ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПОЛИТОЛОГИЯ » ЛЕКЦИИ по ПОЛИТОЛОГИИ » Лекция 10 "Политические партии и группы давления"

Лекция 10 "Политические партии и группы давления"

"Политические партии и группы давления"

 

Понятие и процесс формирования политической партии

    Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

    Термин "партия" в переводе с латинского означает "часть", "группа". Получил распространение в Древнем Мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII - XIX вв.).

    Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Партии не были оформлены  организационно,  не признавали принципа членства.  Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникают партии как специализированные организации для борьбы за завоевание или свержение политической власти.

    В Древней Греции формирование партий было связано со стремлением правящих сил привлечь на свою сторону население для того, чтобы проводить определенную политику. То есть в древности партии рассматривались как инструмент борьбы за власть и сохранения власти, как инструмент влияния на общество.

    В современном виде политические партии стали создаваться по историческим меркам сравнительно недавно. Сначала в Англии в 70- 80 гг. XVII века сформировались партия тори (консерваторов) и партия вигов (либералов). Это были партии правящих классов, конкурировавших в борьбе за влияние на королевскую власть.

    Уже в первой половине XVIII века политические партии были созданы почти во всех западных странах. Создавались в первую очередь партии буржуазии, которые активно завоевывали власть в этих странах. В 20- 30 гг. XIX века партийное строительство развернулось и в США. В это время здесь образовались две крупные партии (демократов и республиканцев), которые представляли интересы буржуазии и которые до сих являются наиболее влиятельными и мощными партиями в США.

    Отличительной особенностью процесса формирования партий в Европе в XIX веке было то, что сначала образовались партии верхов, правящих классов, а затем - во второй половине XIX века - стали формироваться партии низов, партии трудящихся классов, которые также дошли до осознания важности борьбы за политическую власть.

    Второй особенностью процесса образования партий в Европе в XIX веке было то, что практически все они во главу угла ставили две задачи - завоевание парламентского большинства и борьбу за избирателя.

 

Признаки, функции и структура партий

    Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер:

  - партия - это организация, то есть достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами;

  - существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

  - цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партию от групп давления. Если партия ставит целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;

  - обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. Партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

    Функции партии зависят от типа, от конкретных условий деятельности, от того места, которое она занимает в политической структуре общества.

    Правящая партия, например, имеет такие специфические функции, как формирование правительства, расстановка кадров в государственных органах, а оппозиционная партия этих функций не имеет. Для нее главное - критика деятельности правительства и подготовка к завоеванию власти. Несмотря на различия, у всех партий есть и сходные функции, а именно:

  выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

  активизация и интеграция определенной части людей;

  борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

  подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

  разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

  политическое воспитание общества в целом или его части;. подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

    Структура партии: партийный аппарат; рядовые члены (партийные массы); сторонники партии.

 

Типология партий

    Классификацию политических партий проводят по следующим критериям:

  = по социальной направленности программы и деятельности. По этому критерию партии делятся на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные;

  = по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (защита своей идеологии). прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий), харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

  = по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений);

  = по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

  = по представительству в высших органах государственной власти и от­ношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные);

  = по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

  = по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;

  = по характеру членства: кадровые (отличаются немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью), массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

  = по организационной структуре: парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов), авангардные (построены на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов).

 

Природа и типы партийных систем

   Партийная система - это совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и ее осуществление.

   В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

   Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, ею политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательные законы.

   Типы партийных систем:

 ♦ в зависимости от характера политического режима: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы;

 ♦ в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционными, то есть состоящими из представителей двух или нескольких партий);

♦ в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные.

 

Разновидности партийных систем

   Партийные    системы    различаются    по    количественному    и качественному критериям. По количеству партий выделяют:

 » монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть. Характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств - способностью интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию.

 » двухпартийную систему. Состоит из нескольких партий с заметным преобладанием   двух,   наиболее   влиятельных.   В   Великобритании   это лейбористская и консервативная; в США - республиканская и демократическая. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности резкой смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

 » многопартийную систему. Предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием.

    По политическому "весу" выделяются четыре типа партий:

 мажоритарные партии - получившие абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

  партии с мажоритарным призванием, то есть в ситуации;

 чередования партий у власти они способны победить на следующих выборах;

 доминирующие партии - получившие относительное большинство депутатских мест;

 миноритарные партии - имеющие минимальное число мандатов.

 

Особенности партийной системы России

   С самого начала процесс образования партий в России имел некоторые особенности:

  создание партий в России началось позднее, чем в странах Западной Европы;

  образование партий началось с низов (в частности, с партий рабочего класса);

  партия трудящихся в России создавались как революционные, провозглашающие своей главной целью захват власти революционным, радикальным, вооруженным путем;

  партии верхов стали создаваться только в процессе 1-й русской революции после издания Манифеста 17 октября 1905 г.

    Российская многопартийность по этой причине развивалась недолго -до октября 1917 г., и осталась недоразвитой, поскольку партии были в общем-то немногочисленными, а главное - не оказывали существенного влияния на власть. После Октябрьской революции 1917 г. история российской многопартийности прервалась. Она возобновилась лишь спустя 80 лет.

    С тех пор российская многопартийность прошла в своем развитии несколько этапов:

  1986-1998 гг. - развитие неформальных общественных организаций; 1988-1989 гг. - этап действия народных фронтов и протопартийных структур;

  1991 гг. - первая волна образования партий (в 1990 г. образовались ЛДПР и демократическая платформа КПРФ. В 1991 г. учреждена Народная партия свободной России);

  1993 гг. - "вторая волна" партийного строительства, начавшаяся после августа 1991 г. (Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия);

  конец 1993- 1995 гг. - период между Государственными Думами. На этом этапе начинается радикальная ломка сложившейся системы протопатий и образование новых политических партий (ПРЕС, блок "Выбор России", "Яблоко");

  после 1995 г. - этап консолидации и выживания. В настоящее время в России действует около 50 партий.

 

Группы давления и способы их воздействия

   Группа давления - это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

   Понятие "группа давления" раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.

   Группы давления могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий.

   Способы воздействия групп давления на государственные органы:

  = непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

  = участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

  = поддержание личных контактов с членами парламента, правительства.

   Эффективность деятельности группы давления зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное: влияние, национальные и религиозные связи).

   Разновидности групп давления - профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения.

 

Лоббизм: понятие и его виды

   Лоббизм - протекционизм, агитация и представление чьих-либо политичеасих либо экономических интересов в органах государственной власти. Лоббизм жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм -признак власти.

   Для становления лоббизма как полноценного института необходимо наличие двух условий:

  1. больного многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения;

  2. расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно для демократических режимов.

   Виды лоббизма:

  » в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос", лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный и судебный;

  » в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

  » в зависимости от характера интереса, который "продавливается": политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый;

  » в зависимости от времени действия: "одноразовый" и постоянный;

  » в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

  » в зависимости от того, в чью пользу "решается вопрос", говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме;

  » в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий).

Достоинства и недостатки лоббизма

   Достоинства лоббизма:

  влияя на управленческие решения, заставляет "держаться в форме" органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

  выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику;

  создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

  воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев;

  применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

  позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на "кричащие" проблемы;

  лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей;

  лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

   Недостатки лоббизма:

  - лоббизм   может  стать   инструментом   приоритетного  удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным;

  - иногда выступает проводником неправового воздействия на государственные органы, вплоть до преступных видов (взяточничество, коррупция), которые "подтачивают" фундамент власти;

  - может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения "специальных интересов";

  - таит в себе немалую опасность "размывания" народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

  - лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости;

  - зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

  - иногда существенно мешает претворению стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой;

  - лоббизм может использоваться и в более "прозаических" целях - гак инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

   Для того, чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование.

 

Понятие, черты и элементы политического плюрализма

   Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется в общественном сознании и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

   Компоненты политического плюрализма:

  многообразие политических идей и организационных форм;

  отрицание моноцентризма;

  свобода объединения людей в партии и иные законные организации; уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность; ограничение центральной власти, разделение властей; возможность смены политических структур у власти.

   Характерные черты политического плюрализма:

  идеологическое многообразие;

  запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

  светский характер государства;

  признание политического многообразия и многопартийности;

  равенство всех общественных объединений перед законом.

   Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

   Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!