Лекция 1 "КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА"

«Конституционное право - ведущая отрасль российского права»

 

1.  Общая характеристика конституционного права России

История  конституционного  развития  России

   Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение.

   Основные этапы развития российской Конституции:

  - дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);

  - со­ветский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и

  - постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).

   Первым законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 ок­тября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного по­рядка", которым император Николай II:

  ◊ даровал населению "основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, сво­боды совести, слова, собраний, союзов";

  ◊ установил "незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью дей­ствий" поставленных императором властей.

   Несколько месяцев спустя в дополнение к Манифесту были учреждены Государ­ственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними в России учреждалась двухпалатная парламентская система (Госду­ма и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодер­жавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя:

  - без его утверждения ни один закон не мог войти в силу;

  - изменение Ос­новных законов могло осуществляться только по инициативе царя;

  - он наделялся правом роспуска Государственной Думы;

  - император был вправе и сам принимать зако­ны, но с одобрения обеих палат парламента;

  - царь назна­чал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности мини­стерств головных управлений»).

   Дума, избираемая населением на пять лет, имела пра­во принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом импера­тора.

   Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духо­венства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и ману­фактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном поряд­ке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Гос­думой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, пред­ставлялись на утверждение императору председателем Гос­совета.

   До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти.

   В результате Октябрьской революции 1917 г. в России произошла смена общественного строя, что обусловило разработку и принятие конституции социалистического типа. Первая конституция Советской России Кон­ституция РСФСР была принята V Всероссий­ским съездом Советов 10 июля 1918 г.

   Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии. 

   После образования СССР (1922 г.) на основе Деклара­ции и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Кон­ституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

   В 1936 г. в связи с провозглашением построения социа­лизма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликви­дацию эксплуататорских классов и элементов.

   К числу важнейших изменений государственной системы относится введение всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение съездов Советов, а также преобразование политической основы государства - Советов ра­бочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся

   К концу пятидесятых годов СССР обладал ядерным и термоядерным оружием, а также самыми современными средствами его доставки - межконтинентальными балли­стическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутрен­них условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановле­ния силами извне.

   В 1977 г. в связи с провозглашением построения в СССР развитого социализма и общенародного государства, была принята новая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г.). Данная Конституция стала последней в советском государстве и от­личалась тем, что в ней народ был объявлен един­ственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему оставалась комму­нистическая партия. 

   С 1989 г. в Кон­ституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно из­менившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстанов­кой, сложившейся в России к тому моменту.

   В 1990—1993 гг. в России широко прово­дились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя стра­ны, связанные с переходом РФ от социализма к де­мократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела  противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие, так и отвечавшие новому времени положения.

   В начале 1993 г. было созвано Кон­ституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президент­ский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

   В референдуме по вопросу обсуждения проекта Кон­ституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была приня­та на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г. 

   В состав Российской Федерации на правах её субъектов входит 21 республика. Ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждая республика, исходя из её статуса как государства, имеет свою конституцию.

   Основные принципы Конституции РФ 1993 г.: демократизм, законность, гуманизм, равноправие граждан, государственное единство РФ,  равноправие и самоопределение народов, разделение власти и идеологическое многообразие и многопартий­ность.

   Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.:

  » верховенство - имеет высшую юридическую силу;

  » принцип прямого действия - имеет прямое действие на всей территории РФ;

  » является правовой базой для всего текущего зако­нодательства;

  » является жесткой (порядок ее изменения сложный);

  » особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах;

» является правовым актом государства - Основной закон.

Учение о конституции

   В Древнем Риме конституциями (от лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средне­вековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с воз­никновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правово­го закрепления нового общественного строя.

   Конституция — основной закон (система законов) госу­дарства, обладающий высшей юридической силой, в кото­ром закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения лич­ности и органов власти.

   Конституция выполняет следующие основные  функции:

  ♦ юридическую (основной закон, основа правовой сис­темы);

  ♦ политическую (документ, определяющий основы го­сударственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора);

  ♦ идеологическую или воспитательную (документ, про­возглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию).

   Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие:

  ~ основы общественного устройства  (политическую, экономическую и социальную системы);

  ~ правовое положение личности (права и обязаннос­ти, порядок приобретения и прекращения гражданства);

  ~ форму государства (формы правления, политичес­кого режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий феде­рации и ее субъектов);

  ~ порядок формирования и полномочия органов власти;

  ~ основы законодательного процесса, в том числе по­рядок принятия и изменения конституции;

  ~ государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствую­щих его разделах. Такие конституции часто имеют преам­булы, которые носят не нормативный, а скорее торжествен­но-декларативный характер, и заключительные, или пере­ходные, положения.

   Характерные черты конституций (особенности):

  1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон - на­род;

  2) учредительный характер конституционно-правовых норм;

  3) расширенный предмет регули­рования Конституции;

  4) особые юридические свойства Конституции.

   Юридические свойства: 1) верховенство Ос­новного Закона на всей территории РФ, включая тер­риторию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юри­дическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) осо­бый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

   Главные идеи и принципы, которые заложе­ны в конституции представляют собой ее сущность и  отвечает на вопрос, чью волю она выражает.

   Сущность конституции зависит от того, чьи ин­тересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  = согласно тео­рии общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливаю­щий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

  = теологическая теория утверждает, что конститу­ция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

  = школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституци­онные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

  = согласно марк­систско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Виды  конституций

   Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные за­коны страны. Конституции классифицируются по разным кри­териям.

   По их форме:

  ≈  писанные в виде одного акта — так называемые кон­солидированные, или кодификационные (США, РФ);

  ≈  писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолиди­рованные, или некодификационные (Швеция);

  ≈  неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституци­онных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.).

   В зависимости от формы государственного устройства:

  » унитарные - Швеции и Китая,

  » федеративные - Российской Федерации и Индии

  » конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз.

   По порядку принятия - октроирован­ные и неоктроированные:

   октроирован­ные -  дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим коло­ниям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г);
  • неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португа­лии 1976 г.):

  - принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия);

  - принятые на референдуме (Франция, современная Россия);

  - принятые учредительным собранием, созванным спе­циально для этой цели (США).

   По времени действияпостоянные и временные (при­нятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет).

   В зависимости от исторического этапа принятия - первого поколе­ния, второго поколения.

   К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.).

   Вторую группу со­ставляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Кон­ституция Франции 1958 г. и др.).

   По способу изменения:

  » гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны приня­тием обычного закона - Великобритания); 

  » жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый по­рядок внесения предложений об изменениях, а также не­обходимость одобрения их квалифицированным большин­ством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США);

  » особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного воту­ма (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации;

  » «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций.

   По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии).

   По закрепляемому политическому режиму  (по социальным при­знакам):

  ~ демократические - действу­ют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.;

  ~ антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на:

  ~ авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реаль­ный авторитаризм бывает прикрыт демагогически­ми лозунгами;

  ~ тоталитарные и др.;

 

2. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука

Предмет и метод конституционного права

   Конституционное право России как отрасль права — сово­купность правовых норм, регулирующих отношения, свя­занные с основами правового статуса личности, государ­ственным и общественным устройством России.

   Конституционное право, как и любая другая отрасль права, характеризуется своим предметом и методом правового регулирования.

   Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.

   Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений:

  ≈ основы конституционного строя России;

  ≈ взаимоотношения между государством и личностью;

  ≈ территориальное устройство государства и федера­тивные отношения;

  ≈ организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления;

  ≈ основы государственной политики.

   Особенности предмета конституционного права:

   во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., а предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

   во-вторых, к его предмету относятся наиболее важные общественные отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности, поэтому его называют государ­ственным правом — основополагающей отраслью права.

   Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулиро­ванные нормами конституционного права. Элементами структуры этих отношений являются: субъект, объект, содержание и основания.

   Объект конституционных отношений - предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

   Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответ­ствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект конституционного пра­ва» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (на­пример, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» отно­сится к субъекту-участнику конкретного правоотношения (например, гра­жданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).

   Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

  ♦ физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

  ♦ государственные образова­ния (РФ, субъекты РФ, федеральные органы госу­дарства РФ и субъектов РФ);

  ♦ общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);

  ♦ общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.);

  ♦ органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.);

  ♦ другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.);

  ♦ должностные лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий и др.);

  ♦ другие.

    Содержание конституционно-правовых от­ношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими обязанностями, или оба наде­лены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных пра­воотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «вла­сти - подчинения».

   Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений происходит на основе конституционно-правовых норм в связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название   юридические факты. Эти факты являются необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений

   Юридические факты - это события или действия, с кото­рыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний. Они формулируются в гипотезах правовых норм.  

   События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.).  

   Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и созна­ния субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

   Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений.  

   Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или пре­кращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституци­онно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридиче­ских фактов.

   Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности:

  › имеют особое содержание и предмет - возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конститу­ционного права.

  › их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений.

  › характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.

   Классическим видом таких правоотношений являются конкретные конституцион­но-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил пове­дения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

   Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п.,  в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

   Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состоя­ния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотноше­ния, а с другой - неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в граж­данстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.

   В зависимости от сферы возникновения выделяют конституци­онно-правовые отношения: I) связанные с установ­лением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регу­лированием правового статуса личности РФ.

   Конституционно-правовые отношения также классифицируются:

  = по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;

  = по назначению в механизме правового регулирования - на материальные и процессуальные;

  = по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.

   Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

   Основным способом воздействия государства на общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государст­венно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой ме­тод называется методом властеотношений.

   Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.

   Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конститу­ции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает ре­гулированию политико-правовой характер.

   Конституционное право использует также такие способы воздействия на участни­ков общественных отношений, как:

  » дозволение ("каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации");

  » запрет ("никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений");

  » обязывание ("каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы");

  » управомочивание ("Президент Российской Федера­ции представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях");

  » установление ("наименования Российская Федерация и Россия равнозначны" или уста­новление равенства сторон в отношениях);

  » провозглашение или декларация ("Российская Фе­дерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.

Конституционно-правовые нормы и институты

   Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отно­шений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие призна­ки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли.

   Нормы конституционного права РФ — правовые нор­мы, которые регулируют общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права. Они устанавли­ваются государством, общеобязательны, находятся под за­щитой государства и имеют следующие характерные при­знаки:

  » регулируют наиболее важные общественные отно­шения ("высшим непосредственным выражением власти на­рода являются референдум и свободные выборы");

  » являются основополагающими для всей правовой си­стемы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации");

  » редко содержат санкции, которые имеют свою спе­цифику, например, прекращение полномочий должностно­го лица или органа;

  » часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других норма­тивных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом");

  » иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").

   Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

    Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

   Источниками, в которых они выражены. Наиболее значимые, обладающие высшей юридической силой нормы содержатся в Конституции Российской Федерации.

   Характером регулятивного воздействия на общественные отношения. В конститу­ционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).

   Учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний.

   Особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъ­ектов Российской Федерации).

    Особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).

    Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.

Виды конституционных норм

   В зависимости от объекта правового регулирова­ния (по содержанию):

  » устанавливающие правовой статус личности ("каж­дый имеет право на образование");

  » закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российс­кой Федерации");

  » регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы при­нимаются Государственной Думой");

  » регулирующие порядок реализации местного само­управления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно");

  » регулирующие законодательный процесс ("законопро­екты вносятся в Государственную Думу");

  » регулирующие порядок изменения и пересмотра Кон­ституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Рос­сийской Федерации не могут быть пересмотрены Федераль­ным Собранием").

   По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, кон­ституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.

   По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

  ~ действующие на всей территории Российской Федерации,

  ~ в субъектах Федерации,

  ~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное само­управление.

   По времени действия: постоянные и срочные, (временные).

   По характеру предписания:

  a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полно­мочий ("Президент Российской Федера­ции принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации");

  b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требо­ваниями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации слагает свои полномочия");

  c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российс­кой Федерации военного или чрезвычайного положения");

  d) Устанавливающие или определяющие ("Федераль­ное Собрание — парламент Российской Федерации — яв­ляется представительным и законодательным органом Рос­сийской Федерации");

   По характеру регулятивного воздействия:

  ≈ нормы-принципы ("труд свободен").

  ≈ нормы-дефиниции,

  ≈ нормы-задачи.

   По степени определенности (обязательности) предписаний нормы:

  Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного прави­ла ("новое наименование субъекта Рос­сийской Федерации подлежит включению в статью 65 Кон­ституции Российской Федерации").

  Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное  Собрание  либо подтверждает неизменность Конституции Российской Фе­дерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").

   По назначению в механизме правового регулирования:

  Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанно­сти субъекта,

  Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.

Система  конституционного  права

   Система или отрасль конституционного права состоит из групп пра­вовых норм. Каждая из этих групп несколько обособленна, поскольку регулирует какие-то однородные, взаимосвязан­ные конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовые нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты.

   Группы кон­ституционно-правовых норм, регулирующие различные виды конституционно-правовых отношений образуют подотрасли и правовые институты конституционного права.

   Основным элементом отрасли является правовой институт как наиболее крупная совокупность правовых норм, обладающая определенным внутренним единством, но отличающаяся от других. Он объединяет нормы, которые регулируют лишь часть, самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права.

   Конституционно-правовой институт - это обособленная группа взаимосвязанных правовых норм, являющихся частью отрасли конституционного права и регулирующих самостоятельный вид однородных общественных отношений, составляю­щих предмет отрасли.

   Систему конституционного права составляют следующие институты:

   Основы конституционного строя - занимает ведущее место в системе отрасли институт, так как в его нормах содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

   Основы правового статуса человека и гражданина - стоит на втором месте, поскольку человек, его права и свободы при­знаются высшей ценностью в обществе и государстве, а их обеспечение и гарантии явля­ются главной целью функционирования всех государственных и общественных институ­тов и структур.

   Федеративное устройство государства - опреде­ляет принципы российского федерализма, устанавливает систему национально-государственных и государственно-территориальных образований, в соответствии с кото­рой строится система органов государства.

   Система государственной власти и система местного самоуправления – определяет порядок формирования органов управления в государстве, их задачи и полномочия.

  Другие группы взаимосвязанных норм, выступающие структурными подразделе­ниями отрасли конституционного права, образуют другие институты.

  Между институтами конституционного права объективно суще­ствуют взаимосвязь и взаимодействие, в силу которых нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого.

Источники конституционного права

   Под источниками конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

   Источники конституционного права образуют определенную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим, действуют на всей территории России или имеют сферу действия, ограниченную тер­риторией конкретного субъекта Федерации, муниципального образования.

   К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного пра­ва, относятся:

  1. Конституции. Конституция Российской Федерации - главный источник конституционного права России. Она регулирует широкий круг наиболее важных, коренных конституционно-правовых отношений и обладает среди всех других правовых актов выс­шей юридической силой.

  2. Законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую устанавли­вается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция Российской Феде­рации устанавливает два вида законов: федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. Они различаются по юридической силе, по затрагиваемым в них вопро­сам, по порядку принятия, а также по возможности их отклонения Президентом Россий­ской Федерации.

  3. Договоры и соглашения. Различаются международные договоры и соглашения Российской Федерации и внутренние договоры и соглашения.

  4. Декларации - как особая форма источников конституционного права вы­ражают принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития, в них определяются новые концепции развития государственности, фор­мулируются принципы всей политики в той или иной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

  5. Регламенты палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Госу­дарственной Думы, не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента и имеют узкую сферу применения (прежде всего осуществление законодательного процесса: создание комиссий и комитетов, порядок про­хождения законопроектов и т.д.). 

  6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации - издаются на основании конституционных полномо­чий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Указы и распоряжения Прези­дента Российской Федерации, будучи подзаконными актами, отменяются в результате принятия соответствующих законов. 

  7. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации на основа­нии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, норма­тивных указов Президента.

  8. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в которых устанавливает­ся соответствие Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, а также дается толкование конституции.

  9. Правовые акты СССР и РСФСР - некоторые из них являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или пока не бу­дет принято заменяющее их законодательство. «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции Российской Федерации устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоя­щей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. 

  10. Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовые акты, аналогичные указам Президента РФ, издают для своих тер­риторий президенты и главы администраций республик и других субъектов Российской Федерации. Формами установления конституционно-правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются постановления и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. 

11. Акты органов местного самоуправления - источниками конституционного права являются те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).

Наука конституционного права России

   Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, изучающих одноименные отрасли права. Следовательно, она имеет своим предметом от­расль конституционного права.

   Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии.

   Развитие науки конституционного права России охватывает несколько историче­ских этапов: дореволюционный (вторая половина XIX века - октябрь 1917 г.), советский (25 октября 1917 г. - апрель 1992 г.) и современный. Смену этапов каждый раз сопровож­дали бурные события и общественные потрясения, поэтому их преемственность является чисто условной.

   Наука конституционного права — отрасль правоведе­ния, представляющая собой совокупность теорий, гипотез, рассуждений и выводов ученых:

  » об общественных отношениях, являющихся предме­том конституционного права;

  » о конституционно-правовых нормах и институтах (как о действующих, так и о потенциально возможных);

  » о практике реализации конституционно-правовых норм и институтов;

  » о закономерностях развития конституционного пра­ва в целом, а также отдельных его норм и институтов.

   Перечисленное является предметом науки конститу­ционного права, к которому можно также отнести изуче­ние других институтов (государственных, политических, социально-экономических, этнических и др.) в той мере, в какой они связаны с конституционно-правовыми отношени­ями.

   Практической целью науки является выработка рекомендаций по совершенствованию законодательной  базы конституционно-правовых отношений.

   Система науки конституционного права включает в себя:

  1. понятийный аппарат конституционного права;

  2. учение о конституции (сущность, структура, прин­ципы и юридические свойства Основного закона РФ в его историческом развитии);

  3. системный анализ проблем конституционно-правовых отношений и регулирующих их норм.

   Если конституционное право является ведущей отрас­лью среди других отраслей права, то наука конституцион­ного права среди других юридических наук таковой не яв­ляется, уступая первенство теории государства и права.

   Наука конституционного права в своих исследованиях использует разнообразные методы научного познания: материалистической диалектики, фор­мально-логического анализа, системного анализа, исто­рический, социологический, сравнительного правоведения системный, сравнительно-правовой, статисти­ческий, конкретно-социологический и др.

   Наука конституционного права РФ тесно связана с другими юридическими науками, а также с науками, на материале которых она развивается (философией, истори­ей, социологией, математикой,  экономикой и др.).

   В теоретических исследованиях и выводах наука конституционного права опирает­ся на систему источников, под которыми подразумеваются объекты или факторы научно­го познания.

   Источником науки конституционного права в основ­ном является практика реализации конституционно-право­вых отношений в РФ и других государствах.

   Источниками науки конституционного права являются:

  1. Труды и доктринальные выводы отечественных и зарубежных ученых - государствоведов, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки.

  2. Правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, в том числе междуна­родно-правовые договоры и соглашения. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в конституционно-правовых нор­мах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

  3. Конституционное законодательство зарубежных стран. Его критическое осмысление
является необходимой предпосылкой обогащения науки мировым опытом конститу­ционного строительства.

  4. Конституционно-правовая практика как конкретная практическая деятельность госу­дарственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность. На основе изучения и обобщения практики как объективного критерия истины наука конститу­ционного права определяет эффективность действия норм и институтов, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.

Место конституционного права в системе Российского права

   Конституционное право является ведущей базовой отраслью Российского права. Такое его место обусловлено значимостью для человека, общества и государства общест­венных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Кон­ституционное право устанавливает принципы устройства общества и государства, опреде­ляет основы управления общественными процессами во всех сферах жизни общества, отражает сущность и социальное назначение государственного управления обществом, выраженные в конституционно-правовом принципе: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

   Все отрасли права базируются на закрепленных нормами конституционного права основах общественного и государственного строя, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и её субъектами, организации системы власти, компетенции и деятельности органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений. Нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права.

   Место конституционного права как ведущей базовой отрасли права обусловлено также тем, что его главным источником является Конституция Российской Федерации - Основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей Российского права, базой текущего законодательства.

   Конституционное право РФ тесно связано с дру­гими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголов­ным правом РФ выражается в том, что именно Кон­ституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

   Гражданское право не менее тесно связано с кон­ституционным, так как в Конституции РФ закрепля­ется право частной собственности, которое являет­ся основным для гражданских правоотношений.

   Конституционное право России связано и с дру­гими отраслями права РФ: с трудовым - в Консти­туции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным - конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех дру­гих органов; с экологическим - Конституция содер­жит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

 

3. Правовая охрана Конституции Российской Федерации

   Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимается совокуп­ность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. В этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляю­щих охрану Конституции в различных формах. Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), а обеспечение соответствия конституций республик федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Консти­туции РФ).

   Особая роль в охране Конституции принадлежит Президенту Российской Федера­ции. Согласно ст.80 Конституции Президент России как глава государства является гаран­том Конституции, в содержание его присяги входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.

   Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный суд по запросам Пре­зидента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федера­ции, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов го­сударственной власти, так и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

   В охране Конституции участвуют также Верховный суд Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации в пределах их компетенции, установленной россий­ским законодательством.

Конституционно-правовая  ответственность: понятие  и  особенности

   Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представи­тельства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользую­щихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской тер­ритории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

   Конституционно-правовая ответственность - обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений лич­ного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная  Конституцией РФ и другими федеральными законами.

   Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного  правонарушения.

   Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается  из:

  1. субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);

  2. субъективной стороны (только при наличии виновного поведения  субъекта);

  3. объекта (общественные отношения,  возникающие по поводу сохранения консти-туционного строя РФ, федеративного устройства, защиты  прав и свобод личности, работы государственных  органов власти и порядка их формирования и иных  конституционных гарантий);

  4. объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях  субъекта, направленных на нарушение российского  законодательства в сфере конституционных отношений).

   Признаки конституционно-правовой ответственности:

  1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим консти-туционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий  гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государ­ственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за на­рушение конституционного законодательства;

  2) она устанавливается, как правило, в особо жестких фор­мах, так как в данном случае нарушаются первоос­новы российского государства (например, в Уго­ловном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ кон­ституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);

  3) она наступает только при наличии вины.

   Виды конституционно-правовой ответствен­ности:

  = ответственность за нарушение основ кон­ституционного строя РФ;

  = ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и граж­данина;

  = ответственность за нарушение политиче­ских прав и свобод человека и гражданина;

  = ответ­ственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;

  = ответствен­ность за нарушение культурных прав и свобод чело­века и гражданина;

  = ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законода­тельства органами государственной власти и мест­ного самоуправления и т. д.

   Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законода­тельное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответ­ственность за нарушение избирательных прав граж­дан наступает в соответствии с уголовным, адми­нистративным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым; прав собствен­ности - с гражданским и т. д. 

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!