Тема 7 "ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И СЕЛЕВКИДСКОЕ ЦАРСТВО"

«Государство Древней Греции и Селевкидское Царство»

 

1. Этапы развития древней Древняя Греция

   Конец II - начало I тыс. до н.э. в племенах, насе­ляющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Государственная власть еще несформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

   После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап. В IX-VII веках до н.э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшими полисами, сыгравшими ведущую роль в истории Древней Греции того периода, были Афины и Спарта. 

   Полисный этап Древней Греции принято подразделять на три периода:

  » гомеровский период - XI - IX вв. до н.э.;

  » архаический период - VIII - VI вв. до н.э.;

  » классический период - V - IV вв. до н.э.

   Гомеровский период (XI - IX вв. до н.э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует перво­бытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции вер­ховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

   К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

   Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) ознаменован созданием Афинского государства.

   Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

  ~ эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча­стков;

  ~ геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

  ~ демиурги – ремесленники, вместе с геоморами они составляли демос.

   Наряду с рабами и свободными людьми существовал так же промежу­точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды.

   Управ­лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра­тов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

   К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древне­греческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид­ских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была уч­реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ­ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо­дов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак­тически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут­риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра­бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистра­там, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), вы­бираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обя­занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ­ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан бази­ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе­ления союзных городов.

   В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекра­тивший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз вы­полнил стоявшую перед ним военную задачу.

   Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе­лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала арис­тократия.

   Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

 

2. Общественное и государственное устройство Афин

Общественное устройство Афин 

   Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

   Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие оп­ределенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

  • право на свободу и личную независимость от другого человека;

  • право на земельный участок на полисной территории;

  • право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

  • право на ношение оружия и службу в ополчении;

  • право на участие в делах государства;

  • право на почитание и защиту отеческих богов;

  • право на защиту и покровительство афинских законов.

   Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть, ограничен в правах.

   Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем:

  ≈ беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

  ≈ приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

  ≈ защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

  ≈ повиноваться законам и избранным властям;

  ≈ принимать активное участие в общественной жизни;

  ≈ почитать отеческих богов.   

   Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литур­гию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

   Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточ­ный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

  • права гражданства;

  • права приобретать недвижимость;

  • права заключать браки с афинскими гражданами. К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах у каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности.

   Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

   Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

   Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

   Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству.

   Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

Государственное устройство Афин

   По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

  Народное собрание;

  Совет пятисот;

  гелиэя;

  коллегия стратегов;

  коллегия архонтов.

   Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

   Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сро­ков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии - имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ­альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппо­нента и говорить не по существу.

   Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

   Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представи­тель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

   Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани­на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Чле­ны Совета получали жалованье.

   Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял пред­варительное заключение для внесения в Народное собрание, без кото­рого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому воп­росу.

   Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь фи­нансовый и административный аппарат афинского государства действо­вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пяти­сот.

   Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился так­же и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

   К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и кол­легия архонтов.

   Основными функциями коллегии стратегов были верховное руковод­ство и командование всеми вооруженными силами Афин.

   Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

   Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

   Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

 

3. Рабовладельческое государство в Спарте

   Образованию Спартанского государства предшествует завоевание северными племенами долины реки Эврот. Пришельцы превращают местных жителей в рабов (илотов). Для того чтобы держать в повиновении огромную массу людей, спартанцы организуют жизнь в своем государстве на военных началах. В VII в. до н. э. Спарта ведет успешные завоевательные походы, участвует в организации Пелопоннесского союза, объединившего интересы южных полисов. В 431 г. до н. э. Этот союз сталкивается с Афинским морским союзом. Война заканчивается в 404 г. до н.э. победой спартанцев. В IV-III в. до н. э. в Спарте растет имущественное неравенство, это приводит к частым волнениям. Спарта теряет политическую независимость в 146 г. до н. э. после подчинения греческих земель Риму.

   Спарта, или Лакадемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

   В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

   Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы: спартиаты; гипомейены; периэки; илоты.        

   Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных". Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов. Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

   Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

   Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами.

   Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - герусии.

   Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

   Коллегия эфоров были органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследо­ванный от родоплеменной организации.

   Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

 

4. Право Древней Греции

Имущественные и обязательственные отношения

   Право Древней Греции будет рассмотрено на примере Афин, имевших наиболее развитую правовую систему.

   Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права.

   Афинскому праву известно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

   Среди вещных прав выделяются собственность и владение. Частная собственность считалась производной от государственной. Пред­ставление о правах собственника еще не сложилось.

   Обязательственные отношения могли возникать как из письменного до­говора, так и из устного - деликта. Афинское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

   Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры обычно заключались в письменном виде. Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Средствами обеспечения договорных обязательств служили: задаток, залог, поручительство.

Семейное и наследственное право

   В Афинах брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение, по­этому развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

   Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону существовали наследники первой очереди - сыновья. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали бо­ковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. Наследование по завещанию признавалось, если завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому наси­лию, а также, если он не имел законных детей мужского пола. Не имели права завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право и судебный процесс

   Виды преступлений, известные афинскому праву:

  ♦ государственные преступления;

  ♦ преступления против семьи;

  ♦ преступления против личности;

  ♦ преступления против собственности.

   Проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было известно понятие самообороны.

   Целью наказания являлось причинение страданий преступнику. К видам наказаний относятся: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация имущества, бесчестье, то есть лишение гражданских прав.

   Наказание для рабов и свободных было различным.

   Судебный процесс начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граж­дане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава се­мьи, за метэка - его простат, за раба - его господин. Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предвари­тельное расследование. Если со стороны обвиняемого или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по суще­ству, судьи переходили к рассмотрению дела. Все необходимые доказа­тельства по делу представлялись сторонами.

   По окончании предварительного расследования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием. Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Реше­ния гелиэи были безапелляционными.

 

5. Расцвет афинской демократии V в. до н.э.

Реформы Эфиальта и Перикла

   Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла, который в 483 г. до н.э. организовал в Афинах крупный военный флот, что потребовало финансовой реформы, положившей начало существованию афинского бюджета. Получив большой доход от серебряных родников, город по предложению Фемистокла отказался от распределения этой суммы между гражданами, как это было принято по старинному обычаю. Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Она удвоила военную силу Афин. Большое значение Фемистокл придавал укреплению Афин как крепости и укреплению новой военной гавани Пирея. Был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу.

   После Персидской войны наступило время расцвета и могущества Афин. Его называют «золотым веком». В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитекторов, драматургов, историков и философов.

   В этот период в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл. Талантливый, прекрасно образованный, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Афинские граждане избирали его первым стратегом 14 раз подряд. Т.о., он правил государством, не имея никаких чрезвычайных полномочий, опираясь только на доверие и уважение афинян, т.к. в V в. до н.э. народ отобрал у ареопага право надзора за постановлениями народного собрания и уменьшил его судебную власть - власть перешла народному собранию (экклесии) и народному суду (гелиэе). Собрание выбирало путем поднятия рук первого стратега сроком на 1 год. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов.

   Перикл упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин, превратил город в центр просвещения Эллады, в культурную столицу Греции.

   При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин - строительство, ремесла, торговля, судостроение и морские перевозки, текстильное производство. Это позволило увеличить занятость населения, активизировать его участие в труде и заработке. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

   Все это потребовало больших затрат, и Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обязанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок.

   При Перикле был отстроен порт Пирей, который соединили с Афинами коридором из каменных стен. Пирей стал важным центром мировой торговли и приносил существенный доход афинской казне. Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил налог за право торговать в Афинах. Из Афин вывозили на продажу оливковое масло и виноградное вино, великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, изделия из серебра. Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживающих в Афинах. Они должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве.

   Во времена Перикла Афинский морской союз был преобразован в Афинскую державу. Союзники (около 250 греческих прибрежных городов Эгейского моря)-полностью подчинились Афинам.

Реформы Солона

   В начале шестого века обширное законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. То, что известно о его законах, даёт основание заключить, что Солон учитывал интересы укрепляющейся частной собственности и способствовал своими законами развитию ремесла и торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины». Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет никаких занятий.

   В V-IV веках законы становится главным источником права. Законами считаются постановления народных собраний, содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы, которые касаются каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты греческих государств, относящиеся к рассматриваемому периоду (VI-IV века) в большинстве не дошли.

   Правами афинских граждан пользовались лишь лица, у которых как отец, так и мать - граждане Афин. По достижение 18-ти летнего возраста они зачислялись в списке членов дема - демотов. Граждане пользовались политическими правами, то есть правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское гражданство давало право на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах. Отдельные граждане могли быть ограничены в своих гражданских правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестию (atimia).

   Не смотря на значительное развитие частной собственности, в Афинах в V-IV веках ещё не сложились представления о широких правах частного собственника, подобных римскому dominium. Нет даже термина, который обозначал бы эти права. Понятие «ousia» означает имущество, совокупность вещей, благ которыми владеет собственник, но не право собственности. Захват земли никогда не играл в Греции большой роли в качестве источника частной собственности.

  Право собственности защищалось несколькими исками. Сначала предъявлялся иск о доходах с участка или дома, истребуемых от владельца. Затем предъявлялся иск о собственности - dike ousias. Здесь истец обращался к доказательству своего права, к установлению титула, на котором покоится его требование о признании за ним права собственности.

   Возможно, что в первом случае доказательства для истца были легче, здесь он мог ограничиться предъявлением свидетельских показаний; напротив, его доказательства были значительно сложнее во втором случае. Поэтому начинали с первого иска. Возможно, однако, что для собственника была обязательна последовательность при использовании различных средств судебной защиты.

   Не исполнение договорных обязательств, влекло за собой до реформы Солона личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.

   После реформы Солона в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство.

   Задатком называется сумма, уплачиваемая при заключении соглашения или вслед за ним в счёт предстоящих платежей и в подтверждение совершённой сделки. Для обеспечения обязательства пользовались также поручительством. Третьи лица брали на себя поручительство за исполнение должником его обязательств. При не исполнении им обязательств возникала дополнительная ответственность поручителей перед кредитором. Залоговое право получило широкое развитие в Древней Греции вместе с питавшим его ростовщичеством. Движимые вещи в случае их залога передавались во владение кредитора, который сохранял их у себя до уплаты долга, а при неуплате продавал для удовлетворения своих требований.

   Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом договора могли быть не только движимые вещи, но и различного рода недвижимости - поле, дом, сад. Предметом купли-продажи были также рабы. Продажа свободных людей в рабство была не возможна после реформы Солона. Необходимым условием купли-продажи признавалась цена, которая могла быть выражена не только в деньгах, но и в каких-либо продуктах. Договор купли-продажи без особых формальностей влёк за собой переход права собственности на продаваемую вещь. Однако предварительным условием перехода права собственности являлась уплата покупной цены. Если вещь была передана до уплаты полностью покупной цены, продавец в случае не выполнения покупателем своих обязательств мог истребовать обратно проданную вещь.

   От договора найма отличался договор ссуды, то есть бытовой договор безвозмездного пользования вещью. Этот договор обозначался наименованием «chresis».

   Договор займа был широко распространён. Как правило, заём предоставлялся с условием уплаты процентов. Однако существовал и беспроцентный займ.

 

6. Селевкидское царство

    Политическая история другого государства эллинистического мира — Селевкидского царства — также насыщена весьма бурными событиями. Получив после смерти Александра Македонского в управление Вавилонию, Селевк, в ходе борьбы диадохов за власть, к 312 г. до н.э. значительно упрочил свои позиции в этом регионе. Это позволило ему совершить поход на восток, в результате которого он овладел          значительными территориями Ирана и Средней Азии. Попытка  присоединения территории северо-западной Индии, завоеванных в свое время Александром, не удалась. Однако за то, что он уступил эти территории основателю индийского государства Мауриев Чандрагупте, Селевк получил 300 боевых слонов, резко усиливших мощь его армии. После провозглашения себя царем в 305—304 гг. до н.э. Селевку удалось завоевать Северную Сирию и большую часть Малой Азии.

   В период своего расцвета государство Селевкидов охватывало основную часть бывших владений Александра Ма­кедонского в Азии. Эти огромные территории были населены различными в этническом и языковом отношении народами, стоявшими на разном уровне экономического и культурного  развития. Для того, чтобы удержать их в повиновении, необходима была мощная социальная база, без которой сохранить надолго целостность Селевкидского государства было невозможно. Господствующим слоем стали македонцы и греки во главе с царем. Селевкиды продолжили активную  градостроительную политику, которую начал еще Александр. Однако теперь ранее основанные города и колонии, а также новые приобретали уже новый, полисный статус. Это отвечало интересам населявших их македонцев и греков, так как в социальном плане делало их господами над завоеванным местным населением.

   Однако эти полисы отличались от греческих полисов классического времени. Их автономия ограничивалась только внутренними делами, ход которых контролировал специальный царский чиновник. Верховным собственником земли был царь, a гражданский коллектив полиса выступал лишь как условный ее владелец. При этом за право владения землей полис обязан был предоставлять воинские контингенты своих граждан в армию селевкидского царя. Местное сельское  население контролировалось и эксплуатировалось гражданами полиса, которые становились опорой и союзником царской власти на местах. Многочисленные полисы, основанные на территории государства Селевкидов, можно рассматривать в качестве своеобразного каркаса, скелета их державы.

   Сын Селевка 1 Антиох 1 (280—261 гг. до н.э.) успешно продолжал политику своего отца по укреплению державы, уделяя при этом пристальное внимание ее восточным сатрапиям. Здесь основывались новые город а, военные поселения, восстанавливались прежние населенные пункты. Однако в дальнейшем центр тяжести политики Селевкидов все больше и больше перемещается на запад. Начались затяжные войны между Селевкидами и Птолемеями за обладание южной Сирией. Восточные же сатрапии выпадают из поля зрения селевкидских царей, что в значительной степени усиливало сепаратистские настроения греко-македонского населения этих территорий. Желание освободиться от центральной власти было реализовано уже в середине III в. до н.э., когда во время династической междоусобицы, переросшей в новую войну с Птолемеями, Селевкидское царство оказывается на краю катастрофы.

   В начале II в. до н.э. Римская республика начинает свою активную экспансию в Восточное Средиземноморье. Война Римом для Антиоха III была неудачной: после поражения в ней процесс распада царства Селевкидов продолжился. Антиох IV (175—163 гг. до н.э.) также пытался приостановить развал державы, но безуспешно. В результате территория Селевкидского государства сократилась до пределов Сирии, Финикии и части Киликии. В 64 г. до н.э. остатки царства были присоединены к Риму в качестве провинции Сирии.

   Борьба Птолемеев с Селевкидами за южную Сирию велась с переменным успехом на протяжении всего III в. до н.э. и вылилась в череду Сирийских войн. В этих боевых действиях Птолемеи постепенно стали опираться на помощь римлян, которые все больше и больше влияли на политику этого эллинистического государства, подчиняя ее своим интересам. Серьезным противником была и Македония. Столь длительное противостояние и противоборство в значительной мере подрывало военно-экономический потенциал Египта. Однако, опираясь на союз с могущественным Римом и его поддержку, Египет сумел просуществовать как независимое государство дольше, нежели его традиционные противники. Только в 30 г. до н.э. в период правления Клеопатры VII это эллинистическое государство все же теряет свою независимость.

   Именно 30 г. до н.э. — завоевание последнего эллинистического государства Римом — считаются концом элли­нистической эпохи, а события 30-х годов 1 в. до н.э. завершают историю Древней Греции. Отныне она будет рассматриваться только в контексте исторического развития цивилизации Древнего Рима.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!