ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ » Тема 2 "ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД"

Тема 2 "ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД"

«Правовое регулирование земель в постсоветский период»

 

1. Земельный строй в России в годы советской власти

Ленинский Декрет о земле

   С первых дней февральской революции 1917 г. начались работы по подготовке аграрной реформы, руководство которыми постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. было возложено на Главный земельный комитет при Министерстве земледелия. Однако дело двигалось медленно.

   Охваченное мыслью о переделе земли, крестьянство стихийно стремилось овладеть землей, что вынудило Временное правительство издать ряд карательных постановлений. Несмотря на принимаемые меры, земельные и имущественные правонарушения в стране приобретали все больший размах.

   «Подливали масла в огонь» политические партии, рвущиеся к власти, подстрекая население к самовольным захватам земли. Так, В.И. Ленин в открытом письме к делегатам Всероссийского съезда крестьянских депутатов призывал крестьян не дожидаться созыва Учредительного собрания, а тотчас же брать земли в свои руки, т.е. к самовольному захвату земель.

   В этих условиях от крестьянских масс поступило 242 наказа делегатам I Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов, которые были положены В.И. Лениным в основу первого земельного закона пролетарского государства. Декрета о земле, получившем название ленинского.

   Основные положения Декрета сводились к отмене частной собственности на землю, обращению ее в народное достояние, приоритетному пользованию землей трудящимися, принудительному характеру земельных преобразований и т.п.

Декрет действовал в течение шести лет, но положения его легли в основу советского законодательства, регулировавшего земельные отношения на протяжении всего периода строительства социализма в России.

   Реализация положений Декрета о земле на местах, в губерниях, уездах России была обеспечена заменой земельных комитетов.

   Декрет о земле быстро дополнялся специальными декретами. Так, были приняты Декрет ВЦИК от 9 февраля 1918 г. «О социализации земли», Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».

   С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Вначале кодификация была осуществлена на республиканском уровне созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. и аналогичных кодексов в союзных республиках, а затем — на союзном уровне принятием Общих начал землепользования и землеустройства. Впоследствии ход кодификации и изменений законов шел в обратном направлении: вначале кодификация осуществлялась на союзном уровне, а затем — на республиканском. Так, в 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 г. на базе этих Основ принят Земельный кодекс РСФСР.

Социалистическая реформа в земельных отношениях

   Начиная с 1928 и по 1986 г. почти ежегодно принимались постановления о меро­приятиях по посевным и уборочным работам. Как правило, они принимались совместно правительством и ЦК коммунистической партии. Эти постановления вводили принудительные обязанности.

   Реформа земельных отношений, в этот период, характеризовалась следующими особенностями:

  • укрепление правового статуса госхозов (совхозов);

  • организация массовой кооперации крестьянства в колхозы и иные формы коллективных хозяйств;

  • наступление на частный сектор земледелия, ст. 46 Положения о социалистическом землеустройстве запрещала рабочим или служащим совхозов заводить в хозяйствах собственных животных, птиц, огороды;

 • применение преимущественно административных методов государственного руководства, управления и регулирования земельных отношений;

  • опора на добросовестность людей без увязки с личной заинтересованностью в результатах производства;

  • применение внеэкономического принуждения в использовании земель, что можно было реализовать лишь при наличии учета и контроля за мерами труда и мерами потребления, с 1939 г. введен обязательный минимум трудового участия колхозника (трудодни) в колхозном производстве, введены трудовые книжки и т.д.;

  • резкое несоответствие между интенсивностью государственных мероприятий (подчас расточительных) по регулированию землепользования и малоэффективными результатами сельхозпроизводства;

  • консерватизм и бюрократизм методов регулирования сельскохозяйственных и земельных отношений;

  • порочность всей системы социалистических отношений, что доказал провал крупных реформ 1953 г., 1965 г., Продовольственной программы 1982 г., внедрения внутрихозяйственных методов повышения производительности сельскохозяйственного производства. Упадок сельского хозяйства достиг критической черты. Потребовалась радикальная реформа не только земельного, но и всего строя России, демократизация общества.

   Возврат к рыночным отношениям в землепользовании начался с 1987 г., когда после длительного запрета была, наконец, предоставлена возможность арендных отношений в земледелии, а также свободной кооперации граждан. Однако расширение сферы товарно-денежных отношений шло медленно, сдерживалось устоявшимися за годы советской власти консервативными традициями. Кроме того, структуры союзного (Союза ССР) уровня долгое время не давали России обрести надлежащий суверенный статус.

 

2. Трансформация земельного права России в постсовет­ский период

Реформирование земельного строя России после 1990 г.

   С 1990 г. в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. К ним относятся:

  » радикальное изменение отношений собственности: был введен правовой режим равноправного положения всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для собственников по владению, пользованию и распоряжению землей и др.;

  » изменение производственных отношений: право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом, выход гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле;

  » включение производителей сельскохозяйственной продукции в отношения земельной собственности: земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятии, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, могут передаваться в коллективную собственность — совместную или долевую; установлена возможность приобретения земель для сель­скохозяйственного производства, в собственность; предоставлена возможность создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и т.п.;

 » создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами;

 » обеспечение свободного хозяйствования на земле: Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны запрещается. Предусмотрены судебная и арбитражная защита от неправомерных действий государственных, хозяйственных и других органов и организаций, взыскание с них убытков, причиненных незаконным вме­шательством, предусматривались следующие виды ответственности: административная, уголовная и др.;

  » устранение монополистического давления на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений;

  » введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель и через арендную плату. В результате вводится новый метод регулирования режима использования земель — экономико-правовой;

  » приоритет правового статуса сельскохозяйственному использованию земель;

  » устранение несправедливости и неправомерности действий социалистического государства, допущенных в ходе принудительной коллективизации крестьянства, при которой земли крестьян фактически были принудительно изъяты в пользу малоэффективных колхозов, часть из которых трансформировалась в совхозы: земельные участки передаются бесплатно;

  »  здание эколого-правового механизма охраны и рационального использования земель. В земельном законодательстве впервые появляются такие новые экологические понятия, как «экологическая безопасность», «экологическая обстановка на территории», «благоприятная экологическая среда», «устойчивые природные ландшафты», «экологи­ческий правопорядок»;

  »  принятие ряда правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности (чистоты) производимой сельхозпродукции;

  » разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель: приостановка хозяйственной деятельности предприятия, нарушающего режим природопользования; введение экологических требований в сельском хозяйстве (ст. 42 Закона «Об охране окружающей среды»; ст. 94 ЗК РФ).

  » дополнение земельного законодательства новой категорией земель, не знакомой прежнему законодательству, — земель природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения и др.;

 » усиление ответственности за нарушения земельного законодательства: ужесточаются административные санкции; субъектами административной ответственности за нарушения земельного законодательства становятся и юридические лица; расширяется круг лиц, применяющих административные наказания к виновным нарушителям.

   Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе происходит закрепление за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей; уточняются административные границы; выявляются потребности в земле граждан и организаций; формируется специальный фонд земель для последующего распределения; устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель — закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и организациям в соответствии с законодательством.

Постсоветский период в регулировании земель

   С распадом в 1991 г. Союза ССР открылся простор для развития земельного законодательства России, однако оно реализовывалось с пробуксовками, как и ушедшее в историю союзное законодательство.

   Было предусмотрено право частной собственности на земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, а также право собственности юридических лиц на землю.

   В 1992 г. был утвержден порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, согласно которому покупателями земельных участков могут быть любые физические и юридические лица, включая иностранные, а также лица без гражданства.

   Приватизация земельных участков — это передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц тех земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды. Приватизация земельных участков происходит по заявлению граждан и юридических лиц в порядке, установленном земельным законодательством. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц производится в пределах норм, установленных субъектами РФ. Земельный участок, общая площадь которого превышает норму площади для бесплатной передачи его в собственность, выкупается по договорной цене либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или аренде.

   Уменьшение земельных участков, ранее предоставленных гражданам в установленном порядке, при их приватизации без согласия граждан запрещается.

   Никто не может быть обязан приватизировать земельный участок и никому не может быть отказано в приватизации земельного участка, если территориальными планами использования земель и решениями уполномоченных органов допускается приватизация такого земельного участка в данном месте.

   Не допускается продажа земельных участков, занятых муниципальным или государственным жилым фондом, подземными линейными сооружениями.

   Для решения вопроса о приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить: договор, решение суда, постановление органа исполнительной власти и иные документы, бесспорно подтвержающие право собственности на здание, строение или сооружение, находящиеся на земельном участке, если земельный участок застроен; постановление органа исполнительной власти о предо­ставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; план земельного участка; заявление всех собственников здания, строения или сооружения, находящихся на земельном участке.

   В 1993 г. с принятием Конституций РФ реорганизационные меры получили конституционное обоснование, что позволило придать реформированию земельных отношений системный характер.

   Стал использоваться прогрессивный опыт реорганизации сельского хозяйства и распространяться на не реформированные пока предприятия. В частности, этому способствовало принятие постановления Правительства РФ от 15.04.1994 № 324 «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области». Делу реформирования стал придаваться долгосрочный, масштабный характер. Так, в 1996 г. была принята Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

   Введение в России частной собственности на землю и другие вещные права (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ) способствует формированию рынка земли, т.е. земля все активнее включается в гражданский оборот. Это, прежде всего, относится к землям, предоставленным гражданам на праве частной собственности: под ин­дивидуальное жилищное и дачное строительство, под гаражное строительство, садоводство, а в сельской местности — под приусадебные земельные участки.

   Земельный рынок существует там, где имеется широкий слой земельных собственников.

   C начала 1990-х гг. до 1993 г. в Российской Федерации проходил процесс реформирования земельных отношений и переход от закрепления в исключительную государственную собственность к значительному перераспределению земли, передаче ее в негосударственные формы собственности.

   В России продолжается процесс закрепления земли в частную собственность граждан и юридических лиц. Принятие в 2001 г. нового ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» будет способствовать более успешному проведению и завершению земельной реформы в России.

   Многочисленные собственники земли инициируют возникновение земельного рынка, в котором нуждается экономика. Но при этом не следует забывать о том, что земля является особым объектом собственности, нуждающимся в охране и особом режиме использования, которые обеспечиваются нормами земельного права, поэтому необходимо найти разумный баланс соотношения норм земельного и гражданского права в сфере регулирования земельных отношений.

   Стоит заметить, что в России всегда на первом месте стояла проблема исполнения законов (в широком смысле слова), а не проблема качества этих законов.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!