Лекция 24 "ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ"

«Договор перевозки»

 

1. Понятие обязательства о возмездном оказании услуг

     По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

    Данный договор консенсуальный, взаимный, возмездный.

    Предмет договора - это оказание услуг.

    В отличие от подрядных отношений, где предме­том договора выступает выполненная работа, т. е. результат действий подрядчика, предмет обязатель­ства по оказанию услуг состоит из самих действий либо деятельности, а их результат выходит за рам­ки предмета договора.

    Заказчика, конечно, в первую очередь интересу­ет результат оказания услуг. Но он зависит не толь­ко от действий или деятельности исполнителя, но и в не меньшей мере от качеств самого заказчика, если услуги неразрывно связаны с его личностью, а также от иных обстоятельств, повлиять на кото­рые не могут ни исполнитель, ни заказчик. Поэтому надлежащее совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, хотя и не достигшие желаемого результата, будут считаться надлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг.

    Виды договора воз­мездного оказания услуг: договор оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иные. Перечень договоров, указанных в ГК РФ, не явля­ется исчерпывающим.

    Выделение законодателем указанных видов дого­воров обусловливается тем, что для каждого из ука­занных видов создан свой правовой режим.

    Стороны договора: исполнитель и заказчик. Ими могут быть как граждане, так и юридические лица. Отдельные виды деятельности по возмездно­му оказанию услуг подлежат обязательному лицен­зированию.

 

2. Договор перевозки 

Понятие и виды договора перевозки

    Транспортные обязательства - это обязатель­ства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспорт­ных услуг, связанных с перевозками:

    В силу обязательства перевозки перевозчик обя­зуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить возна­граждение за оказанные транспортные услуги (внес­ти провозную плату).

    Перевозки могут быть классифицированы по раз­личным признакам.

    Различают следующие виды перевозок в зависимости:

   1) от вида транспорта: железнодорожные, реч­ные, морские, воздушные, автомобильные пере­возки;

   2) от числа перевозчиков: а) перевозки в мест­ном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия - железной дороги, речного пароходства); б) перевозки в прямом со­общении осуществляются по одному документу не­сколькими перевозчиками одного вида транспор­та (двумя железными дорогами); в) перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевоз­чиками (железной дорогой и воздушным транспортом).

     На морском транспорте:

   ♦ перевозки в малом каботаже. Под малым кабо­тажем понимается перевозка между двумя россий­скими портами, расположенными в одном море;

   ♦ перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в раз­ных морях;

   ♦ перевозки в заграничном сообщении. Эти пере­возки осуществляются в иностранные порты или из них.

     На воздушном транспорте:

  •  
    • внутренние воздушные перевозки - пункт от­правления, назначения и все пункты посадок рас­положены на территории РФ;
    • международные воздушные перевозки – пункт отправления и назначения расположены на терри­тории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.

     На автомобильном транспорте различают пере­возки во внутреннем сообщении и в международ­ном сообщении.

    В зависимости от того, что перевозится, различают виды договоров перевозки:

   › перевозки грузов;

   › перевозки багажа;

   › перевозки пассажиров;

   › перевозки почты.

    Правовое регулирование перевозок осуществля­ется в основном: Гражданским Кодексом, Кодексам торгового мореплавания (КТМ РФ), Кодексом внут­реннего водного транспорта, Воздушным кодексом, транспортным уставом железных дорог и соответ­ствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

    Договор перевозки груза - со­глашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на полу­чение груза лицу (получателю), а отправитель гру­за обязуется уплатить за перевозку груза установ­ленную плату.

    Предметом договора выступают доставка, хранение, выдача, погрузка и выгрузка груза.

    Сторонами договора признаются перевоз­чик - транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароход­ство, имеющие лицензию на осуществление пере­возок; грузоотправитель - юридическое или физи­ческое лицо; грузополучатель - третье лицо, которому направлен груз. Договор заключается в письменной форме путем составления единого документа, который оформляет перевозку груза, это может быть транспортная накладная или - на мор­ском транспорте - коносамент. Моментом заклю­чения договора считается момент вручения груза с сопроводительными документами.

    Срок договора - это срок, в течение которого груз должен быть доставлен, он считается соблю­денным, если груз выгружен или подан под разгруз­ку до истечения срока доставки. За перевозку гру­зов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон или определяется на основании та­рифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

    Заключение договора перевозки груза подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соот­ветствующим транспортным уставом или кодексом.

    Перевозочные документы - оформленные в соответствии с предусмотренными правилами доку­менты, необходимые при перевозке грузов. При воз­душной перевозке договор воздушной перевозки гру­за удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально упол­номоченным органом в области гражданской авиации.

    При перевозке железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки осуществляются на основа­нии транспортной накладной, оформленной на весь маршрут следования грузов.

    При перевозке морским транспортом после приема груза для перевозки перевозчик по требованию от­правителя обязан выдать отправителю коносамент.

    Для заключения договора перевозки нужны пред­посылки организационного характера.

    Такими предпосылками могут быть заявки (заказы) грузоотправителей; договоры об органи­зации перевозок (годовые, навигационные и др.); в случаях, предусмотренных законом, - админист­ративно-плановые акты.

 

Железнодорожная перевозка

    Договор железнодорожной перевозки оформ­ляется накладной, которая является основным пе­ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (грузо сопроводительный документ).

    Юридическое значение накладной: 1) явля­ется обязательной письменной формой договора; 2) доказывает факт заключения договора и вопло­щает его содержание; 3) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего испол­нения договора перевозки.

    Договор считается заключенным с момента пере­дачи груза к перевозке вместе с накладной.

    Иные перевозочные документы: дорожная ведо­мость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного уче­та и имеют доказательственное значение.

    Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Пра­вительством РФ.

    Перевозки различаются грузовой и более вы­сокой скоростью, а также различают перевозки пас­сажирскими поездами и грузобагажом.

    Срок доставки исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, если груз был принят к перевоз­ке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен быть погружен. Груз счита­ется доставленным в срок, если на станции назна­чения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку сред­ствами грузополучателя до истечения установлен­ного срока доставки.

    Ответственность сторон за ненадлежащее испол­нение договора перевозки регулируется ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.

 

Воздушная перевозка

    Перевозчик - зксплуатант, который имеет ли­цензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основа­нии договоров воздушной перевозки.

    Эксплуатант - физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра­во на воздушное судно и использующее его для по­летов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

     Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде­ляют: местные, прямые и транзитные воздуш­ные перевозки.

     Договор оформляется грузовой (почтовой) на­кладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ­ность такого договора заключается в предоставле­нии фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш­ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого дого­вора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто­рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется до­говором перевозки и правилами воздушных пере­возок (расписанием движения самолетов).

 

Морская перевозка

   На морском транспорте различают перевоз­ки в: 1) малом каботаже - перевозка между дву­мя российскими портами, расположенными в одном море; 2) большом каботаже - перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях; 3) заграничном сообщении. Эти перевоз­ки осуществляются в иностранные порты или из них.

    Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами. Перевозчиком является пароходство или порт.

    Договор морской перевозки грузов может быть зак­лючен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений (трюмов). При этом заключается договор фрахто­вания судна или чартер, в силу которого одна сто­рона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отпра­вителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа; 2) без такого условия. В этом случае до­говор оформляется коносаментом.

    Коносамент обычно составляется в двух экзем­плярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. Коносамент со­ставляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и вы­дается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает пе­редачу товара (товарораспорядительный документ).

    Чартер - консенсуальная разновидность догово­ра перевозки. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент - при небольших по объему перевозках. От чартера отличается договор фрах­тования судна на время - тайм-чартер. Он приме­няется как при перевозке грузов и пассажиров, так и для иных целей. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств.

    Провозная плата (фрахт) определяется по согла­шению сторон договора или по тарифу.

    Сроки доставки грузов устанавливаются в нор­мативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выпол­нившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках.

 

Перевозка в прямом смешанном сообщении

    Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспор­та, осуществляющих перевозку по единому докумен­ту, составленному на весь путь следования.

    Прямое смешанное сообщение характеризуется двумя признаками: 1) участием в перевозке пере­возчиков разных видов транспорта; 2) составлени­ем на перевозку одного транспортного документа.

    В прямое смешанное сообщение включают­ся: 1) железнодорожные станции, открытые для операций по перевозкам грузов; 2) морские и реч­ные порты; 3) автостанции, аэропорты, предусмот­ренные перечнями установленными соответствую­щими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

    Стоимость работ указывается после их выпол­нения в транспортной накладной для взимания стои­мости работ с грузополучателей.

    Общий срок доставки грузов в прямом сме­шанном сообщении определяется исходя из сово­купности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рас­считывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, которые действуют на транспорте соответствующих видов.

    За несохранность грузов до передачи их в пункт перевалки имущественную ответственность несет сдающая сторона, а после передачи такую от­ветственность несет сторона, принявшая груз.

 

Договор перевозки пассажиров и багажа

    Перевозка пассажиров и багажа осуществляет­ся на основании договора перевозки, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пас­сажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажи­ром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; другая сторона (пассажир) обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

    Договор является взаимным, возмездным, консенсуальным. Договор перевозки пассажиров транспор­том общего пользования является также публичным. Заключение такого договора удостоверяется биле­том, в котором указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уста­вами и кодексами.

    По договору перевозки багажа перевозчик обязан доставить вверенный ему пассажиром ба­гаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному лицу, пассажир обязан уплатить за перевоз обусловленную плату. Не могут принимать­ся в багаж взрывоопасные, легковоспламеняющие­ся вещества.

    Договор взаимный, реальный, возмездный, пуб­личный. Сдача багажа удостоверяется багажной кви­танцией. В пункте назначения багаж хранится бес­платно в течение суток. За хранение сверх этого срока взимается плата в порядке, который опреде­ляется правилами оказания услуг по перевозке пас­сажиров.

    Багаж, который не востребован в течение 30 су­ток со дня прибытия, а также грузобагаж граждан, не востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя о его прибы­тии, подлежит реализации в порядке, предусмот­ренном законом.

 

Договор транспортной экспедиции

    Договор транспортной экспедиции - согла­шение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждена) и за счет другой сто­роны (клиента - грузоотправителя или грузополу­чателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связан­ных с перевозкой груза.

    Договор является взаимным и возмездным. Поми­мо этого он может быть консенсуальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспеди­ционных услуг); реальным (в случае, когда экспе­дитор организует выполнение экспедиционных услуг с вверенным ему грузом).

    Стороны договора: клиент - субъект, которому оказываются услуги; экспедитор - субъект, оказы­вающий услуги клиенту. В качестве клиентов по до­говору могут выступать любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его соб­ственник), заинтересованные в получении экспеди­ционных услуг. Экспедитором может быть только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуще­ствление транспортно-экспедиционной деятель­ности. Экспедитором может быть как специализиро­ванная организация, так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортно­го предприятия). Экспедитор вправе привлечь к ис­полнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции.

    Предмет договора - услуги, связанные с пе­ревозкой груза. Они делятся на основные (по орга­низации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут ох­ватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза.

    Договор может быть заключен как на полное, так и на частичное транспортно-экспедиционное обслу­живание. Договоры могут быть разовые - для вы­полнения разовых экспедиционных поручений - и длительные, которые заключаются при наличии постоянной потребности в транспортно-зкспедиционном обслуживании.

    Форма договора - простая письменная. Его срок определяется соглашением сторон. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Ценой договора является вознаграждение экспе­дитора, которое определяется соглашением сто­рон.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!