Лекция 15 "Политические режимы"

"Политические режимы"

 

Понятие и признаки политического режима

    Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

    Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

    Политический режим определяется следующими признаками:

  ~ степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

  ~ соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;

  ~ характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;

  ~ положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

  ~ местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

  ~ соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

  ~ типом политического поведения; характером политического лидерства;

  ~ учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

  ~ степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;

  ~ политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

  ~ мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

 

Политический и государственный режимы

    Различаются понятия "политический режим " и "государственный режим". Если политический режим в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то государственный - есть среда и условия существования политической жизни общества, иными словами - является политическим климатом данного общества.

    Понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

    Политический резким обеспечивает:

  стабильность политической власти;

  - управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

  - достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

   Политический режим определяется.

  = уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией;

  = развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением; доминирующим в обществе типом легитимности.

 

Условия функционирования демократического режима

    Понятие "демократия "(от греч. demos - народ и kratos - власть) означает народовластие, власть народа.

    Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

    Характерные черты.

   избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;

   наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

   разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

   многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

   принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

   отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

   Условия функционирования демократического режима.

   наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

   отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;

   наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

   наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

   гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

    Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против Действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

 

Теории демократии

    Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Эволюция значения · термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

    Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С тех пор демократия рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

    Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

    Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти - народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.

    Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории, отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выражение на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

    Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Таким образом, общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов.

    Элитарная теория демократии. И. Шумпетер, последователь данной теории, игпользует обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать.

    Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. И. Шумпетер отмечал: "Демократический метод - это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурент той борьбы за голоса народа".

    Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теэрия трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два. направления в трактовке демократического .правления-ортодоксатьное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштенн, К. Каутский).

    В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством.

    Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных: социальных сил. Цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.

    Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.

    Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

 

Понятие и основные черты авторитарного режима

    Авторитарный (от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

    Характерные черты.

  ♦ концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

  ♦ наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

  ♦ ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

 ♦ отсутствие огромного репрессивного аппарата;

 ♦ разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

 ♦ наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

    Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 

Тоталитарный режим и его признаки

    Тоталитарный режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

    Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом, власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

    Признаки тоталитарного режима:

  государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

  общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

  абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

  государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

  доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

  господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

  права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

  экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

  наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

  невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

  государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

 

Отличия авторитарного и тоталитарного режима

    Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?

    Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель - выполнить конкретную задачу, а именно - вывести страну из исторического тупика.

    Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю. Принцип тоталитарного общества - "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного - "разрешено то, что не имеет отношения к политике".

    В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

    В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей - послушание и скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей - послушание и профессионализм.

 

Тоталитаризм и диктатура

    Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке. Диктатура (от лат. "dictatura" - неограниченная власть) - режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

    Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V - I вв. до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти.

    Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883- 1945). Цели фашистского движения состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".

    Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875- 1994) раскрыл "тоталитарное содержание" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, 8 еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унификация всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)". Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX -начале XX века, способствовали возникновению тоталитаризма. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью.

    Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции.

     Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие: интересы. Опыт показал, что тоталитарные режимы возникают, как правило, при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

    В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки:

  = единственная массовая партия;

  = монопольно существующая и признанная всеми идеология; монополия на средства массовой информации; монополия на средства вооруженной борьбы; террористический контроль со стороны политической полиции; централизованная система контроля и управления экономикой. Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию,- принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной нестабильности.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!