Тема 2 "ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА"

«Теория возникновение государства и права»

 

1. Власть в первобытном обществе

Структура первобытного общества

   Если государственный строй существует примерно 5 тысячелетий, то первобытно-общинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества и продолжался более 1 млн. лет. В то время люди жили родами численностью 20—30 человек. Лишь для крупной охоты они собирались небольшими отрядами, по несколько десятков человек. В каменном веке сообщества людей увеличиваются. Люди стали жить уже поселками или племенами. Скотоводы составляли большие лагеря. Когда истощался корм в ок­руге, весь лагерь передвигался на новое место. Земледельцы объединялись в общину и разделяли между собой большую поляну, окруженную лесом, или часть речной долины. Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен. Вступавшие в союзы выбирали предводителя. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами нашего времени.

   Органы управления первобытного общества. В первобытном обществе существовало шесть органов управления.

   1. Старейшины. Это предводители, главы родов. Старейшиной становился человек, обладавший жизненным опытом и мудростью, которая приходит с годами, умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед, организаторским талантом, волей. Старейшину не выбирали: сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его уважали и слушались. Старейшина организовывал жизнь рода повседневно. Он также рассматривал споры между сородичами. Направляя жизнь рода, старейшина участвовал и в общественном производстве.

   2. Совет старейшин. Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка или общины, собирали предводителей всех родов. Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйст-венных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы для того, чтобы уменьшить опасность инфекций.

   3. Вожди. Ими становились люди, отличавшиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью, сильной волей, умением предвидеть наступление врага и организовывать защиту племени практически; Если старейшина главенствовал в мирное время и в основном в земледельческих районах, то роль вождя резко возрастала в период войны.

   4. Советы вождей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

   5. Собрание всех взрослых членов (воинов). В Средиземноморье собирали всех взрослых, у северных племен практиковался созыв всех воинов. Собравшийся народ садился рядами, а на особом возвышении рассаживались старейшины (вожди). Вождь сам или через вестника объявлял свое решение или общее решение вождей.

Вопросы, выносимые на собрание, всегда отличались особой важностью: о начале войны, о заключении мира, о передислокации с места стоянки, осуждение соплеменника, бросившего поле боя, и др.

   6. Жрецы (колдуны, ведуны, шаманы, священники). Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как могущественны силы природы, люди приписывали природе божественную силу. Жрецы помогали путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений уверовать в то, что силы природы будут милостивы к человеку.

   Постепенно на более поздней стадии первобытного общества происходит возвышение вождей над обществом. Положение старейшин (вождей) и простых людей существенно различалось. Это проявлялось не только в большем материальном продукте, который они потребляли. Их выделяли также жилище, одежда и другие внешние атрибуты власти, а также особое психологическое отношение к ним людей.

   Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту. Причиной тому являются совершенствование орудий труда и появление все более сложных и разнообразных видов труда и, в частности, выделение в особую категорию управленческого труда. Помимо разницы в занятиях возникает различие и в состояниях людей. В силу этих причин на смену органам управления первобытного общества приходит государство.

Общие черты первобытного права

   Для права, действовав­шего в первобытном обществе, характерны две особенности, ко­торые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной влас­ти. Это, во-первых, казуистичность права, или регулирование по принципу "если — то — иначе", и, во-вторых, объективизм, или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах правового регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судейского посредни­ческого миротворчества к стадии законодательной и судебной ак­тивности государственной власти или правителей племен и протогосударственных властных образований. Преемственными эле­ментами в переходе от обычного права к закону можно считать нацеленность того и другого на поддержание мирного социаль­ного общежития, порядка и справедливое разрешение возника­ющих конфликтов личного или имущественного характера, на­казание за нарушение запретов различного назначения — быто­вого, обрядового и т.д.

   Обычное право поначалу это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования.

   К основным мерам и санкциям в первобытном обществе можно отнести осуждение со стороны общественного мнения рода-племе­ни в лице соплеменников. В случае измены человек превращался в изгоя, в "вольную птицу" (Fogelfrei), однако в человека "без роду, без племени", и потому его можно было убить, как дико­го зверя, по собственной воле и безнаказанно. Существовали так­же месть и примирительные процедуры и, наконец, штрафы ("тариф поранений").

 

2. Возникновение государства и права

   Существуют разные теории происхождения государства и права (теологическая, патриархальная, естественно-правовая, психологическая). В нашей стране наибольшее распространение получила классовая теория возникновения государства и права, разработанная Ф. Энгельсом.

   До появления государства существовало первобытное общество. До VIII-III тыс. до н. э. человек не отличался от животного, он жил за счет присвоения природных продуктов. Со временем он научился использовать простейшие каменные орудия, разводить огонь. Таким образом, Более полутора миллионов лет назад выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. Родственники старались держаться вместе, общими усилиями добывать пищу, т.к. в тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе.

   На смену праобщине приходит родовой строй, состоящий из многочисленных семейно-клановых групп (родов). Позже сложились союзы родов (фратрии), а союзы, в свою очередь, объединились в племена. Люди перешли к оседлому образу жизни. Земля и орудия труда находились в общей собственности. Отношения людей внутри рода строились на основе равенства. Носителем вла­сти выступало само общество. В первобытном обществе на базе верований, обычаев, обрядов сложились правила поведения, регулировавшие простейшие отношения между людьми, они исполнялись добровольно. Между обязанностью и правом не было существенных различий.

   С накоплением знаний и навыков из общей массы варваров выделились группы скотоводов, земледельцев и ремесленников.

   Производящее хозяйство позволяло получать большее количество продуктов, чем было нужно для прокорма рабочей силы. Первоначально излишки (прибавочный продукт) делились поровну между членами рода. Некоторое время спустя эти излишки стали менять на недостающие продукты. Увеличение объемов торговли потребовало участия в ней посредников. Появились купцы. Развитие обмена вызвало расширение производства продукции, возникла необходимость в увеличении количества рабочих рук. Использовать чужой труд стало экономически выгодно. У глав некоторых родов накопились существенные богатства. Постепенно богачи присвоили землю и скот, ранее находившиеся в общей собственности. Имуще­ственное неравенство повлекло неравенство социальное. Общество разбилось на классы (богатых и бедных, свободных и рабов).

   Богатство одних племен возбуждало зависть соседей. Племена были вынуждены заключать военные союзы, укреплять свои поселения. Власть верховного правителя усиливалась, стала наследственной. Родовой строй был заменен государством.

   В то же время и первобытные нормы оказались непригодны для регулирования поведения людей в обществе. Понадобились жесткие правила, выражающие волю захвативших господство классов, а не всего общества.

   Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавшие переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявле­нию публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

   Право и государство возникают не одновременно и не оди­наково во всех районах обитания человека, поэтому история права вынуждена следовать тому течению событий и перемен в пользо­вании правом или аппаратом власти, которое имело место в ис­тории древней и отчасти средневековой.

   Шесть тысяч лет до н.э. на Земле проживало всего 5 -  6 млн. человек и не могло проживать более 10 млн.: это число  определяли охота и собирательство. Если бы население было  большим, это привело бы к истощению источников жизнеобеспечения. Лишь с переходом к агрикультуре эти источники увеличились и начался бурный рост населения. К I в. н.э. население  достигло уже 250 млн., а в первой половине XIX в. оно возросло до 1 млрд. человек. По некоторым подсчетам, благоприятные  условия для разделения и профессионализации труда, для возникновения цивилизации и государства как ее атрибута сложились к 5-му тысячелетию, когда уже научились мореплаванию, изобрели колесо, металлургию, горшечное производство и появились зачатки письма.

   Вместе с общественным разделением труда возникло деление  населения на различные классы, профессии, а также различие в образе жизни. Среди этих разделений самым важным оказалось   разделение на "правящее меньшинство и производящее большин­ство". А.Тойнби считает подобное разделение первым результатом организованного труда, который в свою очередь стал первым ша­гом на пути к возникновению цивилизации. Более последователен историк Р. Редфилд, автор работы "Примитивное общество и его трансформация" (1953 г.), приравнивающий возникновение циви­лизации к возникновению городов-государств, в которых сложились   "административная элита", "грамотное духовенство" и "профессионалы искусств".

   Вся история социальных общностей (коллективностей)  рас­падается на два больших периода — период племенной жизни и период национальных государств. Соответственно и право, которое сосуществовало с родоплеменным или государственным устроением, может быть представлено, как мы в этом убежда­емся,   в двух разновидностях - как первобытное право и  ко­дифицированное право государственно-организованного общества.

   В истории права различают иногда две основные стадии, две социально-культурные эпохи развития — дозаконного и законоустановленного права. Первую эпоху называют эпохой кулачного права (Faustrecht), вторую — эпохой цивилизованного частного и публичного права.

   Первобытное право, изначальное право догосударственного общения было переплетением правил и требований социально-об­щежительного (обрядового, культового) назначения с требовани­ями биологического (кровнородственного, половозрастного и т.д.), а также космического и природно-климатического назначения, и в этом своем качестве оно унаследовано государственно-органи­зованным обществом позднейших исторических периодов и эпох, где подвергается не только необходимой рецепции и перетолко­ваниям, но также новой адаптации к меняющимся потребностям и обстоятельствам управленческой и нормоустановительной дея­тельности.

   Право на этой стадии включает некое древнее правило, от­меряющее границу дозволяемого и запрещаемого, а также проце­дуру его осуществления и предстает неким общепризнанным воп­лощением справедливости, даже если эта справедливость несет на себе родимые пятна нравов семейных, родовых и местных терри­ториальных. Право это может быть при этом правом сильного, но и оно предстает в некоем балансе уравновешенности с правилами обряда, обычая, которые всегда нацелены на успешное выжива­ние рода и общины со всеми его участниками — сильными и сла­быми, взрослыми и детьми и т.д.

   Следующей исторически возникающей формой правового об­щения становится общение на основе индивидуализируемых по сословному или по профессиональному принципу прав и привиле­гий. Таков по преимуществу быт древних и средневековых госу­дарств. На смену ему приходит политическое и правовое общение в условиях провозглашенного всесословного равенства и верховен­ства власти народа. В этом общении все граждане равны перед за­коном. Здесь за каждым индивидом признается определенный набор прирожденных и неотчуждаемых прав, которые и задают новый исторический контур пониманию и обеспечению правовой (законной) справедливости и свободы. Это справедливость, кото­рая в процессе своей реализации так или иначе соотносится с равнозаконием, свободой и заботами по достижению и обеспече­нию общего блага.

   Обобщая социальную историю права в его связи с истори­ей государства, П.А. Сорокин отмечает, что право возникло вме­сте с человеческим обществом, но задолго, до возникновения государства и что еще до возникновения государства появились "основные правовые явления — закон, власть, суд и регулировка всех важнейших взаимоотношений членов общества". И далее он заключает: "Государство, как определенная форма общежития, важно для истории права тем, что в эпоху государственной жизни право сделало огромные шаги в своем развитии; за этот период отдельные виды права весьма отчетливо отдифференци-ровались, правовые институты приобрели отчетливые формы, официальное право и государство и технически и по содержа­нию прогрессировало".

 

3. Теории происхождения государства и права

   За время существования науки были созданы десятки самых  различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.

   На протяжении всей истории развития человечества особая роль в решении этих вопросов отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал  нам Моисей, наследие обществу Иакова», — написано в Библии.

   Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII—XIII вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе,   ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они  вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной  смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение, развитие и упадок государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти.

   Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Госу­дарственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право — на смену обычаям. При разложении родоплеменных отношений в новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти — родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.

   О появлении признаков государства свидетельствуют следующие признаки:

   a) выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами; наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов;

   b) подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку;

   c) появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, признанных защищать территорию и общество от нападения извне, а также вести новые территориальные завоевания.

   Государство возникает естественным путем. Аналогичные процессы происходят с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, и с правом. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин. Но когда появились группы, слои и классы со своими собственными интересами, прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы обеспечивались не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

    Важнейшие признаки, свидетельствовавшие о его появ­лении:

  = социальное и имущественное расслоение в обществе;

  = постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других;

  =  появление семейно-брачных и иных правоотношений;

  =  придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов и др.

   Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и, прежде всего, суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников. Правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах, прежде всего, свои собственные имущественные и иные интересы, усилить свою власть с помощью зарождающегося права.

   Естественно-правовая теория происхождения государства и права нередко называется в научной литературе договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Она рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).

    Теория насилия Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!