Тема 8 "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА"

«История государства и права Древнего Рима»

 

1. Царский период Древнего Рима

Периодизация истории государства Древнего Рима

   Примерно в то же время, когда эллины осваивали земли Балканского полуострова, родственные им племена италиков (эллины и италики происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви) расселялись по Апеннинскому полуострову (в центре Средиземного моря), который сейчас занимает Государство Италия. Ее береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого развития, как в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства. Здесь протекает несколько полноводных рек, крупнейшая из них - Пад (соврем.- По). На Апеннинском п-ове было немало зеленых долин, пригодных для ведения сельского хозяйства, плодородных равнин, щедро согреваемых южным солнцем. На невысоких холмах хорошо вызревает виноград. От холодных северных ветров п-ов защищают высокие горы - Альпы. Другие горы - Алперины тянутся вдоль всего полуострова. Они богаты полезными ископаемыми и строительным камнем. Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» - Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.

   В I тыс. до н.э. Италию населяло много народностей. Помимо италийских племен: латинов, самнитов, сабинов и других к северу от их земель, за рекой Тибр, располагалась страна Этрутия, где жил высоко культурный народ этруски. В VIII в. до н.э. этруски уже обрабатывали железо и бронзу, знали колесницу и умели ездить верхом, были отличными мореходами и мастерами каменного дела. Из камня они строили свои города, дороги, мосты. Правили этрусками их цари. Этрусские жрецы считались лучшими знатоками гаданий и священнодействий. Италики очень многому научились у этрусков. Помимо италиков и этрусков в 1 тыс. до н.э. Италию также постепенно заселяли греки - на юге и финикийцы - на острове Сицилия. Между этими народами происходили частые войны, следствием которых было появление множества обездоленных людей из разрушенных городов. Эти беженцы селились вблизи крепостей и подчинялись местным властям.

   Так в 753 г. до н.э. возник Рим (лат. Roma), бывший до этого небольшой крепостью (на Палатинском и Капитолийском холмах левобережья Тибра), жители которого, как потомки его отцов-основателей, назывались патрициями. Переселенцы же и их потомки стали называться плебеями. Они платили налог, служили в армии, но не имели земли.

   Вся последующая история Древнего Рима делится на три больших этапа:

  ♦ царский период или  древнейшая история Рима - 753 - 510 гг. до н. э.;

  ♦ период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

  ♦ период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

   Во время начального, так называемого царского, периода Римом пос­ледовательно правили семь царей: Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый.

Общественный и государственный строй в царский период

   Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э. и характеризуется процесса­ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями. Экономической основой ранней римской общины было сельское хо­зяйство. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

   Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus – делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

   Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор­ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз­ни и т. д.

   Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо­дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен­ной властью.

   Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс. Это был выборный вождь. Хотя по традиции его называли царем (отсюда «период царей»), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

   Рекс избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участво­вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро­дов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

  ≈ правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (буду­чи, таким образом, участником общей земельной собственности);

  ≈ правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

  ≈ правом на получение от рода помощи и защиты;

  ≈ правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

   Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину.

   Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса, плебеев. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

   Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

   С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу­ра общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при­шлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в пра­вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа­ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни­ми землевладельцами, а также ремесленниками.

   С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

   Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

   Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

Реформа Сервия Туллия

   Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) ре­форму общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Реформа основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

   Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, ассы. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой раз­ряд.

   Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

   Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер­риториальному принципу.

   В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

   Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

   Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс в дальнейшем развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых.

   Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

   В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах.

   Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев.

   Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

 

2. Римская республика

Общественный строй Древнего Рима

   Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

   Период республиканский (VI - I вв. до н.э.) условно подразделяется на два этапа:

  › время ранней республики (VI—III вв. до н.э.), на которое приходится формирование раннерабовладельческого общества и завоевание Римом Италии,

  › на позднюю республику (II—I вв. до н.э.). Для нее характерен расцвет рабовладельческих отношений в Италии и создание Римской средиземноморской державы.

   В республиканский период интенсивно развивалось произ­водство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

   Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы; гражданства; семьи.

   По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

  = имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

  = мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

   Рабы были государственные и частные. В период республики они пре­вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода полу­чила распространение самопродажа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв­лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: «что приобретается через посредство раба — приобретается для господина». Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

   Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.

   По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж­дан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог­раничены в правах.

   Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

   По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

   Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К перегринам относились свободные жители провинций завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из­бирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находи­лись в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегри­ны несли налоговые повинности.

   По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия­ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев.

   Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право­способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо­владыки. Последний был лицом «собственного права», члены же его семьи назывались лицами «чужого права» — права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него.

   Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободно­рожденный римский гражданин.

   В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча­ствовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Государственный строй Римской республики

   Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний: центуриатные, трибутные и куриатные.

   Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня­тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра­бовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государ­ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко­личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако­нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето­ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово­ры к смертной казни.

   Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни­ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро­ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима.

   Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно, важное значение в государственном механизме Римс­кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж­ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со­ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга­ном, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномо­чия входили функции:

  • законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед­ствии предварительно рассматривая законопроекты;

  •  финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

  •  по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

  •  внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз­ решал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

   Государственные должности именовались магистратурами, которые делились на:

  ◊ ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

  ◊ экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внут­ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

   Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра­ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

   Магистратуры замещались по следующим принципам:

  ~ выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;

  ~ срочность - один год (за исключением диктатора);

  ~ коллегиальность;

  ~ безвозмездность;

  ~ ответственность.

Армия в Древнем Риме

   Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными вой­нами. Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско­вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо­вало по подразделениям - куриатным комициям.

   Все граждане с 18 до 60 лет (как патриции, так и плебеи), обладавшие имущественным цензом, были обязаны нести воинскую повинность и участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо своего патронов).

   В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму­щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий раз­ряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый раз­ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо­руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

   В 107 г. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу, после кото­рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра­ничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Ле­гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель­ными наделами из числа конфискованных и свободных земель в Африке, Галлии и Италии. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов. Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

Падение римской республики

   Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республи­канские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.

   Рас­пад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:  

  » восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и

  » восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг, до н. э.);

   » борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революци­онное движение сельского плебса, которое едва не привело к граждан­ской войне и возглавлялось братьями - Гракхами, пытавшимися провес­ти аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

 » Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

   Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления  завоеванных народов, обеспечения управления ими.

   При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился, прежде всего, к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Рабство приобретает «классический», античный характер.

   Кроме того, рост числа люмпенов (до 300 000) становится убедительным  свидетельством  общей  деградации свободных.

   В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

   Экономическое и политическое засилье нобилей    вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Получив должность трибуна, Тиберий Гракх,  опираясь на народное движение, сумел, несмотря на     сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через  народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил  максимальный размер земли, получаемый от государства. Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, — введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123—122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам.

   Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государств, и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

   Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

   Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красс, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями «для устроения государства». После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. - полномочия на управление государством и почетное наименование Август (солнцеподобный), ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.

 

3. Римская империя

Государственный и общественный строй в период принципата

   Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии.

   С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

   Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных, значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев.

   Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций — муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

   Более значительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

   Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II—III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната.

   Период Римской империи подразделяется на:

   a. период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.). – это период ранней империи (принципата - конец I в. до н.э.-V в. н.э.) в истории Римской средиземноморской державы, сопровождавшейся расцветом рабо­владельческих отношении во всем Средиземноморье. Принципат от «принцепс-сенатус» - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего.

   b. кризисный период (193 - 284 гг. н. э.), от «доминус» - господин, владыка, что  свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

   III в. н.э. - это кризис Римской империи, грозивший угрозой распада. Преодолеть кризис помогла новая форма госу­дарственного устройства империи - доминат.

   c.  период домината (284 - 476 гг. н. э.). Это период поздней Римской империи (с конца III по V в. н.э.) характеризуется разложением рабовладения на ее огромных территориях и началом формирования протофеодальных отношений.

   Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон­чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

   Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

   Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

   Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен­ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

   Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными  трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика—верховного  жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

   Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников.

   Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые—назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении—сената и принцепса. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса— фикс. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

   Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти.

   В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

   Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

   В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладель-ческого класса составили два сословия:

  • сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани­мали доминирующее положение, как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви­нувшихся на государственной службе;

  • сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры.

  Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

   В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп­ляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

   Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко­мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

Период домината и распад Римской империи

   Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века".

   Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про­винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им­ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши­лась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римско­го гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда - доминат).

   Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под­чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

  ≈ государственный совет при императоре;

  ≈ финансовое ведомство;

  ≈ военное ведомство.

   Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде­ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос­новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по­винности.

   При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение  Римской империи.

   Западная Римская империя со столицей в Риме, которая прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место.

   Восточная Римская империя со столицей в Константинополе, которая  существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

 

4. Римское право

Законы двенадцати таблиц

   Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабов­ладельческом обществе социально-экономические и политические по­рядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:

  • квиритское, или цивильное, право;

  • преторское право;

  • общенародное право;

  • собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на публичное (право, которое относится "к положению римского государства" - Домиций Ульпиан, знаменитый римский юрист) и частное (от­носится "к выгоде отдельных лиц").

   В царский период источником римского права были обычаи и немногочисленные законы. Оно характеризовалось влиянием общинных от­ношений, примитивностью основных институтов, строгим формализ­мом (малейшее упущение в форме судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом.

   Важнейший памятник права этой эпохи - Законы двенадцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середи­не V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.

   Законы двенадцати таблиц содержали постановления, регулирующие сферу семейных и наследственных отношений, а также нормы, отно­сящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Жестко скованное традициями цивильное право с IV - III вв. до н. э. стало корректироваться новым источником права - преторскими эдик­тами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным право­отношениям, вызванным ростом товарного производства, товаро­обмена, банковских операций и пр.

Право собственности и обязательственное право

   Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц ха­рактерно широкое распространение частной собственности, включая земельную.

   Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, кото­рые установлены договором или правом.

   Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло соб­ственность на два типа:

  ➥ к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации;

  ➥ ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владель­ца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, уста­новленных договором - так называемой традиции.

   Одной из форм ограничения права собственности является сервитут -право на чужую вещь. Сервитут подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу друго­го) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).

   Для действительности договора согласно римскому праву необходимо:

  • согласие сторон, которые обязываются, и оно не должно быть порождено насилием или обманом;

  • его соответствие праву (закону).

   Все договоры римское право разделяло на четыре группы.  

   Вербальный договор был древнейшим типом договора, словесным обя­зательством, на основе которого во времена Законов двенадцати таблиц совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов "даю", "сделаю". Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (религиозной клятвы).

   Литеральный договор - письменные обязательства - возникли и рас­пространились с течением времени.

   Реальные контракты, выделенные римскими юристами в особую груп­пу, характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. К таким контрактам, напри­мер, относились:

  = договоры хранения;

  = договоры займа - такие договоры, предметом которых являются вещи, наделенные родовыми признаками: деньги, вино, зерно, то есть все заменимые вещи;

  = договоры ссуды, с которыми римское право связывало вещи индивиду­ально-определенные, незаменимые в принципе: подлежит возврату имен­но то, что было дано в ссуду.

   При консенсуалъном договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

Семейное и наследственное право

   В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

  • брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;

  • брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

  • брак «сине ману» - без власти мужа.

   В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основыва­лись на безусловном господстве главы семьи - отца, paterfamilias. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отноше­ний признается свободно выраженное согласие брачующихся - как же­ниха, так и невесты. Развод также был свободным - настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не со­блюдался.

   Общим правилом стала раздельность имущества супругов. Издержки со­вместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене.

   Власть главы семьи над детьми также постепенно ослабевала: убийство детей было признано преступлением, сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество, был упрощен порядок усы­новления внебрачных детей и т. д.

   Согласно нормам наследственного римского права:

  • первыми к наследованию призывались дети;

  • если их не было - внуки, наследники второй очереди;

  • в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и пле­мянники;

  • если и их не было, претор предоставлял право наследования наследни­кам четвертой очереди - всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последую­щую.

   Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие сво­боду завещательных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родствен­ник умершего, если его обошли наследством, имел право на одну чет­вертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной фор­ме и удостоверению свидетелями.

Уголовное право и судебный процесс

   Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров. К видам преступлений в римском праве можно отнести среди прочего:

  ~ преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского го­сударства, - присвоение казенного имущества и расхищение государ­ственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.;

  ~ религиозные преступления, число которых значительно возросло пос­ле официального признания христианства;

  ~ воинские преступления - измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.;

  ~ преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, - кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т. д.;

  ~ преступления против личности;

  ~ преступления против собственности.

   Наказание первоначально строилось на принципе возмездия, в период домината оно преследует цели устрашения.

   В императорском Риме происходит усиление карательной направлен­ности наказания, резкое увеличение числа его видов:

  ♦ восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление;

  ♦ каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установ­ленный срок, отдача в гладиаторы;

  ♦ различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка;

  ♦ по некоторым видам преступлений предусматривались телесные нака­зания;

  ♦ широко практиковалась конфискация имущества осужденных.

   В древности судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания.

   Со временем в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли следующие перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданс­ких делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административ­ным органам империи. Суд и администрация представлены общими органами.

   Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, при­надлежащие к высшим привилегированным сословиям империи, суди­лись самим императором. Чиновник получил привилегию судиться в суде его собственного начальника.

   Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, выступал обвинителем и вы­носил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка.

   В период республики существовало открытое, публичное рассмотрение судебных дел, во время же империи установилась строгая тайна судопро­изводства, служившая прикрытием произвола.

   Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!