Тема 5 "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"

«История государственности Древней Индии»

 

1. Периодизация истории государства древней Индии

Общая характеристика Древней Индии 

   Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда.

   Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. ста­ли Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщин­ного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилиза­ции, который завершился с приходом индоарийских племен.

   Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского.

   Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенно­го управления. Со временем должность раджи становится наследствен­ной.

   С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собра­ний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием зна­ти, приближенных раджи.

   Органы племенной администрации перерастают в государственные орга­ны. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государствен­ной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.

   Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллекти­вов начали возникать государственные образования, принимавшие фор­му монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

   В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе­риоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным госу­дарством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю террито­рию Индостана.

   Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также па­дение роли институтов племенного управления.

   Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурь-ям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.

 

2. Общественный строй Древней Индии

Образование варн   

   Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям.

   С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

  » брахманы - члены жреческих родов;

  » кшатрии - военная аристократия;

  » вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

  » шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

   Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското­водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

   С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это­му способствовали:

  • строгая эндогамность - заключение браков между представителями од­ной варны;

  • определенная, наследственно закрепленная профессия;

  • поклонение одним богам.

   Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

Сельская община Древней Индии

   Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период была община, поскольку объеди­няла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

   В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де­ревни.

   Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

  › верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

  › общинники, которые сами работали на своих участках;

  › разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

   Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

  • ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен­ные мастерские;

  • ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

Рабство Древней Индии

   Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей.

   Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее, Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

  ≈ захваченные под знаменем (военнопленные);

  ≈ рабы за содержание;

  ≈ рабы, рожденные в доме хозяина;

  ≈ купленные;

  ≈ подаренные;

  ≈ доставшиеся по наследству;

  ≈ рабы в силу наказания.

   Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.

 

3. Государственное устройство Древней Индии

Государственный строй

   Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

   Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

   Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

  ◊ паришад - совет царских сановников;

  ◊ тайный совет;

  ◊ раджа-сабха, или царский совет.

   В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, за­нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де­мократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по ко­личественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по со­ставу собрание знати и представителей городского и сельского насе­ления. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

Местное управление

   В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:

  = главные провинции;

  = обычные провинции (джанапады);

  = области (прадеши);

  = округа (ахале);

  = деревни.

   Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт спе­циальных инспекторов.

   Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки.

   В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

Судебное устройство

   В Древней Индии существовали две системы судов: царские и внутриобщинные (кастовые).

   Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его су­дебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

   Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший.

   Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах долж­на была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

Армия

   Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весь­ма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией счи­тался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.

   Армию комплектовали из следующих источников:

  ♦ наследственные воины - кшатрии;

  ♦ наемники;

  ♦ воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

   Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

 

4. Право древней Индии - Законы Ману

Право собственности и обязательства

   Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм(дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

   Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

   В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы воз­никновения права собственности:

  ~ наследование;

  ~ получение в виде дара или находка;

  ~ покупка;

  ~ завоевание;

  ~ ростовщичество;

  ~ исполнение работы;

  ~ получение милостыни;

  ~ давность владения (10 лет).

   Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду собственностью и владением и уделяли значительное внимание ох­ране частной собственности, в первую очередь собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

   В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров: займа, найма рабочей силы, аренды земли, купли-продажи и дарения.

   Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

   Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалова­нье.

   Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые ли­шались ее.

   Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

   В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения

   В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену и она становилась его соб­ственностью.

   Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

   В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

   Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все иму­щество семьи считалось общим.

   Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Уголовное право и судебный процесс

   Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

  • формы вины;

  • рецидив;

  • соучастие;

  • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

   Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует со­хранение следующих понятий:

  ~ принцип талиона ("мера за меру");

  ~ ордалии (суд богов);

  ~ принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

   Виды преступлений по Законами Ману:

  » государственные преступления;

  » преступления против собственности;

  » преступления против личности;

  » преступления, посягающие на семейные отношения.

   На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

   Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

   Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

   К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убий­ство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

   Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите жен­щин и брахманов, не наказывалось.

   Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

  › смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение
на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

  › для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

  › членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

  › штрафы;

  › изгнание;

  › тюремное заключение.

   Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

   Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от админист­рации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

   При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!