ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПОЛИТОЛОГИЯ » ЛЕКЦИИ по ПОЛИТОЛОГИИ » Лекция 6 "Политическая жизнь и властные отношения"

Лекция 6 "Политическая жизнь и властные отношения"

"Политическая жизнь и властные отношения"

 

1. Понятие, источники и виды власти

    Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха.

    Различают следующие виды власти, политическую, экономическую, социальную, законодательную, исполнительную, судебную, информационную, военную, теневую. Одним из основных видов является политическая власть. Это обусловлено тем, что она охватывает, направляет и регулирует жизнь в обществе и государстве, господствует над всеми другими видами власти. Политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

    Природа власти политики объективна. Без власти в обществе наступает хаос, поэтому основная цель власти, особенно политической, - это регулирование, управление процессом общественной и государственной жизни.

    Источники власти:

  - сила;

  - богатство;

  - положение, занимаемое в обществе;

  - организация;

  - знания и информация.

    Источниками власти могут быть традиции, демократические процедуры (рационально-правовые источники), природная одаренность (харизма).

   В политической практике высшей власти достигают, как правило, используя самые различные источники власти. В определенных ситуациях основную роль среди них могут играть демократические процедуры.

    Признаки власти:

  ♦ доминирование властной воли;

  ♦ наличие особого аппарата управления;

  ♦ монополия на регламентацию жизни общества;

  ♦ право на принуждение в отношении общества и личности;

  ♦ легитимность;

  ♦ суверенитет.

 

2. Легитимность политической власти

    Слово "легитимность" происходит от латинского "legitimus" - законный. Легитимность - это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждение в оптимальности существующих политических институтов.

    Легитимность и легальность (законность) власти - несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность - доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение - легальна. В то же время она может: быть нелегитимна, не приниматься народом.

    Типы легитимности власти:

  Традиционный. Этот тип основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка. Различают четыре вида традиционной власти:

   Патриархализм - полная зависимость властителей от традиций. Представляет собой "чистый" вид традиционной власти, свойственный родовым отношениях.

   Патримониализм - определенная свобода властителя от традиций. Появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.

   Султанизм - разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.

   Феодализм - отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате.

   Харизматический (от греческого "charisma" - благодать, божественный дар). Основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество.

   Легальный. Основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.

 

3. Ресурсы политической власти

    Ресурсы власти - это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. По мере развития общества ресурсы изменялись. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет правителя (вождя, военачальника). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила.

    В индустриальных обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения. Властные отношения в современных обществах зависят от того, кто обладает информацией, которая, при сохранении роли других ресурсов, становится важнейшим средством властвования. Отсутствие информации вызывает человека ощущения страха, дискомфорта, желание подчиняться.

    Типы ресурсов власти:

  ♦ экономические ресурсы: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;

  ♦ силовые: оружие, аппарат физического принуждения;

  ♦ социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика;

  ♦ информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения;

  ♦ политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий;

  ♦ демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

 

4. Структура, формы и функции политической власти

    Структура власти включает в себя:

  = Источники власти: Авторитет, сила, престиж, закон богатство, знание, харизма, тайна, интерес.

  = Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии.

  = Объекты власти: индивид, социальная группа, класс, общество.

  = Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

   = Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы, материальные ценности, информации.

    Функции власти:

  выработка стратегии управления обществом;

  разработка, принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества;

  оперативное управление и регулирование общественными процессами;

  контроль за важными параметрами стабильности и направленности развития общества.

     Политическая власть имеет следующие формы:

  - демократические;

  - авторитарные;

  - тоталитарные.

    Характер и мера осуществления власти:

  ♦ всеобщий, не знающий границ контроль и насилие;

  ♦ анклавы, не доступные контролю;

  ♦ власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом. Отношение людей к власти:

  ♦ слияние с властью;

  ♦ отчуждение от власти рядовых граждан;

  ♦ выбор конкретных носителей власти.

    Характер запретов власти:

  = разрешено то, что приказано властью, все остальное запрещено;

  = разрешено то, что не имеет отношения к политике;

  = разрешено все, что не запрещено законом и соответствует нормам нравственности и интересам общества.

 

5. Тенденции в развитии политической власти

    В последние десятилетия в различных странах и в целом в мире сформировались новые тенденции в развитии политической власти.

    Первая тенденция - демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.

    Вторая тенденция - интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран.

    Третья тенденция - разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти.

    Четвертая тенденция - негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность.

    Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!