Лекция 10 "СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН"

«Семейное право зарубежных стран»

 

1. Предмет и источники семейного права

Понятие и источники семейного права

   Семейное право является институтом частного права, который входит в состав гражданского права. Поэтому источника­ми семейного права во многих странах являются гражданские кодексы или другие акты гражданского (семейного) законо­дательства, а также судебная практика по семейно-имущественным, т.е. гражданским в своей основе делам. Конечно, имеются определенные различия в конкретных странах. Например, существуют страны с единым семейным правом (ФРГ, Испания, Япония и др.), где при­меняются одинаковые семейно-правовые положения.

   В отдельных странах параллельно действу­ет несколько систем семейного права, преимущественно в странах с федеральным государственным устройством (Великобритания, Мексика и др.). Наличие нескольких семейно-правовых систем в некоторых странах обусловливается религиозными причинами (Иран и другие мусульманские страны).

   Различия проявляются и в форме выражения семейно-правовых норм в гражданских кодексах отдельных стран. В Германии семейное право составляет специ­альный раздел (книга IV), а во Франции семейно-правовые нормы рассредоточены в двух книгах: в книге I (титулы V—IX) — нормы о брачно-семейных отношениях и в кни­ге III (титул V) — нормы о брачном договоре и о режимах имущественных отношений между супругами. В США с семейным правом отдельных штатов существу­ет рекомендованный для принятия штатами федеральный Единообразный закон о браке и разводе (1970 г.).

   В основе современного семейного права по-прежнему лежат определяемые частнособственническими отношени­ями нормы поведения в области брака и семьи. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия во многих странах проводились реформы семейного законодательства, пик которых прихо­дится на середину 70-х гг. XX в.

   Изменения были внесены в законодательство о браке, разводе, правах несовершеннолетних. Однако пересмотр данных правовых норм не решил имеющиеся социальные проблемы брака и семьи. Так было, на­пример, с итальянским законом о разводе (1970 г.). Играя на религиозных чувствах католиков, эти круги призывали их выступить за отмену закона, так как введение развода якобы было бы катастрофой для итальянского общества, основанного на принципе нерасторжимости брака.

Предмет семейного права

   Семейное право регулирует два крупных блока отношений: брачно-семейные  и между родителями и детьми. В свою оче­редь внутри этих разделов важное значение имеют нормы о заключении брака, об отношениях между супруга­ми, о расторжении брака и его последствиях.

   Законодательство зарубежных стран не дает определения брака. Обычно гражданские кодексы и иные акты семейного законодатель­ства регламентируют условия вступления в брак. Многие зарубежные юристы-ученые акцентируют свое внимание больше на понятиях се­мья, родство, юридическое и биологическое происхождение человека («происхождение по крови»).

   По смыслу семейно-правовой доктрины брак — это либо сделка (договор), либо добровольный по­жизненный союз, либо просто партнерство. По мнению С. Вагацумы и Т. Ариидзуми, отношение между супругами — это отношения «договорные», а «действия по изменению брачно-семейных отношений» называются «брачно-семейными сделками». Как договор квалифицирует «супруже­ский союз» титул V ФГК.

   Оценка брака как сделки наиболее отвечает сути его, прежде всего применительно к имущим слоям населения. Брак между их представителями — это действительно сдел­ка, содержание которой в большей мере сводится к регули­рованию имущественных отношений партнеров, к опреде­лению правового режима имущества супругов. Например, брачный контракт Жаклин Бувье (вдовы Дж. Кеннеди) и ее второго мужа Аристотеля Онассиса включал 173 пункта. В нем было оговорено все — вплоть до ежемесячных расходов Жаклин на покупку новых платьев (10 тыс. долл.) и оплату телохранителей (6 тыс. долл.).

Оформление брака

   Согласно зарубежному праву брак может заключаться в различной форме:

  в гражданской форме (Франция, ФРГ, Япония);

  в гражданской или религиозной форме — по выбо­ру супругов (Испания, Италия, Англия, Канада.

  по обрядам иных, нежели ан­гликанское, вероисповеданий - признается гражданским (Англии);

  только в религиозной форме (Лихтенштейн, Израиль, неко­торые штаты США и отдельные провинции Канады, ислам­ские страны — Иран, Ирак и др. До 1982 г. Греция).

   Правовые последствия порож­дает в одних странах только гражданский брак, т.е. зареги­стрированный государственными органами, в других — в равной мере как гражданский, так и церковный брак и в третьих — лишь церковный брак.

   Интересен факт: в странах с альтернативной формой ре­гистрации брака доля браков, сопровождающихся церков­ной церемонией (венчанием), неуклонно падает. В католических странах (Испания, Италия и др.) заключение брака в церковной форме предполагает обязательное последующее уведомление государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосоче­тания. Обязательный гражданский брак после его регистрации может быть по желанию супругов дополнен обрядом церковного венчания.

   Формально вступление в брак является делом добро­вольным. Однако фактически нередко браки (особенно со стороны женщин) заключаются под влиянием материаль­ных обстоятельств. Помимо фактических браков по рас­чету в некоторых странах религиозные догмы прямо дискриминируют женщин при вступлении в брак. В мусульманских странах отец вправе первый раз сам вы­давать замуж дочь, в том числе иногда и против ее воли («джабр»).

   В Японии традиционно родители подбирают своим детям будущего супруга. Поэтому Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (10 декабря 1962 г.) пред­усматривает необходимость полного и свободного согласия на брак обоих сторон. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных пра­вах (16 декабря 1966 г.) «брак должен заключаться по сво­бодному согласию вступающих в брак» (п. 1 ст. 10).

   Процедура оформления брака неодинакова в различных странах, но во многих странах она состоит из двух частей: подготовительной и основной.

   На первой производится оглашение, обеспечивающее гласность брака и предоставляющее заинтересованным лицам возможность заявить свои возражения. Процеду­ра оглашения выражается в доведении до всеобщего све­дения имен вступающих в брак: либо в церкви во время воскресных служб (при церковном бракосочетании), либо в государственном органе, ведающем регистрацией бра­ков, — путем вывешивания на видном месте информации о предполагаемом браке со сведениями о будущих супругах. В некоторых странах (в Испании) в порядке ис­ключения допускается «тайный» брак, т.е. брак без предва­рительного оглашения.

   В других странах вместо оглашения может быть полу­чено разрешение (лицензия) церковных или гражданских (светских) властей, ведающих регистрацией браков (Англия, США). Для получения срочной лицензии, действительной от одного месяца до одного года, стороны обязаны клятвен­но или под присягой заявить об отсутствии препятствий к браку. ФГК предусматривает представление всту­пающими в брак медицинских свидетельств. При этом в отличие от ряда штатов США, результаты медицинского обследования не отражаются в свидетельствах и, в принципе, не препятствуют вступлению в брак.

   В отдельных странах браку предшествует помолвка, т.е. договор о будущем вступлении в брак. Помолвка — своео­бразный ритуал, обставляемый определенными бытовыми действиями. Например, по японским обычаям помолвка сопровождается обрядом обмена подарками, хотя это и не обязательно. При нарушении договора помолвки одной из сторон ее принудительное исполнение не допускается. Од­нако нарушение помолвки без надлежащих на то оснований порождает обязательство возмещения ущерба, причиненно­го другой стороне.

   Об­мен подарками при помолвке представляет собой взаимное дарение вещей для будущей супружеской жизни. Поэтому если помолвка не заканчивается браком, подобное дарение вследствие недостижения своей цели может рассматривать­ся как неосновательное обогащение и вне зависимости от того, на ком лежит ответственность за незаключение брака, даритель вправе потребовать от одаренного возвращения подарка.

   Во многих мусульманских странах мужчина предостав­ляет будущей жене имущественные ценности («махр»): одежду, деньги, строение или земельный участок. В Индии сравнительно недавно на смену обычаю требования за не­вестой приданого (даури), приводившему к многочислен­ным самоубийствам женщин из малообеспеченных семей, которые были не в состоянии это требование выполнить, пришел закон, допускающий обмен свадебными подарками с составлением их полного списка, указанием стоимости, имени и степени родства дарящего. Список должны подпи­сать жених и невеста. Вымогательство даури преследуется тюремным заключением до двух лет и штрафом до 10 тыс. рупий.

   Непосредственно брак заключается публично, при сви­детелях. При церковной форме брак обычно должен быть заключен в церкви, в которой произведено «оглашение», или указанной в лицензии на брак. По общему правилу бракосочетание осуществляется в присутствии обеих сто­рон. Представительство при заключении брака допускается в отдельных странах лишь в порядке исключения.

Условия заключения брака

   Законодательство и практика всех стран предусматри­вает комплекс условий, необходимых для заключения бра­ка, не соблюдение которых может привести к признанию брака недействительным и его аннулированию. Некоторые из таких условий продиктованы тем, что «брачно-семейные отношения представляют собой основу развития нации и источник движущий силы народа, поэтому государ­ство не может оставаться безучастным и должно заботиться о правильном и здоровом развитии семьи». Наиболее важ­ные условия заключения брака состоят в следующем.

  1. Добровольность вступления в брак.

  2. Наличие брачного совершеннолетия, т.е. достижение вступающими в брак определенного возраста. В разных странах этот возраст колеблется от 15 лет (для женщин во Франции) до 19 лет (в некоторых провинциях Канады). Ка­кой-либо общей закономерности в возрасте брачного совер­шеннолетия нет. Есть лишь частные. Это — разный возраст для мужчин и женщин, снижение этого возраста в некото­рых странах (например, во Франции, Англии и ФРГ брач­ный возраст для мужчин был снижен с 21 года до 18 лет).

   В конкретных случаях возможна диспенсация (сниже­ние) брачного возраста при наличии серьезных причин по решению компетентных органов — суда, прокуратуры, министра юстиции. В некоторых странах возможна диспенса­ция до 14 лет и даже ниже (чаще всего — при беременности невесты). Формально на брак несовершеннолетних во мно­гих странах требуется согласие их законных представите­лей («родительское благословение»). Отказ родителей дать свое согласие на брак в ФРГ может быть обжалован несо­вершеннолетним в суде .

   Несмотря на возможность достаточно раннего оформления брака молодые люди в западных странах не спешат ею воспользоваться: если раньше в возрасте до 20 лет выходила замуж каждая третья англичанка, то теперь — каждая пятая. Большинство англичан женятся и выходят за­муж в возрасте 25—30 лет. Причины: безработица, отсутствие самостоя­тельного жилья и другие нужды.

  3. Несостояние в бра­ке. То есть современное семейное право развитых стран ба­зируется на принципе моногамии — союзе одного мужчины с одной женщиной. Поэтому, как гласит ст. 147 ФГК, нельзя заключать второй брак до расторжения первого. Полигам­ные браки сохраняются лишь в некоторых мусульманских странах. Во всяком случае даже в такой стране, как Египет, существует моногамный брак и разрешения полигамии до­биваются лишь мусульманские фундаменталисты. Семей­ный кодекс Алжира (1984 г.) разрешает мужчине иметь до четырех жен.

  4. Степень родства вступающих в брак. Обычно брачующиеся не состоят ни в каком родстве. Но, их определенное родство не исключается. Поэтому закон ста­вит пределы родства и свойства брачующихся. Существую­щий во всех цивилизованных странах запрет браков между близкими родственниками (кровосмесительных браков) объясняется как физиологическими, так и моральными со­ображениями.

   В большинстве стран запрещены браки между восходя­щими и нисходящими родственниками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами. В одних странах допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами (Англия, многие штаты США), а в других — нет. Во Франции допу­скаются браки между дядями и племянницами, тетками и племянниками. Родственные браки часто служат цели концентрации семейного имущества.

   В Швеции запрещены только браки между близкими родственниками. Более того, даже допускается диспенсация браков между единородными братьями и сестрами. Во Франции запрещены браки между свойственника­ми при жизни лица, через которое установлены отношения свойства. Поэтому, например, мужчина при жизни своего сына не может жениться на его бывшей жене. Запрещаются браки между усыновителями и усынов­ленными (Франция и др.). В ФРГ брак усыновителя с удо­черенной прекращает отношения по удочерению.

   В последнее время нетрадиционное условие вступления в брак регламен­тируется законодательством ряда стран: принадлежность вступающих в брак к разному полу. Раньше это подразумевалось даже если не было пред­усмотрено законом (как «союз мужчины и женщины»). В некоторых штатах США в ряде прецедентов также установ­лена недопустимость браков лиц одного пола. Аналогичные проблемы возникли и в судебной практике Франции. Это является следствием активизации в последние годы движения сексуальных меньшинств, требующих брачно-семейной легализации их связей.

   В практике иногда возникает также проблема опреде­ления пола некоторых лиц, вступающих в брак. В таких случаях вопрос о характере физиологической аномалии и возможности заключения брака решается компетентным органом, например в Англии — судом, а в Италии — прокуратурой. Непредсказуемость социальных мотиваций поведения некоторых представителей мужского пола, осу­ществляющих операции по преобразованию их органов в женские с последующим «выходом замуж», ставит перед семейным правом новые проблемы.

   Кроме перечисленных условий и запретов на всту­пление в брак, связанных, в частности, с состоянием здо­ровья (душевная болезнь, венерические заболевания — по законодательству Англии и некоторых штатов США), в отдельных странах существуют и другие ограничения и за­преты на брак. Например, запрет женщине вступать в новый брак после: смерти мужа, развода или признания брака недействительным в течение установленного в законе («траурного») срока: во Франции и Швейцарии — 300 дней, в ФРГ- 10 месяцев. Цель подобных запретов — стремление пре­дотвратить возможные споры об установлении отцовства и о наследстве.

   В ряде американских штатов сохраняются временные ограничения на вступление в повторный брак супруга, ви­новного в разводе (по причине, как правило, супружеской измены). Запрет на брак (без специального разрешения церковных властей) существует в некоторых странах, на­пример, в Испании для священнослужителей.

Прекращение брака

   Брак прекращается вследствие: признания его недей­ствительным из-за несоблюдения установленных условий его заключения; смерти либо объявления умершим одно­го или обоих супругов; расторжения брака, т.е. развода. В большинстве зарубежных стран существует принцип свобо­ды развода. Однако до сих пор сохраняются страны, чье за­конодательство не допускает развода. Это главным образом католические страны: Аргентина, Колумбия и др. Сравни­тельно недавно возможность расторжения брака установ­лена в Италии (1970 г.), Португалии (1976 г.) и Испании (1981 г.). Последней в Европе разрешила в 1995 г. развод католическая Ирландия.

   Вследствие широты применения развода законодатель­ство детально его регламентирует, предусматривая целый комплекс оснований развода. Длительное время развод трактовался как санкция за виновное поведение одного из супругов. Однако по мере развития семейного права и при­нятия новых законов о разводе в Англии, Франции, ФРГ, большинстве штатов США, Скандинавских и других стра­нах развод все более рассматривается как закономерный итог распада (крушения) брака и семьи.

   При формальной свободе развода и формальном равен­стве в возбуждении дела о разводе мужа и жены фактические возможности сторон далеко не равнозначны. В неко­торых странах сохраняется и формальная дискриминация женщин в праве на развод — прежде всего в мусульманских странах. По общему правилу «развод означает прекращение брака, осуществляемое по воле одного или обоих супругов при их жизни». Вследствие этого в некоторых странах для получения развода действительно достаточно заявления об этом обоих или даже одного из супругов. Примером может служить Швеция, где лишь в случае одностороннего заявле­ния развод производится не сразу, а после шестимесячного «периода размышления» (если у супругов от брака имеют­ся несовершеннолетние дети). Но даже этот срок не приме­няется, если в течение двух лет супруги жили отдельно.

   В большинстве же других стран основанием для развода является распад брака. При этом в отдельных странах «не­поправимый распад брака» вообще является единственным основанием его расторжения (Англия, ФРГ, некоторые шта­ты США). Свидетельством распада брака может служить: длительное раздельное проживание супругов; серьезные разногласия между супругами; супружеская измена, после которой совместная жизнь для другой стороны «неперено­сима»; «жестокое поведение», включая жестокое обраще­ние, злоупотребление алкоголем и уход из дома; оставление одним из супругов семьи на длительный срок.

   Во Франции, кроме распада семьи, брак может быть рас­торгнут также вследствие прекращения совместной жизни: когда стороны не живут вместе в течение последних шести лет или когда один из супругов в течение того же срока стра­дает психическим заболеванием и возможность восстановле­ния семейной жизни маловероятна (ст. 237—241 ФГК). Раз­вод может также быть своеобразной санкцией за вину одного из супругов, доказательствами которой служат супружеская измена или осуждение за уголовное преступление. В США наряду с другими (душевная болезнь, длительное раздельное проживание и т.п.) безвиновным основанием расторжения брака признается «несовместимость характеров супругов». Положение о распаде семьи как основании для развода при­меняется и в Японии.

   Таким образом, в развитых зарубежных странах чет­ко проявляется тенденция отступления от традиционного принципа «вины» и концепции санкции в правовой ре­гламентации расторжения брака и перехода к более про­грессивному и либеральному пониманию развода как факта непоправимо распавшегося брака. Вместе с тем в группе мусульманских стран в соответствии с догмами ис­лама, предписаниями Корана и шариата применяются иные принципы расторжения брака, нередко ставящие мужа в привилегированное положение по сравнению с женой. Допускается односторонний отказ мужа от жены путем троекратного устного произнесения при свидетелях слова «уходи» («талак»). Жена может выкупить себя у мужа по договору либо путем простого платежа мужу соответству­ющего возмещения («кула»). Судебный порядок расторже­ния брака («фаск») возможен в случае жестокого обра­щения мужа с женой и постоянного непредоставления им содержания. При этом нарушение мужем супружеской вер­ности не является основанием для развода. Таким основа­нием служит лишь оскорбительное обвинение мужем своей жены в неверности. Стремясь несколько смягчить тяжелое положение женщин в вопросах брака и развода, принятые в некоторых мусульманских странах семейные акты дают им возможность добиваться развода и по другим основани­ям. Например, согласно Семейному кодексу Алжира 1984 г. жена вправе потребовать развода, если муж предварительно не оповестит ее о намерении вступить в новый брак (в по­рядке реализации им своего права иметь до четырех жен).

   Процедура развода в различных странах либо чрезмерно усложнена (обязательное участие адвокатов — в ФРГ, дли­тельное проживание в штате по месту развода — в отдель­ных штатах США), либо, напротив, упрощена (например, в некоторых штатах Мексики супруги могут осуществлять бракоразводный процесс, посылая свои заявления по по­чте). Непосредственно решение о разводе принимают суды либо органы регистрации актов гражданского состояния.

   Во многих странах, прежде всего в тех, где не допуска­ется развод, важное значение имеет судебное разлучение супругов. Нередко основанием для подобного акта явля­ются различные брачные правонарушения: супружеская измена, жестокое обращение и т.п. В странах, в которых допускается расторжение брака, решение о разлучении (се­парации) обычно используется в качестве промежуточной «операции» перед разводом (Англия, Франция и др.). В некоторых католических странах супруги вправе заклю­чить соглашение о раздельном проживании, оговорив его имущественные и личные условия (вплоть до сохранения супружеской верности на время действия соглашения).

   Расторжение брака влечет комплекс важных правовых последствий не только для бывших супругов, но и для их детей. Последствия развода могут регламентироваться супругами в договоре. Один из практически наиболее важных вопросов связан с взаимным содержанием разведенных су­пругов. Другой вопрос — раздел имущества. Имеются и про­блемы личного характера, в частности о сохранении общего имени (фамилии) или возврата к добрачному имени.

   На регламентацию отношений по взаимному алиментированию супругов после развода оказывает влияние общий отказ от взгляда на развод как наказание (кару) за вину, как на санкцию за брачное правонарушение. В настоящее время законодательство большинства стран устанавливает равную для мужчины и женщины обязанность оказывать друг другу материальную помощь. При этом учитывается (в том числе и в странах, не предусматривающих алиментирования бывших супругов) такие факторы, как: состояние здоровья, возраст, уровень жизни в течение брака, материальные нужды, ны­нешнее и будущее финансовое положение бывших супругов. Столкнувшись с проблемой обеспечить одному из бывших супругов материальную помощь, суды иногда учитывают и отсутствие у них работы, невозможность найти ее.

   Обычно считают, что низкое число разводов свидетель­ствует о стабильности семьи. Однако нельзя не учитывать объективных причин подобной стабильности. Например, по данным статистики Японии на тысячу браков в год при­ходится всего полтора развода, это в два раза меньше, чем в Великобритании, и в четыре раза меньше, чем в США. Но причина стабильности вовсе не в том, что 40% браков в Японии заключается при посредстве брачных агентов и не зависит от превратностей любви. Главное тут в эконо­мически зависимом положении женщин. Молодая японка, выходя замуж, по издавна сложившейся традиции, как пра­вило, оставляет работу и всецело посвящает себя мужу и детям (традиция эта хотя и уходит в прошлое, но медлен­но). В случае развода женщине потом крайне трудно вновь устроиться на работу: срабатывает стереотип, что трудятся только молодые и незамужние девушки (которые, кстати, за равный труд получают зарплату в два раза меньшую, чем мужчины). Наверное, поэтому, согласно опросам, более по­ловины японок сожалеют, что не родились мужчинами.

 

2. Правоотношения в зарубежном семейном праве

Супружеские правоотношения

   Отношений между супругами носят лич­ный и имущественный характер. При этом личным отно­шениям уделяется в законодательстве и судебной практике меньше внимания, чем имущественным. Законодательство большинства стран провозглашает принцип равноправия супругов в браке. Женщина вправе взять фамилию мужа или сохранить девичью фамилию.

   В ФРГ каждый из супругов сам решает при заключении брака вопрос о своей фамилии: «супруги могут определять в качестве общей фамилию мужа или девичью фамилию жены», а «если они не пришли к согласию, общей фамилией является фамилия мужа». Чтобы смягчить подобную явную дискриминацию жены, ГГУ дает право супругу, фамилия которого не является общей, на основании публичного объ­явления государственному служащему «поставить свою до­брачную фамилию перед общей». Привилегированная роль личного имени мужа традиционно наблюдается также в Ан­глии, США, Франции и некоторых других странах.

   Дальнейшая эмансипация женщин и даже формальное уравнение их в правах с мужчинами фактически не дости­гается и в других отношениях. Семейное право отказывает­ся от традиций непререкаемой власти мужа в семье, в том числе в выборе места жительства семьи (домицилия).

   Вместе с этими положениями на практике (Япония) «значи­тельная часть отношений между мужем и женой регулиру­ется обычаями и нормами морали. Гражданским кодексом же ограничивается вопросами общей фамилии супругов, их обязанности совместного проживания, сотрудничества и взаимной помощи, достижения совершеннолетия в ре­зультате заключения брака, права аннулирования договора между супругами и вопросами имущественных отношений между ними».

  Особенности регламентации супружеских отношений в англосаксонских странах. Основное правовое последствие заключения брака в этих странах заключает­ся в объединении личности мужа и жены, в создании ими некоего «консорциума». Ни в английской, ни в американ­ской литературе не дано полного определения данного по­нятия. Кроме собственно обязанности жить вместе и вести совместную жизнь, оно включает другие совместные права и обязанности и, в частности, предусматривает интимность отношений.

  На деле в силу традиций в «консорциуме» сохраняется фактическое главенство мужа. Из числа англосаксонских стран только Канада и лишь в одной из своих провинций (Онтарио) отменила правило об объединении в результате брака личности мужа и жены. В Законе о реформе семейного права (1978 г.) говорится о равенстве супру­гов в общей форме, установлено, что «замужняя женщина обладает юридической личностью, независимой, отдельной и отличной от юридической личности ее мужа».

   Наиболее детально регулируемые семейным правом имущественные правоотношения супругов касаются: ре­жима их имущества, порядка управления им и предостав­ления содержания. Существует три основных вида право­вого режима имущества супругов: общности, раздельности и смешанный режим (иногда называют режимом «отложенной общности»). Юридическим основанием при­менения того или иного режима может быть либо брачный договор, либо сам закон (легальный режим). Как брачный договор, так и закон может предусматривать любой из трех названных режимов имущества супругов.

   Режим своего имущества регламентируют в брачных до­говорах обычно состоятельные супруги. В брачном догово­ре может быть определен статус как добрачного имущества мужа и жены, так и режим имущества, нажитого в браке, а также имущественные санкции в случае развода.

   Легальный режим общности имущества супругов пред­усматривает законодательство Франции, Испании, некото­рых штатов США, режим раздельности — законодательство Англии, некоторых штатов США, других стран. Смешан­ный режим (режим «отложенной общности») существует в ФРГ, Финляндии, Исландии, Швеции, Дании и Норвегии.

   По общему правилу при режиме общности супруги име­ют право общей совместной собственности на имущество, нажитое в браке. Однако и в этом случае имущество, полученное во время брака в дар или по наследству, остает­ся в раздельной собственности. Режим раздельности озна­чает, что каждому из супругов принадлежит не только их добрачное имущество, но и имущество, нажитое в браке на собственные средства. Режим «отложенной общности» означает, что в период нахождения в браке супруги рас­поряжаются имуществом раздельно, а в случае развода их имущество становится общим и делится поровну.

   Некоторые различия существуют и в порядке управления имуществом супругов. Общим имуществом нередко управ­ляет муж. Однако, скажем, распоряжение недвижимостью осуществляют оба супруга. В некоторых случаях закон пря­мо предусматривает равные права супругов на управление имуществом.

   Традиционный принцип взаимного материального со­держания супругов выражается, прежде всего, в обязанности мужа содержать жену — независимо от степени ее нуждае­мости, трудоспособности и наличия собственных источни­ков средств существования. По мере пересмотра основных положений семейного права меняется и принцип содержа­ния в сторону взаимности супружеского участия.

   «Муж и жена обязаны каждый вносить свой вклад в со­держание семьи сообразно своим возможностям» (ФГК). Взаимную обязанность супругов по содержанию семьи и оказанию друг другу материальной помощи закре­пляет и закон ФРГ о равенстве (1957 г.). Вместе с тем в ан­глийском праве в целом сохраняется традиционный подход: обеспечение жены всем необходимым и предоставление ей содержания по-прежнему является одной из основных обя­занностей мужа.

Правоотношения между родителями и детьми

   Значительное внимание зарубежное семейное право уделяет отношениям между родителями и детьми. Эти от­ношения возникают как в браке (рождение и воспитание детей), так и после его расторжения (алиментирование). Происхождение ребенка, рожденного в браке, устанавлива­ется путем регистрации новорожденного с указанием его отца и матери (по обоюдному заявлению супругов). Уста­новление родителей детей, рожденных вне брака (незакон­норожденных), осуществляется их лигитимацией путем вступления родителей в брак после их рождения, а также на основании добровольного заявления отца либо в судеб­ном порядке (Франция, ФРГ, некоторые штаты США). От­ношения между родителями и детьми, аналогичные кров­нородственным, возникают также между усыновителями и усыновляемыми.         

   По законодательству стран континентальной Европы с момента рождения ребенка родители приобретают власть над ним (Франция, ФРГ, Испания, Италия и др.). В силу данной власти родители вправе требовать от детей уваже­ния, почитания и послушания, оказания посильных услуг, неотлучения из дома без разрешения. Кроме того, в необ­ходимых случаях родители вправе обращаться к государ­ственным органам, включая суд, за помощью в воспитании детей или их возвращении домой. Одновременно родитель­ская власть сопряжена с обязанностями «кормить, содер­жать и воспитывать своих детей» (ФГК), а также быть их представителями.

   В странах общего права, в частности в Англии и США, дети с момента рождения поступают «под охрану родите­лей». Данная охрана также предполагает комплекс прав и обязанностей родителей в отношении детей, в том числе право на услуги детей, право быть опекуном их имущества, давать согласие на их лечение, истребовать детей от удер­живающих их лиц. Законодательство англо-американских стран обычно не перечисляет обязанностей родителей, кро­ме, пожалуй, обеспечения возможности детям посещать школу. Однако эта обязанность нередко не соблюдается: в Испании, Франции, Англии и других странах тысячи детей школьного возраста не заканчивают школу, будучи вынуж­денными много часов работать вместе с родителями или по личному найму на других хозяев.

   Как и родительскую власть, охрану в равной мере осу­ществляют оба родителя, а в отношении внебрачных де­тей — их матери. Отцы обязаны лишь уплачивать алимен­ты. Положение внебрачных детей до сих пор более тяжелое, чем законнорожденных. Даже в юридической литературе их оскорбительно называют «бастардами». Внебрачные дети ограничены в выборе домицилия (место жительства) (Англия), в праве свободного проживания в доме своего отца (Греция, Италия), в праве наследования. Многие за­падноевропейские страны не присоединились к Европей­ской конвенции по легальному статусу детей, рожденных вне брака (15 октября 1975 г.), согласно которой «внебрач­ный ребенок имеет те же права наследования после отца и матери, а также после родственников отца и родственников матери, что и законнорожденный ребенок».

   Комплекс прав и обязанностей родителей и детей свя­зан с их взаимным алиментированием. Обычно алименты на содержание детей уплачиваются родителями, живущи­ми от них отдельно, до достижения детьми определенного возраста, чаще всего 18 лет. В свою очередь дети в необхо­димых случаях обязаны содержать родителей. Например, в соответствии с ФГК «дети обязаны доставлять содержание своим отцу и матери или другим восходящим родственникам, которые находятся в нужде».

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!