Лекция 3 "РЕАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ ГЕОПОЛИТИКИ"

«Реализм и идеализм в геополитике»

 

1. Основные традиции в геополитике

Этапы в развитии идей геополитики

   Представления о геополитическом пространстве мира, механизмах его эволюции, природе отношений между государствами в ранний период носили абст­рактный и мистический характер. В Средневековье постепенное освоение человеком океана сблизили страны и народы. Начиная с XV в. Западная Европа осущест­вила всемирную экспансию, объединив мир под своим владычеством.

   Меняющаяся геополитическая реальность требовала осмысле­ния природы международных отношений, поиска закономерностей и выявления основных тенденций их развития, определения роли пространственно-территориальных факторов в формировании миро­вого порядка. Геополитические представления складыва­лись в рамках различных отраслей знания: философии, истории, политики, географии, права, военного искусства, истории диплома­тии. С течением времени геополитические идеи приобрели форму теорий и концепций, освободились от влияния религии, морали, философии и стали описывать реальные пространственные модели взаимоотноше­ний государств.

   Объектом геополитики стали идеи о мировом политическом порядке, которые приобрели форму теорий, концепций и оказали опреде­ляющее влияние на становление геополитики как науки.

   При рассмотрении истории геополитических теорий и идей можно выделить три этапа их развития.

  1. Предыстория геополитики: не существует отдельной геополитической отрасли знания, а ее идеи являются составной частью философских учений и исторических исследований.

  2. Классическая геополитика: конец XIX — начало XX в., когда из отдельных идей и концепций сформировались основные геополитические теории и национальные школы геополитики.

  3. Современная геополитика: после Второй мировой войны (хотя некоторые теории и стратегии были сформулированы раньше, например военная стратегия господства в воздухе).

   Последний этап характеризуется существенным изменением геополитической структуры мира, пересмотром основных классических теорий геополитики, формированием новых геополитических школ, соответствующих новым акторам современной глобальной геополитики (американской, европейской, российской, включающей геополитику стран СНГ, новокитайской, новоиндийской и др.), новых направлений, таких как атлантизм, мондиализм, глобализм и других теорий.

   Существенные отличия классической и современной геополитики диктуются технико-технологическим прогрессом и вызванными им изменениями в экономической и военной силе государств — основных действующих лиц на мировой геополитической сцене XXI в. изменением государственных, этнических, конфессиональных и цивилизационных границ. Поэтому классическую парадигму противостояния Суши и Моря заменила парадигма освоения новых пространств — физических (воздушное, подводное пространство, ближний и дальний космос) и культурных (радио-, телеэфир, Интернет киноиндустрия, литература, искусство).

Две традиции геополитической мысли

   Условно различные концепции, существовавшие в истории геополитической мысли можно разделить на два направления или две основные традиции:

  1) политического реализма - рассматривает мировую политику как арену господства и доминирования великих держав;

  2) политического идеализма - стремится ввести в международные отношения начала морали и справедливости, принципы суверенного равенства государств и права в их взаимоотношениях.

   Международные отношения представляют собой сферу взаимодействия между государствами, преследующими национальные интересы и стремящимися решать социальные, эко­номические и культурные проблемы международной жизни, обеспе­чение международной и национальной безопасности, поиск путей и форм разрешения международных конфликтов и прекращения войн и т.д. Начиная с Древнего мира вплоть до исхода XX столетия в международной политике доминировали великие державы (импе­рии, сверхдержавы) или коалиции держав. Они устанавливали пра­вила международной политической игры, применяли военную силу для решения политических конфликтов, навязывая свою волю ма­лым государствам, формировали геополитическую карту мира, вы­ступали арбитрами в споре между малыми государствами, вмешива­лись во внутренние дела других государств, всюду преследуя свой национальный интерес. Они контролировали решение вопросов, касающихся распределения мировых ресурсов, мировых цен, сфер влияния и др. Малые государства постоянно боролись за экономи­ческую и национальную независимость, объединялись в политиче­ские блоки и союзы, играя на противоречиях и столкновении инте­ресов великих держав. Одним из важнейших принципов международных отношений является стремление государств получить контроль над поведением других стран. Поэтому доминирующим теоретическим подходом в анализе миро­вой политики является реализм.

 

2. Политический реализм как течение в геополитике

Реализм Н.Макиавелли 

   Сторонники политиче­ского реализма в своих представлениях исходят из того, что:

  - в основе взаи­модействия государств на международной арене лежит принцип силы в отстаивании национальных интересов;

  -  столкновения интересов государств на международной арене в борьбе за ограниченные ресурсы, контроль над коммуника­циями и т.п. неиз­бежны;

  - угроза насилием является основ­ным инструментом межгосударственных отношений.

   Стремясь выявить всеобъемлющие геополитические закономерности на основе наблюдения за реальными процессами в развитии международных отношений, они создали позитивистскую геополитику. На основе позитивизма сложилась «реальная политика» как одно из главных на­правлений теории международных отношений.

   Основоположником реализма счита­ется выдающийся итальянский историк и политический мыслитель эпохи Возрожде­ния Никколо Макиавелли (1469—1527), кото­рый пользуется славой циничного теоретика политики и даже апо­логета насилия.

   Основной работой Н. Макиавелли является его трактат «Государь». В основу своего подхода он положил влияние по­рочной природы человека на сферу внеш­ней политики, в которой «соединение эго­изма и анархии определяет господство в политике принципа силы». Он считал, что поли­тика должна определяться в зависимо­сти от имеющейся силы. Трактат «Государь» по существу являет­ся руководством по созданию сильного централизованного государ­ства, способного противостоять внутренним и внешним врагам.

   Главная проблема, ставшая предметом анализа в работе «Госу­дарь», — это вопрос о сохранении власти суверена в монархиях или республиках, ранее имевших свои собственные законы. Новый го­сударь должен найти метод, который позволит ему прочно утвердиться во главе государ­ства, в котором он является своего рода чужаком.

   Фактически вопрос сохранения власти решается путем использования всех эффективных средств, включая хитрость, ложь, убийство. Нужна стратегия союза; лучшая из них — та, которую монарх заключает с народом против знати, так как народу нужно лишь, чтобы его не угнетали, а государю — чтобы не нужно было бояться, что народ пойдет против него, хотя у народа нет статуса активного элемента в го­сударстве и он, напротив, выступает как пассивный элемент, нуждаю­щийся в хозяине.

   Государь, не являющийся виртуозом в области использования силы, постоянно рискует быть убитым. Компетентность политического вождя в военных вопросах необходима для того, чтобы ему подчинялись его солдаты. Этот фактор под­тверждается примером Ганнибала, для которого использование страстей было одним из необходимых источников могущества. Если карфаген­ский полководец царствовал благодаря своей жестокости, то эта жестокость являлась функциональным требованием, которое про­истекало не столько из использования силы, сколько из манипулирова­ния ее видимостью.

Концепция национальных интересов Морген­тау

   Законченный вид концепция политического реализма применительно к международным от­ношениям приобрела в работах общепризнан­ного главы современной школы прагматизма и политического реализма американского теоре­тика Ганса Моргентау (1904—1980).

   Моргентау считал, что главным во внешней политики любого государства являются национальные интересы,  достижение региональной или мировой гегемо­нии. Он выделял:

  = постоянные, основополагающие интересы: защита территории, насе­ления и государственных институтов от внешней опасности; раз­витие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса.

  = временные, промежуточные интересы: интересы выживания (угроза самому существованию государства); жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности и благо­состоянию нации); важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны); периферийные, или мелкие, интересы (инте­ресы локального характера).

   Политика национальных интересов, по его мнению, не может быть успешной, если она не подкреплена силой, которая выступает главной отличительной чертой государства.

   Согласно Моргентау, понятие «сила» в широком смысле, как вы­ражение национальной мощи, включает в себя следующие основ­ные компоненты: географическое положение, природные ресурсы, промышленный потенциал, военную подготовленность (в том числе, уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил), численность населения, «националь­ный характер» (отношение населения к войне), «национальную мораль» (отношение населения к правительственной политике), качество дипломатии, «которая выступает как самый главный фактор, опре­деляющий мощь страны».

   По мнению Моргентау, дипломатия — это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это — каче­ство правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку сво­ей внешней политики со стороны общественного мнения.

   Моргентау считал, что эффективность политико-дипломатических воз­можностей государства находится в прямой зависимости от его во­енной мощи и военная сила является наи­более важным материальным фактором в международной политике, обеспечивающим полити­ческое могущество государства.

   Основные современные теоретические разработки в области ре­альной политики относятся к 50—60-м годам XX в. Они нашли свое отражение в таких теориях, как «стратегия быстрого реагирования», концепция «взаимно гарантированного уничтожения», «восточная по­литика», «железный занавес», доктрина «массированного возмездия», программа «новых рубежей», политика «блестящей изоляции», доктрина «устрашения», «холодная война». В настоящее время по-прежнему многие государства придерживаются принципов политического реа­лизма, используя не открытое применение силы, а более «цивилизован­ные» формы: гуманитарные интервенции, экономические санкции, «продвижение» демократических институтов, утверждение своих международ­ных стандартов в области прав и свобод человека в различных зонах.

 

3. Традиция идеализма в геополитике

Идея вечного мира Канта

    Главной идеей данного направления является гармония интересов в мировой политике, обеспечение мира и безопасности без войны и без господства великих держав. Наиболее полно это течение было сформулирована немецким философом Иммануилом Кантом (1724—1804).

   В 1795 г. И. Кант обнародовал проект «Вечного мира», в котором он предлагал способы утверждения нерушимых мир­ных взаимоотношений между народами, утверждая, что распространение республиканской формы правления ознаме­нуется наступлением эры международного мира.

   Идея вечного мира и общества, где властвуют законы, царит мир, является завершающим звеном гуманистиче­ской философии Канта. Философ видел серьезную угрозу миру в безграничном вооружении государств, ибо огромные затраты на вооружение и содержание армий, соперничество госу­дарств в увеличении военной мощи приводят неизбежно к войне.

   Величайшей целью человечества, по Канту, является достижение все­общего правового гражданского состояния и согласия. Наша цель, ука­зывал он, — это установление не только правового порядка в границах от­дельного государства, но также и разумных внешних политических отношений, охватывающих весь мир в целом.

   В своей работе «К вечному миру» И.Кант ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств, за развитие между ними торговых и культурных связей и выдвигает проект ус­тановления «вечного мира» на базе  всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу.

   Концепция нового правового мирового порядка, основанная И. Кантом, с большими трудностями была воплощена в системе международных отношений и институтов после Второй мировой войны (1939-1945).

Либеральный мировой порядок Вильсона

   Вслед за И. Кантом теоретики либеральной традиции утверждали, что распространение рыночной экономики и глобальная демократи­зация будут способствовать установлению мирных международных отношений, а, следовательно, расширению зоны мира.

   В XX в. идеалистическую традицию в геополитике развивал Вудро Томас Вильсон (1856— 1924) — 28-й президент США (с 1913 по 1921 гг.). Вступая в Первую мировую войну на завершающей ее стадии, США в лице прези­дента В. Вильсона провозгласили своей целью «спасение мира для демократии». Предполагалось, что это будет последняя война, призванная положить конец всем войнам.

   На Версальской конференции (1918) по итогам Первой мировой войны Вильсон выдвинул программу учреждения либерального ми­рового порядка под названием «Четырнадцать пунктов». Из них восемь были названы обязательными: открытая дипломатия, свобода мореплавания, всеобщее разоружение, устранение торговых барье­ров, беспристрастное разрешение колониальных споров, воссоздание Бельгии, вывод войск с рос­сийской территории, учреждение Лиги наций. Ос­тальные шесть пунктов были факультативными (желательными), которые скорее «следует», чем «надлежит» достигнуть: возврат Франции Эльза­са и Лотарингии, получение автономии для на­циональных меньшинств Австро-Венгерской и Оттоманской империй, пересмотр границ Ита­лии, вывод иностранных войск с Балкан, интер­национализация Дарданелл и создание незави­симой Польши с выходом к морю. Одним из главных принципов международных отношений было право любого народа на самоопределение. В договорах, положивших конец Первой мировой войне, этот идеал последовательно воплощен не был, но он вдохновил сепаратистские движения во всем мире.

   Сепаратизм — это региональное движение за независимость от федера­тивного или национального государства. Он проявился в Шотландии, в канадской провинции Квебек, в Стране басков в Испании и др. Ни одно из сепаратистских движе­ний до сих пор не победило.  Баскская республика просуществовав с 1936 по 1937) была уничтожена армией Франко. Франкоязычное, преимущественно католическое, население Квебека получило законодательную и религиозную самостоятельность, собствен­ную систему образования внутри Канадской Федерации. Аналогично положение шотландцев в Великобритании.

   В отличие от реалистов, которые полагали, что ответственность за международные отношения несут сильные государства, програм­ма Вильсона исходила из того, что в конструировании нового меж­дународного порядка в равной степени должны участвовать все  го­сударства мира. Он полагал, что отношения между государствами по определению должны быть основаны на гармонии интересов и в них отсутствуют глубинные причины для международных конфликтов и войн. Для того чтобы окончательно устранить возможность конфликта интересов и утвердить чувство мировой общности наро­дов, Вильсон настаивал на учреждении международных институтов, которые обеспечивали бы международную безопасность. Результа­том этих усилий стало создание Лиги наций по окончании Первой мировой войны. Однако всего лишь через 20 лет после Версаля и известных «Четырнадцати пунктов» В. Вильсона наша планета окунулась в море крови Второй мировой войны с более трагическими последствиями, чем Первая.

Либеральный интернационализм Боумена

   На практике морализм Вильсона стал прикрытием для различных доктрин глобальной гегемонии США, развернувшихся после Первой мировой войны. Так, под влиянием «Четырнадцати пунктов» Вильсона директор Совета внешних сношений (с 1917 по 1950 гг.) американский географ Исайя Боумен (1878—1950) в книге «Новый мир» (1921) сформулировал доктрину либерального интернационализма.

   Формально Боумен подверг ревизии базо­вые постулаты классической геополитики экс­пансии. Им были изложены представления о новой философии власти в мировом геополитическом пространст­ве, которые вытекали из идеи либерального интернационализма президента Вильсона. В действительности, идеализм Боумена был декларацией, за которой скрывалась стратегия глобального домини­рования США после победы во Второй мировой войне. Одна из базовых идей Боумена состояла в необходимости отказа США от концепции изоляционизма, так как уникальное географическое по­ложение, в частности, отдаленность от европейского театра воен­ных действий, является недостаточным условием для безопасности США. На практике это означало возвращение американских поли­тиков и геополитиков к глобальному типу мышления, о котором писали Мэхэн и Маккиндер.

   В своем письме президенту США Ф. Рузвельту он обосновал неизбежность нападения Германии на СССР. После этого президент США Рузвельт постоянно доказывал Конгрессу США, что при современной технической инфраструктуре географическая отдаленность и создание сети морских и авиаци­онных баз на Тихом и Атлантическом океанах еще не гарантирует США безопасность. Рузвельт понимал важность Евразии для США в интерпретации, которая была изложена Маккиндером.

   Рузвельт, по существу, определил американскую геополитиче­скую стратегию в период 1933—1945 гг. Во-первых, он отвергал традиционный американский изоляционизм. Во-вторых, он одним из первых политиков понял роль такого мощного технологического фактора, как авиация, которая делает очень уязвимой территорию «изолированной» Америки. Геополитические проблемы США в это время уже нельзя было решить, опираясь только на «морские» идеи Мэхэна.

   Развитие авиации, агрессивность германской геополитики, все большая вовлеченность США в европейские дела — все это требовало новых теорий. Среди разработчиков американской геопо­литики тогда, кроме Боумена, выделялись Г. Уайджерт, Г. Страус-Хюпе, В. Стефенссон, О. Латимор, Д. Уилси.

Проект «Бриановская Европа»

   Еще в большей мере моральная тра­диция в международной политике развивалась в Европе, ставшей источником мировых войн. В первой четверти XX в. французские географы Видаль де ла Блаш и Альберт Деманжон видели решение проблемы мировой безопасности в создании сообщества государств, действующих вместе в общих интересах. На практике это привело к появлению проекта «Бриановская Европа».

   Французский министр иностранных дел Аристид Бриан в 1929 г., основываясь на идеях Руссо, Канта, Мадзини, Гюго и других за­падноевропейских мыслителей, в своем выступлении в Лиге наций заявил о необходимости экономического, политического и соци­ального федерального союза европейских наций. Проект европей­ской федерации в наши дни претворился в учреждение Европей­ского Союза.

   Современные французские географы Ив Лакост и Мишель Фуше отмечают возможность распространения политики интеграции, оп­равдавшей себя в Западной Европе, на другие регионы мира. Жиз­неспособность модели новой Европы может, в конечном счете, привести к победе принципа интеграции над догматическим прин­ципом господства и контроля одних стран над другими.

Иренология и полемология

    Анализом моральных основ международ­ной политики, способствующих миру, занимается научное направ­ление иренология (от греч. eirnene — мир). Ведущим иренологическим учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959 г. И. Галтунгом. Влиятельным междуна­родным институтом является также Стокгольмский институт иссле­дований мира (СИПРИ), а также Международный институт мира в Вене. В США среди иренологических центров видное место принад­лежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем.

   Тесно связано с исследованиями мира (т.е. иренологией) проти­воположное по названию научное течение — полемология (от греч. polemos— война), в рамках которого исследуются войны и воору­женные конфликты. Задача этой научной междисциплинарной дис­циплины состоит в исследование войн, конфликтов и других форм коллективной агрессивности в целях их предотвращения. Полемология получила развитие после Второй мировой войны в работах француз­ского социолога Г. Бутуля, нидерландского политолога Б. Реллинга, итальянского политолога Ф. Форнари. Полемологи руководствуются принципом: «Хочешь мира — осмысли войну».

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!