Тема 13 "ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО У ЮЖНЫХ СЛАВЯН"

«Феодальное государство и право у южных славян»

 

1. Феодальное государство и право болгар

Общественный и государственный строй

   С VI столетия славянские племена начали колонизацию Балкан. В следующем столетии они образу­ют в Мезии (нынешняя Болгария) союз, известный под названием «Семи славянских племен».

   В 70-х годах того же столетия в район семи племен вступи­ли тюрки-булгары с князем Аспарухом во главе. Славяне уступают булгарской знати и ее вождю поли­тическое преобладание, сохранив свои земли, особый быт и свой язык.

   Союз славян и булгар стал надежной защитой против аг­рессивной Византии. Он активизировал основные внутренние процессы развития, дав им защиту в лице сильной княжеской власти.

   По уровню экономического и культурного развития славяне стояли выше булгар, они превосходили их в численном отноше­нии, и потому не славяне, а булгары растворились в чужом наро­де, ассимилировались с ним, но булгары передали стране и ее народу свое родовое название. С VII века ведется начало, так называемого, Первого болгарского царства.

   В начале X века в Болгарии побеждает феодальный строй, образуются два основных класса — гос­подствующий (болгаро-славянские родовые старейшины, некото­рая часть княжеских дружинников и духовенство) и эксплуати­руемый (в основном зависимое крестьянство).

   Крестьянство состояло из трех групп:

  ~ баштинники, сохранивших свой отцов­ский надел, личную свободу и некоторые возможности распоряжения собствен­ностью;

  ~ парики — крепостных, обязанных барщиной и другими повинностями в пользу помещиков и налогами в пользу государства;

  ~ отроки — рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина.

   Государственная власть, представленная князем и его ад­министрацией в центре и на местах (воеводствах и жупах), до­стигает значительной силы при знаменитом Симеоне (893-927 гг.). Внешним выражением его величия было произведенное при нем преобразование княжества в царство.

   Но империя Симеона и его преемников была непрочной. Появились первые признаки феодального распада. Этим вско­ре воспользовалась Византия, с опасением наблюдавшая за появ­лением сильного государства на ее северных границах. В начале XI века Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет. Это время было ис­пользовано болгарским феодальным классом для ликвидации свободного состояния баштинников, для повсеместного их закрепощения. Византийское правительство на­саждает в Болгарии зависимое феодальное землевладение — пронии. Возникает новый слой господствующего класса — прониары.

   В конце ХП столетия Болгария возвращает себе независи­мость. Начинается период Второго болгарского царства (с 1187 г.), представлявшее собой сильную центральную власть, особенно при известном Иване-Асене II. За счет удачных завоеваний территория Второго болгар­ского царства расши­ряется.

   В этот период болгарские цари были связанны реше­ниями влиятельных феодальных органов — «народных соборов» (феодальных съездов) и постоянного совета, членами которого являлись высшие чины администрации.

   В конце XI века последние получали титулы по византийскому образцу: канцелярией и внешними сношениями стал ведать «великий логофет», во главе областей стояли уже не жупаны, а «дуки» и др.

Феодальное право болгар

   Первая значительная кодификация болгарского права получи­ла название «Закона судного людям». Составлен он был на рубеже IX и X столетий — более точная датировка затруднительна.

   И по своим источникам, и по своему содержанию Закон судный людям — документ сложный. Приняв христианство по византийскому образцу, Болгария включила себя в круг визан­тийских культурных и правовых влияний, и это сказалось на многих статьях Закона. Особенно сильным оказалось влияние ви­зантийской «Эклоги».

   Рецепция римского права на Западе отвечала главным образом интересам го­родов. Ею широко воспользовались для упрочения отношений фео­дальной собственности, для усиления податного бремени крестьянства. В Болга­рии рецепция римско-византийского права была ограниченной и служила в основном закреплению склады­вавшихся феодальных отношений.

   «Закон судный людям» упоминает далеко не все уголовные преступления и в очень малой степени регулирует граждан­ско-правовые отношения. Все, что лежало за пределами Закона, оставалось областью старого славянского обычая.

   Была заимствована норма, разрешающая лишать всего заработанного того из нанявшихся, который не «допахал до времени», то есть почему-либо не смог исполнить договор найма до конца.

   С целью пресечения старых, языческих форм брака запрещается многоженство. Категориче­ски предписывается выгнать из дома вторую жену (вместе с ее детьми), устанавливается запрещение вступать в брак с близким родственником, что было вполне допустимым и даже обязатель­ным в прежние времена, и пр.

   В области имущественных отношений «Закон судный людям» упоминает поклажу, заклад, опеку, поручительство - отношений сравнительно новых, порожденных классовым обществом.

   С возникновением индивидуальной семьей и раньше всего «властельской», господской, появляется понятие опеки, попечительства, поклажи.

   Закон допускает уже завещание, хотя и не позволяет оста­вить без наследства кого-либо из детей.

   Однако основу кодификации Закона составляет не Эклога и не законы Моисея, а старое славянское право. Авторы Закона не смогли принять в виде наказания за «кровосмешение» ни смертную казнь, ни членовредительство, предлагаемые Эклогой, и остановились на самом легком — простом разлучении супругов. Они не пожелали наказывать юношу, вступившего в связь с девицей, если тот готов был искупить вину женитьбой, — таков был старый обычай, и не было возмож­ности отступать от него, несмотря на все заклинания религии.

   Только в том случае, если преступление было совершено в «пустом месте», где девица не могла найти защиту, виновного лишали имения (оно отдавалось по­терпевшей «за сором») и подвергали мучительному наказанию.

   Старое польское право смотрело на то же деяние по-другому. Изнасилование в доме каралось, в поле или лесу — прощалось. До­брачные связи не были здесь запрещены и не осуждались.

   Среди преступлений Закон особо выделяет разбой, в кото­ром здесь, как и во всех других странах Европы, видели форму крестьянского сопротивления и мести. Наказание за разбой — смертная казнь.

   Виновные в похищении имущества, особенно господского, наказываются строго. Вводится понятие рецидива в краже. За него полагается ослепление и урезание носа — излюбленные на­казания в практике византийского правосудия.

   Убийца наказывается штрафом — «враждой», а когда убийца неизвестен — платит село («емство»), где найден труп. Это, ко­нечно, старина.

 

2. Феодальное государство и право сербов

Государственный и общественный строй

   Государство сербов возникает несколько позже, чем у болгар. Еще в X столетии в Сербии сохраняются: деление на пле­мена, народные веча, советы старейшин.

   Сельская община находится в расцвете, семейные отноше­ния — на стадии, промежуточной от группового брака к индиви­дуальной семье современного мира.

   Несколько поколений живут вместе, под одной крышей, вместе обрабатывают землю, совместно владеют имуществом, питаются и одеваются из общих запасов. Это то, что называется задругой.

   Высшая власть в задруге принадлежит семейному совету, состоящему из всех взрослых мужчин и женщин, но непосред­ственное управление находится в руках избранного всеми дома-чина. Важные дела, включая суд над провинившимся, являются компетенцией семейного совета, ни одна большая продажа или покупка не могут быть произведены без его согласия.

   Сельские общины, нескольких ро­дов объединялись в не­большой район - жуп. Многие свидетельства позволяют видеть в славянской жупе тот же союз родов, каким была фратрия у греков или курия у римлян.

   Феодализация Сербии заметно подвинулась в XI веке и тогда же были предприняты пер­вые попытки объединения областей. Они увенчались успехом че­рез столетие, в княжение великого жупана центральной сербской области Рашки — Стефана Немани. Сын Немани, Стефан Нерво-венчанный, присваивает себе титул короля. Особенно же усили­лась Сербия в царствование знаменитого Стефана Душана, пра­вившего страной в первой половине XIV века. При нем был издан один из наиболее значительных памятников старого сербского права — Законник Стефана Душана.

   Господствующий класс в Сербии состоял из двух сословий.

   Высшее сословие образовывало феодальную знать — властелей. Земельная собственность властелей была наследственной. Она не зависела от воли короля. Властели замещали все важ­нейшие должности в центральном и местном управлении.

   Властелич — это  известный прониар. Он хотя и феодал, но низшего ранга: если властелич выбранит властеля, предупреждает Законник Стефана Душана, будет бит палками (властель-оскорбитель отделается штрафом).

   Угнетенный класс — сербское крестьянство — состоял из некоторого количества свободных (так называемых себров), пол­ностью закрепощенных (меропхов) и отроков-рабов.

   Законник грозит меропху клеймением и распарыванием носа в случае побега от хозяина. Меропх обязан работать на помещика два дня в неделю, а в страдное время — больше и давать ежегодный денежный взнос.

   Поднявшаяся на гребне антифеодальных вы­ступлений сербского крестьянства, укрепившаяся победами над Византией, королевская власть украшает себя, начиная с Душана, царским титулом.

   Но старый собор светской и церковной знати еще су­ществует, и царь вынужден обращаться к нему при каждой крупной мере. Так, Законник Стефана Душана был принят не единолично, а собором светской и духовной знати.

   В новом административном устройстве государства был по­следовательно проведен принцип территориального разделения населения. Старые жупы с засильем родовой знати были замене­ны новыми. И в каждой из них находился царский чиновник. Жупы объединялись областями.

   Судебное устройство в Сербии, как всякого феодального государства, сложно и разнообразно:

  › главное место принадлежало царскому суду — придворному, областному, городскому;

  › областной суд: большую часть времени он (как было в Англии и во Франции) проводил в разъездах, осу­ществляя общий надзор за всей юстицией в стране.

  › господские суды над крепостными,

  › церковные суды — над церковными людьми,

  › особый суд, осу­ществляемый чиновником, взыскивающим пошлины, и т.д.

  › суд поротников - как долго сохранявшийся в Сербии пережиток старины, это по своей сути суд присяжных. Он был судом сословным (для властелей поротники — властели и т.д.).

   «Порота», или «рота», — это присяга, клятва. Поротники приносили присягу, что будут судить по совести. В «большом деле» полагалось 24 поротника, в «среднем» — 12, в «малом» — 6. Мирить стороны запрещалось. Законник обязы­вает поротников либо оправдать, либо обвинить. Решение принималось по боль­шинству голосов.

Право сербов - Законник Стефана Душана

   Законник Стефана Душана был принят в 1349 году. Как и Закон судный людям, кодификация Душана служила закрепле­нию феодальных отношений, преодолению языческой старины. В 1354 году в Законник были внесены значительные дополнения, запрещающие увеличение крестьянских повинностей и разре­шающие судебную защиту крестьян (включая крепостных), с од­ной стороны, усиливающие наказания за сопротивление госу­дарству и помещикам — с другой.

   Кодификацию Душана дополняли некоторые византийские компиляции, бывшие в ходу, и сама она была в известном смысле «дополнением» старого обычая, по которому продолжала судиться сербская деревня, сербская задруга.

   Во многих же отношениях Законник относится к византий­скому праву критически (например, запрещая залоги), а старый обычай стремится либо устранить, либо реформировать.

   Особой разработкой отличаются около трети всех статей Законника уголовные постановления. В первую очередь возвращение к язычеству или переход в другую веру наказывается смертью (при смягчающих обстоя­тельствах — членовредительством, ссылкой в рудники и пр.).

   Среди государственных преступлений на первом месте — измена и разбой.

   В борьбе с ними законодатель санкционирует наказание непричастных лиц, то есть объективное вменение. В делах о го­сударственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», короче говоря, все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывает­ся смертью и конфискацией имущества. За разбой, учиненный хотя бы и неизвестным чужим человеком, должны отвечать вся «та земля и те села, через которые пришел разбойник и через которые он ушел».

   Круговой ответственностью связывает Законник членов за­други. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим преступлениям, например, подделке монет.

   Широко применялись членовредительские наказания, заим­ствованные в византийском праве, и штрафы, сохранившиеся с догосударственной эпохи. Только теперь они, как и повсюду, служат интересам сильных.

   Властель, убивший себра, платил тысячу перперов, но себр, убивший властеля, помимо штрафа в триста перперов (цена 25 жеребцов), наказывался отрубани­ем рук. Этот принцип был распространен и на другие случаи. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь.

   Членовредительством угрожает Законник свободным кре­стьянам, если они соберутся почему-либо без разрешения вла­стей: «Себрова собора да несть», иначе «уши урежу и выжгу ресницы».

   Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству.

   В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство применяет их при расследова­нии политических преступлений. Всемерно поощряются доносы. Не пренебрегают доносами рабов, за что им обещают свободу.

   Широко применяются старые формы ордалия (пытки). И вор, и раз­бойник должны «пройти через железо».

   Сербские формы испытания железом более мучительны по сравнению с германскими или польскими. Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Как можно было оправдаться при таком испытании?

   Поединок существует, насколько можно судить, для одного случая: когда двое спорят в походе. Они должны были биться один на один, и никто под страхом отсечения руки не должен был вступаться.

   Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие показания не принимались во внимание.

   Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол, и судебное решение фиксировалось на бумаге.

   Как и в Русской правде, для отыскания виновного приме­няется «гонение следа», то есть непрерывное преследование за­подозренного от деревни к деревне.

   После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро рас­падаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили восполь­зоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сельджуки. В сражении на Косовом поле в 1389 году сербы после героиче­ского сопротивления были разбиты турками.

   Вслед за тем наступила очередь Болгарии. В 1430 году тур­ки захватывают одну из ее областей, а через шесть лет всю страну.

   Захваченные земли были поделены на служебные наделы (спахилуки) и розданы турецкому воинству.

   Управление Сербией и Болгарией было отдано в руки фа­натичных и жестоких чиновников-мусульман. Население, презри­тельно именуемое стадом («райя»), должно было нести гнет нало­гов, а помимо того, каждые пять лет отдавать завоевателям определенное число мальчиков («налог крови»). Турки воспиты­вали из них отборную часть своей гвардии — янычар.

   С покорением Сербии и Болгарии прекратилось на длитель­ное время их самостоятельное государственное существование.

    Ведя борьбу с угнетателями, отстаивая свой язык и свою культуру, болгары и сербы возлагали надежды на Россию. Они видели в ней могучую единоверную и. национально-родственную державу. Эти надежды не были напрасными. Освобождение Болгарии и Сербии от турецкого порабощения неразрывно связа­но с именем России, с ее народом, с ее армией.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!