Лекция 2 "ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА"

«Государство как управляющая система»

 

1. Государство  и  государственная  власть

Государство как социальный институт    

Для понимания особенностей государственного управления необходимо разбираться в вопросах возникновения государства и его развития. В настоящее время среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих на данном историческом этапе властью. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и следовательно является структурой благоденствия. Эти и другие подходы к возникновению и значению государства формировались на протяжении веков на различных исторических этапах оценка государства была различная.

     Существует много теорий возникновения государства, среди которых основными являются следующие:

   ≈  Теологическая (религиозная, божественная);

   ≈  Патриархальная (отеческая):

   ≈ Договорная (естественно-правовая);

   ≈ Органическая;

   ≈ Насилия (внутреннего и внешнего);

   ≈ Психологическая;

   ≈ Классовая и др.

     Рассматривая эти теории условно можно определить на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

   a) Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили.

     К данной группе теорий образования государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

     Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

     Существует теория, которая объясняет возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которого лежит насилие или внутреннее или внешнее. При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

     Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

   ≈ Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

   ≈ Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

   ≈ Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

     В российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства. В процессе образования государства наиболее важную роль играют, видимо, следующие факторы:

  • Социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления общностью людей;
  • Выполнение «общих дел»;
  • Социальная асимметрия;
  • Необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.

   b) Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

     К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

     Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьики и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

     Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

     Современное государствоведение позволяет выделить пять подходов к понятию государства:

  • Теологический  - наиболее распространенный в средние века и среди современных сторонников исламского фундаментализма.
  • Классический – государство рассматривается как единство трех элементов: власти, территории и населения. Такой подход характерен для западных политологов.
  • Юридический – сторонники этого подхода рассматривают государство как систему правоотношений, нормативное единство.
  • Социологический – наиболее широко распространенный подход, как марксистского, так и немарксистского направления.
  • Марксистский подход рассматривает государство как диктатуру господствующего класса. Немарксистские социологические школы при рассмотрении государства объединяют юридические, экономические и политические признаки: государство определяется как официальный представитель общества.

     Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.

     Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что это территориальная организация людей:

   ♦ этим преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

   ♦ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

     Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

     Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

     Основная проблема заключается в определении «золотой середины» между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем.

     Особенность государства как социального института заключается и в том, что только через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение.

     Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат управления – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Одна часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

     Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. К сожалению, десятилетиями в нашей стране формировалось мнение о сверхъестественности людей находящихся у власти, что приводило к удалению государства от общества, народа. Между тем, государственно-правовые институты создаются обществом для ведения общественных дел, и люди, занимающие различные государственные посты, воспитываются и выдвигаются обществом. Государство должно иметь только те институты, которые служат интересам общества, а в решении задач государства и их осуществлении должно принимать все общество. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.

     Отличительной чертой государства является также его целостность, поскольку представляет собой объединенное им общество людей. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

Функции государства

     Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции. Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы.

     Одна из основных функций государства политическая, заключающаяся в обеспечении целостности и сохранности общества, поскольку государство и возникало с целью преодолеть раскол общества, создать условия для его гармоничного и спокойного развития, разрешения в рамках закона противоречий и конфликтов между различными социальными группами путем достижения компромисса.

     Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

     Цель государства состоит в создании организационно-правовых предпосылок, условий, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества. Только развитие производственной сферы может служить твердой основой как для решения политических и социальных проблем общества, так и для его экономической независимости и самостоятельности. Экологические кризисы, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, духовная деградация людей выдвигают сегодня на первый план вопросы экономического поведения людей. Без участия государства и использования его властной силы сохранить нормальную среду обитания люди не в состоянии, несмотря на активное экологическое движение в мире.

     В современных условиях на успехи в осуществлении внутренних функций государства все большее влияние оказывает развитие связей между народами разных стран.

     От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме, типе.

     Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается:

   ♦ в форме правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

   ♦ в форме государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

   ♦ в виде политического режима – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти  (демократический и антидемократический.

     Любое государство проходит определенные этапы в своем становлении и развитии. Развитие государства как и общества подчинено объективным законам. Развитие современного государства, в том числе и России, характеризуется следующими чертами:

  1. процессами демократизации, созданием правового и светского государства на основе общечеловеческих ценностей;
  2. технологическое и технократическое развитие;
  3. возрастает роль государства- организатора и государства-арбитра, с уменьшением роли  и изменением форм государственного принуждения;
  4. волнообразность развития государственного управления;
  5. все более отчетливо проявляется тенденция образования смешанных форм государства (ЕЭС);
  6. ярко проявляется контраст в эволюции государств, взлет и падение (СССР).

     Главными направлениями в развитии российского государства являются развитие демократических форм управления государством, реальное обеспечение прав и свобод граждан страны.

 

2. Государственное управление как способ реализации государственной власти 

Власть и её особенности

     Понятия «государство» и «государственная управление» неотъемлемы от понятия «власть». По своей сути власть – это возможность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению. Важнейшими элементами (аспектами) власти являются:

   • Психологический – воля субъекта власти;

   • Реализационный – добровольное исполнение или силовое принуждение, вплоть до психологического давления;

   • Рецепционный – восприятие воли объектом власти, управления;

   • Информационный – обратная связь от объекта к субъекту о мероприятиях по выполнению воли субъекта или об отказе в выполнении действий.

     В повседневной жизни мы можем говорить о различной власти: в семье, на работе, в коллективе и т.п. применительно к обществу различают следующие виды власти:

   a. Личная  или персональная (в семье или господина над слугой);
    b. Корпоративная (власть в общественной организации – корпорации, распространяющуюся только на членов организации (партия) и прекращающая свое влияние на человека при выходе из состава корпорации);
    c. Социальная – власть народа в обществе.

     В некоторых случаях отдельно выделяют военную, технократическую, экспертократическую (власть специалистов) и др.

     При рассмотрении вопросов государственного  и муниципального управления наибольшее значение имеет социальная власть. Она имеет политический характер и проявляется в государственной власти. Государственная власть является производной от социальной, народной власти и политической по своему характеру, но в известной мере самостоятельная. Как особое явление, государственная власть от политической власти народа отличается чертами:

   ♦ Всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая есть государственная;

   ♦ Политическая власть это имманентная (внутренне и изначально присущая) принадлежность народа. Государственная власть – производна от власти народа, но она принадлежность государства, от имени которого осуществляется специально создаваемыми государством органами.

   ♦ Государственная власть обладает юридически верховенством в обществе и  универсальна, потому что регулирует все стороны жизни общества, которые могут регулироваться и которые необходимо и целесообразно регулировать в интересах общества:

   ♦ Государственная политическая власть отличается от других видов власти своей формой и механизмом реализации: она формализована (законодательно закреплена и сфера ее влияния определена в законе) и осуществляется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суд). Политическая власть народа проявляется в различных формах непосредственной демократии (выборы, референдум).

     Из сказанного можно сделать вывод, что государственная власть высшее проявление и продолжение политической воли и власти народа. Она универсальна и суверенна, обладает верховенством, является необходимой функцией общества и осуществляемая специально создаваемым государственным аппаратом.

      Существует множество классификаций государственной власти, в основании которых лежат различные признаки. Перечислим некоторые из них:

  a) в зависимости от методов осуществления:

  • Демократическая
  • Террористическая (авторитарная, тоталитарная)

  b) по социальной направленности:

   - власть народа

   - власть определенного класса, слоя (диктатура пролетариата)

  c) по действию в пространстве:

   ♦ федеральная (центральная)

   ♦ субъектов федерации (региональная)

   ♦ местных органов государственной власти (местная).

Легальность и лигитимность власти

     В качестве своих важнейших инструментов государственная власть использует правовое регулирование, легальное и легитимное принуждение. Издавая нормативные акты (законы - Государственная Дума) или принимая решения (суды), органы государственной власти легализуют (от лат. lex –закон), делают законными и разрешают одни виды отношений в обществе, а другие незаконными, нелегальными, запрещая их. Однако сама государственная власть для совершения подобных действий также должна быть легальна.

     Легализация государственной власти – это юридическое закрепление правомерности её установления, возникновения, организации  и деятельности её аппарата:

   = законность ее происхождения;

   = законность организации власти (установлена конституцией государства, законами, при непосредственном участии народа и его представительных органов);

   = законность сферы полномочий (границы вмешательства в дела общества и жизнь конкретного человека);

   = законность форм и методов осуществления власти (деятельность аппарата на основе норм права.

     В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется Конституцией, органов и аппарата управления - иными правовыми актами (конституционными и федеральными законами), обоснование властных полномочий, право управлять государственными делами коренится в юридических актах. Исторический опыт показывает, что законодательное закрепление положений о государственной власти еще не влечет демократичность и законность ее. Исходя из этого при определении легальности государственной власти надо в первую очередь учитывать насколько правовые акты, легализующие государственную власть, соответствуют общечеловеческим ценностям  и принципам международного права.

     Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность государственных органов и их должностных лиц:  политическую, уголовную, административную и гражданскую.

     Другим качеством государственной власти является ее легитимность – фактическое состояние, чаще неформальное (не правовое). Легитимация государственной власти – это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающую правовую и моральную законность, соответствие этой власти определенным психическим установкам, представлениям и ожиданиям общества.

     Следствием легитимности является авторитет государственной власти у населения страны и согласие народа подчиняться этой власти, что повышает эффективность воздействия государственной власти. Легитимация государственной власти может проявляться в поддержке её населением, о чём может свидетельствовать его участие в выборах, референдуме, демонстрации в поддержку законной власти и в других формах. В государствоведении различают несколько форм легитимации государственной власти:

   ≈  Традиционная – легитимация власти основана на обычае, личной, племенной, сословной зависимостью, в отдельных случаях с особой ролью религии в обществе.

   ≈ Харизматическая – (от  греч. charisma – божественный дар) легитимация власти связана с выдающимися личностями, их авторитетом и особыми личными качествами, что порой связано также с культом личности.

   ≈ Рациональная – основана на разуме народа, когда государственная власть оценивается не по её лозунгам, а  исходя из практической деятельности её аппарата и тех положительных моментов которые эта власть предоставляет фактически, реально, а не на бумаге каждому гражданину.

      Важной чертой государственной власти является её единство. Разобщенность власти, противоречия внутри её неизбежно приводят к ослаблению и в конечном итоге разрушению всего общества. Подобное положение описано в басне Н. Крылова «Лебедь, рак и щука», «когда единства нет, на лад их дело не пойдет».

      Государственная власть должна быть единой по своему существу, что проявляется в трех аспектах:

   = социальное – единство социальных сил общества, как основа, фундамент власти;

   = единая  целенаправленность деятельности государственной власти – аппарат и органы государственной власти должны решать задачи согласующиеся с общими целями и  направлением развития всего общества;

   = организационное  единство -  система органов и  методы деятельности государственной власти должны строится, прежде всего, на единстве и разделении ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

     Современные подходы к вопросу о власти дополнили доктрину разделения властей тремя новыми положениями:

   a) о балансе властей, системе их взаимных сдержек и противовесов;

   b) о взаимодействии ветвей власти и единстве по принципиальным вопросам с использованием различных методов (свойственных каждой ветви) достижения общей цели;

   c) о субсидиарности ветвей власти, когда на основании закона, с согласия или по уполномочию органы одной ветви власти своими действиями могут дополнять осуществление функций другой.

      В последние годы в практике, научных трудах и конституциях зарубежных стран появляются упоминания других, кроме традиционных, ветвей власти: избирательная, контрольная, власть прессы, церковная, трибутарная (власть политической оппозиции в парламенте и др. Некоторые из них имеют под собой какое-то научное обоснование, другие несут смешение разных явлений – общественной, публичной власти и государственной власти и т.п. В любом случае это имеет свой положительный оттенок, поскольку связано со стремлением и степенью участия населения в управлении государством и осуществлении его властных полномочий, т. е. с развитием демократии в обществе.

     Каждая ветвь власти имеет свои особые функции, методы их реализации и свой аппарат и органы. Формы деятельности по осуществлению властных государственных полномочий по управлению государственными делами у них также различны.

     Некоторые государственные органы (парламент, президент) осуществляют государственное управление в форме принятия решений - законодательствование. Их основной задачей является установление общих правил управления и контроля и в меньшей степени они непосредственно занимаются непосредственно управленческой деятельностью.

     Другая ветвь власти (правительство - министерства, ведомства, государственные служащие) основной формой реализации государственной власти имеет управленческую деятельность - исполнительство.

    У определенного круга органов и должностных лиц государственного аппарата имеются только консультативные полномочия (Госсовет из глав администрации субъектов федерации).

    Среди органов управления имеются такие, которые занимаются вопросами проверки соблюдения законов и контролем (Уполномоченный по правам человека) или соблюдением бюджетной дисциплины (Счетная палата). Такие органы сами не принимают каких-либо нормативных управленческих актов, скорее  они участвуют в управлении, что тоже является одной из форм управленческой деятельности.

     В нашей повседневной жизни мы можем наблюдать, как создаются государственно-общественные органы, в состав которых входят представители (должностные лица) государственных и профсоюзных органов и предприниматели  (трехсторонняя комиссия по вопросам трудовых отношений).

     Расширение и развитие демократических основ государственного управления приводит к тому, что в некоторых случаях отдельные функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, в связи с чем они выполняют определенные задачи государственного управления.

     В последние годы е участие, что является одной из сторон государственного управления, приводит к тому, что Россия активно участвует в международных отношениях, в работе организаций и органов, имеющих надгосударственный характер (ЕЭС, ОПЕК и т.п.). Решения таких организаций и органов в ряде случаев вызывают необходимость государственных органов принимать меры по их реализации внутри страны, т.е. тем самым государство принимает на себя обязательства по допущению частичного вмешательства в свой суверенитет, в самостоятельность решения внутренних вопросов. Принимая участие в работе международных межправительственных и иных организациях, государство косвенно допускает их участие во внутригосударственном управлении. Здесь мы непосредственно сталкиваемся с вопросом государственной политики, как внешней, так и внутренней, которые в некоторых вопросах развития государства порой тесно связаны и переплетаются.

     Государственная политика представляет собой совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. От направленности государственной политики во многом зависит содержание и технология государственного управления. Важно заметить, что государственная политика не должна быть отражением политики каких-либо отдельных политических сил, а выражать интересы всего общества. Необходимо учитывать и разделять понятия государственная политика и плюрализм  (множественность) мнений различных политических течений, слоев общества, в чем просматривается демократические основы государства.

     В идеале государственная политика представляет собой оптимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений людей (политических течений и т.п.) о своих интересах в этом развитии. В связи с этим можно определить некоторые требования к государственной политики:

  a. необходимо, чтобы ее разделяло и политическое меньшинство, иначе будут непреодолимые трудности в осуществлении политики;
   b. должна быть достаточно стабильной и обладать исторической перспективой;
   c. она должна содержать объединяющее разные силы общества начало, направленное на позитивное (эволюционное) развитие.

     На эффективность осуществления государственной политики оказывают влияние следующие условия:

   ≈ государственно-правовые – создание согласованного, структурного правового пространства страны;

   ≈ социально-психологические – осознание новых жизненных ориентиров, реальности их достижения;

   ≈ деятельно-практические – решения и действия осуществляются в соответствии с государственной политикой.

     Средства реализации государственной политики разнообразны: от разных форм собственности, рыночной экономики до организации воспитания и обучения. Настоящая государственная политика  в демократическом обществе непременно ориентирована на удовлетворение потребностей человека, не абстрактного понятия термина «человек», а конкретных людей.

 

3. Влияние  социальных норм в государственном управлении

     Важное значение в регулировании государственного управления имеют различные социальные нормы и правила. На государственное управление, представляющее собой распорядительную, организационную, контрольную и иную деятельность, значительное влияние оказывают нормы морали, особенно в точках непосредственного соприкосновения с публичной политикой. Доверие и объективная информация, соблюдение моральных принципов со стороны руководителей и государственных служащих во взаимоотношениях с населением и внутри органов управление является одной из составляющих эффективной работы государственного аппарата.

     В государственном управлении довольно часто используются обычаи и традиции – выборы председателя нижней палаты парламента осуществляется из представителей крупнейшей фракции в палате, а его заместителей из других более многочисленных объединений. Такие традиции широко распространены и в зарубежных странах - Востока, Англии и др.

     Очень широко влияние в управленческой деятельности стандартов, технических норм и правил, которые устанавливаются государством, особенно в производственной сфере.

     С течением времени в деятельности государственных органов складываются организационные нормы и обыкновения, которые также оказывают управленческое воздействие на деятельность аппарата и служащих. Примером может служить отчет народного депутата, который проходит в определенное время и в одном и том же месте, или проведение собрания по определенному регламенту.

     Хотя перечисленные нормы не являются правовыми по своей природе и устанавливаются в большинстве случаев не государством они для него не безразличны. В отдельных случаях государство поддерживает и способствует развитию некоторых из них, в других моментах, не отвечающих интересам общества и целям государства, запрещает.

     Главным регулятором государственного управления является право. Оно складывалось постепенно из доправовых социальных норм и обычаев. Право формируется по двум направлениям: во-первых, социальные нормы других видов перерастают в нормы права, путем их законодательного закрепления, и, во-вторых, нормы права создаются самим государством, когда в них возникает потребность общества.

      Если рассмотреть характерные черты права, можно обратить на следующие составляющие:

   1. Правовая норма - выраженное в законе общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от его нарушения мерами государственного принуждения. Правовые нормы отличаются от других социальных норм способом закрепления, общеобязательностью и охраной государством. Правовые нормы содержатся в письменной форме в разнообразных правовых актах: Конституции, федеральных закона и законах субъектов федерации, постановлениях Правительства РФ и нормативных актах исполнительных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления, публичных правовых договорах, международно-правовых актах, ратифицированных государством и др.

     Поскольку нормы права регулируют общественно значимые отношения, а не личные отношения людей, они имеют социальный характер. Все они в определенной степени составляют часть организующей управленческой деятельности государства, хотя непосредственно к управленческой деятельности относится их незначительная часть из всей имеющейся их совокупности.

     Норма права по своей форме состоит из трех элементов:

   - гипотеза – устанавливает условия применения нормы;

   - диспозиция – определяет характер действия или бездействия

   - санкция – представляет собой ответственность за нарушение требований к форме поведения субъекта.

   2. Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.

     Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.

     Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

     Отрасль - это главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

     Подотрасль - это упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

     Институт  права - это обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

   3. Волевой характер права является другой его стороной. На определенных исторических этапах нормы права защищали интересы социальных групп или отдельных личностей под страхом карательного воздействия со стороны специально созданного для этого государственного аппарата. С развитием демократии нормы права изменяются не только по своему содержанию, но и выражают интересы подавляющей части населения страны, которое само начинает создавать нормы права. Государство в праве начинает выражать волю и интересы различных социально-политических сил общества, использую для этого свою власть и легитимный характер принуждения к нарушителям права.

   4. Общечеловеческие ценности (постулаты добра, справедливости, общего блага, демократии и др.) также находят свое проявление в нормах права, содержащихся в различных законодательных и иных правовых актах, начиная с Конституции РФ. Они имеют большое ориентирующее значение в определении характера правовой системы, а также в государственном управлении, определяя характер и направленность деятельности государственных органов и их должностных лиц. Рассматриваемая сторона права кардинальным образом отличает демократическое государство от тоталитарного, деспотического.

    5. Государственное принуждение является отличительной чертой права при сравнении его с другими социальными нормами. Если нарушение моральных норм находят свою оценку в общественном порицании и только, то выполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. При нарушении правовых норм предусматриваются различные виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная. При этом зачастую юридической ответственности сопутствует общественное порицание, общественное осуждение противоправного поведения.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!