Лекция № 15 "Арбитражное производство в порядке надзора"

«Арбитражное производство в порядке надзора»

 

1. Возбуждение надзорного производства

     Производство в порядке надзора является самостоятельной стадией арбитражного процесса и имеет следующие задачи:

   ≈ проверять законность и обоснованность судебных актов, всту­пивших в законную силу;

   ≈ надежно гарантировать защиту прав организаций и граждан;

   ≈ осуществлять руководство над нижестоящими судами ВАС РФ и обес­печивать единство применения закона всеми арбитражными судами.

     Отношения, возникающие в этой стадии процесса, имеют свой субъ­ектный состав, объект, содержание и предпосылки возникновения.

     Право на обращение в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора имеют участвующие в деле и иные лица, которым АПК предоставлено такое право. Конкретный перечень таких лиц можно найти  надо в ст. 40 АПК.

     В Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением оспорить судебный акт могут обратиться лица, не участвовавшие в деле, но, в отношении которых арбитражный суд принял судебный акт, затрагивающий их права и обязанности. Наряду с российскими лицами аналогичным правом обладают и иностранные лица.

     Правом оспорить судебный акт в порядке надзора обладают так же лица, участвующие в деле об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, которые были участниками третейского разбирательства.

     Прокурор вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд РФ с представлением о пересмотре в порядке надзора судебного акта, но не по всем делам, а лишь по тем из них, по которым он наделен правом обращения в арбитражный суд с иском или заявлением. Закрытый перечень таких дел содержится в ч. 1 ст. 52 АПК. Представление в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ.

     В порядке надзора могут быть пересмотрены судебные акты, принимаемые арбитражным судом в форме решения, постановления или определения. При этом пересмотру может подвергнуться судебный акт как полностью, так и его часть.

     Объектом пересмотра в порядке надзора являются следующие судеб­ные акты, вступившие в законную силу:

   ♦ решения арбитражного суда первой инстанции;

   ♦ постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстан­циями.

      В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную си­лу решения, вынесенные судами субъектов РФ, так и решения ВАС РФ, вынесенные им по первой инстанции.

      Не могут быть объектом пересмотра в порядке надзора только по­становления Президиума ВАС РФ.

      Предметом надзорного пересмотра может стать любое решение суда первой инстанции, а также постановление апелляционной или кассационной инстанции, поскольку этими судебными актами дело разрешается по существу.

      Исключение составляют постановления и определения, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ в порядке надзора, пересмотр которых в порядке надзора АПК не предусмотрен. Но они могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Ограничение повторного пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов связано со следующими обстоятельствами:

   • любой судебный процесс не может продолжаться неопределенно долго и законодатель вправе устанавливать те или иные временные рамки, за пределами которых продолжение судебной процедуры исключается; в сфере предпринимательских и иных экономических отношений важное значение имеет их правовая определенность, стабильность.

   • надзорный пересмотр определений может быть инициирован только теми лицами, которые могут обращаться с заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд РФ и допускается при соблюдении иных установленных законом требований. В их числе наличие оснований, содержащихся в ст. 304 АПК.

    • предметом пересмотра в порядке надзора может быть определение при наличии одного из двух условий:

    - прямое указание в Кодексе на возможность обжалования определения отдельно от решения.

    - если по своему содержанию определение является препятствием дальнейшему движению дела.

       В основу указанных условий положено правило о том, чтобы ограничения в обжаловании и в пересмотре не нарушали право на судебную защиту.

      Закон не содержит ограничений для пересмотра в порядке надзора и иных определений, но устанавливает, что такой пересмотр допускается одновременно с надзорным пересмотром решений и постановлений арбитражных судов.

    • пересмотр в порядке надзора возможен только вступивших в законную силу судебных актов. Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок на обжалование которых в кассационном порядке не истек.

      Заявление или представление лиц, обладающих правом обращения о возбуждении надзорного производства, должно отвечать определенным требованиям по форме и по содержанию:

   ♦ должно быть подписано тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного акта, или его полномочным представителем;

   ♦ устное обращение не допускается, оно должно быть подано только в письменном виде.

   ♦ заявление или представление должно быть адресовано и направляется непосредственно в

      Высший Арбитражный Суд РФ, в отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые подаются через суд первой инстанции, принявший решение. Направление заявлений другим адресатам является неправильным, так как правом рассмотрения таких обращений по закону обладает только Высший Арбитражный Суд РФ.

      Основным содержанием обращения являются правовые аргументы несогласия с оспариваемым судебным актом со ссылкой на кон­кретные законы и иные нормативные правовые акты. В заявлении или представлении указывается, в чем, по мнению заявителя, заключается нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права. Закон требует показать связь этого нарушения с существенным ущемлением заявителя в его правах в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Невыполнение предъявляемых требований к форме и содержанию обращения в надзорную инстанцию может повлечь за собой отказ в принятии заявления или представления.

      На стадии надзорного производства действие принципов состязательности, равноправия сторон проявляется в числе других факторов в том, что участвующие в деле лица имеют право знать об аргументах, приводимых в заявлении или представлении, и иметь возможность высказать по ним свои соображения. В этих целях для обеспечения каждого из них документами, направленными в Высший Арбитражный Суд РФ, на заявителя возлагается обязанность представить в необходимом количестве (по числу участвующих в деле лиц) копии обращения и приложений к нему.

 

2. Стадии надзорного производства

      Судебная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора проходит три стадии:

    ≈ единоличное рассмотрение судьей заявления и возбуждения надзорного производства

    ≈ рассмотрение  обращения в судебном заседании состав судей коллегиально и вынесение определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;

    ≈ рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела.

      Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в течение пяти дней, в которые не включаются нерабочие дни. Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству.

     Его течение начинается на следующий день после поступления обращения в Высший Арбитражный Суд РФ и заканчивается в последний рабочий день пятидневного срока.

     На данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК, и решает вопрос о принятии обращения к производству Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Процессуально принятие заявления или представления к производству оформляется определением в виде отдельного судебного акта.

     В отличие от общего правила, установленного ст. 186 АПК, копия определения о принятии заявления или представления к производству в порядке надзора направляется только лицу, подавшему его.

     В случае истребования судьей дела из арбитражного суда, копия определения в пятидневный срок, как это установлено в АПК,  направляется в арбитражный суд первой инстанции, который обязан также в пятидневный срок направить указанное дело в Высший Арбитражный Суд РФ.

     Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебного акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в АПК. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.

     В отличие от заявления об обеспечении иска, искового заявления или заявления об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, а также апелляционной и кассационной жалоб оставление без движения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора Кодексом не предусмотрено.

     Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в Высший Арбитражный Суд РФ, включая заявление или представление, направляются заявителю.

     Обжалование определения о возвращении заявления Кодексом не предусмотрено. Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил, после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.

     Вторая стадия. После возбуждения надзорного производства заявление или представление направляется в состав судей, который в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц коллегиально рассматривает обращение.

     Рассмотрение заявления (или представления) осуществляется в сроки:

   ≈ если дело не истребовалось в связи с отсутствием к тому оснований — в пределах одного месяца, в который входит время нахождения обращения в Высшем Арбитражном Суде РФ;

   ≈ в случае истребования дела из суда первой инстанции месячный срок исчисляется со дня поступления его в Высший Арбитражный Суд РФ.

      Важное значение имеет порядок формирования состава судей, которым заявление или представление передается для рассмотрения.

     В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство и влияние, распределение дел осуществляется исходя из нагрузки и специализации судей с учетом очередности.

     Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов коллегия судей не может прийти к определенному заключению, она выносит определение об истребовании дела из суда первой инстанции, если оно не было истребовано ранее, на первой стадии. После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения.

     Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в АПК, выносится определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В пятидневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Исходя из принципов состязательности и равноправия сторон праву одного лица, участвующего в деле, на обращение о пересмотре в порядке надзора соответствует право других лиц на представление отзыва с возражениями против пересмотра.

     Направление отзыва другим участникам процесса осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении, с таким расчетом, чтобы адресат имел возможность ознакомиться с отзывом до начала заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. При этом учитывается, что обращение после принятия к производству будет рассматриваться судебным составом в течение до одного месяца, а в Президиуме оно должно быть рассмотрено в срок не более трех месяцев, необходимо рассчитать время направления отзыва.

     Состав судей, рассматривающий заявление или представление, имеет право передать дело для проверки в кассационном порядке при наличии к тому необходимых оснований и при условии если оно не рассматривалось в кассационной инстанции. Данное положение имеет целью исправление ошибок применения норм материального права или норм процессуального права суда первой и апелляционной инстанций не в надзорном, а в кассационном порядке.

     Независимо от того, проверялось или не проверялось дело в кассационном порядке, но если состав судей находит основания, содержащиеся в АПК, направляет дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ со своими выводами о необходимости надзорного пересмотра оспариваемых судебных актов.

     При отсутствии оснований, указанных в АПК состав судей принимает отдельное определение об отказе в направлении дела для надзорного пересмотра, которое принимается вне зависимости от того, рассматривалось или не рассматривалось дело в кассационном порядке, но при условии, что нет оснований и для направления дела в кассационную инстанцию.

     То же лицо может обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мнению, требуют вмешательства Высший Арбитражный Суд РФ. При ссылке на приводившиеся ранее основания вторичное обращение исключается.

     Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, то при его отмене поворот исполнения может оказаться невозможным.

     Одним условий приостановления является правило о встречном обеспечении, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

     Судебная практика выработала порядок, при котором принимается решение о приостановлении.

     Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры.

     Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы не предусмотрены.

     Ходатайство о приостановлении суд рассматривает коллегиально в судебном заседании с вынесением определения.

     Срок действия приостановления является время до окончания производства в порядке надзора, т. е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного производства.

     По результатам рассмотрения заявления или представления состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований, предусмотренных АПК, принимают определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

     В определении дается анализ примененных в оспариваемом судебном акте норм права и указывается на допущенные существенные нарушения, которые являются основанием для пересмотра дела в порядке надзора. Выйти за пределы оснований, перечисленных в ст. 304, равно как и оставить их без внимания, суд не может.

     Состав судей в определении должен также указать, какое решение, по его мнению, должно быть принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, исходя из полномочий, которыми он наделен.

     При отсутствии оснований, указанных в АПК, суд, рассматривающий обращение после возбуждения судьей надзорного производства, отказывает в направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Третьей, заключительной стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей.

     Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ образован в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Он состоит из 18 членов: Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, шести заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, председателей восьми судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ (по состоянию на 1 августа 2003 г.).

     По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ количественный состав Президиума может быть дополнен судьями Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально принять участие в рассмотрении дела. При неявке кого-либо из извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.

     Единственным основанием для принятия к производству дела Президиумом является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК.

     Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает поступившие с протестами дела в определенной последовательности и в установленные законом сроки:

   » дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

   » дела назначаются к слушанию и рассматриваются в порядке очередности их поступления в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может рассматривать дела только при участии в заседании большинства его членов (50 % плюс один). При составе Президиума в 18 человек кворум составляет не менее 10 человек.

     Судья-докладчик является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает.

      Требованиями к докладу являются:

   ≈ доклад должен раскрыть основное содержание дела исходя из тех задач, которые должен решить Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ: есть основания для надзорного пересмотра или их нет.

   ≈ главное содержание доклада заключается в разборе доводов, изложенных в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум, счел, что имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

   ≈ доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК.

     Слово для дачи устных объяснений участвующим в заседании лицам предоставляется в следующей последовательности: после доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.

     Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления.

     Принятие постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ должно соответствовать общим правилам разрешения во­просов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе, если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК. Все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судебный акт сохраняет силу.

 

3. Основания надзорного пересмотра

     Одно из центральных мест в изменениях производства в порядке надзора занимает установление определенных критериев, при наличии которых судебный акт должен быть изменен или отменен.

     Пересмотр судебного акта в порядке надзора является исключительным. Обычная процедура проверки, как правило, завершается апелляцией или кассацией или при необходимых условиях производством по вновь открывшимся обстоятельствам. Участники процесса располагают достаточными правовыми средствами для защиты нарушенного права. В апелляционной инстанции дело проверяется в полном объеме, т. е. рассматривается повторно. В кассационной инстанции проверке подвергается законность судебных актов первой и апелляционной инстанций и соответствие выводов этих инстанций относительно примененного закона фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

     Задачи Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ:

   ♦ обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение высшего суда государства по обеспечению единства судебной практики.

   ♦ устранение препятствий для принятия законного судебного решения по другому делу. Известно, что решение суда по ранее рассмотренному делу, вступившее в законную силу, является обязательным для суда, рассматривающего дело, в силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в законе.

   ♦ пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

 

4.  Полномочия Президиума  Высшего Арбитражного Суда России

     Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обладает широкими полномочиями при проверке законности судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках оснований, содержащихся в ст.  304  АПК.

     Президиум может не согласиться с доводами, содержащимися в заявлении или представлении, и с теми мотивами, которые приведены в определении о направлении дела для пересмотра в порядке надзора, принятом составом судей в соответствии с ч.  4 ст.  299 и ст.  300 АПК. В этом случае он отказывает в удовлетворении заявления или представлении и признает оспариваемый судебный акт соответствующим закону, оставляя его без изменения. Этот вывод Президиум делает, если не находит оснований для надзорного пересмотра.

     Президиум вправе отменить судебный акт любой нижестоящей инстанции полностью или частично и направить дело в ту инстанцию, судебный акт которой подвергся пересмотру. Президиум проверяет только вопросы права и не вторгается в сферу деятельности судов первой и апелляционной инстанций в части установления фактических обстоятельств. Возвращая дело в нижестоящую инстанцию, Президиум вправе дать указание о том, чтобы новое рассмотрение проводилось в ином составе судей.

     Президиум вправе при наличии определенных условий отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение, при определенных ограничениях:

   ≈ обстоятельства дела, основанные на проверенных доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, остаются неизмененными.

   ≈ участвующие в деле лица должны присутствовать в заседании Президиума и использовать свое право дать соответствующие пояснения.

   ≈ когда нижестоящие инстанции допустили такое неправильное применение закона, которое  является основанием для надзорного пересмотра судебного акта.

     Президиум отменяет судебный акт полностью или частично и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст.  150  АПК, за исключением отказа от иска, исходя из ограничения, установленного ч. 2 ст. 49 АПК.

     Президиум также может отменить или частично изменить судебный акт и соответственно оставить иск без рассмотрения с соблюдением требований гл. 17 АПК.

     Прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения в надзорной инстанции может быть только при наличии оснований, содержащихся в ст.  304  АПК.

     Исходя из того, что Президиум может столкнуться с ситуацией, когда по делу состоялись судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в законе предусмотрено положение, когда оставляется без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

     Исходя из указанного, по результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ принимает следующие решение:

   ♦ оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или
представление без удовлетворения;

   ♦ отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на но­вое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президи­ум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;

   ♦ отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судеб­ный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;

   ♦ отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производ­ство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

   ♦ оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

     Указания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые даны при отмене судебного акта, в целях обеспечения единства судебной практики путем единообразного применения закона при рассмотрении конкретных дел являются обязательными для всех инстанций арбитражного суда, в части, касающейся понимания смысла и значения конкретных правовых норм, подлежащих применению при новом судебном рассмотрении.

     Обязательность указаний Президиума ограничена определенными пределами, которые касаются вопросов, находящихся исключительно в ведении суда первой и апелляционной инстанций. Президиум не может вторгаться в доказательственную базу и считать установленными фактические обстоятельства, которые этими инстанциями признаны недоказанными или не установленными. Президиум не обладает полномочиями предписывать суду, каким доказательствам при новом рассмотрении дела следует отдать предпочтение и какие из них при оценке принять во внимание или отвергнуть. Поэтому лишь суд, обладающий правом устанавливать все значимые для правильного рассмотрения дела факты, проделав эту работу, может определить, какая норма материального права подлежит применению и соответственно какой судебный акт будет этим судом принят.

     Статья 306 АПК, регламентирующая содержание постановления, принимаемого Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам рассмотрения заявления или представления о пересмотре дела в порядке надзора, является новой. В  АПК 1992 и 1995 гг. подобной статьи не было. Содержание постановления определялось исходя из общих требований  АПК и полномочий, которыми обладал Президиум.

     Постановление Президиума должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам. Оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

     Постановление Президиума должно отражать:

   ≈ доводы, приведенные в заявлении или представлении, и содержание требования, изложенного в обращении в  Высший Арбитражный Суд РФ;

   ≈ если представлен отзыв — возражения, приведенные в нем;

   ≈ объяснения, данные участвовавшими в деле лицами в ходе заседания Президиума;

   ≈ основания, содержащиеся в ст. 304 АПК, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из которых состав суда пришел к выводу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора;

   ≈ мотивы, а также выводы и решения, к которым в итоге пришел Президиум, в соответствии с его полномочиями, предусмотренными ст. 305 АПК, — об оставлении без изменения или об отмене судебного акта;

   ≈ в случае направления дела на новое рассмотрение — указание Президиума на то, какие действия должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.

     Со дня принятия постановления Президиума оно вступает в законную силу и подлежит обязательному исполнения.

      В пятидневный срок со дня принятия постановления Президиума его копии направляются лицам, участвующим в деле и  публикуется в "Вестнике  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Это положение имеет важное значение в целях обеспечения единства судебной практики и свидетельствует о последовательном осуществлении принципа прозрачности правосудия.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!