Лекция 5 "ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА"

«Государство в политической системе общества»

 

1. Соотношение общества и государства

Понятие и признаки гражданского общества

   Государство и общество не тождественны, их следует различать. При всей теснейшей взаимосвязи таких важней­ших и широко употребляемых понятий,  как «общество», «страна» и «государство», они имеют разное смысловое содержание. «Страна» — это понятие, отражающее преиму­щественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государ­ство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важней­шей категории политологии и юридических наук. «Обще­ство» — понятие, непосредственно характеризующее соци­альную организацию страны и потому занимающее цент­ральное место в системе категорий социологии. Б.Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства».

   В античности государство и общество совпадали. Впер­вые поставил вопрос о различии государства и общества Н.Макиавелли. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество — содержание, государство — политическая форма общества.

   В Новое время в противовес всевластию государства появилась идея гражданского общества. Условно в истории формирования гражданского общества выделяют три этапа. На первом этапе (XVI—XVII вв.), когда складывались экономические и политические предпосылки его существова­ния, произошел переворот в общественной идеологии (появле­ние буржуазной этики). Второй этап (XVIII — конец XIX вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наи­более развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы поли­тической жизни утверждаются принципы и ценности либера­лизма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), в том числе становле­ние правового социального государства.

   Концепцию гражданско­го общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

   Гражданское общество и го­сударство — различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу. Гражданское общество — это сфера самопроявления сво­бодных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, защищенных законами от прямого вмешательства и произвола со сто­роны государственной власти.

   Наиболее часто общество определяется как совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинако­вые нравы и воззрения, общие учреждения». Г.Еллинек дает следующее определение обществу: «Общество, в самом ши­роком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К.Маркс оп­ределил общество как «продукт взаимодействия людей».

   К признакам общества можно отнести: 

  ~ совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием,

  ~ общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер,

  ~ взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов,

  ~ регулирование общественных интересов общеобязательными правилами поведения,

  ~ наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю без­опасность,

  ~ способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию.

   Гражданское общество это такое состояние общества, при котором человек - высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под кон­тролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. С учетом этой характеристики гражданского общества его признаками можно назвать следующие:

  » свобода; 

  » открытость;

  » плюрализм;

  » правовой характер;

  » самоуправляемость и саморазвитие.

   Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

  ~ индивид независим от государства;

  ~ индивид является собственником;

  ~ человеческая личность не находится под полным кон­тролем со стороны класса, сословия, семьи;

  ~ человек сам выбирает профессиональную сферу;

  ~ человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

  ~ права и свободы человека признаются, соблюдаются и за­щищаются государствам;

  ~ существуют гарантии прав и свобод, механизмы их защиты.

   Открытость общества подразумевает наличие:

  •  
    • информационной свободы;
    • свободы мысли и слова;
    • свободы образования и воспитания;
    • свободы перемещения внутри страны;
    • свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.

   Плюрализм гражданского общества характеризуется:

  = наличием в обществе различных классов, слоев, соци­альных групп, имеющих собственные интересы;

  = наличием сил, выражающих данные интересы;

  = свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью;

  = развитостью, структурированностью политической системы;

  = стабильностью политической системы;

  = достаточным совершенством государственного аппара­та, наличием разделения властей;

  = отсутствием обязательной государственной идеологии;

  = наличием в обществе различных точек зрения, свобо­дой их выражения, идеологическим многообразием.

   Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, осно­ванное на праве, соблюдении конституции, законов и др.

  Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собст­венного воспроизводства и дальнейшего развития.

   Гражданское общество представляет собой сложную структуру, имеющую различные грани своего проявления и состоящую из элементов, из которых основными являются следующие системы: 

  А) экономическая (совокупность экономических институ­тов и отношений,  составляющих материальную основу жизни общества - отношения собственности, производст­ва благ, распределения, обмена и потребления, а также частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие эко­номические институты);

  Б) политическая (совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осу­ществляется государственная власть - государство; поли­тические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т. д.; политические отношения между эле­ментами данной системы; политическое сознание; поли­тические нормы, традиции; право);

  С) социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними: семья - базо­вая "ячейка" общества; межличностные отношения; соци­альные общности людей, связанные общими интересами, -  нации,  национальности,  классы,  страты,  социальные группы; отношения между крупными социальными груп­пами ("классами, сословиями, национальностями и т. д.));

  Д) информационная (совокупность непосредственно  ин­формации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих ин­формационную деятельность);

  Е) духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование; образова­тельные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие отношения и институты).

   Приведенные системы составляют основу гражданского об­щества, в структуру которого входят также нормы, обы­чаи и др.

Соотношение гражданского общества и государства

   Общество, понимаемое как продукт жизнедеятельности людей, носит название гражданского общества. Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение част­ных лиц, каждый из которых преследует свой собственный интерес. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть гражданского об­щества. Таким образом, гражданское общество — это сис­тема общественных отношений, в которых находятся между собой люди. Как считал К.Маркс, гражданское общество — это развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеологической надстройки. Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству.

  Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, обще­ственные объединения и т.д. Необходимо учитывать при этом наличие противоречий между общим и частным интересами.

  Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.

  Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим субъектом развития является человек со всей его системой потребностей, интересов и ценностями. Поэтому важнейшей основой гражданского общества является самосто­ятельный и полноправный гражданин. Однако для функциони­рования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок: правовые, экономические, социальные и культурные.

 

  Исходя из этого, гражданское общество представляет собой систему экономичес­ких, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито граждан­ское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества — жизнь,  свобода, равенство перед законом,  право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государ­ство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и го­сударством.

 

2. Государство и политическая система общества

Понятие и структура политической системы общества

   Катего­рия «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования полити­ческой системы является обеспечение власти в обществе.

   Современная философская наука не выработала единого определения понятия «система». Наиболее распространенным является определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система — это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент систе­мы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Также наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Струк­тура — это совокупность устойчивых отношений и связей меж­ду элементами. В структуру обычно включаются общая орга­низация элементов, связи между ними и т. п.

   Для анализа сложноорганизованных систем, подобных тем, которую, например, представляет собой человеческое общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистема­ми именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

   Одно из определений власти характеризует ее как социальное явление, как реальную способность определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института) осуществлять свою волю в социальной жизни, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств — авторитета, права, насилия. Руководство обществом со стороны опреде­ленной социальной группы (или коалиции групп), оказывающее ре­шающее влияние на властные структуры государства, — это и есть политическая власть. Исходя из понимания политики как способа перераспреде­ления социальных статусов в обществе, политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение соци­альных ценностей в социально дифференцированном (классовом) обществе. По своему объему политическая власть значительно шире власти государствен­ной: государственная власть лишь одна из организационных форм политической власти.

   Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управ­ления государством».

   Политика — это отношения между государствами, класса­ми, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на меж­дународной арене.

  Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, наци­ями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завое­вания.

   Политическая жизнь включает в себя государ­ство, партии, общественные и др. организации, участвующие во властных структурах. Все они вступают в определенные волевые отношения по поводу осуществления политической власти. Их совокупность и взаимодействие в рамках государства означают политичес­кую систему общества. Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны. Политическая система включает в себя четыре компонента:

  1)  политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.;

  2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения;

  3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

  4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

   Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества:

- распределительного типа, рыночные, конвергентные,

  - либерально-демократические,  тоталитарные,   автори­тарные,

  - открытые и закрытые и др.

   Гражданское общество функционирует на нескольких уров­нях: производственном, социально-культурном и политико-правовом. На первом уровне граждане создают ассоциации или орга­низации (частные, акционерные предприятия, профессиональ­ные объединения) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — для удов­летворения потребностей в духовном совершенствовании, в зна­ниях, информации, общении и вере создают такие обществен­ные институты, как семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уровень составляют политико-правовые отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

   Политическая система в обществе выполняет разнообразные функции:

  = определение целей, задач, путей развития общества;

  = организация деятельности общества по достижению постав­ленных целей;

  = распределение материальных и духовных благ;

  = согласование интересов субъектов полити­ческого процесса;

  = разработка и внедрение в общество норм пове­дения;

  = обеспечение стабильности и безопасности;

  = политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

  = контроль за выполнением политических и иных норм по­дведения, пресечение попыток их нарушения.

   В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Это объясняется следующими аргументами:

  » Государство решает общие проблемы страны.

  » Оно является единственной полновластной организа­цией в масштабе всей страны.

  » Оно определяет основные направления развития обще­ства в интересах всех и каждого человека.

  » Является официальным представителем общих интере­сов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

   Политическая система отражает уровень политическо­го творчества в обществе, характер политического учас­тия населения в жизни общества, процессы правового закрепления власти, распределение политических ролей и др. Она оказывает огромное влияние на культуру, эко­номику, идеологию, являясь необходимым элементом всей общественной действительности.

Элементы политической системы

   Политическая система общества — это категория, кото­рая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

   Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсис­темами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

   К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

   Все политические институты можно условно разделить на три группы.

   К первой группе, соб­ственно политическим относятся организации, непосредствен­ной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

   Ко второй группе — не собственно политических — относятся организа­ции, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть Достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни обще­ства, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их Учета и реализации в политике.

   К третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

   Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодей­ствия, складывающихся между классами, социальными груп­пами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуще­ствлении власти, выработки и осуществления политики.

   Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и полити­ческие институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относят­ся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражаю­щими в своей деятельности интересы определенных соци­альных слоев или всего общества.

   Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяю­щие и регулирующие политическую жизнь общества, состав­ляют нормативную подсистему политической системы обще­ства. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций рег­ламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с политическими нормами, зафиксированными в тек­стах правовых актов, большое значение имеют неписаные обы­чаи и традиции.

   Еще одну группу социальных норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ори­ентиров, как честь, совесть, благородство.

   Культурно-идеологическая подсистема политической си­стемы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое созна­ние субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпи­рическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политичес­кой жизни общества они равноправны. В идеологической под­системе особое место занимает политическая культура, пони­маемая как комплекс типичных для данного общества укоре­нившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.

   Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором со­единены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

   Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие ко­торых порождает новое качество, не присущее ее частям.

   Основными элементами политической системы явля­ются политические институты:

   1. государство;
  2. политические партии;
  3. общественные организации и объединения;
  4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

 

3. Место и роль государства в политической системе общества

Государство как элемент политической системы общества

  Государство - это организация политической вла­сти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, ре­лигиозных, национальных и т.п.) в пределах определен­ной территории.

   Эти два понятия можно рассматривать как общее и частное. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие полити­ческих интересов. Оно занимает ведущее место в поли­тической системе общества.

   Государство выступает в качестве гаранта стабильно­сти в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

   Современное демократическое государство обеспечи­вает общественные интересы, концентрирующие интере­сы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

Соотношение государства с другими сферами общества

   В демократических обществах связь государства с другими общественными сфе­рами носит устойчивый характер, с тенденцией снижения роли и методов политичес­кого регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов само­организации экономической и общественной жизни.

   Экономика по отношению к государству играет определяющую роль. Идею об обусловленности государ­ственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политичес­кий и духовный процессы жизни.

   Исходя из социально-экономических условий и других факторов выделяют пять типов государств:

» традиционные примитивные,

» традиционные цивилизованные,

» государства переходных обществ,

» государства периода промышленных революций,

» государства общества высокого массового потребления.

   В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть: позитивным, негативным или нейтральным.

   Государство нуж­дается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависи­мость государства от права проявляется: во-первых: во внутренней ор­ганизации государства, во-вторых в его деятельности.

   Государство  взаимодействует с разными элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

   Политичес­кая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

   Партии в политической системе в свою очередь образуют партий­ную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

   Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующи­ми факторами:

  — возрастанием политической активности граждан;

  — процессом демократизации властных структур государства;

  — политическим и идеологическим плюрализмом, что обуслов­лено разнообразием форм собственности.

   Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д.

   Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими  союзами строятся  при  отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных организаций как потребительская кооперация, некоторые добровольные общества, государство руководит.

   Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов  свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей участие всех членов общества в управлении государственными и общественными делами. 

 

4.  Демократия и государство 

Понятие самоуправление народа 

   Демократия (demos kratos - власть народа) - фор­ма государственно-политической организации об­щества, основанной на признании народа в качестве единственного источника власти.

   Впервые демократия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах) в классический период их существова­ния. Расцвет афинской рабовладельческой демократии прихо­дится на V в. до н. э. и связан, прежде всего, с именем Перикла. Критериями демократического общества в эту эпоху были:

  • возможность принятия главных решений всеми свободны­ми гражданами полиса большинством голосов;
  • занятие должностей по жребию;
  • периодические отчеты должностных лиц.

   Предпосылки демократии:

  ■ высокий уровень социально-экономического развития, спо­собный обеспечить необходимое благосостояние всем граж­данам, без чего невозможно достичь общественного согла­сия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

  ■ высокая степень развития общей и политической культу­ры общества, значительная социальная и политическая ак­тивность индивидов и их добровольных объединений, гото­вых встать на защиту институтов демократии;

  ■ многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

   Признаки демократии:

  ~ признание народа источником власти и носителем сувере­нитета;

  ~ равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;

  ~ наличие прав и свобод человека, их при­знание, гарантированность и защита государстом;

  ~ большинство выражает через институты демократии свою волю (принцип большинства);

  ~ право меньшинства на оппозицию (при подчинении реше­ниям большинства);

  ~ политический плюрализм, т. е. наличие различных социально-политических партий, движений;

  ~ правовое государство;

  ~ система разделения властей;

  ~ гласность в действиях государственных органов и должно­стных лиц;

  ~  выборность основных органов власти;

  ~ развитая система органов местного самоуправления.

   Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят:

  * выборность высших органов государства;

  * ответственность или отчетность выборных органов перед из­бирателями;

  * сменяемость выборных государственных органов.

   Выделяют две формы демократии в соответствии со спо­собом осуществления народом своей власти: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

   Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти и народное обсуждение важнейших вопросов. Институты непосредственной демокра­тии можно разделить на:

  а) имеющие окончательное, общеобязательное значение (выборы и референдумы),

  б) имеющие консультативное значение (все остальные).

   Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представи­тельный (выборный) орган власти в стране.

Местное самоуправление

   Конституция РФ 1993 г. закрепляет еще одну форму народовластия — сис­тему органов местного самоуправления. Они отделены от ор­ганов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений, носящих локальный характер. Народ, как субъект права - сообщество всех граж­дан государства.

   Самоуправление городов наиболее развито в странах Западной Европы, где сохранились и развиваются много­вековые традиции. Правовое оформление самоуправле­ние европейских городов впервые получило в XIII веке в немецком городе Магдебург. Право на самоуправление в Магдебурге получило название «Магдебургское право». Оно путем рецепции (восприятия институтов одной сис­темы другой правовой системой) быстро распространи­лось на города многих европейских государств, в том числе и Великого Княжества Литовского (Вильно - 1387 г., Берестье - 1340 г., Слуцк - 1441 г., Полоцк - 1498 г., Минск - 1499 г. и др.).

   С XIII века в европейских городах на принци­пах самоуправления действовали цехи и братства, объе­диняющие людей по профессиональным и религиозным интересам.

   В советский период в законодательстве тоже декла­рировались принципы самоуправления, но они не были реализованы на практике в условиях тоталитарного ре­жима, господства командно-административной строго централизованной системы управления, с монополией власти в руках одной партии.

   Воля народа - главный фактор в осуществлении им самоуправления во всех сферах общественной жизни.

   Местное самоуправление - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государ­ственные и общественные органы социальных, экономи­ческих, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц.

  Самоуправление народа - это форма прямого участия в государственных и общественных делах, приня­тие решений народом самостоятельно или его предста­вителями.

   Самоуправление возможно как в обществе в целом, так и на других уровнях его организации (народ, нация, государство, административно-территориальные единицы, трудовой коллектив, общественные организации).

   Решения органа местного самоуправления обязатель­ны для населения данного административно-территори­ального подразделения (города, района, округа и пр.).

   Система местного самоуправления включает в себя:

  1. Местные советы депутатов;

  2. Органы территориального общественного самоуп­равления:

- советы и комитеты микрорайонов;

- советы жилищных комплексов;

- домовые комитеты;

- уличные комитеты;

- квартальные комитеты;

- поселковые комитеты и др.;

  3. Институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации и др.).

Формы непосредственной демократии

   Непосредственная демократия - это принятие ре­шений прямым голосованием всеми гражданами на ре­ферендумах, а также обсуждение законопроектов и воп­росов местного и республиканского значения на собраниях и конференциях, митингах и пр.

   Референдум (referendum - то, что должно быть со­общено) - это способ принятия гражданами народным голосованием решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам.

   Референдум - одна из высших форм непосред­ственного народовластия в РФ.

   Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного и местного значения.

   В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референду­ма, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

   В зависимости от времени проведения рефе­рендумы делятся на: 1) превентивный (дозаконодательный); 2) утверждающий (после законодательный).

   По порядку проведения могут быть референ­думы: 1) обязательные; 2) факультативные.

   Виды референдума в зависимости от террито­рии:

  1) всеобщий - всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на осно­вании решения Президента РФ);

  2) региональный -  референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ве­дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

  3) локальный - местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в веде­нии органов местного самоуправления).

   Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

   Принятые референдумом решения могут быть:

- обязательными;

- консультативными.

   Народное обсуждение - это форма участия граждан в управлении государственными и общественными делами путем участия в обсуждении важных вопросов обще­ственной жизни. Это одна из форм непосредственной демократии, дающая возможность каждому гражданину осуществить конституционное право на участие в управ­лении  государством.

   Народное обсуждение имеет только рекомендатель­ный характер.

   Народное обсуждение проводится гласно, обсуждае­мый вопрос публикуется в печати, доводится до сведе­ния граждан с использованием всех средств массовой информации. Как правило, народному обсуждению под­лежат законопроекты и вопросы политического, экономи­ческого и социального развития государства или соот­ветствующей территории.

   Решения собраний, конференций, митинговой др. по обсуждаемым вопросам оформляются протоколами, ре­золюциями, которые направляются затем в органы госу­дарственной власти, принявшие решение о вынесение вопроса на обсуждение.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!