Лекция 6 "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВЕТВЯХ ВЛАСТИ"

«Государственное управление в различных ветвях власти»

 

     Система органов государственной власти в Российской Федерации отражает единство конституционных принципов построения и деятельности государственных органов. К ним относятся:

   a) Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 Конституции РФ).

     Именно права и свободы человека и гражданина определяют главное содержание и направление деятельности органов государственной власти России с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

   b) Народовластие (ст.3 Конституции РФ).

     Верховной властью в стране наделяются органы, которым народ доверяет и вручает соответствующие полномочия. Эти органы формируются непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами.

   c) Федерализм (ст.5 Конституции РФ).

     Благодаря этому принципу обеспечивается единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения  предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов.

   d) Разделение властей (ст.10,11 Конституции РФ)

     Основные функции власти (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали (самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный уровень и субъектов Федерации). Кроме того, в ветвях власти происходит структурное деление функций и полномочий. Децентрализация власти и ее разделение является гарантией предупреждения ее концентрации не только в каком-либо органе власти, но и в руках отдельной личности.

   e) Законность (ст.15 Конституции РФ)

     Формирование органов государственной власти, их функции, полномочия и деятельность осуществляется на основании Конституции, законов и в рамках законодательства.

   f) Деидеологизация (ст. 13 ч.2 Конституции РФ)

     Никакая идеология (как это было в советский период или существующий в мусульманских странах - Иран) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

   g) Употребление национальных языков наряду с государственным языком.

     Конституция в ст. 26 закрепила право использования родного языка. Субъекты Федерации в праве устанавливать собственный государственный язык, который может официально использоваться наравне с русским  (ст.68 Конституции РФ).

   h) Светский характер государства   (ст.14 Конституции РФ)

     Религия во всех ее видах отделена от государства, осуществляется взаимное невмешательство в дела, взаимоотношения строятся на основе Конституции РФ и законодательства.

     Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчиненности и ответственности, над ними как правило нет других органов которым они починены (Президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия).

     Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности. В Конституции РФ (ст.10 К.) закреплено осуществление государственной власти в России на основе ее разделения  на законодательную, исполнительную и судебную. Система государственной власти России является двухуровневой и включает в себя: федеральные органы и органы власти субъектов Федерации. На федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют (ст.11 К.): Президент России, законодательная власть – Федеральное собрание, исполнительная власть – Правительство, судебная власть – суды. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется двумя способами: конституционным (считается универсальным) и договорным (например, между РФ и Татарстаном в 1994 г.).

 

1. Президент РФ в системе управления государством

Институт Президента в России был введен в 1991 году. Ещё до распада СССР Президент России действовал параллельно с Президентом СССР. В системе органов государственной власти России институт Президента РФ занимает ведущее место.

В некоторых ведущих зарубежных странах с президентской формой правления роль президента носит формальный характер и не обладает существенными полномочиями. Место президента в системе разделения властей в зарубежных странах также оценивается по-разному. В США, как и в других президентских республиках, президент является главой исполнительной власти, в парламентарных республиках президент характеризуется как глава государства, а исполнительная власть принадлежит правительству страны. В России была выбрана прямо противоположная модель, согласно которой у нас сильная президентская власть. Вместе с тем, в нашей стране существуют различные взгляды о месте президента в системе государственной власти. В одном случае, утверждается только, что он не входит ни в какую ветвь власти, не определяя его место. Другое мнение выражается в отнесении его к исполнительной власти, а третьи характеризуют Президента только как главу государства, опираясь на положения ч.1 ст.80 Конституции РФ. Существует тенденция в научных кругах, в соответствии с которой предлагается выделить институт Президента в особую ветвь государственной власти и рассматривать ее координационно-арбитражной по своему характеру.

В предыдущей Конституции РФ Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти  в государстве. В связи с изменениями на мировой обстановки арене, и политическими изменениями внутри России,  вызванными в первую очередь распадом СССР, требовалось повышение персонифицированного представительства государства. Конституционное определение Президента как главы государства соответствует более высокому статусу государства во взаимоотношениях с другими странами. Кроме того, статус главы государства напрямую связан с основами жизнедеятельности государства и общества.

В Конституции РФ 1993 года главам, посвященным трем ветвям власти предшествует глава 4 относящаяся к институту Президента России, тем самым подчеркивается особое место института Президента в осуществлении государственной власти. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов государственной власти.

К функциям Президента как главы государства относятся:

a) представление государства внутри и вне страны – постоянный и официальный представитель;

b) является гарантом Конституции, контролирует ее исполнение;

c) определяет основные направления внешней и внутренней политики страны;

d) является гарантом прав и свобод человека и гражданина в России;

e) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

f) принимает меры по охране суверенитета государства.

Из анализа конституционных положений следует, что институт Президента занимает обособленное положение и не относится ни к одной из трех ветвей власти. Можно сказать, что он стоит выше их, осуществляет не только координацию их деятельности, но и контролирует. Не смотря на сильную президентскую власть Россию относят не к президентским, а полупрезидентским республикам. При этом конституционная модель президентской республики в России и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем сдержек и противовесов предотвращается превращение института Президента в режим личной власти, неподконтрольный народу или способный игнорировать иные ветви власти в государстве.

Одним из решающих факторов, определяющих особый правовой статус Президента, является его избрание непосредственно народом путем тайных прямых выборов, что дает основание говорить о нем как о непосредственном представителе всего народа России. Если депутаты избираются от отдельных групп населения (по округам), Правительство и судьи назначаются, то Президент получает свою власть непосредственно «из рук» всего многонационального населения страны. Власть Президента носит непосредственный характер, а не производный как у других органов и должностных лиц государственной власти.

      При рассмотрении правового положения Президента надо учитывать, что его полномочия изложены не только в 4 главе, но и в других статьях Конституции РФ.

Правовой статус Президента России имеет некоторые особенности:

¨ не является главой исполнительной власти (как в США), выступая скорее гарантом разделения властей и координатора их отношений;

¨ имеет большое влияние на назначение премьер-министра и меньше чем президент Франции зависим от соотношения политических сил в парламенте;

¨ не связан обязательствами ни с одной из партий и опирается на собственный аппарат (администрация Президента и Совет безопасности и др.), формируемый на профессиональной, а не на партийной основе и назначаемый самим Президентом.

Не являясь главой какой-либо ветви власти, Президент, тем не менее, благодаря своим исключительным полномочиям и характеру взаимоотношений с другими должностными лицами и органами государственной власти оказывает непосредственное влияние на их деятельность.

В силу своего особого положения и характера функций, Президент сочетает отдельные черты всех трех ветвей власти:

a) издает указы, которые могут быть направлены как на восполнение пробелов в законодательстве, так и для выполнения им конституционных задач, выступает с законодательной инициативой, подписывает принятые Государственной Думой законы и может вносить предложения об изменении и дополнении действующих законов, назначает референдум;

b) имеет полномочия исполнительной власти по руководству министерствами и ведомствами, подчиненными только ему, а также осуществляет отдельные функции, присущие исполнительной власти (например, может отменять постановления Правительства и принять решение о его отставке, решает вопрос о приеме в гражданство, вопросы обороны и безопасности, иностранные дела, имеет свою администрацию и т.п.);

c) Президент решает вопросы помилования в последней инстанции и тем самым может изменить приговор суда, что является только прерогативой вышестоящего звена судебной власти. Представляет Совету Федерации для назначения кандидатуры судей.

Исходя из особенной деятельности Президента, можно выделить две стороны его статуса: как руководящий орган государства (подписывает законы, издает указы, назначает судей и др.) и как высшее должностное лицо (председательствует на заседаниях Правительства, Совета Безопасности, является Верховным главнокомандующим и др.).

Вместе с этим Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти не только различных ветвей, но и разных уровней. Как глава государства, не принадлежащий ни к одной из ветви власти, Президент выступает арбитром при разрешении конфликтов и разногласий между ветвями власти, между органами государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации, между органами власти разных субъектов Федерации (ст.85 К.).

     Полномочия Президента, изложенные в Конституции РФ словно можно объединить в отдельные группы:

a) В сфере правового статуса личности;

b) Связанные с федеративным устройством;

c) В отношениях с законодательной властью;

d) В отношениях с органами исполнительной власти;

e) Связанные с отношениями с судебной властью;

f) Полномочия в военной сфере;

g) По урегулированию чрезвычайных ситуаций;

h) Полномочия в области внешней политики.

Таким образом, по конституционным параметрам в России существует смешанная форма государственного правления, сочетающая элементы президентской и парламентской республики. При этом особенностью является стремление поставить Президента над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках всю полноту власти, а в роли координатора и арбитра отношений между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Несмотря на особое положение Президента в системе государственной власти и исключительный характер его полномочий, его власть имеет пределы благодаря принципу сдержек и противовесов. Так например его исключительное право на введение военного или чрезвычайного положения: указ Президента об их введении  незамедлительно должен передаваться на утверждение Совету Федерации.

Согласно Конституции РФ  кандидатом на пост Президента может быть гражданин РФ, достигший 35 лет и проживающий непрерывно на территории России не менее 10 лет, имеющий высшее образование. При этом существуют некоторые особые ограничения. Не может быть кандидатом лицо, прекратившее ранее исполнение обязанностей Президента в результате:

= отставки,

= стойкой неспособности по состоянию здоровья выполнять эти обязанности,

= отрешения от должности.

В России на выборах Президента РФ баллотировалось от 6 до 11 кандидатов. После принятия ФЗ  о политических партиях правом выдвижения кандидата на этот пост обладают политические партии или инициативные группы избирателей (не менее 500 чел.), которые должны собрать 2 млн. подписей избирателей в поддержку кандидата. Не обязателен сбор подписей для партий, имеющих фракции в Государственной думе.

В соответствии с действующим законодательством выборы Президента проходят по мажоритарной (фр. Majoritee - большинство) системе абсолютного большинства (различают Мажорит. и.с. абсолютного большинства - более ½ всех голосов, относительного – большее между кандидатами и квалифицированного- 2/3, ¾ всех голосов), т.е. более половины всех поданных голосов избирателей в первом туре. При повторном голосовании, как это было в 1996 г. на выборах Ельцина Б.Н., достаточно относительного большинства голосов между двумя кандидатами.

На последних выборах Президента России 14 марта 2004 г. в первом туре из 6 кандидатов действующий Президент РФ Путин В.В. (самовыдвижение) получил абсолютное большинство голосов – 73,28 % при явке избирателей  в 62,28 % всего населения Дмитровского района). Другие кандидаты набрали меньшее количество голосов: Харитонов Н.М. (от КПРФ) - 10,9 %, Глазъев С.Ю. – 4,6 %, Хакамада И.М. – 3,2 %, Малышкин О.А. (ЛДПР) – 1,6 %, Миронов С.М. (независимый) – 0,6 %.

Согласно ст.82 Конституции РФ, избранный Президент вступает в должность с момента принесения присяги. Вопрос вступления Президента в должность регулируется ст. 60 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Принесение присяги Президентом – инаугурация (лат. – посвящение, вступление в должность) – является формальным мероприятием государственного значения, фиксирующим официальное вступление законно избранного народом в ходе голосования Президента. Приведение к присяге президента проходит обязательно в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судьи Конституционного Суда РФ. Присутствие представителей иностранных государств, часто на инаугурации присутствуют главы и равные им по рангу должностные лица, носит символический характер признания ими вновь избранного Президента как главы государства и символизирует дружественное отношение к его кандидатуре. 

Срок полномочий вновь избранного Президента ограничен Конституцией и составляет 4 года. Пост Президента не может заниматься одним лицом более двух сроков подряд.

Прекращение полномочий Президента возможно в случае:

  • по истечении установленного Конституцией срока;
  • в случае его отставки – добровольный уход с поста подписанием письменного заявления (31.12 1999 г. – Ельцин Б.Н.);
  • в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья выполнять эти обязанности;
  • в результате отрешения от должности (в связи с совершением тяжкого преступления), который предусматривает особый порядок и процедуру импичмента, в котором участвуют Государственная Дума (2/3 голосов), Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд.

Согласно Конституции РФ Президенту предоставляются определенные льготы и гарантии. Он обладает неприкосновенностью (ст.91): никто не может применять в отношении Президента физического или психического насилия, он не может задерживаться, обыскиваться, арестовываться.

Президент не может быть привлечен к любому виду правовой ответственности пока он состоит в должности, да и после это проблематично в силу ФЗ. Президент, как высшее должностное лицо государства, в принципе ни перед кем не несет ответственности, над ним нет никого кроме народа его избравшего.

Формой выражения полномочий Президента является издание им двух видов нормативных актов: указов и распоряжений.

 

2. Роль законодательной власти в управлении государством

Вопросам законодательной власти в Конституции РФ посвящена 5 глава. Расположение её сразу после положений о президенте и перед разделом о Правительстве указывает на значение представительной и законодательной власти, а также ее место в системе разделения властей. Высшим законодательным органом российского государства является Федеральное Собрание. Конституция (ст.94) прямо называет Федеральное собрание парламентом России и тем самым утверждается его представительный и законодательный характер.

Правовой статус Федерального Собрания раскрывается не только в 5 главе Конституции РФ, но и в других её разделах, а также иных федеральных конституционных актах, посвященных Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание, как законодательная власть России, состоит из двух палат: верхней - Совет Федерации (178 человек - по два представителя от субъекта) и нижней – Государственная дума (435 депутатов). Обе палаты создают внутренние структурные органы – комиссии. Такая структура Федерального Собрания связана прежде всего с федеративным устройством нашего государства и принципами его образования. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную систему. В очень редких случаях (в прошлом ЮАР, Югославия) парламент насчитывает большее число палат от 3 до 6. Иногда в понятие парламента вкладывается тройственность содержания: Великобритания – две палаты и монарх, в Индии – две палаты и президент. В некоторых странах мира однопалатные парламенты, которые имеют свои названия; Всекитайское собрание народных представителей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании, риксдаг в Швеции). Почти во всех странах одна палата именуется палатой депутатов, а другая сенатом. Как правило нижняя палата депутатов имеет больше полномочий, чем верхняя.

Каждая из палат Федерального Собрания России имеет свои особенности по порядку формирования, процедуре работы, кругу полномочий. Здесь также незримо присутствует принцип разделения властей и система сдержек и противовесов, только в другом аспекте внутри одной ветви власти.

Государственная Дума формируется на основе выборов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, когда общее число избирателей делится на 225 округов. Другая половина (225) избирается по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. К распределению мандатов в этом случае допускаются только списки получившие не менее 5 % голосов избирателей, принимавших участие в выборах.

Такая система выборов называется смешанная. Она соединяет два принципа: принцип большинства (мажоритарность) и пропорциональности (для партийных списков).

Конституция установила три требования для депутатов (кандидатов): гражданство РФ, возраст 21 год и наличие права участвовать в выборах и избираться признание судов недееспособным и содержание в местах лишения свободы по приговору суда).

Парламент России, как и в большинстве зарубежных государств, единственный коллегиальный законодательный орган государства. В странах где нет парламента законодательством занимается монарх – султан, король, эмир (катар, Саудовская Аравия, Оман), или совет монархов (эмиров) составных частей федерации (ОАЭ). В мусульманских странах такие законодательные акты называют низамами, так как считается, что все законы (кануны) содержатся в Коране.

В отдельных странах мира законы могут приниматься надпарламентскими (Туркменистан – Халк Маслахаты) или подпарламентскими (Греция, Италия, Испания, Португалия и др.) органами, так называемыми решающими комиссиями, а также на основе делегирования полномочий (делегированное законодательство).

Управление государством Парламент как законодательная ветвь власти в России, как и в других странах, осуществляет прежде всего путем принятия законов и иных правовых актов, а также участия в формировании государственных органов (назначение председателя Правительства, назначении судей Конституционного суда и др.) на разных уровнях и осуществления контрольных функций (счетная Палата – бюджет, соблюдение и исполнение законов.

Выполнять функции в системе государственного управления Федеральное Собрание может только в совокупности обеих палат. Законодательный акт принятый Государственной Думой считается принятым Федеральным Собранием только после его утверждения Советом Федерации и подписания Президентом. Хотя подпись Президента носит согласительный характер и одобрения закона, а также своего рода распоряжение исполнительным органам к неукоснительному его исполнению. В отдельных случаях достаточно участия только одной палаты: половина ЦИК РФ избирается каждой палатой отдельно. Индивидуальные действия депутатов (запрос в государственный орган) является использованием прав парламентария, а не Парламента, хотя бы потому, что Парламент коллегиальный орган.

Участие Парламента в управлении государством проявляется в его функциях:

a) Является органом народного представительства всего и выражает суверенитет населения страны;

b) Только Парламент вправе от имени народа осуществлять законодательствование и принимать законы, имеющие высшую силу в государстве не только для граждан, но и для органов государственной власти. Тем самым осуществляет регулирование общественных отношений в обществе, в чем проявляется верховное руководство государственными делами.

c) Участвует в формировании, роспуске, освобождении других высших органов и должностных лиц государства и субъектов Федерации;

d) Осуществление парламентского контроля в отношении органов исполнительной власти и в различных сферах общественной жизни.

e) Объявление амнистии является исключительной компетенцией Парламента (около 15 раз);

f) Деятельность в сфере внешней политики проявляется в заслушивании посланий Президента, участие в международных межпарламентских слушаниях и др.

g) Государственная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии законодательных и нормативных актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации.

Все свои полномочия Федеральное Собрание осуществляет на своих заседаниях во время сессий (весенняя с 12.01 по 20.06 и осенняя с 01.09 по 25.12). Принятие закона происходит по определенной процедуре. Законодательный процесс – это система действий в парламенте, завершающаяся принятием закона или отклонением его проекта. Обсуждение закона происходит в трех чтениях, которые могут быть проведены в отдельных случаях в один день.

Принятые законы подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

 

3. Правительство России как субъект государственного управления

Законы принятые Парламентом подлежат исполнению на всей территории государства. С целью обеспечения исполнения законов создаются органы исполнительной власти: федеральные и субъектов Федерации, которые образуют систему органов исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.

Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня органов: руководящие органы (Президент, Правительство РФ) и органы государственной администрации (министерства и ведомства).

Правовой базой для государственного органа являются нормы Конституции РФ, соответствующих законов, положений и иных нормативных актов. Построение и функционирование органов исполнительной власти основывается на принципах федерализма, централизации и децентрализации, законности, гласности, единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности.

Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

í целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

í организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

í компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

Органы исполнительной власти разнообразны, что связано с различными сферами их деятельности, объемом компетенции и т.д., что дает возможность группировать их по различным основания:

a) по уровню функционирования (федеративному устройству):

  • федеральные органы (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);
  • органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, губернаторы, правительства и т.д.);
  • региональные органы (представители Президента, управления федеральных министерств и ведомств  в федеральных округах, командующие военными округами, т.д.)

b) по характеру компетенции:

ç общей компетенции – управление всеми отраслями сферы деятельности (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы и т.п.);

ç специальной  компетенции:

v отраслевые органы – руководство отдельной сферой или отраслью управления;

v внутриотраслевые органы – в рамках отрасли руководство определенным участком (территориальные органы федеральных министерств);

v межотраслевые органы (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (госкомстат, стандартизации и др.);

v органы смешанной компетенции – имеющие признаки отраслевой и межотраслевой компетенции (Минздрав в МВД и в Минобороны).

В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ, структурное содержание определяется и состав которого назначается Президентом России. Аппарат органов исполнительной власти самый многочисленный в сравнении с другими ветвями власти, что в первую очередь связано с функциями и направлениями деятельности.

Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности в соответствующий период. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров, назначаемых Президентом по представлению Председателя Правительства. Президент может самостоятельно вводить должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства. Число заместителей определяется Президентом. В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум, состоящий из Председателя, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, федерального министра – руководителя Аппарата Правительства. При Правительстве для решения оперативных вопросов образована и действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам во главе с Первым заместителем Председателя Правительства.

Сущность исполнительной власти, заключающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции:

a. контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении;

b. управленческая и организационная деятельность по исполнению законов и реализации государственной политики в различных областях общественной жизни;

c. административное нормотворчество в подзаконодательной форме;

d. административное правоприменение, осуществляемое в двух формах:

  • оперативно-исполнительная – реализация предписаний правовых норм и позитивное регулирование с помощью индивидуальных правовых актов;
  • юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

e. осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация и т.п.);

f. охрана правопорядка,  обеспечение безопасности граждан и общества (полицейская функция);

g. информационно-аналитическая деятельность.

Осуществление исполнительной власти происходит в различной форме. Форма осуществления исполнительной власти – это внешнее выражение действий, совершаемых исполнительными органами (должностными лицами) в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия. Можно назвать следующие формы:

a) правовые – всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия. По своему содержанию к ним относится:

  • правотворческая управленческая деятельность – создание, изменение, отмена или усовершенствование правовых актов;
  • правоприменительная деятельность – разрешение конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм;

b) неправовые  (организационные) – не влекут прямых юридических последствий. Они могут подразделяться на:

¯  осуществление организационных действий, возникающих в повседневной деятельности органов исполнительной власти (разработка программ, работа с кадрами, контроль и т.п.);

¯  решение материально-технических задач вспомогательного характера в управленческой деятельности (пр.- ведение делопроизводства);

c) по целям использования:

  • внутренние – решение организационно-штатных вопросов, управление структурными подразделениями внутри управленческого органа, руководство сотрудниками,
  • внешние – обеспечение выполнения функций, возложенных на исполнительный орган.

d) по способу выражения:

X словесные (письменные и устные);

X конклюдентные (жесты, сигналы, знаки и т.п.).

Осуществление исполнительной власти может происходить в других формах:

  • составление и предоставление отчетов (декларации в налоговую инспекцию и т.п.);
  • осуществление государственной регистрации (охотничье оружие и др.);
  • выдача документов, подтверждающие специальные права субъектов (лицензирование);
  • совершение иных юридически значимых действий.

Исполнительно-распорядительная деятельность носит подзаконный характер. Она должна осуществляться только на основе закона, во исполнение закона и в рамках закона. Исполнительная власть не только исполняет законы, но и действует (распоряжается от имени государства) в установленных законом пределах. Правовой базой для деятельности исполнительной власти служит административное право.

Важную роль играют органы исполнительной власти в формировании условий для реализации административно-правового статуса граждан. Они непосредственно должны решать вопросы обеспечения гарантий прав и свобод граждан. В пределах своей компетенции эти органы:

= издают правовые акты, влияющие на реализацию административно-правового статуса;

= сами реализуют исполнение нормативно-правовых актов, влияющих на административно-правовой статус граждан;

= содействуют гражданам в реализации их прав и свобод;

= осуществляют охрану и защиту прав и свобод граждан от нарушений.

 

4. Судебная власть в государственном управлении

В различных странах создаются и действуют различные по форме государственные и частные юридические организации, которые осуществляют в обществе разнообразную юридическую деятельность. Особое место среди них занимают государственные суды, которые наделены государственными полномочиями и представляют собой одну из ветвей государственной власти.

Судебная власть обладает только ей присущими свойствами и отличается от других ветвей власти способами осуществления своей деятельности. Она не устанавливает нормативных правил поведения в обществе как законодательная власть и не занимается исполнением законов как исполнительная ветвь.

Для судебной власти присущи характерные черты. Деятельность суда носит конкретный характер  в особой процессуальной форме, установленной законом и нарушение которой приводит к незаконности принимаемых судом решений.  Сфера деятельности суда – разрешение конфликтов в общественных отношениях, при разрешении которых суд действует от имени государства («Именем Российской Федерации») и использует государственную власть. Суды, осуществляя правосудие, обеспечивают верховенство закона, господство права в обществе.

Особенностью судебной власти является то, что она осуществляется не через деятельность конкретного государственного органа или учреждения, а судебным присутствием в судебном заседании единолично судьей или коллегией судей. Участие  присяжных и народных заседателей в принятии решения касающегося ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц также характерно только для судебной власти. В заседании коллегии министерства с правом решающего голоса не могут участвовать граждане.

Полномочия судебной власти носят исключительный характер, поскольку таких полномочий нет больше ни у одной ветви власти: от наложения штрафа, лишения родительских прав до отмены законодательного акта, лишения свободы и даже жизни.

Вместе с тем судебная власть слабее чем законодательная, опирающаяся на поддержку населения, избирателей, или исполнительная, обладающая силовыми средствами для выполнения своих функций.

Отличительной чертой судебной власти является не политический характер деятельности. Если законодательная и исполнительная ветви власти тесно связаны с политикой в обществе: от формирования до принятия решений о направлении деятельности, то при осуществлении судебной власти это не только не допустимо, но и прямо запрещено законом.

Для судебной системы характерна более высокая степень стабильности, бюрократизма и консерватизма, чем для других ветвей власти, где надо принимать оперативные решения на основе складывающейся ситуации в обществе, государстве, в мире. В тоже время, суд защищая законные права и интересы граждан, обеспечивает защиту государственной власти, поддерживает легитимность государственного управления. Одновременно суд выполняет идеологическую роль в обществе, воспитывая уважение граждан к закону, способствует укреплению правопорядка в обществе (функция исполнительной власти).

В соответствии с Конституцией РФ (ст.118) правосудие в России осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Для выполнения этого конституционного требования в РФ создана и действует судебная система, которая состоит из Федеральных судов (Конституционный, Верховный, верховные краевые, областные городские и т.п., военные и специализированные суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды - ВАС, суды округов, субъектов РФ) и суды субъектов Федерации (конституционные (уставные), мировые судьи). Все суды составляют единую судебную систему государства, образованных на общих принципах, в соответствии с федеральным законодательством.

Все виды судов имеют свою сферу деятельности и следовательно свои особенности формирования, деятельности и специфику принимаемых ими решений.

Конституционный Суд назначается из 19 судей на 15 лет без права их повторного назначения. Предельный возраст 70 лет.

Конституционный суд осуществляет только последующий контроль по решениям вступившим в законную силу правовым актам.

Основная задача Конституционного суда охрана и защита Конституции РФ, осуществление контроля за соответствием решений, законодательных и нормативных актов требованиям Конституции РФ. Решения суда принимаются коллегиально открытым голосованием в совещательной комнате, при этом судьи не имеют права воздерживаться от голосования.

Верховный Суд – является высшим судебным органом среди судов общей юрисдикции, рассматривающих гражданские, административные, уголовные дела в первой и второй инстанции. Верховный Суд например рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента РФ, Правительства, Федерального Собрания и др., дает разъяснения по судебной практике. Другие суды общей юрисдикции создаются по территориальному признаку в субъектах Федерации, административно-территориальных единицах (районные суды), или в особых судебных округах (межмуниципальные в крупных городах, мировые суды участков).

При судах общей юрисдикции образуются суды с участием присяжных заседателей, которые рассматривают только уголовные дела с предполагаемым суровым наказанием. Приговоры таких судов обжалуются только в Верховном Суде.

Мировые судьи это суды общей юрисдикции субъектов Федерации входящие в единую судебную систему государства. Одни судья назначается на участок с населением 15-30 тысяч человек.

В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, создаваемые в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы.

Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры.

Действующим законодательством допускается создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел (налоговых, трудовых споров и др.), но в настоящее время этот вопрос пока не решен.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!