Тема 16 "ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА КИТАЯ И ЯПОНИИ"

«Феодальные государства Китая и Японии»

 

1. Средневековый Китай 

Общественное устройство Китая

   В I-II веках н.э. в Китае окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло круп­ное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь-бийского племени Тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

   В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

   Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей.

   Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

   В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы:

  » благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые – и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­ владельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

  » добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

  » дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и государственные и частные рабы. К неполноправным" свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батра­ками, стражниками, слугами и т. д.

   Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Государственное управление феодального Китая

   Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограни­ченные права.

   При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

  • ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

  • ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

  • ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

   В ведении второго канцлера находились:

  ◊ военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

  ◊ ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

  ◊ ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных.

   Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

   Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра       

   В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

  ≈ административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и рас­пределением воды;

  ≈ военная;

  ≈ надзорно-контролъная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

   В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.

   Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими пре­ступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени императора.

Право средневекового Китая

   Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским мона­стырям). Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древ­ности.

   Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

  • при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной соб­ственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя;

  • при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кро­ме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

   Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязатель­ственном праве. Главным условием его действительности являлось со­глашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказыва­лось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельст­во, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

   Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.

   Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было по­явление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обяза­тельно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершен­нолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для муж­чин и 14 - 15 лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

   Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужс­кой линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фами­лию.

   Запрещалась полигамия (многоженство), второй брак при жизни первой жены призна­вался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к во­ровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к амо­ральному поведению.

   Наследование носило характер общего правопреемства, наследники несли ответственность за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед­ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы­ном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

   Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

   В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуци­анства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом.  Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм.

  Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформули­рованного в законе этого правового понятия препятствовали разгра­ничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний ис­пользовались такие категории, как неведение, неумышленность, не­брежность, забывчивость, ошибка.

   Законодательство не знало института необходимой обороны, но осво­бождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

    Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас­ности основывалась на концепции "десяти зол":

  • первой, второй и третьей формами зла считались преступные посяга­тельства против императора - заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена;

  • четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

  • пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесе­ны убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

  • шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

  • седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

   Судебный процесс носил инквизиционный характер.

   Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах - ямынях.

   В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные   органы, которые  занимались рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др.)

   Решение по делу выносилось от имени императора.

   Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специаль­ные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

   До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

   Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, оч­ные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть приме­нены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным.

   Если дело не было окончательно разрешено в области или провинции, оно направлялось в центральный судебный орган.

   Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

 

2Япония в средние века (III - XIX вв.)

   Ядро японского народа сложилось на базе племенной федерации Ямато (название Японии в древности) в III-V вв. На стадии оформления государства общество состояло из кровнородственных кланов. С 563 по 645 гг. особо выделился клан Сога. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны и на оформление идеологической основы единовластия. Важную роль в этом сыграли созданные в 604 г. принцем Сетоку-тайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. В 552 г. в Японию пришел буддизм, который повлиял на унификацию религиозных идей.

Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.)

   Начало этой эпохи символизирует дата «переворот Танка» в 645 г., а конец -1192 г., когда во главе страны встали военные правители с титулом сёгун.

Под девизом реформ Танка прошел весь конец VII в. Госреформы были призваны реорганизовать по китайской танской модели все  сферы отношений в стране, перехватить частную хозяйственную  инициативу, заменив ее государственной. Страна была поделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. В 694 г. был построен первый столичный город Фудзиваракё. Завершение оформления средневекового японского централизованного государства в VIII в. было связано с ростом крупных городов. За первое столетие трижды был осуществлен перевод столицы: в 710 г. в Хайдзёкё (Нара), в 784 г. Нагаока и в 794 г. в Хэйанкё (Киото).

   Становление феодального общества в IX-XII вв. сопровождалось отходом от китайского классического образца государственного устройства. Прослеживается тенденция к децентрализации власти. С конца IX в. вакуум власти заполнили представители рода Фудзивара, которые начинают править страной с 858 г. в. качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. – в качестве канцлеров при совершеннолетних. Характерным социальным явлением эпохи развитого Средневековья стало появление военного сословия (воинов-самураев), чей статус возрастал из-за социальной нестабильности в государстве.

   В VIII в. государственной религией становится буддизм, распространившийся в верхушке общества, но не находивший ещё популярности в среде простонародья.

Япония в эпоху первого сёгуната Минамото (1192—1335 гг.)

   В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны, первым верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото. Ставкой его правительства стал город Камакура. Правление (сёгунат) Минэмото (до 1335 г.) было временем расцвета городов, ремесла и торговли Японии. С приходом к власти сегуна ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское. В1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии. У преемников первого сёгуна власть захватил дом родственников Ходзё, называвшихся Сиккенами (правителями), при которых появилось подобие совещательного органа из высших вассалов. Военная власть правителей значительно укрепилась после 1232 г.

Второй сегунат Асикага (1335—1573 гг.)

   Второй сегунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. В начале XV в. позиции центральной власти усилились. После убийства в 1441 г. сегуна Асикага Есинори в стране развертывается междоусобная борьба, переросшая в феодальную войну 1467-1477 гг., последствия которой сказывались целое столетие. После монгольских нашествий власти страны взяли курс на ликвидацию дипломатической и торговой изоляции страны. Велась торговля с Китаем, со странами Южных морей, с Рюкю.

Объединение страны - 3-ий сегунат Токугава (1603-1807 гг.)

   Миссию объединения страны выполнили 3 политических деятеля страны: Ода Нобунага, Тоётоми Хидзёси и Токугава Иэясу. В 1573 г., победив влиятельных даймё и нейтрализовав ожесточенное сопротивление буддийских монастырей. Ода свергнул последнего сегуна из дома Асикага. К концу своей политической карьеры он овладел половиной провинций, включая столицу Киото, и провел реформы, способствовавшие ликвидации раздробленности и развитию городов. Внутренние реформы преемника Ода, Тоётоми Хидзёси, завершившего объединение страны, имели главной целью создание сословия исправных налогоплательщиков. После смерти Тоётоми Хидзёси в 1598 г. его сподвижник Токугава Изяс в 1603 г. провозгласил себя сегуном. Начался последний, 3-ий (1603-1807 гг.) сегунат Току­гава. Его основная реформа была направлена на ограничение всевластия даймё. Аграрная реформа Токугава еще раз закрепила крестьян за их землями. При нем были строго разграничены сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. Токугава начал проводить политику контролируемых контактов с европейцами, выделив среди них голландцев и закрыв порты для всех остальных и, прежде всего, миссионеров католической церкви.

    XVII век принес Японии политическую стабильность и экономическое процветание, но уже с 30-х гг. XIX в. начался экономический кризис. Удар по авторитету центральной власти нанесло насильственное «открытие Японии» США и европейскими странами в середине XIX века.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!