Лекция 7 "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ"

«Интеллектуальная собственность в зарубежном праве»

 

1. Развитие института интеллектуальной собственности

Формирование права интеллектуальной собственности

   К концу XIX — началу XX в. в частном праве все большее значение приобретает регламентация отношений в сфере интеллектуальной (умственной, творческой) деятель­ности. Сложившиеся задолго до этого институты авторского и патентного права в процес­се их эволюции модифицируются в обширную группу "исключительных прав" либо объ­являются литературной, научной, промышленной собственностью, охраной промыш­ленных прав, правом нематериальных благ или правом на духовное благо. Интеллекту­альная, как и промышленная собственность, имеет сильные тенденции к интернационали­зации, что подтверждается наличием в данной области ряда универсальных международ­ных конвенций.

   Возникновение первых и до сих пор сохраняющих важное значение институтов интеллектуальной собственности, таких как авторское и патентное право, обусловлено мас­совым тиражированием результатов умственного труда и реализацией прав на них в де­нежной форме. К числу мощных технических предпосылок подобного тиражирования объектов авторского права относится, в частности, изобретение книгопечатания, а объек­тов патентного права — машинное производство в условиях промышленной революции.

   Прообразом современных патентных законов стал также принятый в Анг­лии "Статут Якова 1" (или Статут о монополиях) 1624 г. Данным статутом было установ­лено важное правило: королевская власть не может выдавать никаких патентов, кроме па­тентов на изобретения. Одним из первых в истории законов об авторском праве стал принятый в 1710 г. в Англии "Статут королевы Анны", закрепивший личное право на охрану опубликованного произведения.

   Развитие товарного производства все шире вовлекает в гражданский и торговый обо­рот права на произведения литературы, науки и искусства, патенты на изобретения и про­мышленные образцы, права на различные виды обозначений товаров. Объектом специальной охраны становится также деловая репутация предпринимателей. Нарушение данной репута­ции, посягательства на добросовестные деловые связи с помощью недозволенных приемов влечет ответственность по законодательству о пресечении недобросовестной конкуренции.

   Институты авторского и патентного права постепенно объединяются в группу «исключительных прав» или объявляются литературной, научной, промышленной собственностью, охраной промышленных прав, правом нематериальных благ или правом на духовное благо. Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении и исключи­тельность правомочий правообладателей породили в начале прошлого века стремление создать единый институт «исключительных прав», или промышленных прав и авторского права, или авторского права в широком смысле.

   Правовое регулирование отношений в сфе­ре умственной и творческой деятельно­сти начинает сильнее проявляться к концу XIX — началу XX века.

   Особенностью для ин­теллектуальной и промышленной собственности является ее интернациональный характер, что находит свое подтверждение в принятии различных международных соглашений и конвенций, двусторонних и многосторонних.

   К середине XX столетия изо всех этих категорий фор­мируются и наиболее часто используются три понятия:

  исключительные права;

  промышленная собственность;

  интеллектуальная собственность.

   Последним понятием охватываются права на все про­дукты творческой деятельности.

   Термины «интеллектуальная собственность», «про­мышленная собственность» и «право интеллектуальной (промышленной) собственности» прочно вошли в между­народный и национальный обиход. Однако надо учитывать, что эти категории являются не вещно-правовыми поняти­ями, а скорее бытовыми синонимами таких понятий, как «мое», «собственное», «созданное мною» или «принадле­жащее мне».

   Источниками интеллектуальной собственности являются:

  законы (авторские, патентные, об охране промышленных образцов, товарных знаков и др.);

  прецеденты;

  международные соглашения (универсальные и региональные, например, в рамках Общего рынка).

   По традиции в некоторых странах типичные законы об авторском праве (по их со­держанию), называются законами о литературной и художественной собственности. Именно так именуется закон Туниса от 24 февраля 1994 г. № 94-36. Сугубо исторической традицией можно объяснить также инкорпорирование во Франции в 1993 г. всех законов в сфере творческой деятельности и товарных обозначений в единый Кодекс интеллектуаль­ной собственности.

   Одной из универсальных конвенций является подписанная в 1967 г. в Стокгольме Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС, или WIPO — World Intellectual Property Organization; OMPI — Organisation Mondiale de la Propriete Intellectuelle).

   Стокгольмская дипломатическая конференция, на которой состоялось учреждение ВОИС, собрала представителей 74 государств, а также наблюдателей от 40 международ­ных межправительственных и неправительственных организаций. Конвенция об учреж­дении ВОИС, подписанная 14 июля 1967 г., ратифицирована нами 19 сентября 1968 г. В силу эта конвенция вступила 26 апреля 1970 г. С этого момента начала действовать сис­тема, призванная установить более четкую связь между многочисленными соглашениями в области охраны интеллектуальной собственности. Под эгидой ВОИС в настоящее вре­мя проводятся и научные исследования в области интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность как совокупность исключительных прав

   В условиях рыночной экономики исключительные права на результаты творчества можно и нужно отчуждать в товар­но-денежной форме.

   Попытки при­способить механизм вещных прав к обслуживанию сферы творческой деятельности не дал положительного результата.

   Вещно-правовой режим собственности, используе­мый на протяжении веков в отношении материальных объ­ектов и включающий традиционные правомочия владения, пользования и распоряжения данными объектами, непри­меним к нематериальным достижениям умственного труда. Они приемлем лишь для материальных носителей резуль­татов этого труда.

   Структура права собственности предполагает осуществление собственником триады правомочий: владе­ния, пользования и распоряжения вещью. К нематериаль­ным результатам, каковыми являются все продукты интел­лектуального труда, неприменимо правомочие владения: нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещ­ное правомочие пользования. Научно-технические идеи и литературно-художественные образы могут одновременно находиться в пользовании бесчисленного круга субъектов. При этом данные объекты не будут потребляться в процес­се пользования, амортизироваться в физическом смысле слова.

   Распоря­жение творческими результатами также имеет свои особенности по сравнению с вещью. Отчуждая право на их использование по авторскому или лицензионному договору о передаче неисключительных прав, продавец (лицензиар) сам не лишается возможности продолжать их использова­ние, а также разрешать аналогичное использование третьим лицам.

   При уступке исключительных прав утра­чивают смысл различные оговорки, обычно сопровождаю­щие куплю-продажу вещей: о скрытых недостатках вещи, необходимости ее осмотра покупателем, о порядке достав­ки вещи и т.п.

   В силу идеального характера и оригинальности (либо неочевидно­сти) данных результатов плата за приобретение прав на их использование должна определяться не общественно необ­ходимыми затратами на их производство, а соотношением спроса и предложения.

 

2. Объекты интеллектуальной собственности

    Объектами исключительных прав являются идеальные результаты умственного труда:

  = произведения науки и изобретения — это нематериальные системы научных и тех­нических понятий или категорий.

  = литературные и художественные произведения пред­ставляют собой систему литературных либо художественных образов.

   Указан­ные категории и образы обозначаются (выражаются вовне) буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, изобразительными или звуковыми средствами и зачастую су­ществуют на определенных материальных носителях (бумаге, пленке, камне, холсте, диске­те и т.п.). Однако от этого сами они не перестают быть идеальными объектами.

   Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально.

   Наиболее полный перечень объектов интеллектуальной собственности содержит п. VIII ст. 2 Стокгольмской конвенции, в соответствии с которым "интеллектуальная соб­ственность" включает права, относящиеся к:

  ♦ литературным, художественным и научным произведениям;

  ♦ исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телеви­зионным передачам;

  ♦ изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

 ♦ научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

  ♦ защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и др.   

 

3. Особенности понятия интеллектуальной собственности

    Исключительные права, признаваемые интеллектуальной собственностью, облада­ют рядом общих черт. Они касаются объектов нематериального, нетелесного, идеаль­ного характера, ограничены определенным сроком и являются исключительными по от­ношению ко всем третьим лицам. В последнее время в Конституции РФ, в законодатель­стве, литературе и практике Российской Федерации все чаще употребляются понятия промышленной и интеллектуальной собственности. Интеллектуальной собственности по­священы ст. 138 и некоторые другие ч. 1 и 2, а также раздел VI проекта ч. 3 ГК РФ. Учре­ждение ВОИС привело к созданию Международной ассоциации по развитию обучения и исследований в области интеллектуальной собственности (ATRIP), в которую с 1989 г. входит и автор настоящей книги. В связи с присоединением с 1 июля 1965 г. к Парижской конвенции по охране промышленной собственности была создана национальная группа Международной ассоциации по охране промышленной собственности (АИППИ).

   Закрепление категорий интеллектуальной и промышленной собственности в отече­ственном праве, а также участие РФ в указанных и других международных конвенциях и организациях и сотрудничество с западными странами в области охраны и использования произведений литературы, науки и искусства, изобретений, промышленных образцов, то­варных знаков и других объектов интеллектуального творчества обусловливает научное и практическое употребление рассматриваемых понятий и в нашей стране. Однако из этого не следует, что охраняемые правом результаты творческой деятельности могут в букваль­ном смысле квалифицироваться как объекты права собственности (подобно аналогичному праву на телесные продукты человеческой деятельности или природные объекты).

  Теории интеллектуальной и промышленной собственности порождены условиями, в которых автор признается товаровладельцем, отчуждающим за деньги свое произведе­ние, а право собственности объявляется "прирожденным правом человека". Однако и в условиях рынка нет достаточных оснований для проприетарной квалификации отноше­ний, связанных с правами на продукты интеллектуального творчества. Подобная квали­фикация объясняется рядом объективных предпосылок.

   Историческая предпосылка. Как отмечалось, складывавшиеся еще в XVII-XVIII вв. институты авторского и патентного права, положившие начало патентно-правовым и авторско-правовым законам, в XIX-XX вв., наряду с обобщенным наименованием «исключительные права», нередко стали называться «литературной», «научной», «художест­венной», «промышленной», либо «интеллектуальной собственностью». Иногда, правда, употребляются и другие понятия, такие как «охрана промышленных прав», «право нема­териальных благ» или «право на духовное благо».

   Технологическая предпосылка. Изобретение книгопечатания и развитие машин­ного производства создали условия для широкого тиражирования произведений литерату­ры и некоторых видов искусства, а также изобретений и товарных обозначений. Примени­тельно к процессу массового воспроизводства на материальных носителях идеальных плодов умственного труда все чаще стали применять понятие «духовного производства». Но коль скоро в материальном производстве обычно участвуют собственники (сырья, ма­териалов, зданий, сооружений и рабочей силы), то и к участникам «духовного производ­ства», а, следовательно, и к его результатам со временем все чаще стали применяться про­приетарные категории.

   Экономическая предпосылка. Широкое вовлечение исключительных прав на идеальные продукты умственного труда в сферу товарно-денежных отношений, их «товаризация», рост их коммерческой ценности, обуславливаемой все большим влиянием, в ча­стности, научно-технических достижений на рост производительности труда формирова­ли представление о «купле-продаже» результатов интеллектуальной деятельности. А по­скольку согласно экономическим представлениям о товарно-денежном обмене продукт труда лишь тогда приобретает в процессе обмена свойства товара, когда его участники противостоят друг другу как собственники, то и участники «продажи» исключительных прав стали восприниматься как их «интеллектуальные собственники».

   Психологическая предпосылка. Сформировавшееся в течение столетий психоло­гическое восприятие права собственности как священного и неприкосновенного интуи­тивно способствовало выработке стремления творческой интеллигенции иметь на свои произведения модель права аналогичного характера. Критикуя проприетарную теорию прав на нематериальные результаты умственного труда, один из специалистов данной об­ласти права справедливо усматривал корни этой теории в стремлении ее творцов подчерк­нуть абсолютный, тождественный с таким «вечным» институтом, как право частной соб­ственности на вещи, характер данных прав, в желании втиснуть сравнительно новый пра­вовой институт в освященные традицией схемы.

   Юридическая предпосылка. Исключительные права на результаты творческой деятельности по своей природе являются, как и вещные права, в первую очередь право собственности, абсолютными. Носителю права и там и здесь не противостоит конкретное обязанное лицо. Как и обладатель вещного права собственности, обладатель исключи­тельных прав может совершать в отношении объекта своих право все, не запрещенные за­коном действия с одновременным запрещением всем третьим лицам совершать указанные действия без согласия правообладателя. Но при этом нередко забывают о принципиаль­ном различии в природе объектов рассматриваемых двух видов абсолютных прав.

   Юридико-техническая предпосылка. Она состоит в удобстве обозначения не­сколькими словами большого числа результатов интеллектуальной собственности, в част­ности тех, которые перечислены в ст. 2 (VIII) Стокгольмской конвенции об учреждении ВОИС. Не случайно в этой связи в ст. 1 Патентного закона РФ после первого упоминания объектов патентного права — изобретений, полезных моделей и промышленных образцов — в скобках сказано: «...далее по тексту также — объекты промышленной собственности».

   Проприетарная концепция прав на идеальные достижения человеческого ума обусловлена многими факторами. Однако все они в совокупности не позволяют регламентировать отношения по поводу этих достижений в рамках законодательства о праве собственности на вещи. Попытки приспо­собить механизм вещных прав к обслуживанию сферы творческой деятельности оказыва­ются безуспешными.

   Модель права собственности предполагает осуществление собст­венником триады правомочий: владения, пользования и распоряжения вещью. К нема­териальным результатам, каковыми являются все продукты интеллектуального труда, неприменимо правомочие владения: нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие поль­зования. Научно-технические идеи и литературно-художественные образы могут одно­временно находиться в пользовании бесчисленного круга субъектов. При этом данные объекты не будут потребляться в процессе пользования, амортизироваться в физическом смысле слова.

   Принципиально важные отличия присущи и распоряжению творческими результа­тами. Отчуждая право на их использование по авторскому или лицензионному договору о передаче неисключительных прав, продавец (лицензиар) сам не лишается возможности продолжать их использование, а также разрешать аналогичное использование третьим ли­цам. Кроме того, при уступке исключительных прав утрачивают смысл различные оговор­ки, обычно сопровождающие куплю-продажу вещей: о скрытых недостатках вещи, необ­ходимости ее осмотра покупателем, о порядке доставки вещи и т.п. Идеальные объекты исключительных прав нередко не нуждаются даже в простейшем их описании в договоре, поскольку, к примеру, описания изобретений публикуются, и с ними может заранее озна­комиться любой потенциальный лицензиат. В договоре же достаточно назвать номер па­тента, охраняющего то или иное изобретение.

   Сходная интерпретация интеллектуальной собственности наблюдается и в совре­менной зарубежной доктрине. Например, во Франции, где еще в конце прошлого века бы­ла заключена одна из наиболее важных многосторонних конвенций по праву промышлен­ной собственности и где, как отмечалось, в 1993 г. на смену Закону 1957 г. «Об охране ли­тературной и художественной собственности», патентному и некоторым другим законам пришел Кодекс интеллектуальной собственности, специалисты в разное время критикова­ли проприетарную концепцию.

   По свидетельству Р.Дюма «в прошлом веке во Франции рассматривали литератур­ную и художественную собственность как подлинную собственность, по сути относя­щуюся к категории движимого имущества. Такой же была и позиция Кассационного суда, концепция которого позднее изменилась: он перестал применять термин «собственность», заменив его понятиями «монополия» и «исключительное право». В дальнейшем во Фран­ции, к примеру, авторские права стали трактовать как собственность особого рода, кото­рая требует специального регулирования ввиду ее нематериального характера. Данные права признавались также особыми интеллектуальными правами, находящимися вне клас­сических концепций личных и вещных прав. Они могут быть лишь присвоены, но не яв­ляются интеллектуальной собственностью».

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!