в широком смысле, поскольку:

  а) земельное право официально отпочковалось в самостоятельную учебную дисциплину и изучается отдельно;

  б)внутри дисциплины все глубже раскрываются ее институты, касающиеся  природных объектов, находящихся в неразрывной связи с землей, — недра, воды, леса, поскольку раскрытие правового режима земель, занимаемых этими объектами, не может быть полным без раскрытия правового режима самих объектов.

   За этот период преподавание обогатилось целым рядом учебников по земельному праву, написанных в разные годы и разными авторами.

   Если первый этап характеризовался обретением дисциплиной «Земельное право» своей самостоятельности, то второй этап характеризует процесс внутреннего совершенствования этой дисциплины.

   На формирование и развитие курса «Земельное право» влияют объективные и субъективные факторы.

   К числу объективных факторов относится развитие производственных отношений и формирование законодательства. Так, использование земли и природных объектов (недр, вод, лесов) осуществлялось без надлежащего учета их природных экологических связей, в результате чего использование одного объекта зачастую осуществлялось во вред другому. В результате возникшей угрозы глобального кризиса в природе земельное законодательство стало развиваться в сторону экологизации, что и сказалось на преподавании курса.

   К числу субъективных факторов относятся также состояние научной мысли, роль конкретных лиц в науке, поддержка или оппонирование развитию той или иной правовой школы и т.п. Например, в земельно-правовой науке длительное время существовала идея, что исключительная монополия государства на земельную собственность является, чуть ли не панацеей от всех бед: уничтожает возможность эксплуатации человека человеком, дает беспрепятственный простор размещению производительных сил на территории страны и т.д. Однако игнорировался тот важнейший факт, что монополия такой соб­ственности отчуждает производителей продукции от конечного результата своего труда, а государство лишается возможности надлежаще стимулировать производителя в эффективном использовании земель.

   В 1970 гг. прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 1980 гг. в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона — законы РСФСР об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

   В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета — курса «Природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды», в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.

   Однако учебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируя углубление научных исследований. Выяснилось, что природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового регулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостности окружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина «Экологическое право» и был издан первый в России учебник.

   Казалось бы, оптимальный вариант найден, земля урегулирована как экологический объект со всеми его связями, и в учебной дисциплине, по крайней мере, проблемы устранены.

   Однако вскоре выяснилось: оказывается, сложно вести преподавание правового регулирования земли как экономического ресурса и как экологического объекта в одном и том же курсе. Вначале необходимо изучить курс «Земельное право», т.е. регулирование экономических земельных отношений, а уже потом переходить к изучению курса «Эко­логическое право», т.е. изучать правовое регулирование экологических общественных отношений.

   Данное обстоятельство вынудило вернуться к дисциплине земельного права, однако пользоваться старыми учебниками уже нельзя: перестройка в законодательстве допустила в сферу земельных отношений рыночную специфику, российское законодательство меняется, а союзное устраняется.

   В соответствии с этим изменяются и прежние институты, да и структура земельного права в целом. Так, государственное управление землепользованием меняется на государственное регулирование, а это — качественно иная форма правового воздействия; на смену институту права исключительной государственной собственности на землю пришел новый институт — право частной и коллективной собственности на этот объект; в связи с правом свободного хозяйствования на земле, провозглашенным новым законодательством, появились новые правовые институты, а также новые категории земельного фонда (земли рекреационного, историко-культурного назначения и т.п.), а значит, и новые институты в Особенной части курса «Земельное право».

   Возрождение курса «Земельное право» способствует и возрождению науки «Земельное право», а последняя совершенствует курс, наполняя его результатами исследований.

   Совершенствование и развитие курса «Земельное право» осуществляется по двум противоположным направлениям одновременно:

  = совершенствуется и углубляется специфика земельно-правового регулирования отношений, отделяясь от смежных правовых форм. Так, со временем в налогово-правовом механизме появятся специфические положения, учитывающие особенность земли как объекта налогообложения, специфические правила и др.;

  = происходит процесс интеграции, взаимодействия и взаимопроникновения норм права разных отраслей. Например, в сферу земельного права вторгаются нормы трудового права, регулирующие процедуру исполнения работником своих обязанностей в сфере хозяйственной эксплуатации земель; нормы гражданского права все активнее вторгаются в действие норм земельного права. Роль гражданского права особенно возросла после принятия ГК РФ.

   Кроме того, отраслевые правовые науки взаимодействуют и взаимно обуславливают развитие фундаментальных правовых наук, получая одновременно от них стимул к развитию.

   На состояние, содержание и развитие правовых наук влияет состояние законодательства, развитие которого в свою очередь зависит от развития правовых наук.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!