Лекция 12 "СИСТЕМА ПРАВА"

«Система права»

 

1. Понятие системы права и ее значение

  Понятие системы права

   Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответство­вать природе социально-экономического строя, быть воплощени­ем национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельнос­ти людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права». Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», составленное из частей».

   С философской точки зрения система — это целостный ком­плекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой эле­мент системы более высокого порядка. Значит, выяснение воп­роса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней струк­туре (организации) права.

   Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества эле­ментов, находящихся между собой в определенной связи (со­подчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

   Поскольку содержанием права являются его нормы, то, сле­довательно, и систему права представляют определенным об­разом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирую­щих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения. Безусловно, все это ог­ромное "нормативное хозяйство" находится в определенном порядке. Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование — ин­ституты права, а те, в свою очередь, — в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

   Единство системы права — специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирова­ния, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

  Будучи внутренне единым и целостным нормативным образо­ванием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части — отрасли и ин­ституты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.

   В основе целостности и единства системы лежат многочисленные объек­тивные и субъективные факторы.

   Среди субъективных факторов следует выделить стрем­ление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась если не монолитностью и органиче­ским единством, то по крайней мере элементарной слаженностью и непро­тиворечивостью составляющих ее частей. Ибо от того, как создана и как внутренне организована система права, зависят ее социально-поли­тическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффек­тивность.

   К объективным факторам, способствующим формированию целост­ности и единства системы права, следует отнести те материальные, соци­альные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объектив­ную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

   Единство и обособленность (дифференцированность) являют­ся необходимыми условиями системной организации права. Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права — явление объек­тивное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жиз­ни людей. Объективный характер системы права подтверждает­ся тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (консти­туционное, гражданское, уголовное, административное, семей­ное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на фор­мирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права мо­жет складываться и помимо воли законодателя.

Итак, под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интергативные, системные) качества, не присущие ее образующим и не сводимые к сумме свойств образующих ее компонентов.

   Всякая система предполагает наличие элементов, связей между ними и, наконец, в результате - формирование некоего целостного единства. Фактор целостности, единства элементов предполагает достаточную прочность и устойчивость связей. Для сохранения системы необходимо, чтобы внутренние связи между элементами системы были устойчивей связей каждого из элементов с явлениями вне этой системы. При появлении связей, более прочных с внешней средой, элемент системы теряет свое предназначение в ней и переходит в другую систему или сам формирует новую.

   Наука отмечает еще один компонент системы - упорядоченность составляющих ее элементов.

   Исходя из сказанного можно выделить следующие признаки системы права:

  » четкая иерархия структурных элементов, а именно: норма права, институт, подотрасль, отрасль и внутренняя упорядоченность;

  » целостность и единство элементов;

  » объективно обусловленный характер.

   Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласован-ных и взаимосвязанных норм, институтов, по­дотраслей и отраслей права.

Публичное и частное право как части системы права

   Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права.

   Деление на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum)  право уходит корнями к римскому праву. Объективный характер такого деления связан с естественным различием частных интересов и интересов общества, государства.

   Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое от­носится к положению римского государства; частное, — кото­рое относится к пользе отдельных лиц. В последующем крите­рии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на пуб­личное и частное оставалось неизменным.

   Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особен­ностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

   Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность бур­жуазного строя.

   Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты част­ной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности го­сударства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

   Иное дело сфера действия публичного права. В публич­но-правовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого цен­тра, каковым является государственная власть.

   Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Пуб­личное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

   Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной пра­вовой системы. С учетом этого публично-правовая и част­но-правовая системы могут быть представлены следующим об­разом.

   Публичное право - это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера (конституционное, уголовное, административное, государственное, финансовое, валютное, экологическое, международное публичное право и др.). Международное публичное право (или, что одно и то же, международное право) входит в национальную систему права не всей совокупностью междуна­родно-правовых норм, а той их частью, которая выступает источником россий­ского права (п. 4 ст. 115 Конституции РФ). 

   Частное право объединяет отрасли, которые содержат нормы, регулирующие сферу личных интересов и потребностей (гражданское, семейное, трудовое, земельное, авторское, предпринимательское, международное частное право).

   Абсолютной публично-правовой или част­ноправовой отрасли не существует. Публично-правовые эле­менты присутствуют в отраслях частного права, равно как и на­оборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

   Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на ха­рактер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы).

   Система права находится под значительным влиянием субъек­тивного фактора — нормотворческой деятельности государст­ва. Соответственно этот фактор также будет оказывать значи­тельное влияние на соотношение между частным и публичным правом.

   Динамика развития системы права и основные направления развития права:

  1. Развитие частного права.
  2. Сужение сферы влияния элементов публичного права на частную жизнь.
  3. Охват правом новых сфер общественной  жизни, ранее остававшихся за пределом правового поля.
  4. Развитие права за счет появления новых правовых институтов, подотраслей и отраслей.
  5. Пересмотр, изменение многих норм права с учетом кардинальных изменений   общественных   институтов   (конституционное,   гражданское, уголовное,         финансовое, банковское, биржевое, предпринимательское, аграрное и т.д.).
  6. Активизация   и  развитие   подсистем   права,   которые  начинают проникать в различные сферы применения норм материального права.

Подсистемы права

   Социально-политическая и правовая раскрепощенность, освобождение от многих тоталитарных догм создали условия для развития права в регионах Российской Федерации. Появились правовые основания для рождения самостоятельных нормативных актов на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, отличающихся своеобразием, стремлением учитывать местные условия и конкретную социально-политическую обстановку. К наиболее значительным актам подобного рода относятся Конституции республик в составе РФ, уставы (положения) субъектов федерации и местного самоуправления. С учетом той или иной степени обособленности и самостоятельности субъектов федерации и местного самоуправления совокупность правовых норм, рождающихся на их уровне, имеет свою специфику. Исходя из этого, в системе права можно выделить подсистемы федерального права, права субъектов федерации и местного самоуправления (муниципального права). Принимая во внимание наличие в структуре Федерации семи округов, можно условно выделить и этот региональный уровень.

   Так же, как и во всей системе права, ее подсистемы имеют частично отрасли права, а также правовые институты и нормы, принимаемые на данном уровне правового регулирования.

Уровни подсистемы права

Федеральный

 

Субъектов Федерации

Региональный

 

Муниципальный

   Схема иллюстрирует проникновение отраслей права на все уровни подсистемы права. Однако влияние и объем норм различных отраслей права на разных уровнях неодинаков.

 

2. Элементы системы права и их характеристика

Уровни системы права и их краткая характеристика

   Выделяются пять уровней взаимосвязей в системе права: правовые нормы, институты, подотрасли, отрасли и вся система права. Эти взаимосвязи можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости осуществляется координация в границах одного уровня: взаимосвязь между нормами, институтами, подотраслями, отраслями. Вертикальная плоскость обеспечивает сочетание взаимосвязей указанных компонентов в последовательном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.

  ~ Норма права - формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государ­ством и направленное на урегулирование типичных общественных отношений.

  ~ Институт права - обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные об­щественные отношения (например, институт гражданства, институт избирательного права и др.).

  ~ Подотрасль права - совокупность правовых норм родственных институтов конкретной отрасли права (например, подо­трасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

  ~ Отрасль права - совокупность правовых норм, ин­ститутов и подотраслей права, регулирующая однород­ные общественные отношения.

   Используем об­разное сравнение, поясняющее это деление.

   "Юридические нормы, как мы уже знаем, - "кирпичики", исходные элементы всего здания права данной страны. Из этих "кирпичиков" складываются правовые институты, т. е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в право­охранительной областях. Например, институт государственной службы, институт договора подряда, институт ответственности за воинские преступления. А вот из блоков - правовых институтов — образуются отрасли,   т. е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и со­ставляют право в целом, систему права данной страны." 

   Такое деление объясняется боль­шим разнообразием общественных отношений, каждый вид которых регулируется строго определенной группой юридических норм, отражающих их специфические особенности и конкретную общественную направленность. Таким образом, системность самих обществен­ных отношений придает системные свойства праву.

Понятие отрасли права и ее виды

   Отрасль права — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

  Для деления норм права на отрасли применяют сле­дующие критерии:

  • предмет правового регулирования;
  • метод правового регулирования.

   Именно предмет и метод правового регулирования - основа подразделения системы права на отрасли.

   Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права "контролирует" свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой. Поэтому предмет правового регулирования - это группа каче­ственно однородных общественных отношений, регулиру­емых правом.

   Этот критерий является основным, поскольку тот или иной вид общественных отношений объективно существу­ет и требует правового регулирования. Например, имущественные отношения выступают предметом регулиро­вания гражданского права.

  Но общественные отношения чрезвычайно разнооб­разны, зачастую одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому и приме­няется дополнительный критерий - метод правового ре­гулирования.

   Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных при­емов и способов правового воздействия (регулирования) отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования. Метод правового регулирования воплощается в определенные общественные отношения посредством различных способов правового регулирования: дозволения, запре­щения, обязывания.

   Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева). К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.

   Императивный (властно-побудительный) способ - метод властно-категоричных пред­писаний,   не  допускающих  отклонений   в   регулируемом поведении от предписаний нормы права, основанный на запретах, обязанностях, наказа­ниях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти - подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при возникновении правоотношений здесь выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда и т.д.). В основе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

   Диспозитивный (автономный) - метод,  предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Дозволение- представление лицу права  на  совершение тех  или  иных  действий, незапрещенных законом. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Этот метод характерен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: "если иное не предусмотрено законом", "если иное не предусмотрено соглашением сторон". Например, ч. 4 ст. 421 ГК РФ гласит: "Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами".

   По мере развития рынка диспозитивный метод станет основным в регулировании экономических отношений.

  Поощрительный способ стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей.

   Рекомендательный способ предлагает субъектам наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения (трудовое право).

   Применение того или иного метода правового регули­рования зависит от содержания общественных отноше­ний, усмотрения законодателя, сложившейся правоприме­нительной практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

   В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: ме­тод автономии и авторитарный метод.

   Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными сло­вами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"), например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти.

   Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом сто­роны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязатель­ства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия пря­мо не запрещенные законом ("дозволено все, кроме прямо запрещенного"). Например, соб­ственник имущества вправе делать с ним все, что он пожелает, за исключением тех действий, которые запрещены законом.

   На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют конституционное, трудовое, уголовное право и другие отрасли.

Классификация отраслей права

  Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: консти­туционное право, затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уго­ловное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства ре­гулирования.

   Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) — процессуальным, процедурным вопросам.

   Материальное право - это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования (таким же образом осуществляется воздействие и с помощью процессуального права). Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.

   Процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.

   Материальные отрасли права связаны с процессуальными. К. Маркс отмечал, "что материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни".

   Среди отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связан­ные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного су­веренитета, правового положения личности и т. д.

   Кроме того, роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что ее основным источником является Конституция - Основной Закон государства, нормы кото­рого являются исходными для всех отраслей права. Например, Конституционное право, за­крепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т. д.

   Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные от­ношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости.

   Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, пре­кращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы.

   Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроиз­водства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении право­судия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.

   Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, ко­торые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, об­ществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т.д.

  Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т.д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголов­ных дел.

   Административное право регулирует управленческие отношения государст-венных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.

   Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены   к   особым   сферам   жизни   общества:   трудовое   право, земельное   право,   финансовое   право,  право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право. Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотно­шений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения ин­дивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на уча­стие в управлении производством и т. д.

   Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления и расторжение брака и т. д.

   Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы.

Комплексные отрасли

   Для них характерно соединение разнородных   институтов   профилирующих   и    специальных   отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, коммерческое право, предпринимательское право экономическое право, торговое право, право   прокурорского   надзора, морское право, воздушное право, военное право.

   Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих обще­ственные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

   Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмо­сферного воздуха и т.д.

  Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг, и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен­ности предпринимателей.

Понятие подотрасли права

   Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли права содержат в себе еще один компонент — подотрасль права.

   Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь упорядоченной со­вокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципи­альные положения, присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли. Та­ково, например, обязательственное право в составе гражданского права. 

   Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муници­пальное и парламентское право. В гражданском праве в качест­ве подотраслей выступают авторское, обязательственное, на­следственное право и др. В финансовом праве выделяются такое подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные от­расли права, в частности процессуальные, земельное, семей­ное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонен­том каждой отрасли права не является.

Институт права: сущность и виды

   В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элемен­ты, которыми являются институты права.

   Для института, как и для отрасли права, свойственны обособленность юридических норм и самостоятельность функционирования. Институт права целиком входит в состав со­ответствующей отрасли права (институт договора страхования - в состав гражданского права). Отличие института от отрасли заключается в том, что он регулирует не всю совокуп­ность соответствующих общественных отношений, а лишь отдельные его стороны (например, только обязательственные отношения). Нередко одни и те же общественные от­ношения становятся предметом регулирования норм различных отраслей права. Тогда соот­ветствующие нормы образуют так называемый комплексный институт. Например, отноше­ния собственности регулируются нормами конституционного гражданского, уголовного пра­ва.

   Институт права — это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок от­расли права, которому свойственны: а) однородность фактичес­кого содержания — каждый институт предназначен для регули­рования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юри­дическое единство правовых норм. Нормы, входящие в право­вой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых по­нятиях, что создает особый, присущий для данного вида отноше­ний, правовой режим регулирования; в) нормативная обособлен­ность, т. е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых от­ношений. Институт права включает такой набор норм (дефини­тивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который при­зван обеспечивать беспробельность регулируемых им отноше­ний.

  В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

   По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском пра­ве и др.

   Сложный, или комплексный, институт права представляет со­бой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отноше­ния. Типичным примером является институт собственности, кото­рый является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты.

   Кроме названных, принято выделять материальные и процессу­альные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

   Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, суще­ствуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.

   Итак, правовой институт — это обособленный комплекс юридических норм, которые яв­ляются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг одно­родных общественных отношений.

Нормы права

   Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права.

   Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизне­деятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

   Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эф­фективную юридическую конструкцию: закрепление в Конститу­ции РФ права на информацию, в федеральном законодательст­ве — корреспондируемых ему обязанностей и санкций, обеспе­чивающих их исполнение, — означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

   Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (сис­темный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права.

   Принимая законодательный акт, законотворческий орган обя­зан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режи­ме «эффекта бумеранга».

   Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.

   В правоприменительной деятельности системный принцип пра­ва позволяет правильно истолковать и применить норму права.

  Несомненно значение системной организации права для сис­тематизации законодательства, приведения его в упорядочен­ную и согласованную систему.

Соотношение системы права, правовая система и системы законодательства

  Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства. 

   При рассмотрении понятия "система права" необходимо отличать его от, казалось бы, созвучного, понятия "правовая система".

   Правовая система — это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

 Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

   Правовая система определяет своеобразие права той или иной конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выде­ляют семьи правовых систем: романо-германскую, где главенствующую роль в качестве ис­точника права играет нормативно-правовой акт; англосаксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент; мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.

   Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны: 1) собственно право и выражающее его законодательство, 2) правовая идеология. 3) юридическая практика (в ее широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т.д.). Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и "фактический" (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях.

   Право и выражающее его законодательство являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления - элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения. Хорошо продуманное, эффективно действующее законодательство делает таковой и правовую систему в целом. Законодательство означает юридизацию общественных, в данном случае правовых отношений.

   Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Такое понимание соответствует философскому восприятию идеологии как системы общественных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Формирование правовой идеологии - это процесс осмысливания обществом множества правовых явлений, выработка научно-теоретического багажа на пути понимания правовой действительности. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология.

   В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука,  правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

   В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

  = Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальные правовые системы могут быть объединены в правовую семью. В понятии "национальная правовая система", наряду с собственно правом, важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология.

  = Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования. Основными правовыми семьями на нашей планете являются:

    A. семья    нормативно-законодательных    систем    континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон). Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (Италия, Франция, Германия и т.д.). К этой семье примыкает латиноамериканское   право, правовая   система  Японии,   скандинавское право;
   B. семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США и ряда других стран (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, который выполняет служебную роль нормы права);

   C.  семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право (эта семья охватывает 4/5 планеты).

  = группы правовых систем.

   Юридическая практика важный элемент правовой системы. Он связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

   Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики  корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.

Понятие системы законодательства и ее основные структурные элементы

   Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - как внешняя форма, в которую облекаются нормы права.

   Система права - это внутренняя структура права, состоящая  из взаимосогласованных норм,  институтов, подотраслей и отраслей права.

   Система законодательства  это внутренняя структура законодательства, состоящая  из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

В философском плане система права и система законодатель­ства соотносятся между собой как содержание и форма. Сис­тема законодательства есть выражение системы права, ее объ­ективированная форма. Система законодательства является внешним выраже­нием системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.

   Выделяют следующие системы законодательства:

  Горизонтальная система законодательства обусловле­на предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли за­конодательства, соответствующие отраслям системы пра­ва (например, трудовое законодательство - трудовое пра­во, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).

   Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-право­вых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты пре­зидента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

   Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (на­пример, природоохранительное законодательство, эколо­гическое законодательство).

   Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия;

  Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

  ~ система законода­тельства воплощена в законодательстве, иных нормативно-пра­вовых актах;

  ~ система права находит воплощение не только в по­зитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативно­го содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

  Во-вторых, первичным элементом системы права яв­ляется норма, а первичным элементом системы законо­дательства - статья нормативного акта.

  В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.

   В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.

   В-пятых, система права имеет только горизонталь­ное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

  В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законода­тельства оформляется в юридических обычаях, норматив­ных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные эле­менты - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.

  В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождествен­ные.

   В отличие от системы законодательства система права характе­ризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

  1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);

  2. комплексные отрасли законодательства — отрасли, состо­ящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского,  уголовного.  К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйствен­ное и некоторые другие;

  3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствую­щим сферам государст-венного управления и сферам государст­венной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

   Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классифика­тором отраслей российского законода-тельства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Понятие и виды систематизации законодательства

  Систематизация законодательства - упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему.

   Действующее право состоит из множества различных правоустановительных актов (нормативно-правовых актов, судебных решений прецедентного значения и т.д.), в кото­рых выражено и представлено нормативно-правовое со­держание различных источников позитивного права. Для надлежащей организации всего этого нормативно-правово­го материала (и внутри отдельных правоустановительных актов, и в рамках всей совокупности таких актов) и удоб­ства практического пользования им применяются различ­ные способы (виды) систематизации правоустановительных актов.

  Наиболее простым способом систематизации норма­тивно-правовых и иных правоустановительных актов явля­ется организация различных форм их учета по опреде­ленному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Надлежащая организация такого учета включает в себя определенную систему поиска (ручного или автоматизиро­ванного) соответствующей правовой информации по инте­ресующему вопросу.

  Более развитыми способами систематизации правоус­тановительных актов являются их инкорпорация, консоли­дация и кодификация.

  Инкорпорация - это способ систематизации, кото­рый состоит в собрании правоустановительных актов по определенному основанию (тематическому, хронологичес­кому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или не­официальном порядке) разного рода сборники или собра­ния действующих правоустановительных актов по опреде­ленному предмету и кругу вопросов правовой регуляции.  При подготовке таких изданий в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста публикуемого акта (изъятие из текста положений, утративших силу; внесение в текст уже ранее принятых новых правовых положений и т.д.). Но подобная обработка текста акта при инкорпорации не сопровождается изменением или редак­тированием действующих норм права, содержащихся в инкорпорируемых актах.

  Инкорпорация - объединение в систематизированном виде действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания. Осуществляется не правотворческими органами, а систематизатором, не имеющим полномочий изменять содержание норм права. Инкорпорация бывает систематической и хронологической. Виды инкорпорации: сборники нормативных актов, собрания нормативных актов, свод законов.

  Официальная инкорпорация издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений.

  Официозная инкорпорация - издание собраний актов компетентным органом (например, Министерством юстиции) по поручению правотворческого органа, но без его официально выраженного утверждения.

  Неофициальная инкорпорация - издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий.

   Консолидация — это способ систематизации, состо­ящий в объединении нескольких различных однопорядковых правоустановительных актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавли­вающим органом государства. При этом все прежние кон­солидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консо­лидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устарев­ших норм, установление ряда новых норм и в целом при­нятие нового правоустановительного акта.

   Консолидация - вид систематизации, при котором множественность нормативных актов одного и того же предмета правового регулирования преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. При этом содержание отдельных нормативных актов не изменяется и не дополняется. Может осуществляться редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, длинноты, объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания. Консолидация используется только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов. Она широко используется с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности и т.д. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования: о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.

  Кодификация - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обнов­лении правовых норм определенной отрасли или подотрас­ли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

   Кодификационный акт отличается качественной новиз­ной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему норматив­но-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодифи­кационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотрас­левой характер и включают в себя все основные нормы со­ответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой под­отрасли (например, Бюджетный кодекс, Таможенный ко­декс РФ и т.д.) или института (например, Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

   Кодификация - создание законодателем (органом нормотворчества) сводного, систематизированного, внутренне согласованного, крупного нормативного акта. Например, при принятии КоАП РСФСР были признаны утратившими силу полностью или частично около 1000 ранее принятых нормативных актов.

   Всеобщая кодификация - вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

   Комплексная кодификация - состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

  Отраслевая кодификация - вид кодификации, который охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).

  Специальная кодификация - вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

   Виды кодификационных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила.

   Свод законов — это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей со­ответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в част­ности, Свод законов Юстиниана (VI в.), а также подготов­ленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах "Свод законов Российской импе­рии". В настоящее время готовится Свод законов РФ.

   В различных национальных системах права и "право­вых семьях" имеются свои специфические концепции си­стематизации источников действующего права, свои осо­бенности в понимании и использовании тех или иных спо­собов и видов систематизации правоустановительных актов.

   Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

   Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:

- Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");

- ГАРАНТ (НЛП "Гарант-Сервис");

- "Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);

- "Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

- "Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);

- "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

- "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

- "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");

- системы "1C: Кодекс", "1C:Гарант", "1C:Эталон" (Компания "1C");

- система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

   Виды учета: журнальный учет, компьютерный учет, карточный учет.  

   В государственных органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.

   Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!