Тема 12 "ФЕОДАЛЬНАЯ ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ — ВИЗАНТИЯ "

«Феодальная Восточная Римская империя — Византия »

 

1. Феодализация Византии

Общественный строй

   Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части — восточную и западную.

   Столицей восточной части империи стал Константинополь.

   До начала арабских завоеваний в VII в. Византийская империя включала обширные территории на Востоке: Палестину, Сирию, Месопотамию (ныне Ирак), Египет. После завоевания этих земель арабами, империя сосредо­точилась на Балканах и в Малой Азии (нынешняя Турция).

   Феодальные отношения в Византии, хотя и медленно стали развиваться, начиная с IV столетия н.э. В IV-V веках Восточно-Римская империя была разлагающимся рабовладельческим государством, с сохранением сильных пережитков рабства при разви­тии крепостнических форм эксплуатации.

   За­нятые в сельском хозяйстве рабы получают в пользование землю и инвентарь;  подобно колонам,  они  обязаны платить половину урожая в пользу своих господ.

   Свободные крестьяне отдаются под покровительство круп­ных землевладельцев на основе уже известного нам прекария.

   Начиная с IV века в римское право, особенно в Ви­зантии, был включен ряд нововведений, свидетельствующих о переходе к феода­лизму; особо следует отметить прикрепление различных групп населения к отдельным профессиям и корпора­циям (в первую очередь колонов).

   В городах с развитием феодальных отношений, ремес­ленники прикрепляются к своим коллегиям, а их дети обязываются следовать профессии отца.

   С IV века рабы, посаженные на землю, оставаясь юридиче­ски рабами, фактически превращаются в крепостных, а ранее свободные арендаторы начали постепенно нисходить до по­ложения рабов, посаженных на землю.

   Крупнейшим собственником земли становится церковь. В Константинопо­ле уже в VI веке насчитывалось 100 монастырей, один богаче другого; многие сот­ни их были построены в провинции.

  В VI-VII веках в Восточно-Римскую империю вторгаются славянские племена, которые поселяются на обширных территориях во Фракии, Македонии, большей части северной Греции, а также в Далмации и Истрии.

  Подобно франкам, славяне сохраняют на новых землях свои старинные общинные порядки, долгое время успешно сопротивляясь попыткам установить над ними феодаль­ный гнет. По их примеру и при их поддержке воз­рождается свободное крестьянское сословие в среде коренного населения Греции.

  Одновремен­но с уменьшением крупных имений исчезают прикреплен­ные к земле крестьяне. Возрождается и старая крестьянская община. Внутри свобод­ной крестьянской общины со старыми элементами рабства уже не редкостью становятся кабаль­ная аренда, наемный труд.

   Пора­жение крестьянского восстания Фомы Славянина (IX в.) и последо­вавшего за тем движения павликиан (так, от имени Апостола Павла, было названо широкое крестьянское восстание против феодального угнетения), способствовало окончательной победе  феодальных порядков в Византии в IX-XI столетиях.

   Крупные землевладельцы и военная знать — «динаты» (сильные) захватывают крестьянские земли, добиваются нового прикрепления крестьян к земле и подчиняют себе сель­ские общины. С этого времени основная фигура в византийской деревне — феодально-зависимый парик - крепостной.

  Главным угнетателем крестьянина стало выступать госу­дарство в лице его податного аппарата.

Государство стало практи­ковать (с XI в.) раздачу земель за службу, как это делалось у франков при Карле Мартелле. Прониары (бенефициарии у франков) добиваются превращения своих служебных поместий в неотчуж­даемые вотчины, приобретают административную и судебную власть над населением.

   В городах устанавливается мелочный контроль над ремеслом, что и в других странах Европы.

   Особенность становления феодальных отношений в Византии — через постепенное устранение рабовладения и его пережитков.

Государ­ственное управление

   Важными особенностями характеризуется государ­ственный строй Византийской империи:

  » сохра­нение сильной императорской власти, наличие устойчивого цент­рализованного руководства империей. Однако весьма нередко императоры находились во власти клик, ими ставились и свергались. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях — остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.

  » с IX столетия, выборность трона сменяется его пе­реходом по наследству (принцип легитимности). При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора. Ему присваивался титул «цезаря» («царя»).

   Импера­торская власть опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления. К высшим ведомствам империи относились министерства внутренних дел (полиции), иностранных, во­енное, финансовое и др.

   Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати — высшего сословия империи. Оно подразделялась на 18 разрядов. Каждый разряд замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.

   Местное управление империи представляет сосредоточение военной и гражданской власти (VII в.) в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей. Выходом было раз­дробление провинций, уменьшение их территории.

   Служба в армии была наследственной профессией, солдат наделя­ли земельными участками.

   В налогообложении в Византии широко практикуются: поземельная подать в виде зерна и пр., которую налогоплательщик доставлял своими средствами, подушная подать, подать с жилищ, налог на пари­ков и др.; принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; принудительная продажа скота и зерна по пони­женным ценам; поставки продовольствия в крепости; принудительное участие в строительстве мостов, дорог и пр.

   При императоре Фоке (602—610 гг.) были испытаны на множестве невинных людей все способы казни: разрезание на части, старинные римские зашивания в мешок с последующим выбрасыванием в море и пр.

   Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется рядом причин:

  » наличием многих крупных городских центров — наследников римской эпохи — и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями;

  » особой остротой классовой борьбы, что вполне объясняется сходством интересов крестьян­ской массы и многочисленного городского плебса, открывшим возможности союза между ними;

  » постоянной   внешнепо­литической  опасностью,  дополняемой   необходимостью эффек­тивного подавления подвластных империи народов.

   В отличие от Запада, в Византии в поддержку сильной централь­ной власти выступает церковь. Ее попытка подняться выше светской власти, предпринятая в VIII веке, оказалась неудачной. В конце концов, было признано, что единственным лицом, достаточно компетентным для разрешения церковных дел, включая богословские споры, является император.

 

2. Право феодальной Византии - свод законов Юстиниана

 

   Особое значение в истории права Византии имеет создание крупнейшей правовой кодификации всех времен — свода законов Юстиниана:

  ♦ н дает наиболее систематическое изло­жение римского классического права и римской юриспруденции вообще;

 ♦ послужил основным источником рецепции римского права в средние века — со всеми вытекающими из этого последствиями.

   Современное название свода — Corpus iuris civilis — не принадлежит - Юстиниану. Оно было дано глоссаторами в XII ве­ке, в параллель своду церковного права — Corpus iuris canonici.

   Кодификационные работы были выполнены в небывало ко­роткий срок — за пять лет, с 529 по 534 год н.э.

   Через три года после начала работы юрист Трибониан (начальник столицы) с 15 сотруд­никами подготовил две основные части кодификации — Дигесты и Институции.

   Дигесты, или Пандекты (переводятся одинаково — как «собранное», «содержащие в себе все»), составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Дигесты — самая толстая книга кодификации — около 100 авторских листов (1600 стр.).

   Институциями был назван краткий учебник по общим началам юриспруденции для студентов визан­тийских юридических учебных заведений. Составлены они были на основе более старого учебника римского юриста Гая.

   В империи имелись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утверждалась государством

   Третья и последняя часть свода — это собрание импера­торских постановлений, собственно «Кодекс Юстиниана».

   Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в свод по­следующим законодательством, составили особую часть — «Новеллы».

   От новелл отличались интерполяции, которыми стали на­зывать всякие «скрытые», неоговоренные изменения текста, вне­сенные в Дигесты.

   Из последующих византийских кодификаций можно отметить:

  ◆ «Эклогу» (VIII в.), хорошо известную в славянских государствах;

  ◆ «Земледельческий закон», санкционировавший существование сельских общин в Византии и регламентировавший их правовой быт;

  ◆ «Базилики» императора Льва VI (890 г.), возвра­тившие Византийскую империю к законодательству Юстиниана.

  ◆ «Прохирон», изданный ранее, явился кратким изложением основных законов.

   В XIII столетии Константинополь сделался добычей кресто­носцев, шедших «освобождать» Иерусалим от мусульман.

   Ослабленная политически, переживавшая экономический упадок, Византия была вынуждена вступить в непосиль­ную конкуренцию с развивающейся европейской торговлей на Востоке.

   Порабощенные ранее народы, в том числе славяне, в жестокой борьбе с империей возвращали себе самостоятельность, образуя свои го­сударства.

    В XIV веке турки захватывают сначала Сербию, потом Болгарию. В 1453 году наступает очередь и самого Константинополя. «Второй Рим», как его называли в Москве, пал, став добычей завоевателей.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!