Тема 6 "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ"

«История государства и права Древнего Китая»

 

1. Периодизация истории Древнего Китая

Государство Шан (Инь) - общественный и государственный строй

   В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

  » царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

  » царство Чжоу - с XII в, до н. э. до 221 г. до н. э.;

  » царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

  » царство Ханъ - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

   Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государ­ственный аппарат.

   В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии.

   Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории:

  = общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

  = частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

   В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

  ~ захват пленных на войне;

  ~ продажа в рабство за долги;

  ~ обращение в рабство за некоторые преступления;

  ~ получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

   В государстве Шан, (Инь) государственный строй на раннем этапе сохра­нял черты родоплеменной военной демократии.

   В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите­лями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновь­ях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, выс­шим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональ­ные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

  ◊ высшие гражданские чиновники;

  ◊ военные чиновники;

  ◊ советники, прорицатели.

   В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле­мя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

   В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Госу­дарство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго

   Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

  › период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;

  › период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;

  › период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

   В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовла­дельческое государство, усложняется его структура. Общество характе­ризуется более высокой ступенью развития производительных сил, уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения.

   Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде­лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она вклю­чала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три клас­са - старшие, средние, младшие.

   На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая арис­тократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской арис­тократии.

   В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, по­является тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, одна­ко рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться сво­ими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало иг­рать заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тя­желым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных аренда­торов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

  = военнопленных;

  = завоеванного мирного населения;

  = государственных преступников.

   Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи состав­лена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоеди­нялось к ним во время войны.

   В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослаб­ления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в прави­телей небольшого владения - Восточного Чжоу.

   Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

  ~ развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе­чества в общественной жизни;

  ~ упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее зем­ли постепенно переходят к служилой знати.

   Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собствен­ность рабовладельцев на землю.

   В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного нало­га, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уп­лачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на­несен один из первых ударов.

Государство Цинь и реформы Шан Яна

   Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.

   С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно на­ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства.

   В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник импера­тора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти.

   Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по­рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель­ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

  узаконивалось право частной собственности на землю и была официаль­но разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар об­щинному землевладению;

  проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

  в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было прове­дено по территориальному принципу;

  налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

  войско было перевооружено и реорганизовано.

   В централизованной Циньской империи главой государства являлся им­ператор - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

   Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сноше­ний. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

   Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские цар­ства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В импе­рии были произведены следующие преобразования:

  ›  административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;

  › аграрное. Поощрялось земледелие;

  › финансовое;

  › военное.

   Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступ­ки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием знатности стали бо­гатство и заслуги перед государством.

   В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминист­ративных.

   В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, кото­рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

   Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

   Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось часты­ми войнами и крестьянскими восстаниями.

   Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на со­держании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

   В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготов­ку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, пре­ступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань и падение Ханьской империи 

   Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

   Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

  » Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);

  » правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);

  » Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

  Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым момен­том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

   Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию стра­ны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его по­мощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной ад­министрации контролировалась инспекторами из центра.

   В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на сме­ну легистам.

   В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

   = путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен­ность на нее;

   = все земли объявлялись царскими;

   = восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

  ◆ отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;

  ◆ государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.   

   Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд­ный процент.

   Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разру­шению экономики страны.

   В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

   В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Вос­стание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

   Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян­ству, отчасти облегчено налоговое бремя.

   Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при импе­раторе; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

   Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа­те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от цент­рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз­рушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных цар­ства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

 

2. Право Древнего Китая

Право собственности и обязательства

   Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

   Земля:

   ♦ в период Инь - собственность императора (вана), приближенные име­ют лишь право пользования полученными в дар землями;

   ♦ во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собствен­ность;

  ♦ период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

   Рабы:

  › в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

  › во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

  › период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

   Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, том числе: мены, купли-продажи, дарения, займа, аренды земли,  личного найма.

   Договор мены появился одним из первых.

   Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

   Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

   Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, вы­дача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство, в V - Ш вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

   В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

Уголовное право и судебный процесс

   Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

  a. государственные - мятеж, заговор;

  b. религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

  c. против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

  d. против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

  e.  воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

   Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.

   Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились:

  • смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

  • членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

  • штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

  • тюремное заключение.

   Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен­щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

   Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации.

   Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения). Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях соверше­ния преступлений рабами.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!