Тема 15 "ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЧЕХИИ"

«Феодальное государство и право Чехии»

 

1. Государственность Чехии - Великая Моравия

Становление феодального государства

   Первым государством, выросшим на землях нынешней Чехословакии, была Великая Моравия. Возникнув в начале IX столетия, Великоморавское княжество в неслыханно короткий срок достигло значительной внутренней консолидации и большого внешнеполитического значения.

   Существовало оно недолго. Венгерское нашествие на Вели­кую Моравию (906 г.) привело к его гибели. Вслед за тем начи­нается история Чешского княжества, только что вступившего на историческую арену. В середине X столетия здесь складывается раннефеодальное государство.

   Особенно замечательным было княжение Болеслава I, при котором уничто­жается власть племенных старейшин и утверждается авторитет великого князя, а также его преемника Болеслава II, ликвидировавшего последний оплот областного сепаратизма в чешских землях — княжество Славников.

   Через столетие, в 1055 году, Чешское княжество распадает­ся на уделы.

   Но распадение это — и здесь мы встречаемся с интересным и особенным обстоятельством — было сравнительно недолгим: в конце ХП века князю Пожемыслу I удается восстановить госу­дарственное единство Чехии.

   Причины этого заключаются, помимо прочего, в тех значительных успехах, которых достигли земледелие, ремесла и торговля. Сравнительно небольшая Чехия стала испытывать острую нужду в экономических связях. К тому же здесь имелись города, пришедшие на помощь князю в его объединительной политике.

   Обстоятельства создавали объективные возможности для установления сословно-представительной монархии. Но так же, как и в Польше — и по тем же причинам, — руководящее поло­жение в чешских городах принадлежало немецким патрициан­ским элементам. Чешские короли должны были поэтому искать себе опору главным образом, если не исключительно, в мелком и среднем дворянстве. Мы видели, к чему это привело в Польше.

   Тем не менее, некоторые зачатки сословного представитель­ства наметились и в Чехии. Начиная с XIV века сословное дво­рянское собрание — сейм — стало по временам пополняться представителями городов, но главным образом в тех случаях, когда имелось в виду получить согласие городского патрициата на какие-либо меры.

   Превращению сейма в замкнутый сословно-феодальный орган способствова­ла борьба за престол, развернувшаяся в начале XIV столетия в связи с прекраще­нием династии Пржемысловичей. Опираясь на поддержку феодальных магнатов и немецкого патрициата, победителем выходит немецкий князек Ян Люксембургский. Чтобы сделаться королем Чехии, он пожертвовал многими традиционными приви­легиями короны — и, конечно, в пользу магнатов — «панства».

Государственное устройство Чехии

   Государственное устройство Чехии развивалось по пути пресловутой «дворянской демократии» (одновременно с тем, как этот процесс совершался в Польше), пока не разразилась великая антифеодальная крестьянская война, известная под названием гуситского революционного движения. Главной силой движения и его славой была знаменитая таборитская армия.

   Ян Гус (1369—1415 гг.) вооружил чешский народ антикатолическими и нацио­нально-освободительными идеями. Более чем за 100 лет до Лютера он подверг критике права духовенства и обосновал тезис о конфискации (секуляризации) цер­ковных богатств. Вероломно захваченный, Гус был сожжен. Казнь Гуса вызвала всеобщее возмущение в Чехии, положила начало вооруженной борьбе революци­онной армии, состоявшей из крестьян и низов городского ремесленного люда.

   Табориты (от города Табор) считали себя членами одной христианской общины, основанной на равенстве и братстве. В этой общине одни воевали, другие доставляли продовольствие и вооружение.

   Попытки германского императора и римского папы разда­вить гуситов оборачивались сокрушительными поражениями крестоносных армий. Пожар антифеодальной войны грозил рас­пространиться на Германию и Польшу.

   Император и папа решились на уступки. Войдя в контакт с правым, консервативным крылом гуситов, они достигли соглаше­ния, известного под названием «Пражских компактатов».

   Помимо разного рода чисто церковных установлений, утверждалась свобода вероисповедания, разрешалась секуляри­зация церковного имущества, отменялась церковная юрисдикция по уголовным делам. Не были удовлетворены только те требова­ния, за которые сражались табориты.

   Вчерашние союзники таборитов, богатые бюргеры и мелкие дворяне, были довольны соглашением. Они перешли на сторону императора.

   При Липанах Табор вышел на свою последнюю битву с ми­ром угнетателей и был побежден.

   В то же время император Сигизмунд, убийца Гуса и орга­низатор крестовых походов против Чехии, въехал в Прагу, чтобы сделаться чешским королем (1436 г.),

  Одним из результатов поражение таборитов стало «второе издание крепостничества» — более реакционное повторение пройденного этапа. Всякий переход крестьян, как и прием беглых кре­стьян, был запрещен под угрозой наказания. Крестьянам, не имевшим постоянных источников дохода, предпи­сывалось под угрозой казни найти себе господина. С 1512 го­да крестьянам вновь запрещено что-либо отчуждать и даже завещать из своего имущества без позволения господина, возрождается барщина на запашке помещика.

  Осуществление подобной экономической политики было ре­зультатом политического преобладания чешской феодальной зна­ти - панства. Ему удалось устранить своих основных полити­ческих соперников, включая мелкую шляхту и богатое бюргерство. И постоянный совет при короле (Земская рада), и все основные должности в государстве, и высший суд страны оказа­лись в руках панства. Перед этим могуществом должны были скло­ниться и сами короли.

   Любопытно, что сразу после разгрома таборитов, чешский сейм стал представлять все три сословия — панов, мелкую шляхту (владык) и мещан (горожан). Панство и здесь преобладало (оно первым принимало решение и сообщало о нем владыкам, те обсуждали и пе­редавали вопрос, как эстафету, курии мещан), но не бесконтрольно.

   В благоприятной обстановке, созданной соперничеством сословий, окрепла и центральная власть, особенно в правление известного Юрия (Иржи) Подебрада (середина XV в.).

   Междоусобицы, начавшиеся после смерти Подебрада, способствовали возврату Чехию под власть панской олигархии, но главное было в слабости городов.

   Законник Владислава 1500 года, подтвердив и расширив шляхетские привиле­гии, отстранил городской патрициат от участия в сейме, как это было в истории соответствую­щего периода Польши. Важной особенностью чешской истории является то, что «дворянская демо­кратия» так и не сложилась, ибо владыки так и не сделались силой, противостоящей панству. Утвердилась скорее дворян­ская олигархия — господство немногих знатных и богатых родов, смотревших на страну как на огромную вотчину, которую дано грабить.

   В 1526 году чешское панство настояло на избрании королем австрийского эрцгерцога Фердинанда. Почти тотчас, поправ обе­щания, Фердинанд ввел новые налоги, отменил свободу вероис­поведания, ликвидировал городские вольности, передал управле­ние в руки австрийских чиновников.

   Гонения на протестантов и политика онемечения были при­чинами восстания 1618 года, которым была развязана Тридцати­летняя война, одна из самых разрушительных в истории. По­гибла большая часть населения Чехии, три четверти ее сельских усадеб было сожжено, многие города разрушены до основания.

   Победа феодально-католической реакции отдала Чехию под власть Австрии. Самостоятельное государственное существование Чехии было прекращено (с 1627 г.).

 

2. Чешское право средних веков

   Все наиболее значительные сборники средневекового чешского права — частные. Чешское дворянство не желало ника­кой официальной кодификации, ибо понимало, что она может стеснять суд, а между тем суд этот был как раз в его руках.

   Среди частных кодификаций известны так называемая «Книга старого пана из Роземберга» (240 статей), трактующая главным образом о правилах судопроизводства в панском суде (ХШ в.), «Ряд земского права» (93 статьи), излагающий многие существенные нормы старого чешского права и процесса (XIV в.), наконец, «Толкование чешского права, написанное паном Андре­ем из Дубы» (1400 г.), и др.

   Самой полной является кодификация выдающегося чешско­го юриста XVI века Викторина Корнелиша («Девять книг о пра­вах земли чешской»).

   Особые системы права, кроме земского, составляли в Че­хии право городское, право горное, сельское право и др.

   К числу источников чешского права относят и земские книги («земские доски»), куда заносились ре­шения земского суда по уголовным и гражданским делам, имевших силу прецедента.

   В судебном процессе, чтобы начать судебное дело, например, об убийстве, следовало сделать устное заявление властям, назвать фамилию убийцы и потребовать расследования. На суде истец (обвинитель) выступал первым. Он раньше всего просил раз­решения иметь адвоката, который, в свою очередь, просил, чтобы были назна­чены два пана, ему, «шептавшие на ухо» советы по ходу разбирательства самому истцу и адвокату. То же самое проделывал затем ответчик (обвиняемый) и адвокат ответчика.

   Ответчик, если не сознавался, должен был представить до­казательства невиновности. Бремя доказывания — что очень важно иметь в виду — лежало на нем. Если же его доводы были неубеди­тельными, назначался поединок. Но прежде стороны должны бы­ли принести присягу, и тот, кто сбивался, проигрывал дело.

   Дворяне сражались в «кафтанах и нижнем платье, с мечами и щитами»; кре­стьяне и горожане, не имевшие права носить оружие, бились на палках.

   Сражающиеся могли трижды отдыхать, каждый раз по часу. Победитель от­рубал побежденному голову. Ответчик, не решавшийся на поединок, должен был отправиться в изгнание.

   Если ответчик ссылался на то, что он убил, обороняясь, наз­началось особое состязание; стоя на коленях и держа каждый полу кафтана, истец и ответчик должны были ударить «полу об полу» так, чтобы не промахнуться. Промахнувшийся проигрывал дело.

   При троекратной неявке ответчика в суд истец мог убить его, где ни застанет: восстанавливалась кровная месть.

   Истец, впрочем, должен был оставить месть до другого раза, если заставал ответчика у его жены и та прикрывала мужа своей одеждой.

   Когда у убитого не было родственников мужского пола, разрешалось, чтобы на поединок с ответчиком вышла жена или дочь убитого (обычай давал при том жен­щине некоторые существенные преимущества).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!