Тема 9 "ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ"

«Феодальное государство франков»

 

1. Образование феодального государства франков

Формирование государства франков периода династии Меровингов

   В 486 г. салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.) была завоева­на часть Галлии, что и послужило отправной точкой в образовании Франкского государства.

   К 510 г. королевство Хлодвига прости­рается от среднего течения Рейна до Пиренеев. На этой территории он диктует законы, взимает налоги с местного населения и др. Быстрому образованию франкского государства в виде раннефеодальной монар­хии способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. Поскольку франкское государство вступило в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнооб­щинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения, в нем ещё оставались элементы старой общинной организации и племенной демократии. Для общества были характерны многоукладность (сочетание рабовладель­ческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и неза­вершенность процесса создания основных классов феодального обще­ства.

   В ранней истории франкского государства обычно выделяют два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

  = с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

  =  с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

Общественное устройство

   В период правления династии Меровингов (с 457 по 751 гг.) у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. еще сохраняются общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочислен­ной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правя­щую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда (как запись обычного права салических франков), записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указа­ния на существование у франков следующих социальных групп:

  ≈ служилая знать - приближенные короля;

  ≈ свободные франки (общинники);

  ≈ полусвободные (литы);

  ≈ рабы.

   Основные различия между социальными группами были связаны: с происхождением, правовым статусом лица или социальной группой, к которой принадлежало лицо. Позднее на правовые различия франков стала влиять принадлежность к королевской службе, ко­ролевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

   Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является возрастающая идеологичес­кая и экономическая роль церкви, которая проявляется в ее властных притязаниях. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской. Не являясь еще политическим образо­ванием и не имея единой организации, церковь начала становить­ся крупным землевладельцем, за счет земельных пожертвований и от правителей, и от простых людей.

   Про­цессы феодализации у франков развиваются в период завоевательных войн VI - VII вв. В руках короля сосредотачивается право распоряжения завоеванной землей в Северной Галлии. Крупными собственниками земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становят­ся служилая знать и королевские дружинники, связанные вассальной зависимостью от короля. Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на служ­бу к франкским королям. Развитие феодальных отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частно­собственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Королев­ский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями своим вассалам. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладель­цев, которые показали непрочность королевства Меровингов.

   Государственная власть в этот период сосредотачивается в руках знати, захватившей все главные должности и, прежде всего, пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Перво­начально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и май­ордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII – VIII  веков эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

Государство франков периода династии Каролингов 

   Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровин­гов в 751 г., а прекратила свое существование в X в. Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 - 741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верхов­ную власть.

   Карл Мартелл от дарения земель в полную собственность. Кон­фискованные у непокорных магнатов и монастырей земли, вместе с живши­ми на них крестьянами передаются им в условное пожизненное держа­ние - бенефиций. Бенефициарий - держатель бенефиция - был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно во­енную, иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование.

   Реформа привела к росту феодального землевладения и усилению закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию си­стемы вассалитета - феодальной иерархической лестницы, особой си­стемы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отноше­ния.

   С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные зе­мельные собственники, получали привилегии - иммунитет, заключав­шиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятель­ность государственных должностных лиц, а все государственные право­мочия передавались владельцу имения.

   В процессах установления власти крупных землевладельцев над кресть­янами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господству­ющего положения церкви были монастыри, а светской знати - укреп­ленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.

 

2. Система государственного управления франков

   Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важ­ными министериалами были следующие:

  »  палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского двор­ца, а затем глава королевской администрации. Династия Каролингов обладатели этой долж­ности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;

  » дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

  » тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом мате­риальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

  »  маршал - начальник конного войска;

  » архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

   Система местного самоуправления свободных франков постепенно заменялась системой назначаемых должностных лиц – уполномоченных короля.

   Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: на­родные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица  - центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и  осуществляли его власть в пределах сотни.

   На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.  

   Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции королевского совета.

   Основными судебными учреждениями страны были местные суды - "суды сотни". Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни - мальберг - выбирало из своей среды судей - рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. На су­дебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

   При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегия­ми присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда - скабинов. Обя­занность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Сначала граф, центенарии или викарий лишь созывали мальберг и следили за правильностью судопроизводства. Постепенно уполномоченные короля становятся председателями судов вместо тунгинов. Из подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной властью в обла­сти суда над крестьянами, жившими на их землях.

   В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские во­енные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального рыцарс­кого ополчения. Было также ограничено участие в ополчении рядовых, свободных людей.

   Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

 

3. Германское государство феодального периода

Государственный строй Германии в раннефеодальный период

   Территория Германии в VI - VIII вв. входила в состав Франкского госу­дарства. С распадом империи Каролингов (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило нача­ло государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального го­сударства произошло после избрания в 919 г. германским королем сак­сонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии. Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия - французские, ита­льянские и славянские земли).

   Историю Германского феодального государства можно разделить на два периода:

  » период относительно единого раннефеодального государства (X - XII вв.);

  » период феодальной раздробленности (XIII - начало XIX вв.).

   В период раннефеодального государства в Германии происходил рост круп­ного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот про­цесс протекал сравнительно с другими странами Европы медленно и неравномерно.

   До конца XI в. Германия представляла собой относительно единое госу­дарственное целое, и королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку Церкви, и его основной опорой стал епископат.

   Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля.

   К концу XI в. все население Германии было втянуто в феодальные от­ношения, начался интенсивный рост городов - как из старых римских укреплений, так и из новых ремесленных и торговых поселений. С середины XI в. в Германии усилилась политическая децентрализация. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначаль­но находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светс­ких феодалов, короля), добились освобождения от их власти, самоуп­равления, личной свободы горожан.

Германия в период феодальной раздробленности

   К XIII в. территория Германии значительно увеличилась. На востоке воз­никали крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяй­ства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любе­ком объединились в крупный торговый союз - Ганзу. С XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим мо­гуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей.

   В XIII - XIV вв. Германия окончательно распадается на множество кня­жеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завер­шается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и от­сутствие единства в масштабе всей страны. Существовали:

  • имперские сословия (в империи) - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов;

  • земские сословия (в княжествах) - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

   Духовенство разделилось на:

= высшее - епископы, аббаты;

= низшее - сельские и городские священники.

    В германских городах имущественная дифференциация привела к обра­зованию трех различных социальных групп:

  ◊ патрициат - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;

  ◊ бюргерство, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату;

  ◊ городской плебс, к которому относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату.

   Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколь­ко улучшилось. Вместо барщинной системы фео­далами вводились новые формы организации хозяйства, предполагав­шие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным:

  ~ в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду;

  ~  на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими надела­ми земли, барщина здесь была заменена денежной рентой;

  ~ на колонизированных восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях - они получили земельные наделы, эко­номическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали фео­далам умеренные фиксированные платежи.

   Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, кото­рые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.

   Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперс­кого суда.

   Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских го­родов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства.

   Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуж­дению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она вклю­чала в себя следующее: установление мира между княжествами, орга­низацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повин­ностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д.

   В княжествах сложились свои местные сословно-представительные уч­реждения - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан; в некоторых зем­лях в эти собрания также входили представители свободного крестьян­ства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих из­бирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инст­рукциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной воп­рос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресече­ния правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в уп­равление государством.

   Значительную роль в жизни Германии играли города. Правовой статус города определял объем его самостоятельности. Гер­манские города были трех видов:

  ♦ имперские - непосредственные вассалы короля;

  ♦ вольные - пользовавшиеся полным самоуправлением;

  ♦ княжеские - подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились.

   К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми еди­ницами.

   Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Дол­жности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрици­ат, использовавший её в свои интересах, присваивал себе право избрания городского совета, замещения городских магистратур. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV веке к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всегда компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - ремесленники входили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.

   Система судоустройства Германии характеризуется наличием нескольких видов судов:

  сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории;

  церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной стороны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), с другой - на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т. д.);

  городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных
городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, в других - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община.

   С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.

 

4. Феодальное право франков - Салическая правда

   Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле­мен. Таким образом, были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

   Одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда (Салический закон), созданная в начале VI в. в после­дние годы жизни и правления короля Хлодвига. Она де­лится на титутлы (главы).

   Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие об­щих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

   Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен­ном строе франков начала VI в.

   Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част­ной собственности.

   Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

   Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

   Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило в строго установленной форме.

   Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

   Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства:

  • существование законного брака;

  • объявление лица вне закона;

  • наличие близкого кровного родства;

  • несвободное состояние человека.

   Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

   О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

   Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

   Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Земля передавалась только по мужской линии, женщины исключались из числа наследников недвижимости.

   Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

   Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение коро­левского мира.

   Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

  ≈ преступления против личности - убийство, членовредительство, кле­вета, оскорбление, изнасилование;

  ≈ преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

  ≈ преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд,
лжесвидетельство;

  ≈ нарушение предписаний короля.

   Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, како­выми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

   Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

   Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным харак­тером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ­мом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

   Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

   В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда при­знает следующие:

  ◆ соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" об­виняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

  ◆ свидетельства очевидцев;

  ◆ ордалии.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!