ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПОЛИТОЛОГИЯ » ЛЕКЦИИ по ПОЛИТОЛОГИИ » Лекция 25 "Идеология как политико-социальное мировоззрение"

Лекция 25 "Идеология как политико-социальное мировоззрение"

"Идеология как политико-социальное мировоззрение"

 

Вопрос № 1. Идеология как система идей и взглядов

Понятие политической идеологии

   Политическая идеология (от греч. "idea" - понятие и "logos" - знание) - система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований.

   Она является совокупностью по преимуществу систематизированных представлений' той или иной группы граждан, выражающей и призванной защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее.

   Термин "идеология" возник на рубеже XVII-XVIII вв. во Франции и был введен французским исследователем Литуаном Дестют де Трасы. Вначале этим термином пытались обозначить новую науку, которая должна была исследовать "естественное происхождение идей" и разоблачить "иллюзорные мысли".

   Идеологии как политико-социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры.

   Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику.

   Идеологии начали зарождаться только в XIV веке, в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развертыванием процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от религии.

Свойства и функции идеологии

   Роль идеологий в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии.

   Ориентационная. Выражается в том, что включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.

   Мобилизационная. Предлагая идеат более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотин:а политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализации».

   Интегративная. Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным иг-тересам и тем самым выступает интегрирующим фактором.

   Амортизационная. Будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удов летвор ения.

   Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Ее суть состоит в том, что политическая идеология возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп.

   Вышеперечисленные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания. Это - претензии на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

 

Вопрос № 2. Классификация идеологий

   Политические идеологии различают по двум критериям:

  1) по предлагаемой модели желаемого общества;

  2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

   В современном мире господствует несколько основных типов идеологии, среди которых можно выделить:

  = правых идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Правые идеологии неоднородны, они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во  всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических (либерализм, консерватизм);

  = левый политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Левые идеологии также неоднородны: коммунистическая идеология отдает предпочтение радикальным способам преобразования общества, а социал-демократическая - негативно относится к идее использования революционных средств и предпочитает эволюционный путь, то есть реформы.

Понятие, принципы и цели либерализма

   Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида наряду с ограничением сфер деятельности государства. Либерализм зародился как идейное течение в Англии, в середине XVII века. Основоположник - Джон Локк (1632- 1704). Впоследствии, по мере перехода к буржуазному строю, либерализм распространился по всей Западной Европе и к середине XIX века стал здесь доминирующей идеологией. К этому времени сложились и основные принципы и цели этой идеологии.

   Основные принципы:

  отдельный индивид (а также индивидуальные потребности и права человека) первичнее и реальнее, чем общество и его институты в целом;

  отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны, а связь и сходство между ними условны и вторичны; все законы и ценности человек создает сам;

  человек индивидуально свободен и несет ответственность перед своей свободой, в основе которой лежит частная собственность.

   Цели  либерализма:

  - приверженность парламентскому строю и парламентским процедурам;

  - негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства;

  - необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона;

  - обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважения и достоинства человеческой личности;

  -распространение практики плебисцитарной ("плебс" - народ) демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления;

  - обоснование демократической сущности элитаризма, необходимость конкуренции элит;

  - компромисс, консенсус, единогласие в решении важных политических проблем.

Неолиберализм

   Глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенств;!, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм, который получил дальнейшее развитие в 50-е 60-е гг., представляет собой сейчас мощное течение. Суть его заключается в том, что наряду с абсолютной ценностью частной собственности, прав и свобод граждан нельзя отрицать необходимость учета общественных интересов и государственного участия не только в экономике, но и в различных социальных программаз;.

   Неолиберализмом был принят тезис о необходимости расширения социальнык функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, ограничение государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.

Основные идеи и принципы консерватизма

   Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

   Основные принципы консерватизма:

  общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю;

  существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

  ◊ ориентация на государственный авторитет;

  пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума;

  возможность социального равенства между людьми;

  частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

   Основные идеи консерватизма:

  » общественное бытие индивида должно строиться в соответствии с традициями;

  » идея национального величия;

  » обществу присущи социальное неравенство и политическая конкуренция;

  » отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь;

  » пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм

   Неоконсерватизм - это идеология, сочетающая идеи классического консерватизма и либерализма. Неоконсерватизм возник в XX веке как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители: в теории - А. Хайек, в политике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.

   Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Низкая эффективность политических методов решения социальных проблем обусловлена тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, и они гораздо эффективнее решаются через усилия и активность индивида.

   Основные идеи неоконсерватизма:

  только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;

  свобода и равенство несовместимы;

  классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

  главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Понятие и черты социал-демократизма

   Социал-демократизм - это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.

   Характерные черты социал-демократизма:

  ■ материалистическая трактовка общественной жизни;

  ■ подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;

  ■ гуманистический характер текущих и конечных целей;

  ■ социальный коллективизм;

  ■ исторический оптимизм.

   Основные политические идеи:

  » отрицание всякой диктатуры как формы политической власти; приверженность принципу демократического парламентаризма;

  » ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;

  » приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;

  » государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;

  » приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс;

  » ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность.

   По идейному содержанию социал-демократизм резко отличается от марксизма. После Второй Мировой войны в некоторых европейских странах (в частности, скандинавских) социал-демократы стали приходить к власти через парламентские механизмы и осуществлять программы реформ, тем самым доказывая правильность своей теории. И тот исторический спор, который развивался в течение более 100 лет между социал-демократизмом и марксизмом, можно считать решенным в пользу социал-демократизма.

Коммунизм в теории и практике

   Коммунизм - это революционная, экономическая и социальная теория. Основан К. Марксом (1818 - 1883) и Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 40-х гг. XIX в. Впоследствии развит Г.В. Плехановым (1856 - 1918), В.И. Лениным (1870 -1924) и другими последователями.

   Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных (насильственных) методах построения нового общества.

   Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека.

   Основные положения, относящиеся к политической сфере: на определенном этапе своего развития производительные силы вступают в противоречия с существующей экономикой и политической организацией общества,   вследствие  чего  наступает  эпоха  социальных  революций.   В результате устанавливаются новые политические и экономические отношения, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил. Отсюда - сменяющие друг друга способы производства (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) означают неуклонное движение человечества по пути прогресса. Однако господствующие классы, используя свою экономическую и политическую власть, эксплуатируют большую часть населения, присваивая прибавочные продукты (прибыль) для своей выгоды. Продолжается классовая борьба, ведущаяся эксплуатируемыми массами ради справедливого распределения собственности и политической власти; анализ и критика предшествующих капитализму обществ, в особенности буржуазного общества; раскрытие роли производительных сил и производственных отношений как определяющих содержание политической и идеологической надстройки.

   С победой Октябрьской революции (1917 г.) в России идеи коммунизма пытались реализовать русские большевики. В начале - в форме политики военного коммунизма. Переход к нэпу по существу означал отказ от теории коммунизма в пользу социал-демократизма. Затем этот отказ проявился в установлении и укреплении государственной системы (социализма) и завершился перестройкой М.С. Горбачева. В конечном итоге выявилась неэффективность коммунистической теории, в результате чего последовал ее крах.

Понятие анархизма

   Анархизм - совокупность достаточно разнородных политических течений, настроений и ориентации, оказывающих значительное влияние на политические процессы. Родоначальниками анархизма были М. Штирнер, М. Бакунин, П. Кропоткин, Ж. Сорель. Общей чертой всех форм анархизма является представление о государстве как основном - источнике зла в обществе, а его разрушение, устранение - главное условие радикального совершенствования социальных отношений. Анархисты также негативно относятся к политическим средствам борьбы - партиям, организациям, поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблем воздействия на государственную власть или ее завоевал.

   Недостатки анархизма:

  = картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта;

  = следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность анархистов изменить тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;

  = внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющая эти движения и делающая недостижимыми их политические цели.

Технократизм как политическое направление

   Технократизм - совокупность теорий и основанных на них методов толкования и решения политических проблем, исходящих из уверенности, что именно техника и ее эволюция оказывают решающее воздействие на определение конкретного облика политических систем. При таком подходе происходит отождествление политической и технической компетенции, а людям, занятым созданием и управлением техническими системами, приписывается ведущая роль в обеспечении социальных и политических инноваций.

   Как политическое направление технократизм в ходе своей эволюции прошел ряд этапов.

   Первый этап связан с Т. Вебленом, американским экономистом и социологом. Он выдвинул идею "революции инженеров" - перехода к ним власти не только в производстве, но и в обществе, превращения политики в техновластие.

   Теория "единого индустриального общества и конвергенции" получила широкое распространение в 60-е годы нашего столетия. Наличие сходства индустриальных технологий, систем управления производством и многих черт социальной структуры и культуры современных развитых стран доказывало нарастание сходства и в способах осуществления политической власти, то есть отсутствие принципиальных различий между социалистической и капиталистической политическими системами, направленность их эволюции в сторону формирования общих качеств.

   Теория "технотронного, постиндустриального общества", возникшая в 70-е годы, акцентирует внимание на таких явлениях, как внедрение компьютерных систем и технологий, активное использование электронной техники в производстве, быту, управлении, связи и образовании.

   Теории постиндустриального общества отходит от многих традиционных постулатов технократизма, ее эволюция очевидна в сторону признания роли в детерминации политических процессов таких факторов, как культура, образование, информация, право.

Другие политические идеологии современности

   К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.

   Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.

   Экологополитинеская идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.

   Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.

   Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении личных целей.

 

Вопрос № 3. Политические идеологии в постсоветской России

   В настоящее время в России борются четыре основные группы идеологии:

  » демократически-либеральная, которая выступает за продолжение радикальных рыночных реформ в западном духе (ее приверженцами считают себя 17,2% опрошенных);

  » национал-патриотическая, или идеология "русских националистов". Сторонниками этой идеологии являются люди, ищущие самостоятельный "русский путь" (10,5% опрошенных);

  » коммунистическая идеология, сторонники социализма (14%);

  » идеология "центризма", сторонниками которой являются люди, стремящиеся противостоять крайним политическим ориентациям (17,2%).

   Группа "центристов" - это та часть избирателей, которая еще ждет те идеи, которые способны противостоять крайним политическим ориентациям - коммунизму и дикому капитализму.

   Происходит кристаллизация идеологий, предпочтений и формирование биполярной (или двухполюсной) идеологической системы - либерализм на одном полюсе и коммунизм на другом, левые и правые. Центристские ориентации до сих пор остаются невостребованными. Отсутствие среднего класса делает малоперспективным в ближайшее время возможность преодоления биполярности идеологической системы. Социальная база большинства идеологий, за исключением левых ориентации, еще только формируется.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!