Лекция 4 "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ"

«Территориальная  структура государственного управления в России»

1. Общегосударственное  управление

      Российская государственность является уникальной, потому что процессы миграции и взаимодействия многочисленных народов, происходившие на территории евразийской равнины в течение хотя бы последнего тысячелетия не имеют аналогов больше нигде. Поэтому и рассматривать российскую государственность и российский федерализм надо особо, не пытаясь подходить с мерками европейских стран.

    Впервые вопрос федерализма был рассмотрен, обоснован, нормативно определен и организационно реализован «отцами-основателями» США. С момента своего возникновения проблема федерализма носила государственно-правовой характер и связывалась с построением и распределением государственной власти, принадлежащей народу. С тех пор в более чем 20 странах, где принято федеративное устройство, сущность федерализма сводилась и сводится к следующим положениям (общая характеристика федерализма):

  ♦ конституционно закрепленная форма государственного устройства, при которой составные части единого государства обладают большими самостоятельными полномочиями в управлении различными областями и сферами общественной жизни;

  ♦ конституционный принцип распределения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, включая и местное самоуправление, имеет строго определенный, взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объем полномочий;

  ♦ конституционно согласованная  составная часть механизма общественного самоуправления в целом и конкретно по уровням, т.к. федерализм предполагает осуществление власти народа через все организационные структуры;

  ♦ конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина, ибо только распределенная (разделенная) государственная власть способна оберегать общество от попыток узурпации власти отдельными структурами или личностями.

     В истории России проблема федерализма возникла после октябрьской революции 1917 года. Из Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 года следовало, что в РСФСР на началах федерации входят автономные областные союзы. Тем самым намечался подход к формированию федеративной российской государственности в форме Советов. Однако на практике пошло дробление территории на национальные государства. Восторжествовал  принцип самоопределения наций вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Когда в 1922 году из четырех государственных образований (БССР, ЗСФСР, РСФСР, УССР), в числе которых уже было два федеративных, образовался СССР, то его возможно по инерции продолжали считать федеративным государством. Даже в учредительных документах СССР (Декларация об образовании СССР, Договор об образовании СССР) говорилось о союзном государстве (т.е. союзе государств). Во всех последующих документах до распада СССР за союзными республиками признавался государственный суверенитет и право свободного выхода из СССР. Это с юридической точки зрения признаки конфедерации, а не единого федеративного государства. РСФСР имела вообще особенности. Она вроде бы считалась федерацией, но в ней к внутренним государственным образованиям относились только автономные республики. Статус административных автономий имели автономные области и автономные округа, а остальные административно-территориальные единицы (края, области) управлялись как в унитарном государстве. Более того, помимо государственных органов РСФСР они управлялись напрямую союзными органами, так как подавляющая масса управляемых объектов России считалась в союзном подчинении. Такое положение постоянно приводило к напряженности.

     В истории нашего государства было много возможностей для создания действительно федеративного государства в рамках СССР, однако ими не воспользовались и пошли по самому простому пути – его развала.

     Поэтому Россия только вступила на самостоятельный путь построения демократического, правового, федеративного государства. На этом пути сделано уже не мало. В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор, который носит учредительный характер. Им был заложен новый подход распределения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны. Другим важным моментом и новым шагом в развитии федерализма России является принятие Конституции России 12.12.1993 г. всенародным референдумом. Особое значение с позиций федерализма имеет признание Конституцией равноправия субъектов России между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст.5). Это имеет серьезное значение для развития демократизации государственного устройства, источником которого являются равные права и свободы человека и гражданина независимо от места его проживания и специфических признаков.

     Для развития основ демократии требуется создание упорядоченного правового пространства России, как на всей территории, так и между различными уровнями правового регулирования по вертикали. Это наталкивается на различные подходы в определении понятия суверенитета  субъектов Федерации.

Суверенитет относится к сложным социальным образованиям и имеет в своей сущности несколько граней.

     Идеологом теории государственного суверенитета считается француз Жан Боден (1530-1596), автор большого труда «Шесть книг о республике». Он связывал суверенитет с государственной властью и представлял его в виде свойства государственной власти быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Ж.Боден внес в определение суверенитета правовой принцип зависимости государственной власти от воли людей, хотя и через волю монарха.

     Понятие народного суверенитета, в обоснование которого внес вклад Жан Жак Руссо (1712-1778), возникло в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти за утверждение прав «третьего» сословия – буржуазии. Главное здесь было в том, что источником государственной власти является воля народа, а не воля монарха. Это в свою очередь являлось основополагающим моментом в придании природе государственного суверенитета демократического начала.

     Идеи национального суверенитета возникли в период подъема освободительного движения колоний за свою политическую самостоятельность и  государственную независимость.

     Наличие трех видов суверенитета не является основанием для их самостоятельности и независимости друг от друга. Суверенитет является понятием неотъемлемым от понятия государственности.

     Для государственного управления явление государственного суверенитета имеет большое практическое значение, поскольку оно придает ему целостность и практическую реализуемость. На практике в отдельных случаях за внешними высказываниями о суверенитете, под влиянием региональных, национальных, географических и иных ложных интересов, можно рассмотреть обыкновенный сепаратизм правящей кучки людей, стремящихся узурпировать власть в каком-либо регионе. Истинный государственный суверенитет представляет собой явление, обеспечивающее в стратегическом плане историческое существование и развитие народа создавшего государство.

     Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ (Чеченская республика, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан) признают суверенитет республики более широким, фактически повышают статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией РФ и международными принципами федерализма. Основой попыток такого сепаратизма чаще всего является разработанная в 1903 году большевиками программа по национальному вопросу и их теория о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения. Демократический принцип самоопределения народов был извращен в своей основе, поскольку предполагалось, что только через создание самостоятельной государственности можно решить все национальные и иные проблемы. Жизнь показывает противоположное и примером тому является распад СССР и образование самостоятельных государств на базе бывших союзных республик (Белоруссия, Украина, Таджикистан и др.)

     Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основе государственного управления России,  как и другого демократического государства, находится два основания:

  • принцип разделения властей;
  • принцип комплементарности – разделение государства на уровни управления.

     Государственное управление в России осуществляется Федерацией и субъектами Федерации. Федеральное управление осуществляется на всей территории страны, которая определяется государственной границей России, включая сушу, внутренние воды, территориальное море (12 (22 км) морских миль от суши, воздушное пространство над ними до геостационарной орбиты Земли (100-110 км), недра земли на достижимую глубину, а также континентальный шельф (понижение морского дна от суши). Территорией государства считаются воздушные, морские суда и космические аппараты под флагом России.

     Общегосударственное управление осуществляется высшими (президент, парламент, конституционный суд, верховный и высший арбитражный суды, правительство) и центральными (министерства и ведомства) органами государства. Общегосударственный характер управления высшими и центральными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности. В Конституции РФ (ст.71) определяются предметы исключительного ведения Федерации.

     Система государственной власти России включает в себя: Президент России, законодательную власть – Федеральное собрание, исполнительная власть – Правительство, судебную власть – федеральные суды и суды субъектов федерации.

     Правовой статус Президента России имеет некоторые особенности:

   ¨ не является главой исполнительной власти (как в США), выступая скорее гарантом разделения властей и координатора их отношений;

   ¨ имеет большое влияние на назначение премьер-министра и меньше чем президент Франции зависим от соотношения политических сил в парламенте;

   ¨ не связан обязательствами ни с одной из партий и опирается на собственный аппарат (администрация Президента и Совет безопасности), формируемый на профессиональной, а не партийной основе и назначаемый самим Президентом.

     Федеральное Собрание, как законодательная власть России, состоит из двух палат: верхней - Совет Федерации (по два представителя от субъекта) и нижней – Государственная дума. В 2000 г. в качестве совещательного органа при Президенте создан Государственный совет.

     Исполнительная власть осуществляется Правительством, назначаемым Президентом России (председатель правительства по согласованию с Государственной Думой. В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, комиссии, агентства, органы надзора. Основными внутриорганизационными звеньями органов исполнительной власти являются департаменты, управления, отделы, комиссии. Работа правительственных органов в основном строится по функциональному признаку и охватывает 4 основных блока: Экономический, административно-политический, социальный и контрольный.

     На федеральном уровне судебная система России представлена Верховным судом, состав которого назначается Советом Федерации по представлению Президента. При Верховном суде действует Судебный департамент  обеспечивающий деятельность всей вертикали судебной системы. На региональном уровне существуют Верховные суды республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения. Разрешение экономических споров отнесено к компетенции Высшего арбитражного суда, имеющий соответствующие звенья на региональном уровне. Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд. Он является высшей судебной инстанцией, основным направлением деятельности которого является осуществление контроля за исполнением Конституции.

     Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчиненности и ответственности, над ними, как правило, нет других органов которым они починены (президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия).

     Особый характер общегосударственного управления проявляется в образовании семи федеральных округов.

     Одним из звеньев государственной системы управления с 1993 г. является институт полномочных представителей, который был создан для обеспечения вертикали исполнительной власти. Введение этого политического института было обусловлено необходимостью обеспечения нормального становления органов власти на местах в регионах. Однако полномочные представители Президента  в регионах как представители центральной власти на местах остались и после образования властных структур в регионах. Отрицательное отношение к «президентской» вертикали проявляют Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), не допуская её развития на своей территории. 13.05.2000 г. Указом Президента России № 849 институт полномочных представителей был реорганизован, в России было создано семь федеральных округов: Центральный    (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на-Дону), Поволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). Эти округа имеют статус межрегиональных образований. Образование семи федеральных округов сформировало новый уровень государственно-административного управления и приблизило федеральную власть к потребностям и интересам регионов.

     Статус полномочного представителя президента определен как статус государственного служащего, назначаемого Президентом, в составе Администрации Президента России, с прямым подчинением Президенту.

     Общегосударственное управление осуществляется также федеральными государственными служащими.

     Исключительный характер государственного управления проявляется в особых методах его осуществления, которые могут применяться только государственными органами (суд, внутренние войска, прокуратура, ФСБ и т.п.).

 

2. Государственное управление субъекта федерации

     В мире 1/8 часть всех государств относится к федерациям, в их числе и Россия. В каждом государстве различное количество субъектов, которые имеют разные названия. Российская Федерация самая большая в мире федерация, состоящая из 89 субъектов, представляющих шесть видов субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального значения.

     В качестве исторической справки. К началу ХХ века в России насчитывалось 8 генерал-губернаторств, 78 губерний, 18 областей, 4 градоначальства, 2 военных губернаторства (Николаев и Кронштадт), а также округа, волости и станы.

     Такое количество субъектов сложилось исторически и в силу особенностей российского федерализма:

   ♦ Россия была провозглашена федерацией, а не создавалась путем объединения самостоятельных государств;

   ♦ с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не конституционно-договорной;

   ♦ создавалась как асимметричная федерация;

   ♦ субъекты федерации создавались по национально-территориальному и административно-территориальному признаку;

   ♦ субъекты не имели права выхода из федерации;

   ♦ статус субъекта может быть изменен.

     Особенностью российского федерализма является двойная правосубъектность автономных округов: они самостоятельные субъекты РФ, но территориально входят в состав области или края, которые тоже являются субъектами РФ. Здесь просматривается неурегулированность взаимоотношений между этими субъектами. Исходя из анализа конституций и уставов субъектов Федерации, существующие отношения органов государственной власти субъектов Федерации с федеральными органами можно условной разделить на три вида:

   a.  отношения строящиеся на основе конституции РФ и Федеральном договоре (большинство);
   b.  отношения федеративные, но основанные на индивидуальных договорах (Башкортостан, Алтай, Адыгея, Чувашия и др.);
   c.  отношения близкие к конфедеративным (Тува, Татарстан, Якутия).

     Характерной чертой субъекта федерации является наличие собственных независимых государственных органов власти. Это приводит к тому, что в субъекте осуществляется двойное, но разделенное государственное управление: во-первых, федеральные органы осуществляют государственное управление общегосударственными вопросами на основе общего регулирования или путем создания на местах делегатур федеральных органов и деятельности федеральной службы, во-вторых, сам субъект в рамках своих  полномочий осуществляет свое государственное управление.

     Государственное управление субъекта ограничено его территорией и кругом полномочий. Разграничение полномочий между федеральной и региональной властью осуществляется на основе Конституции России, где указаны предметы исключительного ведения Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъекта. Все остальное входит в исключительную сферу ведения субъекта, это так называемые остаточные полномочия, не имеющие для государства принципиального значения. Кроме того, управленческие полномочия субъекта Федерации ограничиваются установленной законом сферой управления муниципальных образований.

    Для государственного управления субъекта федерации создаются необходимые органы. В субъектах федерации имеются свои законодательные органы, чаще всего однопалатные. Функции исполнительной власти осуществляются главами администраций или правительствами. В некоторых субъектах есть и то и другое одновременно, причем глава администрации может возглавлять правительство или быть самостоятельным лицом. Как правило глава администрации избирается населением субъекта. В российской судебной системе судами субъектов федерации являются конституционные (в республиках в составе федерации) и уставные суды (других субъектов).

    В отдельных исключительных случаях федерация имеет право вмешиваться в управление субъекта. Это возможно в ситуациях когда в результате всевозможных проверок вскрываются грубые систематические нарушения положений Конституции и федеральных законов, факты коррупции в органах власти субъекта, незаконного и нецелевого расходования бюджетных средств, массовых беспорядках среди  населения. В подобных случаях, после установленных судом фактов нарушений, предупреждений Президента РФ о необходимости устранения нарушений, федеральный парламент вправе своим законом распустить законодательный орган субъекта РФ, а Президент вправе отрешить от должности главу администрации субъекта федерации.

 

3. Вопросы управления автономиями

     Одним из вопросов в государственном управлении является управление автономиями. В переводе с греческого «авто - номия» означает «сам» и «закон» – собственный закон или собственное управление, самоуправление. Различают различные виды автономий. Национально-культурная автономия представляет общественное объединение людей, относящих себя к разрозненной этнической группе, не имеющей единой территории. Особенно выделяют территориальную автономию, имеющую определенное значение в государственном управлении. Такая автономия обычно создается в связи с этническими, бытовыми, культурными и иными особенностями населения, компактно проживающего в каком-либо регионе (Нахичевань в Азербайджане, Шотландия в Великобритании и др.). Различают политическую (часто называемой государственной или законодательной) и административную территориальную автономию.  Ярким примером политической автономии является Республика Крым в составе Украины.   Имея свои немногочисленные органы власти политическая автономия может издавать свои законы по узкому кругу вопросов местного значения (санитария, сельское хозяйство, охота и рыболовство и т.п.). Своих судебных органов политическая автономия не имеет. Однако в судебном процессе допускаются некоторые особенности – учет местных традиций, использование местного языка.

     Административная автономия имеет еще более узкую компетенцию в управлении.

 

4. Административно-территориальное деление и государственное управление

     В любом государстве территория разделена на различные территориальные единицы. Кроме территорий субъектов федерации и различных территориальных автономий территория государства может быть поделена на сельские административные единицы и сельские районы, города и внутригородские районы. В некоторых зарубежных странах существует только два административно-территориальных звена община и область как в Болгарии, во Франции их четыре – коммуна (община), арондисман (район), департамент (округ) и режьон (область). Управление в них осуществляется по-разному, в том числе в зависимости от того обладает или нет такая единица статусом муниципальным образованием. В административно-территориальном образовании не являющимся муниципальным образованием управление осуществляется назначаемым государственным должностным лицом, поэтому в них существует только государственное управление. Обычно название муниципальных образований совпадает с наименованием административно-территориальной единицы. В разных странах по-разному решаются вопросы государственного строительства. Где-то в муниципальных образованиях есть только местное самоуправление, в других наряду с этим присутствует и осуществляется государственное управление, могут создаваться отделы и управления министерств и ведомств центральной власти.

     Административно-территориальное деление имеет свою иерархию: ниже стоящие административно-территориальные единицы подчинены выше стоящим – район - области.

     Существующее в настоящее время в России административно-территориальное деление сформировалось на основе прежних территориальных полномочий местных советов. Административно-территориальной единицей следует считать  часть территории субъекта федерации, имеющую собственное наименование и определенные границы. Наиболее характерными административно-территориальными единицами в России являются:

   1) Регион – область, губерния, край, республика, субъект федерации. Это территориальное поселение, статус которого в качестве самостоятельного субъекта определен Конституцией РФ, с широкими экономическими и политическими полномочиями. Регион может выделяться по этническому (республика) и территориальному (область, край) признакам. Регион является проводником государственной политики с учетом местных интересов и традиций. Республики имеют свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономные область и округ имеют уставы и собственное законодательство.

   2) Внутриобластной район (уезд) - административно-территориальная единицы, образованная из совокупности малонаселенных пунктов, осуществляющая функции хозяйственного и политического управления территорией. Внутриобластной район является промежуточным территориальным звеном между регионом и территориальным поселением (городом, селом, поселком). Он предполагает наличие районного центра и служит основным звеном в системе управления на местах, в котором концентрируется необходимая социальная и инженерная инфраструктура для обеспечения входящих в него поселений.

   3) Город – территориальное поселение урбанизированного типа, с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Различают крупные, средние и мелкие города с их дифференциацией на столичные города, областные центры, города районного подчинения, поселки городского типа и др. исторически города формировались как самостоятельные органы местного самоуправления на территории автономных поселений людей.

   4) Округ – выделяемая внутри городской системы управления административно-территориальная единица, подконтрольная главе городского самоуправления. Округа являются подразделениями муниципальной власти и, как правило, не обладают статусом самоуправляемой общности. Например в Москве управление округом представлено институтом префектур, которые являются частью административного аппарата города.

  5) Внутригородской район – территориальная единица в пределах города. В той же Москве этой административной единице соответствуют управы. Выделение районного звена способствует приближению населения к власти и рационализации системы управления на территории города.

   6) Село (деревня, хутор, станица) – поселение, расположенное в неурбанизированной зоне, с высокой общностью ее жителей, преобладающим наличием дворов натурального хозяйства, с господством сельскохозяйственного вида деятельности. Однако бывают и несельскохозяйственные сельские поселения, с занятостью населения в сфере промышленности, транспорта, лесного хозяйства, отхожими промыслами, курортно-санитарным обслуживанием и т.п.

     В каждой из приведенной административно-территориальной единице реализуется или государственное или муниципальное управление. Государственное управление концентрируется на федеральном уровне, в круг полномочий регионов входят вопросы, не вошедшие в сферу влияния федеральной власти.

     Любое территориальное образование может быть признано самостоятельным управляющим субъектом при наличии определенных элементов: территориальная граница, собственность, легитимные органы власти, бюджет и население.

     В соответствии со структурой управления население избирает власть, которая, в свою очередь, учреждает отношения собственности, в определенных границах территории, в пределах которой проживает население. Располагая собственностью, власть формирует бюджет территории, определяющий основу взаимодействия населения с собственностью. Это взаимодействие привязывается к специфике прав собственности различных групп населения, владеющих различными частями собственности территориального образования и соразмерно этому способными оказывать какое-либо воздействие на власть.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!