Лекция 6 "КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ"

«Конституционные основы публичной власти в России»

 

1.  Народовластие как основа конституционного строя России

Формы народовластия

   В любом действительно правовом государстве единственный источник власти это народ. Согласно ст. 3 Конституции России, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Российской Федерации власть легитимируется и контроли­руется народом, гражданами России.

   Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво­бодно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами госу­дарства.

   Если говорить о составляющих народовластия в РФ, то можно назвать такие ее элементы как: 1) коллектив­ный субъект - граждане РФ;  2) объект - власть.

   Народ осуществляет власть в следующих формах:

Прямая демократия 

Косвен­ная демократия 

Непосредственно

Через органы государственной власти

Через органы местного самоуправления

   Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государ-ственной или общественной жизни. Высшая форма непосредственного выраже-ния власти народа референ-дум и свободные выборы. Данная форма имеет юриди-чески значимый результат (общеобязательность реше-ния, управомочие депутатов на осуществление своих обязанностей).            

  Возможны и другие формы, не имеющие столь значимых последствий (собрания, митинги,  шествия,   обраще-ния,   всенародные   обсужде-ния законопроектов и др.).

Решение многих вопросов невозможно без участия специалис-тов в той или иной области, определенной "специализации" и оперативности, при осуществлении функций государства, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы. Это относится не только к законодательной ветви.

   Исполнительная и судебная власть также связаны волей народа, определяющей их деятельность.

Действие этой формы охватывает низовой уровень отношений власти. Управленческая деятель-ность здесь обладает определенной спецификой, а незначительный масштаб не позволяет эффективно применять мощь и силу огромного государствен-ного аппарата (скажем, создавать министерства на уровне района). В то же время, эта область наибо-лее близко соприкасается с народом, поэтому выводить ее из   сферы действия народовластия было бы неоправданным упущением.

   Непосредственное народовластие - это пря­мое волеизъявление народа или его части по раз­решению важнейших для государства вопросов ре­гулирования общественной жизни. В законах Российской Федерации можно встретить следующие виды непосредственной демократии: 1) ре­ферендум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митин­ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

   Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в Российской Федерации проводятся на осно­ве:

   1) добровольности; 2) всеобщего; 3) равного; 4) прямого 5) тайного голосова­ния.

   В зависимости от содержания инсти­туты прямой демократии могут быть:

  = способом принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

  = фор­мами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

   Представительная демократия (народовла­стие) - это осуществление власти народом через выборные представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти органы формируются из выбранных народом депутатов и составляют законодательную власть. Широкие полномочия парламентов разных уровней и более тесная, чем у других государственных органов связь с народом, позволяет считать представительную демократию одной из наиболее действенных форм осуществления народовластия.

   Органы представительной демократии:

  » высшие коллегиальные органы законода­тельной власти (Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, пар­ламенты субъектов Российской Федерации, городские думы и т. д.);

  » единоличные органы (Президент РФ, президен­ты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев, обла­стей и автономий, мэры городов и т. д.).

   В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред­ставительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государ­ственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

   Формы косвенного народовластия; 1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни государства; 2) народ­ная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Понятие и виды референдумов в России

   Референдум - одна из высших форм непосред­ственного народовластия в РФ.

   Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного и местного значения.

   В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референду­ма, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

   В зависимости от времени проведения рефе­рендумы делятся на: 1) превентивный (дозаконодательный); 2) утверждающий (после законодательный).

   По порядку проведения могут быть референ­думы: 1) обязательные; 2) факультативные.

   Виды референдума в зависимости от террито­рии:

  1) всеобщий - всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на осно­вании решения Президента РФ);

  2) региональный -  референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ве­дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

  3) локальный - местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в веде­нии органов местного самоуправления).

   Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

   Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с измене­ниями от 27 сентября 2002 г.).

   Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не долж­ны ограничивать или отменять общепризнанные пра­ва и свободы человека и гражданина и конституци­онные гарантии их реализации.

   Особенностью всероссийского референду­ма является то, что он проводится на всей терри­тории РФ. В РФ принимают участие все граждане РФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ, достигшие возраста 18 лет.

   Всеобщий референдум в РФ назначается Прези­дентом РФ по инициативе компетентных органов.

   Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупно­сти за пределами территории РФ проживают не бо­лее 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.

   Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в феде­ральные органы власти (Государственную Думу Фе­дерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год пол­номочий Президента РФ, Государственной Думы ФСРФ.

   Не допускается проведение всероссийско­го референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ на весь период такого положения, а также в тече­ние 3 месяцев после отмены военного или чрезвы­чайного положения.

   Принципы проведения всероссийского референ­дума:

  1) добровольность;

  2) всеобщность;

  3) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме;

  4) волеизъ­явление граждан должно быть прямым на референ­думе;

  5) тайное голосование на референдуме.

   Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные су­дом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Голосование на референдуме РФ осуществ­ляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

 

2. Понятие избирательного права и избирательной системы

Понятие избирательного права

   Одним из видов непосредственной демократии являются выборы, которые в то же время являются конституционной гарантией народовластия. Реальное народовластие невозможно без демократической системы формирования представительных органов, поэтому особое место в Конституции и конституционном праве отводится избирательной системе.

   Порядок выборов устанавливается конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Избирательное право можно рассматривают в двух аспектах – объективном и субъективном.

   Избирательное право в объективном, широ­ком смысле данного понятия это:

  » система правовых норм, регулирующих порядок формиро­вания выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. один из конститу­ционно-правовых институтов;

  » совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой и про­ведением выборов органов власти (парламента и др.) или должностных лиц (президента, губернатора, мэра и др.);

  » совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процес­сов в РФ, включая избирательные права граждан.

   Избирательное право как совокупность пра­вовых норм имеет систему:

  - федеральное законода­тельство о выборах и референдуме;

  - законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

   Элементы системы избирательного права РФ выде­ляются в зависимости от уровня принятия норматив­ных актов.

   Нормативные акты, регулирующие изби­рательное право:

  1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

  2) федеральные законы (ФЗ от 12 июня 2002 г. №7-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.), ФЗ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Го­сударственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации» (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.), ФЗ от 26 ноября 1996 г. №38-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями от 22 июня 1998 г.), ФЗ от 5 августа 2000 г. №13-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собра­ния Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2003 г. №9-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.);

  3) конституции (уставы) субъектов РФ;

  4) зако­ны субъектов РФ;

  5) уставы муниципальных образова­ний.

   Эта система правовых норм устанавливает:

  ◊ основные принципы избирательного права;

  ◊  требования к избирателям и кандидатам на выбор­ные должности;

  ◊  порядок формирования и деятельности органов, осу­ществляющих подготовку и проведение выборов;

  ◊ порядок образования избирательных округов и изби­рательных участков;

  ◊ правовой статус избирателей и кандидатов на  вы­борные должности;

  ◊ порядок выдвижения кандидатов на выборные долж­ности, проведения предвыборной агитации и голосования, определения результатов выборов;

  ◊ порядок обжалования результатов выборов.

   Термин «избирательное право» применяется также для обозначения одного из субъективных прав российских граждан.  Поэтому от избирательного права как совокупности правовых норм (в объективном смысле) следует отличать избирательное право в субъектив­ном смысле — право конкретного лица участвовать в выборах.

   Избирательное право в субъективном, уз­ком смысле слова это:

  ◆ конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

  ◆ гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах орга­нов государства и местного самоуправления,

   Избирательное право в узком смысле слова включает в себя:

  1) пассивное избирательное пра­во граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти);

  2) ак­тивное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

   Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) при­знанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными); 2) в отношении которых вступил в законную силу при­говор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

   Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для заня­тия определенной должности. Это право ограничи­вается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

   Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ: 1) занимающий на момент выборов государственную должность, обя­занности по исполнению которой, несовместимы с вы­борной должностью; 2) осужденный к лишению свобо­ды приговором суда, вынесенным в установленном порядке; 3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Понятие избирательной системы

   Под избирательной системой (в широком смысле слова) понимается порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия граждан в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

   Под избирательной системой в Российской Федерации понимают порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмот­ренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также порядок, ис­пользуемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации, органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными за­конами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представи­тельных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Избирательная система в узком смысле слова - это система распределения депутат­ских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. При проведении выборов используются разные спосо­бы голосования и определения его результатов, которые получили название   избирательные системы.

   В мире наиболее распространены типы избира­тельных систем, выделяемые по способу распре­деления депутатских мандатов в представительном органе власти и по результатам выборов: 1) мажори­тарная; 2) пропорциональная; 3) смешанная.

Избират системы

   1. Мажоритарная избирательная система яв­ляется упрощенной. Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite — большинство), при которой избранным считает­ся кандидат, кандидаты или партия, за которых проголосо­вало большинство избирателей. В данном случае распределе­ние депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или поли­тическую партию. Таким образом, депутатские ман­даты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.

   Мажоритарные избирательные системы по спосо­бу определения большинства могут быть:

  » отно­сительными (распределение осуществляется по принципу «простого большинства»);

  » абсолютны­ми (в этом случае требуется наличие «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос);

  » квалифицированными (используется «квалифици­рованное большинство голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие не ме­нее 3/4, 2/3, 4/5 голосов избирателей).

   2. Пропорциональная избирательная система (исполь­зуется только при проведении выборов в коллегиальные органы по многомандатным округам), при которой каждый избиратель голосует не за отдельного кандидата, а за одну из партий (выдвинутый ею список кандидатов), в результа­те чего каждая партия получает для своих кандидатов количество мандатов (мест в выборном органе), прямо про­порциональное полученному ею числу голосов избирателей. Обычно партийные кандидаты получают мандаты в той очередности, в которой они были расположены в партийном списке.

   Пропорциональная избирательная систе­ма - порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок по­лучают такое число мандатов, которое будет про­порциональным числу поданных за нее голосов.

   При использовании пропорциональной избира­тельной системы, чтобы воспрепятствовать участию в вы­борах чрезмерного числа партий (многие из которых не имеют реальных шансов победить на выборах), может применять­ся так называемый заградительный барьер. Это установ­ленный законом минимальный процент голосов избирате­лей, который необходимо получить партии для участия в распределении мандатов. Такой барьер используется так­же в целях формирования парламента с минимальным чис­лом фракций.

  3. Смешанная избирательная систе­ма. Иногда выборы проводятся по смешанной системе, когда одна часть выборного органа избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая — по пропорциональной.

   В РФ используются обе вышеуказанные избира­тельные системы, поэтому РФ - государство со сме­шанной формой избирательной системы, т. е. поло­вина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 - по пропорциональной системе исхо­дя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.

   При этом в РФ минимальное число голосов (на вы­борах в Государственную Думу Федерального Собра­ния РФ), при получении которого партия или блок допускаются к распределению мандатов, - 7 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.

   Термин "избирательная система" имеет и другое зна­чение. Под ней можно подразумевать всю выборную систе­му в государстве, включающую в себя выборы разных орга­нов и должностных лиц на разных уровнях, а также сопут­ствующие этим выборам элементы (виды избирательных систем, порядок выдвижения кандидатов и др.).

   Избирательная система РФ состоит из 5 подсистем:

  » выборы Президента РФ;

  » выборы депутатов Государственной Думы;

  » выборы глав субъектов РФ;

  » выборы депутатов законодательных органов субъек­тов РФ;

  » выборы органов местного самоуправления.

   Порядок проведения конкретного вида выборов уста­новлен соответствующим законом, а наиболее общие прин­ципы и правила избирательного права установлены ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на учас­тие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г.

Принципы избирательного права

   Принципы избирательного права в субъективном смысле как принципы участия граждан Российской Федерации в выборах - это условия его признания и реализации. Такими условиями являются всеобщность, равенство, добровольность, непосредственность, тайность голосования.

   1. Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принад­лежности, отношения к религии, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ воз­раста, могут принимать участие в выборах (ст. 32 Конституции РФ).

   Реализация принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представи­телей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

   Данный принцип предполагает предоставление активного избиратель­ного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовле­творяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).

   Избирательные цензы - это установленные Конституцией или избирательными законами условия для получения или осуществления избирательного права. К ним относят­ся: возрастной ценз, ценз оседлости, образовательный ценз, служебный ценз.

   Возрастной ценз выражается в требовании закона, согласно которому право участ­вовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

   Устанавливаемый минимальный возраст кандидатов не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государ­ственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления.

   Ценз оседлости - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Ценз оседлости в Российской Федерации не может превышать одного года.

   Образовательный ценз представляет собой требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствую­щим документом уровень образования.

   Служебный ценз - положения избирательного закона, ограничивающие избира­тельные права граждан по принципу занимаемой должности, профессиональной деятель­ности или духовного сана. Так Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (предста­вительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации установле­ны ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью нахо­диться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

   2) Равное избирательное право как принцип избирательного права содержит в себе элементы и предполагает:

  во-первых, равное число голосов у каждого избирателя (как правило, один) (реализацию однократ­ного волеизъявления граждан на выборах обеспечи­вает наличие списков избирателей по месту их жи­тельства, где избиратели могут проголосовать только один раз на основании паспорта гражданина РФ),

  во-вторых, единую норму представительства, в соответствии с которой образуются равные по коли­честву населения избирательные округа (каждый депутат представляет одинаковое число избирателей);

  в-третьих, участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отноше­нию к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах, либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими, выборы могут быть признаны недействительными).

  3) Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.
Это означает запрет оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление.

  4) Прямое избирательное пра­во означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Оно отличается от непрямого избирательного права, которое может быть косвенным или многостепенным. Косвенное избирательное право заключается в вы­боре избирателями лишь членов коллегии (выборщиков), которые в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

   Прямые выборы создают возможность постоянной тесной связи представительных органов с избирателями, постоянного контроля избирателей за их работой.

   5) Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, т. е. голосование на выбо­рах всех уровней и во все органы власти осуществ­ляется только тайно - избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражаю­щего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает внешнее наблюдение за волеизъявлением избирателя и возможность давле­ния со стороны других лиц путем угроз.

   Соблюдение этих принципов подкреплено соответствующими гарантиями, которые со­держатся в законодательных актах Российской Федерации (например, Закон РФ "Об основ­ных гарантиях избирательных прав граждан" (подписан Президентом РФ 6 декабря 1994 г.).

 

3. Стадии избирательного процесса 

   Избирательный процесс - это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

   Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:

  1) назначение выборов;

  2) составление списков избирателей;

  3) об­разование избирательных округов и избирательных участков;

  4) создание избирательных комиссий;

  5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

  6) пред­выборная агитация;

  7) голосование;

  8) подсчет голо­сов и определение результатов выборов.

   1 стадия  

   Выборы назначаются органами власти соответствую­щего уровня: выборы Президента РФ - Федераль­ное Собрание, Государственной Думы - Прези­дент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ - пред­ставительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

   Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

   Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего орга­на, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня та­кого прекращения полномочий.

  Виды выборов:

  1) по виду фор­мируемых органов, выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т. д.;

  2) по форме проведения выборов: непосред­ственные, косвенные (через представителей, упол­номоченных населением осуществить выборы в ор­ганы власти) и т. п.

   В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:

  а) общегосударственными (на всей территории госу­дарства),   региональными (в субъекте Федерации) и   мес­тными (в муниципальном образовании);

  б) полными (выборный орган избирается в полном со­ставе) и  частичными (избирается часть депутатов выбор­ного органа взамен выбывших);

  в) очередными (проводятся в установленный законом срок),   повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и   внеочередными (проводятся после досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица).

   В зависимости от принципов избирательного пра­ва выборы могут быть:

  а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением неде­еспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и  не всеоб­щими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права  по какому-либо необоснованному признаку — половому,  религиозному,  имущественному, социальному и др.);

  б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избира­телей) и  неравными (принципы равных выборов наруша­ются);

  в) прямыми (каждый избиратель голосует непосред­ственно за конкретного кандидата или кандидатов), кос­венными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и мно­гоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие — при трех­ ступенчатых выборах);

  г) тайными (контроль за волеизъявлением избирате­лей не допускается) и открытыми (при открытом голосо­вании);

  д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и  несвободными (на волю избирателей оказывается давление).

   2 стадия

   Регистрация избирателей - это включение лица в список избирателей, на основании которого оно может быть допущено к голосованию. Ре­гистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом и осу­ществляется по месту жительства избирателей орга­нами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

   Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по уста­новленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрирован­ных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 янва­ря и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения выборов. Основанием для включения гражданина Рос­сии в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

   3 стадия

   Для проведения выборов в коллегиальные органы об­разуются избирательные округа, от которых избираются депутаты выборного органа. В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов по избирательным округам. Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей сово­купности составляет единый федеральный избира­тельный округ. Округа делятся на избирательные участки.

   После назначения дня голосования для проведения выборов на территории РФ образуются:

   a) единый  федеральный избирательный округ;

   b) 225 одномандатных избирательных округов;

   c) избирательные участки.

   Избирательные округа - это территориальные единицы, от которых избираются депутаты и другие выбираемые лица. В избирательных округах могут баллотироваться как отдельные кандидаты, так и общественные объединения (партии), выдвигающие списки своих кандидатов. В после­днем случае выборы могут проводиться в едином избира­тельном округе, территория которого совпадает со всей территорией, на которой проводятся выборы. 

   В зависимости от числа избираемых лиц избира­тельные округа мо­гут быть:

  = одномандатными (от каждого округа избирается только одно лицо в выборный орган);

  = многомандатными (от каждого округа избирается несколько лиц в выборный орган).

   Федеральный избирательный округ охваты­вает собой всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы про­порционально числу голосов, поданных за феде­ральные списки кандидатов, выдвинутые политиче­скими партиями, избирательными блоками.

   Одномандатные округа образуются на основа­нии представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, заре­гистрированных по отдельным областям.

   Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избира­тельные участки - территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 50 дней до выборов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее, чем за 45 дней до дня выборов.

   Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии, которые образуют систему. В Российской Федерации подготовку и проведение выборов осуществляют:

  ◊ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

  ◊ изби­рательные комиссии субъектов Российской Федерации;

  ◊ окружные избирательные комис­сии;

  ◊ территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

  ◊ участко­вые избирательные комиссии.

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на посто­янной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - 4 года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять - Советом Федерации, а остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

   Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные орга­ны государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъек­тов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, зако­нами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликова­нию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

   4 стадия

   Самостоятельной стадией избирательного процесса является выдвижение кандидатов в депутаты.

   Выдвижение кандидатов на выборах может быть в порядке:

  ≈ самовыдвижения - возможно только по одному од­номандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному округу, не может быть выдвинут политической пар­тией, избирательным блоком. Для самовыдвижения гражданин РФ направляет в окружную избиратель­ную комиссию письменное уведомление о самовыд­вижении и протокол о сборе подписей в поддержку своего выдвижения. Федеральными законами уста­навливаются случаи, когда представление кандида­том протокола о сборе подписей не обязательно.

  ≈ выдвижения кан­дидатов политической партией, избирательным бло­ком по одномандатным избирательным округам (тайным голосованием на съезде политической партии);

  ≈ выдвижения федерального списка кандидатов по­литической партией, избирательным блоком (тайным голосованием на съезде политической партии).

   Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политическими партиями и избирательными блоками, имеющими в соответствии с дейст­вующим законодательством право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

   В поддержку кандидатов (списка кандидатов) собираются подписи избирателей.

   Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данно­му избирательному округу и иных, предусмотренных законом, документов. Одновремен­но в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленно­го количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Кандидаты по одномандатному округу регистриру­ются окружной избирательной комиссией по соот­ветствующему избирательному округу. Политиче­ские партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

   Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях уча­стия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и вы­ражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выбо­рах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государ­ственной власти и органах местного самоуправления.

   Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах добровольный союз двух или трех политических партий, а также добровольный союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем двумя или одним обще­ственным объединением, которое создано в форме общественной организации или обще­ственного движения и устав которого предусматривает участие в выборах.

   Для регистрации кандидат или политическая партия могут не собирать подписи в поддержку свое­го выдвижения и не представлять в избирательную комиссию собранные подписи, но в этом случае ре­гистрация кандидата, федерального списка канди­датов производится на основании избирательного залога.

   Избирательный залог - денежные средства, внесенные кандидатом на специальный счет изби­рательной комиссии субъекта РФ либо политической партией (избирательным блоком) на специальный счет Центральной избирательной комис­сии РФ.

   После проведения проверки Центральная (окруж­ная) избирательная комиссия регистрирует канди­дата, политическую партию или блок в качестве участ­вующих в выборах.

   5 стадия 

   Предвыборная агитация представляет собой деятельность граждан и обществен­ных объединений по подготовке и распространению информации, имеющую целью побу­дить избирателей к участию в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

   Информирование избирателей и предвыборная агитация в совокупности составляют информаци­онное обеспечение выборов, и обеспечивает реализацию принципа гласности выборов.

   В период проведения избирательной кампании может проводиться предвыборная агитация, которая начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Агитация проводится:

  » на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных из­даниях;

  » посредством проведения массовых меро­приятий;

  » посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

  » иными не запрещенными законом ме­тодами.

   Предвыборная агитация включает в себя:

  ♦ призывы голосовать за кандидата, федеральный список кандидатов или против кандидата, федерального списка кандидатов;

  ♦ описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, федерального списка кандидатов;

  ♦ распростране­ние информации о деятельности кандидата, не свя­занной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

  ♦ иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него либо против всех кандидатов (ст. 57 ФЗ от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ «О выборах депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 20 де­кабря 2002 г., 23 июня 2003 г.)).

   Финансирование выборов в РФ осуществля­ется из средств бюджета соответствующего уров­ня:

  a. федеральные выборные органы - из средств федерального бюджета;
  b. в выборные органы субъектов РФ - из средств бюджета субъекта РФ.

   Общий объем денежных средств, обеспечивающих выборы в государственные органы власти, включа­ет в себя избирательные фонды кандидатов, поли­тических партий, избирательных блоков.

   Избирательные фонды включают в себя денеж­ные средства:

  ÷ принадлежащие собственно кан­дидату (они не могут превышать 50 % от предель­ной суммы всех расходов из средств избирательного фонда);

  ÷ выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями,  входящими в выдвинувший его избирательный блок (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фон­да кандидата);

  ÷ добровольные пожертвования граж­дан (не более 5 % от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юриди­ческих лиц (не более 50 % от той же суммы).

   Предельная сумма всех расходов из средств из­бирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн. руб.

   6 стадия  

   Голосование - это главная стадия избирательного процесса. Оно проходит в один или два тура и осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

   Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет в день выборов принять участие в голосовании, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избиратель­ного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.

   В день выборов на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели.

   Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по дру­гим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

   Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в кото­рых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.

   Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, кото­рые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

   7 стадия

    Порядок определения результатов выборов зависит от принятого вида избира­тельной системы. Результаты выборов подводятся путем сумми­рования поданных за того или иного кандидата го­лосов избирателей и должны быть официально опуб­ликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

   Каждая избирательная комиссия составляет про­токол об итогах голосования, который подписыва­ется членами комиссии с правом решающего голо­са и направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

   Протоколы об итогах голосования предоставляют­ся для ознакомления:

  1) избирателям;

  2) зарегист­рированным кандидатам;

  3) их доверенным лицам;

  4) уполномоченным представителям зарегистриро­ванных кандидатов, политических партий, избира­тельных блоков;

  5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям;

  6) представителям средств массовой информации.

   Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из заре­гистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опуб­ликованы в течение 3 недель со дня голосования.

   В результате подсчета голосов избирателей, при­нявших участие в выборах, Центральная избиратель­ная комиссия РФ может признать выборы по феде­ральному избирательному округу (либо по иному избирательному округу) несостоявшимися.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!