ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВОВЕДЕНИЕ » ЛЕКЦИИ по ПРАВОВЕДЕНИЮ » Лекция 3 "СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Лекция 3 "СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

«Система права и система законодательства»

 

1. Понятие системы права и ее значение

Понятие системы права и ее значение 

   Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответство­вать природе социально-экономического строя, быть воплощени­ем национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельнос­ти людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права». Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», составленное из частей».

   Понятие «система права» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества эле­ментов, находящихся между собой в определенной связи (со­подчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

   Поскольку содержанием права являются его нормы, то, сле­довательно, и систему права представляют определенным об­разом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование — ин­ституты права, а те, в свою очередь, — в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

   Единство системы права — специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирова­ния, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

   Будучи внутренне единым и целостным нормативным образо­ванием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части — отрасли и ин­ституты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.

   Исходя из сказанного можно выделить следующие признаки системы права:

  » четкая иерархия структурных элементов, а именно: норма права, институт, подотрасль, отрасль и внутренняя упорядоченность;

  » целостность и единство элементов;

  » объективно обусловленный характер.

   Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных и взаимосвязанных норм, институтов, по­дотраслей и отраслей права.

Публичное и частное право как части системы права

   Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права.

   Деление на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum)  право уходит корнями к римскому праву. Объективный характер такого деления связан с естественным различием частных интересов и интересов общества, государства (Ульпиан).

   Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами.

   Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особен­ностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

   Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность бур­жуазного строя. Это было выгодно партийному аппарату, находящемуся у власти.

   В публич­но-правовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого цен­тра, каковым является государственная власть.

   С учетом этого публично-правовая и част­но-правовая системы могут быть представлены следующим об­разом.

   Публичное право - это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера (конституционное, уголовное, административное, государственное, финансовое, валютное, экологическое, международное публичное право и др.). Международное публичное право (или, что одно и то же, международное право) входит в национальную систему права не всей совокупностью междуна­родно-правовых норм, а той их частью, которая выступает источником россий­ского права (п. 4 ст. 115 Конституции РФ). 

   Частное право объединяет отрасли, которые содержат нормы, регулирующие сферу личных интересов и потребностей (гражданское, семейное, трудовое, земельное, авторское, предпринимательское, международное частное право).

   Абсолютной публично-правовой или част­ноправовой отрасли не существует. Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Публично-правовые эле­менты присутствуют в отраслях частного права, равно как и на­оборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Подсистемы права

   Социально-политическая и правовая раскрепощенность, освобождение от многих тоталитарных догм создали условия для развития права в регионах Российской Федерации. Появились правовые основания для рождения самостоятельных нормативных актов на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, отличающихся своеобразием, стремлением учитывать местные условия и конкретную социально-политическую обстановку. К наиболее значительным актам подобного рода относятся Конституции республик в составе РФ, уставы (положения) субъектов федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, в системе права можно выделить подсистемы федерального права, права субъектов федерации и местного самоуправления (муниципального права). Принимая во внимание наличие в структуре Федерации семи округов, можно условно выделить и этот региональный уровень.

   Так же, как и во всей системе права, ее подсистемы имеют частично отрасли права, а также правовые институты и нормы, принимаемые на данном уровне правового регулирования.

 

2. Элементы и уровни системы права и их характеристика

   Выделяются пять уровней взаимосвязей в системе права: правовые нормы, институты, подотрасли, отрасли и вся система права. Эти взаимосвязи можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости осуществляется координация в границах одного уровня: взаимосвязь между нормами, институтами, подотраслями, отраслями. Вертикальная плоскость обеспечивает сочетание взаимосвязей указанных компонентов в последовательном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.

  ~ Норма права - формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государ­ством и направленное на урегулирование типичных общественных отношений.

  ~ Институт права - обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные об­щественные отношения (например, институт гражданства, институт избирательного права и др.).

  ~ Подотрасль права - совокупность правовых норм родственных институтов конкретной отрасли права (например, подо­трасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

  ~ Отрасль права - совокупность правовых норм, ин­ститутов и подотраслей права, регулирующая однород­ные общественные отношения.

   Такое деление объясняется боль­шим разнообразием общественных отношений, каждый вид которых регулируется строго определенной группой юридических норм, отражающих их специфические особенности и конкретную общественную направленность. Таким образом, системность самих обществен­ных отношений придает системные свойства праву.

Понятие отрасли права и ее виды

   Отрасль права — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

   Для деления норм права на отрасли применяют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

 

   Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права "контролирует" свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой.

   Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных при­емов и способов правового воздействия (регулирования) отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования.

   Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева). К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.

   Императивный (властно-побудительный) способ - метод властно-категоричных пред­писаний,   не  допускающих  отклонений   в   регулируемом поведении от предписаний нормы права, основанный на запретах, обязанностях, наказа­ниях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти - подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при возникновении правоотношений здесь выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда и т.д.). В основе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

   Диспозитивный (автономный) - метод,  предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Дозволение- представление лицу права  на  совершение тех  или  иных  действий, незапрещенных законом. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Этот метод характерен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: "если иное не предусмотрено законом", "если иное не предусмотрено соглашением сторон". Например, ч. 4 ст. 421 ГК РФ гласит: "Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами".

   Поощрительный способ стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей.

   Рекомендательный способ предлагает субъектам наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения (трудовое право).

   Применение того или иного метода правового регули­рования зависит от содержания общественных отноше­ний, усмотрения законодателя, сложившейся правоприме­нительной практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

   В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: ме­тод автономии и авторитарный метод.

   Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными сло­вами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"), например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти.

   Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом сто­роны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязатель­ства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия пря­мо не запрещенные законом ("дозволено все, кроме прямо запрещенного"). Например, соб­ственник имущества вправе делать с ним все, что он пожелает, за исключением тех действий, которые запрещены законом.

Классификация отраслей права 

   На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют конституционное, трудовое, уголовное право и другие отрасли.

 

   Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: консти­туционное право, затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уго­ловное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства ре­гулирования.

   Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) — процессуальным, процедурным вопросам.

   Среди отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связан­ные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного су­веренитета, правового положения личности и т. д.

   Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные от­ношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости.

   Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроиз­водства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении право­судия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.

   Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, ко­торые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, об­ществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т.д.

   Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т.д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголов­ных дел.

   Административное право регулирует управленческие отношения государст-венных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.

   Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены   к   особым   сферам   жизни   общества:   трудовое   право, земельное   право,   финансовое   право,  право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право. Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотно­шений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения ин­дивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на уча­стие в управлении производством и т. д.

   Комплексные отрасли. Для них характерно соединение разнородных   институтов   профилирующих   и    специальных   отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, коммерческое право, предпринимательское право экономическое право, торговое право, право   прокурорского   надзора, морское право, воздушное право, военное право.

   Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих обще­ственные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

   Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмо­сферного воздуха и т.д.

   Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг, и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен­ности предпринимателей.

Понятие подотрасли права

   Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли права содержат в себе еще один компонент — подотрасль права.

   Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь упорядоченной со­вокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципи­альные положения, присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли. Та­ково, например, обязательственное право в составе гражданского права. 

   Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муници­пальное и парламентское право. В гражданском праве в качест­ве подотраслей выступают авторское, обязательственное, на­следственное право и др. В финансовом праве выделяются такое подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные от­расли права, в частности процессуальные, земельное, семей­ное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонен­том каждой отрасли права не является.

Институт права: сущность и виды

   В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элемен­ты, которыми являются институты права.

   Институт права — это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Отличие института от отрасли заключается в том, что он регулирует лишь отдельные стороны общественных отношений (например, только алиментные  отношения).

   По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском пра­ве и др.

   Сложный, или комплексный, институт права представляет со­бой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отноше­ния. Типичным примером является институт собственности, кото­рый является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты.

   Кроме названных, принято выделять материальные и процессу­альные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

   Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, суще­ствуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.

   Итак, правовой институт — это обособленный комплекс юридических норм, которые яв­ляются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг одно­родных общественных отношений.

Норма  права

   Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права.

   Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизне­деятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

   Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эф­фективную юридическую конструкцию: закрепление в Конститу­ции РФ права на информацию, в федеральном законодательст­ве — корреспондируемых ему обязанностей и санкций, обеспе­чивающих их исполнение, — означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

   Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (сис­темный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права.

   Принимая законодательный акт, законотворческий орган обя­зан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режи­ме «эффекта бумеранга».

   Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.

   В правоприменительной деятельности системный принцип пра­ва позволяет правильно истолковать и применить норму права.

   Несомненно значение системной организации права для сис­тематизации законодательства, приведения его в упорядочен­ную и согласованную систему.

Соотношение системы права, правовой системы и системы законодательства

   Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства. 

   При рассмотрении понятия "система права" необходимо отличать его от, казалось бы, созвучного, понятия "правовая система".

   Правовая система — это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

   Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

   Правовая система определяет своеобразие права той или иной конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выде­ляют семьи правовых систем: романо-германскую, где главенствующую роль в качестве ис­точника права играет нормативно-правовой акт; англосаксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент; мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.

   Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны: 1) собственно право и выражающее его законодательство, 2) правовая идеология. 3) юридическая практика (в ее широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т.д.). Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и "фактический" (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях.

   Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология.

   В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука,  правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

   Юридическая практика важный элемент правовой системы. Он связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

   Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики  корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.

   В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

  ♦ Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальные правовые системы могут быть объединены в правовую семью. В понятии "национальная правовая система", наряду с собственно правом, важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология.

  ♦ Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования. Основными правовыми семьями на нашей планете являются:

    A. семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон). Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (Италия, Франция, Германия и т.д.). К этой семье примыкает латиноамериканское   право, правовая   система  Японии,   скандинавское право;

   B. семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США и ряда других стран (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, который выполняет служебную роль нормы права);
   C. семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право (эта семья охватывает 4/5 планеты).

  ♦ группы правовых систем.

 

3. Система законодательства и ее соотношение с системой права

Понятие и элементы системы законодательства

   Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - внешняя форма, в которую облекаются нормы права.

   Система права - это внутренняя структура права, состоящая  из взаимосогласованных норм,  институтов, подотраслей и отраслей права.

   Система законодательства  это внутренняя структура законодательства, состоящая  из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

   В философском плане система права и система законодатель­ства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства является внешним выраже­нием системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.

   Выделяют следующие системы законодательства:

   Горизонтальная система законодательства обусловле­на предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы пра­ва (например, трудовое законодательство - трудовое пра­во, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).

   Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-право­вых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты пре­зидента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

   Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (на­пример, природоохранительное законодательство, эколо­гическое законодательство).

   Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия;

   Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

  ~ система законода­тельства воплощена в законодательстве, иных нормативно-пра­вовых актах;

  ~ система права находит воплощение не только в по­зитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативно­го содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

   Во-вторых, первичным элементом системы права яв­ляется норма, а первичным элементом системы законо­дательства - статья нормативного акта.

   В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.

   В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.

   В-пятых, система права имеет только горизонталь­ное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

   В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законода­тельства оформляется в юридических обычаях, норматив­ных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные эле­менты - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.

   В-седьмых, каждая отрасль в системе права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства такими объединяющими началами не обладают.

   Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

  1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);

  2. комплексные отрасли законодательства — отрасли, состо­ящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского,  уголовного.  К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйствен­ное и некоторые другие;

  3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствую­щим сферам государст-венного управления и сферам государст­венной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

   Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классифика­тором отраслей российского законода-тельства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Понятие и виды систематизации законодательства

   Нормативные акты издаются в разное время и в связи с различными обстоятельствами, нередко бывают несог­ласованными, противоречивыми.  Все это создает определенные трудности при использовании, поэтому суще­ствует необходимость их систематизации.

   Систематизация законодательства - упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему.

   Наиболее простым способом систематизации норма­тивно-правовых и иных правоустановительных актов явля­ется организация различных форм их учета по опреде­ленному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Надлежащая организация такого учета включает в себя определенную систему поиска (ручного или автоматизиро­ванного) соответствующей правовой информации по инте­ресующему вопросу.

   Более развитыми способами систематизации правоус­тановительных актов являются их инкорпорация, консоли­дация и кодификация.

  1. Инкорпорация - объединение нормативных актов без изменения их содержания и переработки по опреде­ленным тематическим  признакам:  предметному и (или) хронологическому. Осуществляется не правотворческими органами, а систематизатором, не имеющим полномочий изменять содержание норм права. Виды инкорпорации: сборники нормативных актов, собрания нормативных актов, свод законов по признаку регулирования ими определенной области общественных отношений (на­пример, области пенсионного обеспечения).

   Инкорпорация бывает систематической, предметной и хронологической.

   Инкорпорация подразделяется на:

   Официальная инкорпорация - издание по поручению правотворческого органа другим компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений, но без его официально выраженного утверждения.

    Неофициальная инкорпорация - издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий в учебных целях.

   2. Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый нормативный акт теряет свое самостоятельное юриди­ческое значение, при этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последователь­ности, устраняются повторы и противоречия.

   Консо­лидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устарев­ших норм, установление ряда новых норм и в целом при­нятие нового правоустановительного акта.

   Нормативные акты при консолидации объединяются по признаку относимости к какому либо виду деятельно­сти (охрана природы), с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности и т.д. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования: о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.

   3. Кодификация - объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содер­жания.

   Кодификация является более сложной систематизационной работой, чем инкорпорация. При кодификации про­изводится качественная переработка действующих юри­дических норм, устраняется дублирование, противоречия, пробелы в правовом регулировании, отменяются устарев­шие нормы и т.д. Это новый акт как по форме, так и по своему норматив­но-правовому содержанию и характеру. На смену большого количества норм приходит единый внутренне согласованный сводный акт. Например, при принятии КоАП РСФСР были признаны утратившими силу полностью или частично около 1000 ранее принятых нормативных актов. Некоторые кодифи­кационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотрас­левой характер и включают в себя все основные нормы со­ответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой под­отрасли (например, Бюджетный кодекс, Таможенный ко­декс РФ и т.д.) или института (например, Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

   Выделяют следующие виды кодификации:

  а) отраслевая (кодифицируются нормы определенной отрасли права);

  б) специальная (кодифицируются нормы какого-либо правового института).

   Кодификации подразделяются на несколько подвидов:

   Всеобщая кодификация - вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

   Комплексная кодификация - состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

   Отраслевая кодификация - вид кодификации, который охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс РФ).

   Специальная кодификация - вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

   Виды кодификационных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила положения и т.д.

   Свод законов — это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей со­ответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в част­ности, Свод законов Юстиниана (VI в.), подготов­ленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах "Свод законов Российской импе­рии". В настоящее время готовится Свод законов РФ.

   Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

   Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:

  Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");

  ГАРАНТ (НЛП "Гарант-Сервис");

  "Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);

  "Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

  "Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);

  "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

  "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

  "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма - Информационные системы и технологии);

системы  "1C: Кодекс",  "1C: Гарант",  "1C:  Эталон"  (Компания "1C");

  система "Законодательство России" (Ассоциация  развития банковских технологий) и некоторые другие.

  Виды учета: журнальный учет, компьютерный учет, карточный учет.  

   В государственных органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.

   Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

 

4. Аналогия в праве и толкование норм права

Понятие и виды толкования

   Толкование представляет собой особый вид деятельности государст­венных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направлен­ной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.

   Толкование является одним из важнейших элементов, а точнее, усло­вий успешной правотворческой и в особенности правоприменительной деятельности.

   Необходимость и потребность в толковании вызывается тем, что в ходе проведения его уточняются не только общее содержание и назначение дан­ной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необхо­димые для осуществления правоприменительной деятельности.

   Толкование норм права весьма сложный, порой противоречивый мыс­лительный процесс, подчиняющийся законам логики и предполагающий серьезную профессиональную и философскую подготовку. Толкование не может проводиться в отрыве от экономической и социально-политической жизни в стране, от проходящих в обществе процессов.

   Толкование всегда имеет социально обусловленный, а нередко и поли­тический характер.

   Толкование норм права - это уяснение и разъяснение смысла правовой нормы, действительного со­держания находящихся в ней положений в целях их правильной реализации.

   Процесс правоприменения неизбежно всегда связан с выбором правовой нормы, а это неизбежно вызывает необходимость ее толкования.

   Толкование складывается из двух составных, взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущно­сти и смыслового содержания. Рассмотрим кратко каждую из этих состав­ных частей.

   Толкование-уяснение норм права представляет собой процесс получе­ния полного и исчерпывающего представления о каждой из них, процесс познания подлежащих применению правовых норм "для себя".

   Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов, или методов, толкования - уяснения норм права. Среди них: грамматическое (текстовое), систематическое, логическое и историко-политическое (историческое) толкование.

   Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработан­ных государственными органами, общественными организациями и граж­данами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинно­го смысла и содержания закона и его норм. В отличие от толкования-уяснения, толкование-разъяснение "работает" не "для себя", а "для дру­гих". Оно не имеет обязательного характера по отношению к каждому за­кону или каждой норме. Необходимость в нем возникает лишь тогда, когда в процессе толкования-уяснения обнаруживаются в содержании закона или норм неясности, нестыковки либо противоречия.

   Уяснение - первый и обязательный элемент толкова­ния, позволяющий понять для себя содержание правового акта, раскрыть содержание правовой нормы. В полной мере значение толкования проявляется в разъяснении, когда в той или иной форме внешне (для других) выра­жается понимание содержания правовой нормы. Цель этих двух элементов - практическая реализация.

   Толкование закона - одно из центральных звеньев в процессе применения права. С этой точки зрения каждый акт применения права есть результат толкования закона.

   Классификация толкования на виды осуществляется по различным критериям:

  * в зависимости от юридических последствий, которые наступают в ре­зультате толкования-разъяснения, его подразделяют на два вида: офици­альное и неофициальное.

  * в зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на ау­тентичное и легальное.

   Официальное толкование - разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и дол­жностные лица в рамках их компетенции.

   Нормативное толкование - официальное разъяснение, которое, как и норма права, обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг лиц и на неогра­ниченное количество случаев. Оно может быть трех видов:

   аутентическое - осуществляется теми же органами, которые издают данный нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт тол­кования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм;

   легальное - осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им пол­номочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый харак­тер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осущест­вляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

   казуальное (индивидуальное) разъяснение, обяза­тельное только для конкретного случая, конкретного дела. Эта форма толкования в равной мере используется и при официаль­ном, и при неофициальном толковании. Осуществляется она как уполно­моченными на то государственными органами (суд, исполнительные органы и др.), так и негосударственными организациями и лицами (науч­ные учреждения, адвокаты, эксперты и др.).

   Наиболее распространенными видами казуального толкования являют­ся судебное и административное толкование.

   Неофициальное толкование - разъяснение, не имею­щее формального, юридически обязательного значения (юридической  силы).   Может быть:

  доктринальное (научное) - разъяснение научных работников, преподавателей, ведущих исследовательскую работу в этой области. Оно выража­ется в подготовленных учеными-юристами комментариях к действующему законодательству, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях;

  профессиональное (компетентное) - разъяснение, основанное на  знаниях права в процессе про­фессиональной деятельности (разъяснение адвокатов, юристов-практиков, разъяснения в юридических консуль­тациях и т.д.);

  обыденное - пояснения и мнения людей в обыденной жизни на основе житейского опыта.

Способы толкования правовых норм

   Способы толкования правовых норм - это при­емы, основанные на данных определенной отрасли знаний и используемые для раскрытия содержания правовых норм, в целях их практической реализации.  

   Основные способы:

  1. Грамматическое толкование - способ, основанный на данных тщательного анализа морфологической и син­таксической структуры текста правовой нормы.

   Этот способ толкования охватывает уяснение отдель­ных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Среди других спосо­бов он является первичным, так как правовые нормы существуют только в языковой форме, конструируются в виде грамматических предложений.

  2. Логическое  толкование  - способ, основанный на законах и правилах логики, использующий формально-ло­гические приемы (аналогию, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и др.).

   Поскольку мысль и воля законодателя выражается не только в виде грамматических предложений, но и в логи­ческом содержании, то, не выходя за пределы текста правовой нормы, путем формальной логики раскрывается содержание правовой нормы.

  3. Специально-юридическое толкование - способ, ос­нованный на специальных юридических знаниях, на дан­ных юридических наук.

   Специальные юридические знания использует юрист-профессионал в процессе толкования правовой нормы. Данные юридических наук могут содержаться в самом тексте закона в виде понятий, определений (поня­тие о залоге), в научных комментариях, разъяснениях юрисдикционных органов.

  4. Систематическое толкование - способ, основанный на знаниях связей юридической нормы с другими норма­ми, с общими нормативными положениями, с принципа­ми права. Норма сопоставляется с другими нормами, устанавливается ее место в данном нормативном акте, в отрасли права, в правовой системе.

  5. Историческое толкование - способ, основанный на данных исторической обстановки, исторических событий при издании закона.

   Этот способ может затрагивать основательные историко-правовые данные, которые используются только как способ толкования.

   Все способы толкования используются в комплексе, при этом устанавливается действительное содержание правовой нормы, тем самым охватываются все уровни юридического анализа.

Толкование норм права по объему

Виды толкования нормы

   Результаты толкования могут быть различными в зави­симости от соотношения буквального смысла текста и действительного содержания правовой нормы. Различаются три вида толкования по объему, а именно:

  1. Буквальное толкование - это толкование, в соот­ветствии с которым действительное содержание право­вой нормы соответствует текстуальному выражению («букве» закона).

   По общему правилу, толкование хорошо отработанных законов является буквальным: оно не уже и не шире, чем его текстуальное выражение.

  2. Распространительное толкование - толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы шире, чем текстуальное выражение («буква» закона).

   Например, «утрату предмета» можно понимать шире, чем буквальное значение этих слов. «Утрата» может оз­начать и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.

  3. Ограничительное толкование - толкование, в со­ответствии с которым действительное содержание пра­вовой нормы уже, чем текстуальное выражение («буква» закона).

   Например, «освобождение от ответственности» в слу­чае наступления «непреодолимой силы». Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непре­одолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно предотвра­тить.

   Все три вида толкования осуществляются строго в пределах толкуемой нормы.

   Толкование дает новое знание о норме. Результатом толкования не могут быть выводы типа «и да, и нет», «и то, и другое», а должны быть «только это», «только да», «толь­ко нет».

Аналогия в праве

   Компетентные органы при применении закона, в отдель­ных случаях сталкиваются с отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм. Если в уголов­ном законодательстве действует правило «нет преступле­ния и нет наказания, если нет закона», то в других отраслях права суды не вправе отказать в правосудии при отсут­ствии конкретного закона. В связи с этим выработаны способы восполнения пробелов путем «аналогий».

   Пробел в праве - это отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

   Пробелы в законодательстве существуют вследствие двух основных причин:

   В результате появления новых общественных отно­шений, которые в момент принятия закона не существо­вали и не могли быть учтены законодателем;

   В случае упущений при подготовке и принятии за­кона.

   Устранение пробела осуществляется с помощью пра­вотворческого процесса путем принятия новой правовой нормы.

   Преодоление пробела осуществляется с помощью правоприменительного процесса посредством специаль­ных приемов - аналогии закона и аналогии права.

   Аналогия закона - это решение конкретного юри­дического дела на основе правовой нормы, рассчи­танные не на данные, а на сходные отношения.

   При аналогии закона решающим основанием, предопре­деляющим возможность применения той или иной нормы, является существенное сходство между теми отношениями, которые прямо не предусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкретными юридическими нор­мами. Причем существенность сходства охватывает и об­ласть права (однотипность правового режима).

   Аналогия права - решение конкретного юридичес­кого дела на основе общих принципов права при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.

   При аналогии права решающее значение имеют такие принципы права, как принцип справедливости, юридического равенства, ответственности за вину и др. Принципы права, как правило, закрепляются в нормативном порядке, прежде всего в Конституции. Поэтому судьи при аналогии права часто ссылаются на соответствующие статьи Конституции.

   Необходимость применения данного приема заключа­ется в том, что решение по юридическому делу обяза­тельно должно иметь правовое основание. Поэтому при отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, применяется норма, регулирующая сходные со спорным отношения, которая и используется в качестве правового основания при принятии решения.

   В гражданском праве для применения аналогии зако­на недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие со­глашения сторон и применимого к спорному случаю обы­чая делового оборота.

   Таким образом, применение аналогии права возможно при наличии двух условий:

  = При обнаружении пробела в законодательстве;

  = При отсутствии нормы, регулирующей сходные от­ношения.

   Применение аналогии существенно обогащает юриди­ческую практику и может служить основой для развития законодательства.

   В уголовном и административном праве аналогия исключается.

   Аналогия допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связы­вает наступление юридических последствий только с конк­ретным законом, а вопрос требует юридического решения.

   Поэтому использовать аналогию могут только компе­тентные органы с соблюдением всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!