Лекция 3 "КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ"

«Конституционные основы правового положения личности»

 

1. Понятие, принципы и структура основ правового статуса 

Государство  и  личность

   Человек - существо биосоциальное. С одной стороны, он представляет собой элемент живой природы, образует особый биологи­ческий вид - Homo sapiens. С другой стороны, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Человек есть частица сообщества людей, отражающая все основные свойства и закономерности этого сообщества и активно участвующая в общественной жизни, в общественных отношениях. С момента рождения он является индивидом, единичным природ­ным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. От этих понятий необходимо отличать понятие личности.

   Под личностью понимается человеческий индивид, являю­щийся субъектом сознательной деятельности, обладающий сово­купностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Иными словами, личность - это человек, занимающий определенное место в обществе. Поня­тие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, в котором он живет, и пред­ставляющим интересы этого общества государством. Являясь средством социального компромисса, государство согласовывает интересы общества в целом с интересами отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и обязанности кон­кретных личностей, т. е. их правовой статус.

Документы о правах человека

   К сожалению или к счастью, не все пять миллиардов жителей Земли являются обладате­лями российского гражданства, поэтому нельзя говорить об абсолютном равенстве статуса человека (который вполне может существовать без государства, например, как Робинзон Крузо) и гражданина (который с паспортом получает и дополнительные права, например, на защиту со стороны государства за рубежом, и дополнительные обязанности, скажем, служить в армии).

   Конституция РФ ставит знак равенства между правами и свободами, входящими в основу правового статуса и человека, и гражданина. Это говорит о том, что, во-первых, права гражданина основываются на общепризнанных принципах и нормах междуна­родного права, относящихся к правам человека. Во-вторых, это свидетельство уважения и гарантия соблюдения этих норм Российской Федерацией в отношении любого лица. Помимо равенства прав и свобод человека и гражданина важным принципом является их неотчуж­даемость. Поскольку эти права принадлежат личности с рождения — никто, в том числе и сам обладатель, не вправе лишить их себя (права на жизнь, честь и достоинство, защиту своих интересов).

   Для осуществления этих прав и свобод необходима их государственная поддержка и защита, которая провозглашается в Конституции как в целом (Статья 19: "...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина..."), так и при­менительно к отдельным сферам (статья 38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства").

   Действенной гарантией такого положения вещей является принцип приоритета между­народных норм, в том числе и относящихся к правам человека, установленный статьей 15 Конституции РФ.

   Закрепленные в Конституции основные права и свободы личности получают свое развитие в статьях и пунктах особых документов, посвященных правам человека - вернее было бы сказать, что Конституция РФ базируется на нормах международных актов, поскольку возникли они раньше, и их авторитет (особенно это относится к международным документам) весьма высок.

   Международные документы, посвященные правам человека, весьма разнообразны, од­нако наибольшую известность имеют:

  1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.

  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

ТРИ КИТА

   Справедливость их положений не зависит от территории какого-либо государства, поскольку содержание их статей — естественные и неотчуждаемые права человека. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ приоритета международных норм делают соблюдение данных актов не просто жестом доброй воли, а правовой обязанностью, гарантируемой го­сударственным принуждением.

   Декларация прав и свобод человека и гражданина была принята в РФ в 1991 году. Она устанавливает основные права и свободы, определяя при этом некоторые гарантии их со­блюдения. Права личности включают право на жизнь, свободу, неприкосновенность, опреде­ление национальной принадлежности. К политическим правам относятся: возможность участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должно­стям, право на объединения, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные ор­ганы. Экономические и социально культурные права дают, возможность быть собственни­ком, обладать правом на труд и отдых, социальное обеспечение (пенсию), образование; сво­бодно пользоваться учреждениями культуры. Данные права осуществляются в соответствии с принципами неотчуждаемости, равенства, защиты их государством и приоритета международных норм. Гарантиями, установленными Декларацией, можно считать право на защиту прав и свобод, установленный порядок уголовного суда (в т.ч. презумпция невиновности и отсут­ствие обязанности свидетельствовать против самого себя и близких родственников). Для осуществления парламентского контроля за правами человека в РФ была введена должность Парламентского уполномоченного по правам человека, обладающего депутатской непри­косновенностью.

   Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Права человека являются одной из глобальных  проблем  современности,  одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. О том, какими правами должен обладать каждый человек на Земле, говорится в специальном документе - Всеобщей декларации прав, принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается в мире как День прав человека.

   Декларация заложила основу современного международного права в области прав и свобод человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих все основные сферы жизнедеятель­ности человека, и содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав. В Декларации также сформулирован ряд условий и требова­ний к осуществлению провозглашенных в ней прав.

   Всеобщая декларация прав человека была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому, она имеет лишь рекомендательный характер. Однако провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека основные права и свободы в настоящее время рассматриваются подавляющим большинством государств мира в качестве юридически обязательных. Конститу­ции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот доку­мент, включают в себя целый ряд его положений. Не является ис­ключением и Конституция РФ. Закрепленные в ней права, свободы и обязанности являются основными, обладают высшей юридичес­кой силой и подлежат повышенной защите.

Понятие и структура основ правового статуса личности

   Институт основ правового статуса человека и гражданина занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации. Его нормы выступают исход­ными, основополагающими для всей системы взаимоотношений государства и личности. Согласно ст. 2 Конституции «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Обеспечение и защита основных прав, свобод и законных интересов человека - главная цель права вообще и конституционного в частности.

   Правовой статус человека и гражданина представляет собой юридическое закреп­ление в законодательстве страны всей совокупности прав, свобод и обязанностей физиче­ских лиц - граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства.

   В полном объеме правовой статус человека и гражданина определяется нормами всех отраслей права, однако его основу составляет совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, обусловленное уровнем экономического, социального и политического развития государства, и регулирующих всю систему взаимоотношений государства и личности. Другие отрасли права закрепляют права и обязанности лишь в определенной сфере общественных отношений, например, имущественных и личных неимущественных, финансовых, земельных, трудовых, семей­ных и т.д.

   Нормы института основ правового статуса личности выражены, прежде всего, в гла­ве 2 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В ст. 64 второй главы Конституции прямо указывается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности. Кроме Конституции, нормы данного инсти­тута содержатся в других нормативных правовых актах, являющихся источниками кон­ституционного права. К таким актам относятся законы: «О гражданстве Российской Феде­рации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель­ства в пределах Российской Федерации», «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях» и многие другие.

   Общественная жизнь, урегулированная нормами права, состоит из множества отдельных эпизодов, которые взаимодействуют, подчиняясь требованиям закона. "Элементарной частицей" общественной системы является человек. Его статус (грубо говоря, высота положения на "общественной лестнице") определяется правами и обязанностями, которыми он наделен. Самые главные из них рассмотрены в главе 2 Конституции РФ, следова­тельно, основы правового статуса человека и гражданина - это права, свободы и обязанности лич­ности, гарантированные государством и  закрепленные в Конституции.

   Правовым статусом личности называ­ют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государст­вом в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом.

   Конституционные права и свободы - дозволительная часть основ правового статуса личности, закрепленная в Конституции. Они составляют одну часть конституционно-правового статуса личности, другая его обязывающая часть - конституционные обязан­ности. Все права можно разделить на личные, экономические, социальные и культурные.

   Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) инди­вида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

   Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответ­ствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то сво­боды закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

   Необходимым условием реализации прав и свобод челове­ка является исполнение им юридических обязанностей.

   Юридические обязанности - это установленные и гаран­тированные государством требования к поведению человека, обя­зательные для исполнения.

   Являясь элементами правового статуса личности, права, сво­боды и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинают­ся права и свободы другого.

   В структуре правового статуса личности различие между понятиями «право» и «свобода» достаточно условно, так как и то и другое означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения как человека, гражданина государства.

   Вместе с тем право представляет собой охраняемую и обеспеченную государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-то. Свободы же очерчивают сферу его самостоятельности, защиты от вмешательства государства, предполагают отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), что не запрещает закон.

   Права и свободы человека и гражданина реализуются в правоотношениях, в кото­рых он выступает носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Субъек­тивные права и юридические обязанности - это возможность или необходимость опреде­ленного поведения, предусмотренного нормами права. В совокупности они составляют понятие субъективного права. При этом, если субъективные права выражаются в возмож­ности, свободе лица удовлетворять те интересы, которые предусмотрены нормами права, то юридические обязанности оно должно исполнять независимо от своего субъективного личного желания. Если тот или иной человек, гражданин не исполняет юридических обязанностей или исполняет их ненадлежащим образом, то к нему могут быть применены ме­ры государственного принуждения.

Система основ правового статуса личности включает в себя следующие элементы:

   ■ Общие принципы статуса личности. Они отражают наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, основы их взаимоотношений. Эти принципы действуют во всех сферах общественных отношений.   К об­щим принципам статуса личности относятся: равенство прав и свобод человека и гражда­нина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, гарантировать их, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

   ■ Нормы, определяющие принадлежность к государству и регулирующие отношения по поводу гражданства. Гражданство как юридически оформленная принадлежность лица к данному государству является важнейшим элементом правового статуса лица, главным условием распространения на него всей совокупности прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином. Состояние гражданства гарантирует защиту личности, как на территории своего государства, так и за рубежом. Гражданство выступает необходимым условием полной правоспособности лица.

   ■ Основные права, свободы и обязанности, которые составляют неотъемлемое свойство его правоспособности. Конституционное право имеет своим предметом не  все юридиче­ские права, свободы и обязанности, а лишь основные, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.

   ■ Гарантии и ограничения прав и свобод.

   Значимость института основ правового статуса личности в системе конституцион­ного права России подтверждается тем, что в Конституции его нормы следуют за нормами, закрепляющих основы конституционного строя. Основы правового ста­туса человека и гражданина обусловлены принципами устройства общества, основами конституционного строя.

Принципы правового статуса человека и гражданина

   Под принципами правового статуса личности понимаются признаваемые и охра­няемые государством и правом основные начала, в соответствии с которыми осуществля­ется реализация прав и свобод человека и гражданина и его обязанностей.

   Принципами правового положения человека и гражданина в России являются:

  1. Равноправие граждан. С учетом важности этого принципа он закреплен в осно­вах конституционного строя. В п. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации указывает­ся: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные в Конституции Российской Федерации».

   Принцип равноправия граждан как основополагающий принцип статуса человека и гражданина раскрывается в ст. 18 Конституции и означает:

   равноправие всех перед законом и судом - закон в равной мере обязателен для всех, а суд для всех в равной мере доступен и справедлив;

   равенство прав человека и гражданина - с одной стороны, выражает их признание за всеми людьми в равной мере и государственную гарантию независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по­ложения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. С другой стороны, оно налагает запрет на любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, язы­ковой или религиозной принадлежности;

   равноправие мужчины и женщины - закреплено в Конституции Российской Федера­ции как равенство их прав и свобод, а также равенство возможностей для их реализации.

   2. Неотчуждаемость прав и свобод как принцип правового статуса человека и гра­жданина состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принад­лежат ему от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Это значит, что ни одно лицо, ни по каким причинам не может быть лишено конституционных прав и свобод, а в соответствии с п. 3 ст. 6 Конституции гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

   3. Непосредственное действие прав и свобод. В ст. 18 Конституции Российской Федерации указывается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данный принцип в сочетании с высшей юридической силой и прямым действием Конституции Российской Федерации означает, что конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина не требуют какого-либо дополнительного разъяснения или дополнения и позволяют заинтересованному лицу требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

   4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституция Российской Федерации не только закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и гарантирует возможность их реализации.

   Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавли­вает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства, а в п. 1 ст. 17 Конституции подчеркивается, что в Российской Федера­ции права и свободы человека и гражданина не только признаются, но и гарантируются. Эти положения раскрываются в ст. 45 Конституции и выражаются в следующем:

  ■ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федера­ции гарантируется;

  ■ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

   Конкретные правовые и иные гарантии реализации прав и свобод содержатся в статьях гл. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающих отдельные права и свободы человека и гражданина. Статья 114 Конституции Российской Федерации в подпункте «е» п. 1 возлагает на Правительство Российской Федерации обеспечение законно­сти, прав и свобод граждан, подчеркивает важную роль в этой сфере правоохранительных органов.

   5. Соответствие международно-правовым актам. В ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что в Российской Федерации признают­ся и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

   6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека
и гражданина. Этот Принцип означает, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, ограничивающий права и свободы. Так в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отме­няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

   В Конституции Российской Федерации перечислены только основные права и сво­боды человека и гражданина, большинство из которых закреплены в международных до­кументах. В этой связи в ч. 1 ст. 55 подчеркнуто: «Перечисление в Конституции Россий­ской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или ума­ление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

   Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Во-первых, в ч. 3 ст. 17 Конституции закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Во-вторых, допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в установленных Конституцией Российской Федерации слу­чаях: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако­ном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Одно из условий такого ограничения закреплено в ч. 1 ст. 56 Конституции, в которой говорится: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституцион­ного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливать­ся определенные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».

   Конституция Российской Федерации установила гарантии прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения и определила перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению даже в этих условиях, а именно: право на жизнь, право на обеспечение достоинства личности, право на неприкосновен­ность частной жизни и др. Особое значение имеет положение Конституции о том, что в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных в статьях 46-54.

   Конституция допускает ограничения в реализации отдельных прав и свобод чело­века и гражданина, но не иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Например, на основании судебного решения может быть ограничено право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц в установленных законом случаях, а также на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ), не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ) и т.п.

 

2.  Гражданство РФ как неотъемлемый элемент правового статуса граждан

Понятие и принципы гражданства России

   Гражданство представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности. Это связано с тем, что объем прав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства.

   Конституция относит законодательство о федеральном гражданстве к ведению Российской Федерации. На основании ст. 6 Конституции вопросы гражданства разреша­ются в соответствии с федеральным законом от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» с последующими измене­ниями и дополнениями.

   Вопросы гражданства регулируются также Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Фе­дерации от 10 апреля 1992 года (в редакции Указа от 27 декабря 1993 года). При Прези­денте Российской Федерации функционирует Комиссия по вопросам гражданства.

   Отношения, связанные с гражданством республик в составе Российской Федера­ции, регламентируются в их конституциях и соответствующих законодательных актах.

   В соответствии с Законом «О гражданстве Российской Федерации» под гражданст­вом понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

   Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации устанавливают следующие принципы российского гражданства.

  1. Единство гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции и п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) - является важнейшим для России как федеративного государства.

  2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).

  3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Открытость состоит в закреплении права каждого на гражданство, а также в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый на доступных для человека основаниях. Свободный характер гражданства выражается в праве гражданина Российской Федерации изменить свое гражданство и невозможности никем лишить его этого права (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).

  4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).

  5. Возможность гражданина Российской Федерации иметь гражданство иностран­ного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или меж­дугородным договором Российской Федерации. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, обладают всей совокупностью прав, свобод, обязанностей и ответственности, выте­кающей из гражданства Российской Федерации.

  6. Сохранение гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации (ст. 27 Конституции) - каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребы­вания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

  7. Отрицание  автоматического  изменения гражданства Российской  Федерации при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип обусловлен: во-первых, сущностью гражданства как индивидуальной связью лица с государством, недопустимостью прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка; во-вторых, признанием брака равно­правным союзом, не допускающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).

  8. Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации (ст. 61 Конституции Российской Федерации и ст. 7 Закона о гражданстве).

  9. Законодательство Российской Федерации о гражданстве вводит институт почет­ного гражданства. Оно может быть предоставлено Президентом Российской Федерации лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.

Основания и порядок приобретения гражданства РФ

   Законом о гражданстве Российской Федерации установлены следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации.

   1. По рождению. Данное основание сочетает два принципа приобретения гражданства: во-первых, «право крови» - учет гражданства родителей; во-вторых, «право почвы» - учет места рождения.

   Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином России независимо от места рождения. В слу­чае разного гражданства родителей или отсутствия гражданства у одного из них, Закон устанавливает право родителей на выбор гражданства ребенка. Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящий­ся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является граждани­ном Российской Федерации. Этот же принцип действует в отношении родившихся на территории Российской Федерации детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории России от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если эти государства не предоставляют ребенку своего гражданства.

   2. В результате приема в гражданство (ч. 1 ст. 13) в общем или упрощенном порядке, который определяет Закон о гражданстве РФ.

   Одним из требований для иностранных граждан и лиц без гражданства является их проживание на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года (п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве РФ срок проживания на террито­рии Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации; наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией, либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признание лица беженцем в установленном законом порядке.

   3. В результате восстановления в гражданстве. Процедура восстановления приме­няется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, ранее утратившим российское гражданство по различным причинам, и осуществляется в соответствии с частью первой статьи 13 Закона о гражданстве РФ. Однако срок их проживания на территории России сокращается до трех лет (ст. 15 Закона о гражданстве РФ).

   4. В результате выбора гражданства при изменении государственной границы Российской Федерации (оптация). Выбор гражданства означает, что в случае, когда новая территория входит в состав России, лица, проживающие на ней, могут стать ее гражданами, либо оставить прежнее граждан­ство.

   5. Иные основания. К ним Закон о гражданстве относит усыновление, опекунство, предоставление почетного гражданства, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка и др.

Прекращение гражданства России

   Закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает следующие основа­ния прекращения российского гражданства:

  1. Вследствие выхода из гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления  лица, проживающего на территории России, в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства в упрощенном порядке (ст. 19 Закона о гражданстве РФ).

  2. Путем выбора иного гражданства (оптации) при изменении государственной границы Российской Федерации (ст. 21 Закона о гражданстве РФ).

  3. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ или международным договором Российской Федерации. Например, когда оба родителя прекраща­ют гражданство России. В этом случае российское гражданство ребенка прекращается при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24 Закона о гражданстве РФ).

Порядок изменения гражданства детей

   Законом о гражданстве Российской Федерации специально регулируются вопросы гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве. При этом Закон исходит из следующих принципов:

   ≈ обеспечение по возможности одинакового гражданства всех членов семьи;

   ≈ учет желания детей, могущих в соответствии с возрастом делать сознательный выбор;

   ≈ исключение состояния без гражданства у детей;

   ≈ сохранение в возможных случаях российского гражданства в их интересах.

   В качестве общих положений, относящихся ко всем ситуациям, возникающим в случаях изменения гражданства родителей, опекунстве, усыновлении, законодательство устанавливает, что:

  1) гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству роди­телей;

  2) гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согла­сия;

  3) гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишен­ных родительских прав, и согласия родителей на изменение гражданства детей в таком случае не требуется.

  4) гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Порядок решения дел о гражданстве России

   Вопросами, связанными с гражданством, занимаются различные государственные органы. Среди них главная роль принадлежит Президенту Российской Федерации. По этим вопросам Президент Российской Федерации издает соответствующие указы.

   Другим органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, являет­ся Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Члены Комиссии работают на общественных началах. Подготовительную ра­боту для обеспечения деятельности Комиссии проводит Управление по вопросам граж­данства администрации Президента Российской Федерации.

   Остальные государственные органы, решающие дела о гражданстве, входят в сис­тему исполнительной власти. Важную роль в данной системе играют:

   Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы, участвующие в решении дел о граж­данстве лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

   Министерство ино­странных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом, решающие вопросы гражданства в отношении лиц, проживающих за пределами России.

   Решения об оформлении гражданства или прекращении гражданства принимаются в срок не более 6 месяцев и могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Заявления на имя Президента Российской Федерации рассматриваются в срок не более 9 месяцев, решения по ним обжалованию не подлежат, но они могут быть поданы повторно через один год.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!