Лекция 8 "ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА"

 «Происхождение и сущность права»

 

1. Понятие и признаки права

 

Закономерность развития права

Теория государства и права изучает общие законо­мерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности.

Закономерности возникновения, развития и функционирования права - это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функциони­рования.

Закономерности возникновения права:

1. Постепенное формирование права путем выделения в особую группу наиболее  значимых для общества и личности обычаев, которым принадлежит авторитет абсо­лютной непререкаемости, обеспечиваемый общественным мнением (обычное право);

2. Формирование права с приданием ему силы закона, на основе обычного права. Появление «писаного права»;

3. Формирование  права  в  многообразных  формах - законы, декреты, декларации, как системы нормативных актов.

Закономерности развития права:

1. Юридическое право как система законодательства по  мере  своего   развития  образует  систему  отраслей права;

2. Преемственность,   заимствование   правовых   идей, правовых норм. Рецепция - восприятие институтов одной правовой системы другой правовой системой;

3. Повышение уровня общей, правовой, политической культуры;

4. Гуманизация права;

5. Демократизация права;

6. Дифференциация и интеграция правовых систем.

Закономерности функционирования права:

- Стимулирование социальной активности субъектов права;

- Суверенность правового регулирования. Право выше всех социальных регуляторов;

- Системное регулирование;

- Усиление регулятивных свойств права;

- Обеспечение баланса интересов всех социальных групп, личности и общества;

- Правовое регулирование поведения субъектов пра­ва осуществляется путем точного определения субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий. 

Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

В теории права различают три основных способа пра­вового регулирования общественных отношений:

1.    Дозволение - предоставление лицу права на опре­деление  собственного  поведения,  совершение тех  или иных действий  (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом);

2.   Запрещение  -  возложение   на  лицо  обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий (переход улицы на красный свет);

3.   Обязывание - это возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных дей­ствий   (например,   соблюдать   Конституцию, возместить вред, уплатить долг).

Посредством дозволений, запретов и обязываний через нормы конкретных отраслей пра­во выполняет регулятивную и охранительную функции.

В юридическом смысле различают: объективное и субъективное право.

Объективное право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли­ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Это правила поведения, существующие независимо от индиви­дов, распространяющиеся на все подпадающие под них слу­чаи и на всех индивидов.

Субъективное право - мера юридически возмож­ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Оно принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения.

Объективное право реализуется через субъективное право, поступки людей в пределах объективного права.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы  индивида.

Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении.

Существует несколько подходов к изучению сущности права:

  • классовый;
  • общесоциальный;
  • религиозный;
  • национальный;
  • расовый и др.

~ При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон  государственную  волю  экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

~ При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

~ При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

 

Признаки права

В отличие от других социальных норм право характеризуется следующими признаками:

1. Общеобязательность

Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь.

2. Формальная определенность

Правовые нормы представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей. Только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм.

3. Системность 

Все правовые нормы логически взаимосвязаны и соподчинены, они выте­кают друг из друга, образуя целостную систему, называемую сис­темой законодательства.

4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой государства

Если правовая норма не исполняется добровольно, государство принимает необходимые меры для их во­площения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности (уголовной, административной и т.д.).

5. Многократность применения

Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рас­считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

6. Справедливость содержания юридических норм

Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна­чение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедли­вости" - гласит известное римское изречение.

7. Нормативность 

Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, адресованных неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуа­цию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адре­сатов правовых норм может быть различен: например, норма Кон­ституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатст­вам, касается всех, находящихся на территории России, а конститу­ционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей

Право — это система об­щеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены суще­ствующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

 

2. Право в системе социальных норм

 

Понятие и виды социальных норм 

Норма [от лат. norma] — это образец, правило поведения. Применительно к обществен­ным отношениям, нормы приобретают социальный характер, упорядочивают отношения между людьми и организациями.

Во всяком государственно-организованном обществе право действует вместе с другими социальными регуляторами – нормами, образуя систему.

Система нормативного регулирования — это совокупность социаль­ных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их ме­жду собой в рамках объединений, коллективов, и социально-техниче­ских, регламентирующих их взаимоотношения с природой. 

Социальные нормы — это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Виды социальных норм:

♦ правовые - устанавливаются и охраняются государством;

♦ экономические - регулируют отношения, связанные с производством и распределением материальных благ; 

♦ политические - регулируют отношения между клас­сами, социальными группами по поводу власти; 

♦ технические - указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы;

♦ моральные (нравственности) – формируются на основе представле­ний о добре и зле, справедливости;

♦ религиозные - поведенческие стандарты, регулирующие духовную и социальную жизнь в соответствии с вероисповедными предписаниями той или иной конфессии;

♦ обычаи - возникают в силу многократного повторения поступков и используемые в силу привычки, это сложившаяся практика;

♦ традиции - семейные, профессиональные, воен­ные и др.

♦ ритуалы - национальные праздники, бракосоче­тания, встречи государственных деятелей и др., для них характерны красоч­ность и театрализованность;

♦ корпоративные (общественных организаций) - уставы, правила, кодексы чести и др.

Их соотношение с пра­вом на разных этапах истории, а также в условиях раз личных культур неодинаково.

 

Связь права с другими социальными нормами

А. Право и обычай

Обычай появился раньше права уже в родовом обществе. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одина­ковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, в Древней Руси государство не вмешивалось в проведение сельскохо­зяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь — древ­нейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и т. п.), дру­гие, наоборот, стремилось изжить (в частности, обычай кровной мес­ти, что нашло отражение, например, в ст. 33 Краткой Правды). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересо­вано настолько, что принуждало население к их исполнению.

Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовы­ми и в совокупности составляли древнейший, первый по времени воз­никновения источник права — обычное право. Например, в Древней Руси нормы обычного права достаточно долго сохранялись в сфере имущественных отношений (особенно между купцами), в области публичного права (ими определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов). Исключительно обычным правом регулировались в Древней Руси и семейно-брачные отношения.

В раннеклассовом обществе обычай есть исто­рически первая и единственная форма права. В странах, где сохранились раннеклассовые отноше­ния (Тропическая Африка, Индия и т. д.), такой обы­чай широко распространен. Историческое развитие пра­ва означает постепенное сужение сферы действия обы­чая за счет норм позитивного права.

В развитых странах обычай играет вспомогатель­ную роль в правовом регулировании. В нашей стране в советское время он практически не признавался в каче­стве источника права. Современная российская право­вая доктрина исходит из дуализма обычая, разделяя его на "просто" обычай и правовой обычай. Последний трактуется как обычай, получивший санкцию (защиту) государства. Так, например, в Гражданском кодексе РФ обычай делового оборота признается источником пра­ва.

Источники права в процессе перехода от родового строя к государ­ственному возникали в следующей последовательности: сначала пра­вовые обычаи, затем, по мере укрепления судебных учреждений — судебные прецеденты, и, наконец, спустя столетия право законо­творчества было признано за правителями (а в Вавилонии, Древней Индии и других странах также за храмами и жрецами), т. е. воз­никло позитивное право.

Б. Право и мораль

Мораль вклю­чает взгляды, представления людей о добре и зле, чести, совести, долге и основанные на них нормы поведения. Это социальный регулятор, с которым право взаимодействует наиболее тесно. Мораль — это сначала представления, идеалы, а уже потом — нормы (правила) поведения. Следует подчеркнуть историческую изменчивость мораль­ных взглядов и представлений и, соответственно, мо­ральных норм, а также возможность неодинаковой мо­ральной оценки тех или иных социальных явлений в различных слоях общества и отдельными людьми.

Между правом и моралью имеются общие черты:

= представляют собой разновидности единой системы социальных норм;

= являются регуляторами поведения людей в обществе;

= основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества;

= могут выступать в качестве инст­рументов политики определенных классов и социальных групп. Так, в Советском Союзе господствовала коллек­тивистская мораль, признававшая первичность обще­ственных интересов перед интересами личности. Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности. В постсоветской России, напротив, закреплен конституционный принцип высшей ценности прав и свобод человека, а в об­ществе утверждается соответствующая индивидуалистическая мораль.

Различия между правом и моралью можно проследить:

1. По времени возникновения - исторически мораль возникла раньше права

2. По способу образования - мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, а правовые нормы устанавливаются государством 

3. По форме выражения - моральные нормы содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение, а правовые нормы содержатся в официальных государственных   актах (законах, указах и т.д.). 

4. По степени детализации - требования норм морали носят расплывчатый характер (будь честным, добрым, справедливым, не убий), а нормы права имеют строго определенное юридическое содержание. 

5. По способу охраны от нарушений - выполнение норм морали обеспечивается общественным мнением и осуждением, а  нарушение правовых норм влечет применение мер юридической ответственности, санкций закона. 

Право активно содействует утверждению общечеловеческих нравствен­ных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием.

В. Право и религия

В начальные периоды своей истории право неотде­лимо от религии и выступает, как правило, в религиоз­ных формах (иудейское право, римское право на его ранних стадиях, мусульманское право и т.д.). В даль­нейшем право "сбрасывает" религиозную форму, одна­ко на Востоке этот процесс и ныне не завершен.

Соотношение права и религии зависит от того, одновременно ли с государством формировалась та или иная религиозная система или после его возник­новения. У тех народов, где формирование госу­дарства и религии шло одновременно, право стало со­ставной частью соответствующей религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и т.д.).

Когда религия фор­мировалась в условиях уже сложившейся государствен­ности (например, христианство), новая религия заста­вала уже действующее право, которое, как правило, оставалось светским. Религиозное право, сложившееся на почве такой религии, регулировало отношения, свя­занные главным образом с деятельностью церкви (ка­ноническое право в Западной Европе).

В странах Востока и ныне не преодолена слитность права с религией (Иран), что обусловливает специфику соот­ношения между ними.

Фактор слитности права и религии приводит к  отождествлению в глазах верующих государ­ства и религиозной общины и порождает ряд проблем в области равенства граждан перед законом. Так, в со­временных странах Востока в условиях государствен­ного характера ислама немусульманин не может стать главой государства, ему весьма сложно стать депута­том парламента и т.д. Влияние религии проявляется также в неравенстве в ряде стран правового статуса мужчины и женщины и т.д.

Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде раз­вивающихся стран Азии и Африки обусловливает двой­ственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает "положение".).

В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение кано­нического права, имеющего ограниченную сферу дей­ствия.

Некоторые важнейшие правовые акты отражают влияние религиозного правопонимания. Авторы Декларации независимости США 1776 г. рассмат­ривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д.

В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В наши дни характер взаи­модействия правовых и религиозных норм определяется харак­тером государства и зависит от того, является ли последнее светским или нет.

Г. Право и корпоративные нормы

Под корпоративными нормами понимают правила поведения, выработанные в рамках корпораций (фирм, производственных объединений и т. д.), кооперативов, общественно-политических образований (политических партий, профсоюзов и т. д.).

Корпоративные нормы создаются "снизу", по воле членов соответствующих организаций, нормы права создаются по воле государства.

Корпоративные нормы действуют в рамках отдельной организации, а действие норм права распространяется на всех лиц, находящихся на его территории.

Нарушение корпоративных норм влечет за собой применение санкций, предусмотренных в уставах соот­ветствующих организаций, а при пра­вонарушениях применяются санкции правовых норм, обеспечиваемые принудительной силой государства.

Д. Право и закон

Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими за­конами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость.

Смысл разграничения права и закона в том, чтобы раз­граничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

Правовой закон характеризуется следующими признака­ми:

1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.

2. Воплощает в  себе  принцип формального  правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости.

3. Учитывает и охраняет интересы тех,  кто  стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безра­ботные).

4. Это не  продукт  воли  и  субъективного   усмотрения законодателя,  а необходимая  составная часть  объективно складывающегося в данном обществе права.

5. Правовой закон — антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

Следовательно, содержание права можно видеть в масш­табе, в мере свободы.

 

Значение права 

Право как регулятор общественных отношений высту­пает важнейшим фактором социально-экономического развития общества.

Социальное назначение права выражается в следующем:

þ     с помощью права обеспечивается устойчивый поря­док в общественных отношениях;

- право обеспечивает возможность плодотворной ак­тивной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному  вмешательству,   при   помощи   механизмов юридической ответственности;

- институты гражданского общества формируются на правовой основе (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы).

Понятие ценности права призва­но раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.

Ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справед­ливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, об­щества в целом.

Право обладает инструментальной ценностью - оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспе­чивает их подконтрольность, делает отношения цивилизо­ванными.

Ценность права  заключается  в том,  что оно,  воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отно­шений, способствует развитию тех отношений, в которых заин­тересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы лично­сти в обществе, определяет границы, меру этой свободы.

Ценность права состоит в его способности быть выразителем идеи справедливости. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного раз­вития.

Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия,  средством снятия напряженности в обществе.

Право является также инструментом решения экологических проблем как внутри отдельно государства, так и в рамках мирового сообщества.

 

 3. Теории права

 

Типология права

Типология права - это его специфическая клас­сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под­ходов:

♦ формационный подход;

♦ цивилизационный подход;

♦ подход на основе конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных, специально-юридичес­ких и других признаков.

При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ­водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро­ечных элементов - государство и право.

В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

В рамках цивилизационного подхода выделяют право:

древних государств;

средневековых государств;

современных государств;

В зависимости от конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:

1. Национально-правовая система - конкретно-исто­рическая совокупность прав, юридической практики и гос­подствующей идеологии отдельного государства.

2. Правовая семья - совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования:

♦ романо-германская (континентальное право);

♦ англо-американская (общее права);

♦ традиционно-религиозная: мусульманское, африканское право и др.

 

Исторические теории сущности права 

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. На каждом историческом этапе существовали определенные факторы, которые способствовали единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи являются наглядным подтверждением этого.

Наиболее известными являются следующие теории.

1. Теория естественного  права 

Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за­ложенные самой природой человека. Цицерон говорил, что закон государства, противо­речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Логически завершенную форму и распро­странение эта концепция получи­ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят­ственно осуществляться, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

2. Историческая школа пра­ва

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно­го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

» право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);

» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

» официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

3. Теория нормативистского права

Нормативистская концепция права получила рас­пространение в первой трети XX в. Ее авторами считают­ся X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

По мнению Кельзена, право представляет собой строй­ную иерархическую пирамиду во главе с «основной нор­мой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основа­нии пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и пред­ставлять собой «чистую науку». Право — это система дол­жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном норма­тивном акте, обеспеченном принудительной силой государ­ства. 

Суть нормативистской теории составляют следую­щие положения:

» право является пирамидой норм;

» во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

» каждая норма в данной иерархии черпает юридиче­скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве­ренной нормы;

» сила права зависит от разумности построения всей ие­рархической правовой системы;

» право "живет" только в кодифицированных юридиче­ских нормах, то есть не может быть права вне норм (на­пример естественного);

» право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чис­том виде".

Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто­ящее время широкое признание получило требование соот­ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.

4. Социологическая теория права

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо­вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.

Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.

Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Суть социологической теории составляют следую­щие положения:

право и закон нетождественны между собой;

закон - писаное право;

право - реализация  закона  (то есть  правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

Разновидностью социологического направления выступа­ет теория солидаризма Леона Дюги. Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш­него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Популярна на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от време­ни между отдельными родовыми группами случались конфлик­ты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут унич­тожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы из­бежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старей­шин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возник­ло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а за­тем были оформлены государством в форме законов, предусмат­ривающих санкции за их нарушение.

Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг). Эта школа примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защи­щенный государством интерес личности. Государство выступа­ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

5. Психологическая теория права

Логически завершенную форму теория получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.

По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ­ность права определяются не через деятельность законо­дателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитив­ное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат  внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

Интуитивные переживания (интуитивное право) высту­пает регулятором поведения человека и потому рассмат­ривается как реальное, действительное право. Оно выс­тупает критерием оценки позитивного права.

В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязатель­но-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

К основным положениям данной теории можно отнести следующие:

» причины появления права коренятся в психике людей;

» субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

» юридические обязанности произошли от психологиче­ского чувства обязанности сделать что-либо;

» право делится на интуитивное (исходящее из личных пе­реживаний) и позитивное (установленное государством);

» истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к само­стоятельным и волевым действиям.

6. Марксистская теория права

Эта теория зародилась во вто­рой половине XIX - начале XX в. и являлась господ­ствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству­ющего, правящего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма­тивное выражение. Право — явление производ­ное от государства, в полной мере определяется его волей, им устанавливается и охраняется.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отноше­ний. Оно не могло быть выше, чем экономический и куль­турный строй, породивший его.

Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

Каждая концепция имеет свои достоинства и недо­статки.

 

4. Принципы и функции права 

 

Принципы права

Право строится и функционирует на основе определен­ных принципов, которые выражают ею сущность и соци­альное назначение, отражают главные свойства и особенно­сти права.

Принципы права — это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности об­щественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают.

Надо отметить три различных подхода к проблеме принципов права: романо-германский, ан­глосаксонский и религиозно-традици­онный (в частности, исламский).

В романо-германском - общие принципы права сложились как источник ад­министративного права.

В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а так­же понятий о справедливости. Многие ученые считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных прин­ципов права.

В исламском - шариат (т.е. предписания ве­рующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства.

Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

В зависимости от того, на какую область права они рас­пространяются (сферы своего влияния), принципы делятся на три группы: общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся:

  • приоритета прав и свобод человека как высшей социальной ценности;
  • социальной справедливости;
  • законности;
  • юридическое равенство граждан перед законом и судом;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • единство прав и обязанностей;
  • ответственности за вину:
  • сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родствен­ных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.

Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административно­го, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном процессе — презумпция невиновности и т.п.

 

Классификация функций права  

Функции права связаны с функциями государства, это основные направления его воздей­ствия на общественные отношения, на поведение людей: эко­номическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. Социальное назначение права проявляется в его фун­кциях.

Функции права - это основные направления пра­вового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущ­ностью и социальным назначением права в жизни общества.

В извест­ной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называ­емые социальные функции права (политическую, экономичес­кую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделя­ют регулятивную и охранительную функции права.

Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организа­ции общественных отношений, в координации социальных взаи­мосвязей.

В рамках этой функции выделяют две ее разновиднос­ти (подфункции) — регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. 

Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, институтам полити­ческих прав и свобод граждан, отчетливо выра­жена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданско­го, административного, трудового права, опосредующих хозяй­ственные процессы в экономике, и других сферах.

Регулятивная функция права - это обусловленное социальным назначением на­правление правового воздействия, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное соци­альным назначением направление правового воздействия, наце­ленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономичес­ких, политических, национальных, личных отношений, их непри­косновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

В соот­ветствии со своим назначением право­вые нормы в обществе выполняют следующие функции:

» экономическая - упоря­дочивает производственные и имущественные отношения, закрепляет формы собствен­ности и т.п.;

» политическая (регламентирует политические отноше­ния, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

» идеологическая, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необ­ходимых и желательных принципах и правилах поведения.

» регулятивная, которая проявляется в способности воз­действовать на поведение членов общества правовыми средствами;

» охранительная, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения, т.е. направлена на охрану обществен­ных отношений, а правоохранительная на охрану самого права;

» гуманистическая, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

» воспитательная, отражающуюся в подготовке подрастаю­щего поколения к, оказывает спе­цифическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формиро­ванием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценнос­тей и идеалов;

Функции права можно разделить на две основные группы с учетом их общесоциальной и специально-юридической направленности.

Общесоциальные функции - это основные направ­ления правового воздействия на различные сферы обще­ственной жизни - экономику, политику, духовные отноше­ния, культуру и др. Различают следующие общесоциаль­ные функции:

  • экономическая (правовое обеспечение производствен­ных отношений, закрепление форм собственности и т.д.);
  • политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы);
  • воспитательная (педагогическое воздействие на об­щество).

Специально-юридические функции - это правовое регулирование общественных отношений:

- регулятивная (содействует развитию наиболее цен­ных для общества и государства социальных связей, ре­гулирует общественные отношения);

- охранительная (производна от регулятивной функ­ции, призвана ее обеспечивать, осуществляет право­вое воздействие, направленное на охрану общезначимых и вытесне­ние отношений, чуждых данному обществу, реализуется с помо­щью правовых ограничений-обязанностей, запретов, наказаний и пр.).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!