Лекция 8 "АВТОРСКОЕ ПРАВО"

«Авторское право»

 

1. Понятие и источники авторского права

   Наиболее древним институтом интеллектуальной соб­ственности является авторское право. Первые идеи об ав­торском праве возникли уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а также его искажение осуждались еще во времена античности. В Древ­ней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес.

   Современное авторское право — это совокупность норм, регулирующих отношения по:

  охране произведений литера­туры, науки и искусства;

  установлению режима их исполь­зования;

  наделению их авторов личными и имущественны­ми правами и защите этих прав.

   Источники авторского права. В большинстве современ­ных западных стран в данной сфере действуют специальные законы: во Фран­ции — Кодексом интеллектуальной собственности 1992 г., объединившим закон об охране литературной и худо­жественной собственности (1957 г.), закон об авторском праве, правах артистов-исполнителей, производителей фо­нограмм и видеограмм и предприятий аудиовизуального вещания (1985 г.). Патентный закон, закон о товарных зна­ках (1991 г.) и некоторые другие правовые акты; в ФРГ — законом об авторском праве и смежных правах (1965 г.); в Англии — законом об авторском праве, промышленных образцах и патентах (1988 г.); в США — законом об общем пересмотре авторского права (1976 г.); в Японии — зако­ном об авторском праве (1970 г.).

   Основу международной системы охраны автор­ских прав составляют Бернская конвенция об охране литературных и художественных про­изведений (9 сентября 1886 г.) и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.).

   Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.) ввела проставление знака охраны авторских прав в виде латинской литеры «С», помещенной в окружность, и сопро­вождается наименованием владельца авторских прав и года выпуска данного произведения в свет.

   Бернская конвенция включает значительно больше норм материального авторского права. В соответствии с данной конвенцией авторские права охраняются в течение 50 лет после смерти автора. Кроме подробного перечня ви­дов охраняемых произведений конвенция характеризует основные авторские права (на перевод, воспроизведение, передачу в эфир, публичное исполнение) и варианты ис­пользования произведений.

   Римская конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изгото­вителей фонограмм и радиовещательных организаций (при­нятая в 1961 г. и вступившая в силу 18 мая 1964 г.), и Кон­венция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.).

   По заданию Комис­сии европейских сообществ в Брюсселе уже более 30 лет назад был разработан проект гармонизации авторского пра­ва стран — членов ЕЭС (так называемый проект Дитца).


2. Объекты и субъекты авторского права

Объекты авторского права 

   По действующему законо­дательству зарубежных стран объектами авторского права служат произведения литературы, науки и искусства. Внутри авторского права выделяют своего рода «под­разделения»: авторское право в музыке, авторское право художников и т.д.

   В соответствии с законодательством ФРГ (1965 г.) к охраняемым произведениям литературы, науки и искусства, в частности, относятся: ли­тературные произведения как в письменной, так и в устной форме, а также программы для ЭВМ; музыкальные произ­ведения; произведения пантомимы, включая произведения танцевального искусства; произведения изобразительного искусства, включая произведения архитектуры и приклад­ного искусства, а также проекты таких произведений; ки­нематографические произведения, включая произведения, которые могут быть созданы аналогичным способом; фото­графии, включая произведения, созданные аналогичным способом; изображения научного или технического характе­ра, такие как рисунки, карты, чертежи, таблицы и макеты.

   По смыслу ст. 3 французского закона об охране литера­турной и художественной собственности (1957 г.), вошед­шего в 1993 г. в Кодекс интеллектуальной собственности, объектами авторского права являются такие произведения духовного творчества, как: книги, брошюры и другие лите­ратурные, художественные и научные сочинения, лекции, выступления, проповеди, судебные речи и другие произ­ведения подобного рода; драматические или музыкально-драматические, хореографические произведения, цирковые номера, а также пантомимные произведения, постановка которых зафиксирована в письменной или иной форме; му­зыкальные композиции с текстом или без текста; произве­дения кинематографии и другие произведения, состоящие из сменяющихся озвученных или неозвученных изобра­жений, называемые аудиовизуальными произведениями; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульпту­ры, гравюры, литографии, графические и топографические произведения, а также произведения, созданные с помощью технических средств, аналогичных фотографий; произве­дения декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, географические карты, планы, эскизы, пластические произведения применительно к географии, топографии, архитек­туре или науке; программное обеспечение ЭВМ согласно разделу V закона об авторском праве, правах артистов-ис­полнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций аудиовизуального вещания (1985 г.).

   В Японии к объектам авторского права относятся: ли­тературные, драматические произведения, статьи, лекции и другие произведения литературы; музыкальные произ­ведения; хореографические произведения и пантомимы; живопись, гравюры, скульптуры и другие произведения ис­кусства; архитектурные произведения; карты, а также про­изведения научного характера, в частности планы, схемы и модели; кинематографические и фотографические произве­дения; программы для ЭВМ.

   Законодательство некоторых стран наряду с перечнем охраняемых объектов перечисляет произведения, не под­падающие под авторско-правовую охрану. Например, в японском за­коне новости дня и отдельные факты, имеющие характер простых информационных данных, не относятся к числу охраняемых. Не охраняются также языки программирова­ния, правила и алгоритмы, используемые для создания про­грамм для ЭВМ.

   Авторское право охраняет лишь форму творческих про­изведений, а не их содержание. США - идею, операцию, способ, систему, метод, концепцию, принцип или открытие, независимо от формы их описания, объяснения, иллюстри­рования или изображения в таком произведении.

   Авторское законодательство обычно не дает исчерпыва­ющего перечня охраняемых произведений интеллектуаль­ного творчества. Это объясняется непрерывным процессом появления новых технических средств создания и исполь­зования произведений творчества, расширяющим круг охраноспособных объектов авторского права.

   К числу новых технических средств создания и исполь­зования творческих произведений, влекущих появление новых объектов авторско-правовой охраны, относятся: все­мирная компьютерная система Интернет, копирование ли­тературных произведений средствами электрографической техники (включая ксерокопирование), кабельное телеве­щание, магнитная и дигитальная звукозапись, видеозапись, передача через спутники несущих программы сигналов, программное обеспечение ЭВМ. Широкое применение ксе­рокопировальной, промышленной и бытовой электронной техники приводит к ничем не ограниченному и неконтро­лируемому распространению многих популярных произве­дений литературы, науки и искусства.

Субъекты авторских прав 

   Формально, по закону носителями авторских прав, прежде всего, являют­ся граждане — создатели произведений творчества. Однако нередко права принадлежат организациям, в которых ра­ботают авторы — создатели так называемых «служебных» произведений, т.е. работодатели. В США, Англии и Японии автором про­изведения, созданного в процессе выполнения служебного задания, считается не служащий, его создавший, а наниматель, т.е. фирма. Во многих странах авторство на некоторые произведения (например, на кино­фильмы) традиционно закрепляется за изготавливающи­ми их организациями. Носителями авторских прав служат также наследники авторов и другие правопреемники.

   В случае совместного создания произведения возникает соавторствораздельное или нераздельное. Под «произведением, созданным в соавторстве», понимается произведение, созданное в сотрудничестве двух или более авторов, при котором вклад каждого автора неот­делим от вклада другого автора или авторов. Английский закон предусматривает только нераздельное со­авторство.

 

3. Исключительные авторские права

Понятие и виды исключительных прав

   Авторские права разбиваются на ряд правомочий имущественного и лич­ного характера. Первыми по их возникновению (но не по значимости) идут неимущественные, или моральные, права (droit moral, moral rights): право авторства, право на имя, на название произведения и его неприкосновенность. Однако главное значение имеют исключительные права на исполь­зование произведения и право на гонорар, т.е. имуществен­ные права. Такими правами могут обладать граждане - создатели творческих произ­ведений и фирмы, где создаются «служебные» произведения и государство. По ан­глийскому закону об авторском праве (1988 г.) обладателем авторского права на произведение, созданное или впервые опубликованное самим правительством либо под его руко­водством, является правительство Великобритании.

   Основу имущественных прав составляют правомочия по опубликованию, воспроизведению и распространению произведений в целях получения прибыли с одновремен­ным запрещением другим лицам использовать данные про­изведения. Конкретные формы и порядок использования имущественных прав определяются спецификой конкрет­ных видов произведений.

   Правовой формой использования произведений служат авторские договоры: об уступке авторских прав, о предо­ставлении права использования произведений, в том числе права их переделки или перевода на другой язык. Послед­ние договоры обычно именуются лицензионными. Выдача лицензий на использование произведений (как и уступка авторских прав) осуществляется в пределах срока действия данных прав. Этот срок включает время жизни автора и определенное число лет (25, 50, 70) после его смерти. В не­которых странах на отдельные произведения срок действия авторских прав исчисляется с даты создания или опублико­вания произведения.

   Использование произведения без согласия автора или другого правообладателя является нарушением авторского права (контрафакцией). Нарушение. Во многих странах за нарушение ав­торских прав влечет запрет исполь­зования, наложение ареста на изготовленную продукцию и возмещение убытков, установлена уголовная ответственность в виде денежного штрафа и даже тюремного заключения.

   Авторское законодательство и судебная практика пред­усматривают случаи допустимого использования творческих произведений без согласия правообладателя и без выплаты (либо с выплатой) гонорара.

   В ряде случаев устанавливается своеобразная «принудительная лицензия»: использование осуществляется без согласия правообладателя, но с выпла­той вознаграждения (США).

   Одни из основных прав авторов произведений интеллек­туального творчества (помимо личного права авторства или соавторства) — это права на опубликование, воспроизве­дение и распространение своего произведения. Создание новых технических средств резко усилило неконтролиру­емое и несанкционированное авторами и изготовителями воспроизведение и распространение многих литературных, музыкальных, кино- и телепроизведений.

   В конгрессе США создана влиятельная фракция по борь­бе с «пиратством» и защите интеллектуальной собствен­ности американских компаний за рубежом. В настоящее время членами «Международной антипиратской фракции» стали 68 сенаторов и конгрессменов, представляющих как Республиканскую, так и Демократическую партии США.

   По официальным данным, только от «пиратства» в об­ласти компьютерного программного обеспечения экономи­ка США ежегодно теряет 5,7 млрд. долл. и 118 тыс. рабочих мест. При этом федеральное правительство из-за недополу­ченных налогов ежегодно лишается еще около 1 млрд. долл.

   С вопросами использования (дозволенного и недозво­ленного) произведений, охраняемых авторским правом, тесно переплетаются нормы различных институтов граж­данского и торгового права, в частности широко применя­ются положения обязательственного права. Авторские договоры широко используются во внешней торговле, регулируемой нормами международного частного права.  

Ноу-хау 

   В отличие от охраняемого патентом изобретения на ноу-хау не существует исключительного права, а есть лишь фактическая монополия. Ноу-хау — это неохраняемая кон­фиденциальная научно-техническая, коммерческая, фи­нансовая и иная информация, обладающая экономической ценностью, а также различные производственные навыки и опыт их применения. Ноу-хау, в отличие от запатентован­ного изобретения, нельзя использовать, не получив его от его обладателя. Не случайно само название ноу-хау проис­ходит от английских слов «знать как это сделать». Поэтому в практике зарубежных стран все большее распространение наряду с патентными лицензиями получают договоры о передаче ноу-хау. Количество подобных договоров растет быстрее в сравнении с патентными лицензиями. Договор о передаче ноу-хау иногда условно называют беспатентной лицензией, а этот договор в сочетании с продажей патентной лицензии — договором «смешанной лицензии».

   Применительно к ноу-хау иногда используют понятие «охрана», а предметом договора о передаче называют «пра­во на использование ноу-хау». Говорят об «охране секрет­ности» или прямо об «охране ноу-хау». Любое физическое или юридическое лицо признается правомочным облада­телем ноу-хау, если самостоятельно своими средствами его разработало, либо позаимствовало из открытой информа­ции, либо добросовестно приобрело у другого владельца. В зарубежных странах отсутствует какое-либо специальное законодательство по защите ноу-хау, подобное тому, которое имеется в отношении изобретений и ряда других объектов промышленной собственности. Защита ноу-хау обеспечивается на основе общих норм гражданского законодательства (норм, направленных на борьбу с недобросовестной конку­ренцией, норм договорного и деликтного права).

   Правовыми средствами «охраны ноу-хау» являются: законодательство о недобросовестной конкуренции, предусматривающее ответственность за не­легальные действия по приобретению промышленной и коммерческой информации (например, кража документов, подкуп служащих и т.п.); положения в договорах о найме на работу, правилах внутреннего распорядка фирмы и ак­тах трудового законодательства, устанавливающие ответ­ственность рабочих и служащих за разглашение сведений, способных составить тайну нанимателя (разработанных в фирме технических решений, секретов производства, ком­мерческих данных и т.п.); положения в договорах о пере­даче ноу-хау третьим лицам, обязывающие покупателя обеспечить предотвращение дальнейшего распространения полученной информации и устанавливающие ответствен­ность за невыполнение этой обязанности (уплата неустой­ки, возмещение вреда).

   Фактически речь идет о правовой защите имущественных интересов об­ладателей ноу-хау.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!